Отраслевая структура экономики Китая
Высокие темпы роста Китая обеспечены прежде всего обрабатывающей промышленностью и сферой услуг. Одной из наиболее динамичных отраслей обрабатывающей промышленности является машиностроение. Однако в целом ассортимент машиностроительной продукции все еще остается ограниченным по сравнению с промышленно развитыми странами и не достигает мирового уровня (около 20% продукции машиностроения соответствует мировым стандартам).
Быстро растет электротехническое и транспортное машиностроение, значительно увеличился выпуск электроники. Рост производства в электронной промышленности обеспечивается за счет бытовой техники: телевизоров, DVD плееров, микроволновых печей.
Заметно увеличилось производство продукции основной химии, такой, как соляная кислота, кальцинированная и каустическая сода, химические удобрения, пестициды. Структура химической промышленности перестраивается: растет производство продукции органической химии.
Происшедшие изменения приблизили структуру промышленного производства к уровню ведущих индустриальных стран, который они имели несколько десятилетий назад. В ней большое место занимает текстильная промышленность (9% обрабатывающей промышленности по добавленной стоимости), черная металлургия (10,6%), промышленные химикаты (10%), керамика, фарфор (7,7%), а на все машиностроительные отрасли приходится 24,5%.
Значительными темпами растет производство сельскохозяйственной продукции (5,9 за 90-е годы, 4,4% за 2000-2005 гг.). В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, а животноводство занимает относительно скромное место — примерно 1/3 продукции. Производство зерна достигло 500 млн. т, или 0,4 т на человека. Качественные изменения в структуре производства считаются важной составной частью совершенствования это сферы.
В целом в структуре китайского хозяйства произошли существенные перемены. Соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами изменилось в пользу последнего при одновременном высоком росте в каждом из них. Доля сферы услуг возросла до 1/3 ВВП, сельского хозяйства — сократилась до 17%. При этом к концу века в стране в основном решена продовольственная проблема и преодолен недостаток предметов первой необходимости. Доля обрабатывающей промышленности несколько снизилась.
Отраслевая структура китайского хозяйства.
Отрасли |
Сельское хозяйство |
Промышленность |
Обрабатывающая промышленность |
Сфера услуг |
Источник: World development report., 2007/2008. World Bank. Oxford.
Своеобразна размерная структура промышленных предприятий. Быстрое развитие получили малые и средние предприятия, которые выпускают около половины промышленной продукции, обеспечивают 40% прибыли.
Ведущее место в воспроизводственном процессе занимает государственный сектор, на долю которого приходится 40% ВВП. Однако, он имеет тенденцию к сокращению. Наиболее низка его доля в легкой и пищевой промышленности. До конца 90-х годов государство занимало почти монопольное положение в сфере связи, банковском деле. Определенная доля государственных предприятий функционирует на основе плановых поставок.
Значительное место занимает коллективный сектор. Его доля поднялась до 39%, еще выше его доля в занятости.
Индивидуальные и совместные предприятия (частный сектор) обеспечивают 29% производства. Наиболее значима доля частного сектора в сфере услуг — 37%. Формирующийся негосударственный сектор не замещает, а в основном дополняет существующие государственные предприятия, оказывая на них стимулирующее конкурентное давление на рынке.[11]
Определенную разорванность хозяйственному механизму придают образованные экономические районы (5), открытые приморские города (13), открытые экономические зоны в приморских районах. Цель их создания — привлечение иностранного капитала и увеличение экспорта. Ряд этих образований в меньшей степени связан с внутренним рынком, чем с внешним. Отдельные хозяйственные территории представляют Сянган и Макао.
Поддержание определенного единства функционирования национальной хозяйственной системы выдвигает необходимость поддержания на должном уровне регулирующих функций государства. Оно должно обеспечивать необходимую пропорциональность производства. Поэтому государство прилагает усилия по регулированию иностранного капитала, направлению его во внутренние провинции, снижая льготный компонент в прибрежных районах.
По масштабам производимой продукции сельское хозяйство Китая является одним из крупнейших в мире. Постоянная нехватка угодий является одной из основных особенностей сельского хозяйства. Из 320 млн. га распаханных площадей для использования подходят только 224 млн. га, в то время как площадь пахотных земель составляет около 110 млн. га, что составляет около 7% мировой пашни. Согласно Китайской классификации лишь 21% земельного фонда относится к высокопродуктивному.
Сельскому хозяйству страны традиционно присуще растенееводчиская, прежде всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубниплоды и соя. Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране. Основные рисоводческие районы находятся южнее реки Хуанхэ. За многовековую историю выращивания риса в Китае было выведено около 10 тыс. сортов. Пшеница – вторая по значению зерновая культура в стране, стала распространяться с VI-VII века. К настоящему моменту не в одной стране мира не собираются такие высокие урожаи пшеницы как в Китае, кроме того в большом количестве выращиваются сладкий картофель (батат), клубни которого богаты крахмалом и сахаром.
Выращивание технических культур имеет для Китая важное значение. В результате сложившейся структуры цен их производство гораздо более доходно, чем зерна, хлопка, овощей и фруктов, даже не смотря на то, что по выращиванию, например хлопка Китай занимает третье место в мире. Также широкое распространение имеет выращивание масличных культур, служащих основным источником пищевых жиров. Главными из них являются арахис, рабс и кунжут.
Успехи в развитии экономики способствовали стабилизации экономического положения, сокращению противоречий между общественным спросом и предложением, насыщению ранка продукцией АПК и снижению цен.
В настоящие время основой АПК в Китае все еще остается земледелие, и занимает первое место в мире по сбору риса, одной из первых по производству пшеницы и хлопка.
Развитие товарных отношений, частного сектора меняет положение рабочей силы. Произошли изменения в трудовом законодательстве: сняты ограничения на рост заработной платы, на работу по совместительству, одновременно расширились права предпринимателей по набору рабочей силы, по применению штрафных санкций. Осуществляются комплексные мероприятия в сфере социального обеспечения. Их целью является создание слаженного механизма социальной защищенности различных социальных групп с тем, чтобы смягчить негативные последствия реформ и процессы социальной дифференциации.
Лекция18. Россия в мировой экономике.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Экономика Китая
Китай – признанный лидер среди стран догоняющего развития. Экономические кризисы в рамках страны. Активизация многосторонней дипломатической активности. Ведущие отрасли Китая, инвестиционный рейтинг. Платёжный баланс, бюджет, государственный долг.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.10.2012 |
Размер файла | 1,7 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
“Волгоградский Государственный Технический Университет”
Волгоград, 2010 г.
- 1. Экономические кризисы в рамках страны
- 2.ВВП, ВВП на душу населения КНР
- 3. Безработица
- 4. Связи с другими странами
- 4.1 Развитие добрососедских дружеских отношений
- 4.2 Взаимная поддержка и усиление сплочения в отношениях с развивающимися странами
- 4.3 Активизация многосторонней дипломатической активности
- 5. Ведущие отрасли Китая
- 6. Состояние платёжного баланса
- 7. Состояние бюджета, гос. долг
- 8. Специфика финансового рынка
- 8.1 Структура современной кредитно-финансовой системы Китая
- 8.2 ВТО и реформы банковского сектора Китая
- 8.3 Фондовый рынок Китая
- 8.4 Рынок облигаций Китая
- 8.5 Компании по ценным бумагам в Китае
- 8.6 Институциональные инвесторы в Китае
- 9. Инвестиционный рейтинг
- 10. Степень протекционизма
- 11. Специфика налогообложения
- 11.1 Налог на прибыль предприятий
- 11.2 Налог на доходы физических лиц
- 11.3 Налог на хозяйственную деятельность
- 11.4 НДС
- 11.5 Потребительский налог
- 11.6 Гербовый сбор
- Список использованной литературы
1. Экономические кризисы в рамках страны
За годы реформ и дореформенного развития Китайская Народная Республика, неоднократно сталкивалась с серьезными трудностями и вызовами, обусловленными для нее причинами как внешнего, так и внутреннего порядка. Одним из таких вызовов был, несомненно, азиатский валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг. Не меньшие, а, возможно, и гораздо большие угрозы и перемены для стабильного и в целом успешного догоняющего – а по ряду параметров – и опережающего экономического развития Китая может принести и нынешний, стартовавший осенью 2008 г., финансово-экономический кризис, в орбиту влияния которого в условиях глобализации втягивается все большая часть не только мелких и средних, но и крупнейших экономик мира. Насколько прочной и устойчивой окажется перед лицом нарастающего мирового кризиса китайская модель социально-экономического развития? Рассмотрим в данном общем ракурсе некоторые наиболее основные и значимые, на наш взгляд, процессы, факторы, тенденции и проблемы современного Китая, стараясь взглянуть на них в сопоставительном ключе и исторической ретроспективе.
В чем разница?
Для того, чтобы понять, чем новая китайская экономика будет отличаться от старой, необходимо разбить ВВП на три части: конечное потребление, валовое накопление капитала и чистый экспорт. В результате станет ясно, что в новой экономической модели Китая основную долю ВВП будет составлять конечное потребление. При этом валовое накопление капитала сократится, так как будущие инвестиции будут напрямую идти на реализацию инфраструктурных проектов и переоснащение производства. Переход от ориентированной на экспорт экономики позволит в Китае создать более совершенную промышленную базу.
Диаграмма 1
Также стоит отметить дополнительно еще 4 тенденции:
Рост потребления
Усиление роли государства
Рост национальных компаний
Развитие экономических отношений с Тайванем
Рост потребления
В отличие от популярного суждения на Западе, китайская экономика развивается, в основном, не за счет экспорта. В свое время экспорт помог Китаю встать на ноги, но в настоящее время его роль в ВВП значительно ниже, чем многие полагают. С 2003 по 2007 год доля чистого экспорта в валовом продукте составляла 16% – значимо, но не смертельно. Даже раньше внутреннее потребление и накопление составляли большую долю в ВВП.
Пока весь мир покупал недорогую китайскую продукцию, в самом Китае повышали покупательскую способность населения, таким образом, создавая устойчивую базу для внутреннего потребления. Поэтому экономический кризис 2008 года сыграл роль спускного крючка для реструктуризации всей экономической модели страны. И хотя кризис в Китае также вызвал падение рынка недвижимости и сокращение объемов строительства, но это оказалось лишь временным явлением. Благодаря государственной поддержке, объемы продаж недвижимости, например, в первом квартале 2009 года выросли на 36%. В отличие от США, в основе китайского антикризисного плана лежат прямые инвестиции. Поэтому 4 триллиона юаней государственного пакета для стимуляции экономики хватит для толчка в развитии на ближайшие несколько лет.
Китайцы со временем начнут потреблять больше. Конечно, это не произойдет в один момент. В настоящее время около 36% дохода китайцы оставляют в накоплении. В большинстве случаев накопления делают для оплаты медицинских услуг и образования. Но по мере реформирования системы страхования и банковских услуг, отпадет необходимость прятать деньги “в чулок”. К 2011 году правительство планирует инвестировать 123 млрд. долларов в создание системы общедоступного страхования.
Одним из главных преимуществ Китая всегда была и пока остается многочисленная и смиренная рабочая сила. Хотя в начале года заголовки западных газет пестрели заявлениями о массовых увольнениях китайцев на экспортирующих предприятиях, но в итоге все оказалось не так страшно. Большинство китайцев легко адаптировались к сложившейся ситуации: согласились на понижение зарплаты, нашли новую работу или даже переквалифицировались.
Так, в основу программы выхода из кризиса легло развитие внутренних регионов страны – теперь, главное, чтобы рабочие могли найти работу недалеко от родного дома, и им не пришлось бы мигрировать в другую провинцию.
С настоящего момента больше шансов получить низкопроцентный кредит имеют крупные и государственные предприятия, а также компании в сельскохозяйственных районах и в сфере образования.
китай экономика инвестиционный рейтинг
2. ВВП, ВВП на душу населения КНР
График 1. Индексы ВВП
За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) – в 3,6 раза (табл.1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.
Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.
Таблица 1. Экономический рост в Китае
По ППС в ценах 1993 г.
Среднегодовые темпы прироста
ВВП, млрд долларов США
ВВП на душу населения, доллары США
ВВП на 1 занятого, доллары США
При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф.2). К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.
Диаграмма 2. Рост ВВП
Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо.
ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА
Гипотеза 1 – отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.
Гипотеза 2 – особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики – низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.
На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл.2). Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией.
Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %
Экономика Китая
Китайская экономика занимает второе место в мире по объёму годового ВВП и паритету покупательной способности после США. По росту экономики Китай в 2011 году занимал пятое место (9,5%), средний рост за последние 30 лет составляет 10%, иногда достигая 15%. К 2020 году Китай может обогнать по ВВП США. Китай является крупнейшим в мире экспортёром, и вторым по объёмам импортёром после США. По объёму ВВП на душу населения Китай занимает 91-е место в мире. Экономическое благосостояние неоднородно, прибрежные провинции более богаты, а в глубине континента менее развиты.
Бурное экономическое развитие в Китае началось после 1978 года, когда начались либеральные экономические реформы. Ставка была сделана на создание специальных экономических зон с благоприятным налоговым и административным климатом, привлечение иностранных инвестиций и ориентирование производства на экспорт. В Государственной собственности находятся предприятия стратегических отраслей, например, аэрокосмической и оборонной. Сильно влияние государства и в других отраслях, например, в закупке сельскохозяйственной продукции.
Китайский Юань
Официально валюта Китая называется Жэньминьби (народные деньги), но в мире известна по единице измерения – Юань. Разменной монетой являются Цзяо (1 юань = 10 цзяо) и Фэнь (1 цзяо = 10 фэней), фэни практически не употребляются. Символом юаня является латинская буква “игрек” с двумя чертами – ¥, при этом японская иена имеет такой же символ. Курс юаня устанавливается Народным банком Китая относительно валютной корзины.
Юань частично конвертируем. Народный банк Китая позволяет “плавать” цене юаня в небольших пределах около установленного значения. По мнению международных экспертов, курс юаня искусственно занижен на 30-40% для повышения конкурентоспособности китайского экспорта. Развитые страны, прежде всего США, требуют от китайского правительства освободить цену юаня и сделать его полностью конвертируемым. Китай постепенно либерализирует валютную политику, но не спешит с реформами, сохраняя стабильность валютного курса и управляемость экономики.
Отрасли экономики
Сельское хозяйство
Китай является крупнейшим в мире производителем сельскохозяйственной продукции и крупнейшим в мире её потребителем. В сельском хозяйстве заняты около 300 миллионов человек. Для выращивания селькохозяйственных культур используются практически все пахотные земли в стране. Для обработки пригодны лишь 10-15% площади страны. Урожайность довольно высокая из-за интенсивного земледелия. Чуть более, чем половина пахотных земель не орошается, четверть – орошаемые земли и четверть – рисовые поля. Рис – основная сельскохозяйственная культура Китая, по производству которой Китай занимает первое место в мире. Также выращивается много пшеницы, кукурузы, сои, картофеля, сорго, просо, ячменя, табака и чая.
Животноводство также является важной отраслью. Китай занимает первое место в мире по производству свинины, кур и яиц. Имеются значительные стада крупного рогатого скота и овец. Также Китай традиционно является одним из мировых лидеров по вылову рыбы. Большая антропогенная нагрузка на моря и реки привели к тому, что сейчас значительная часть рыбы выращивается в специальных прудах. Большую угрозу для сельского хозяйства представляют экологические проблемы, такие как засухи, наводнения и эрозия почвы. Массовое уничтожение лесов в недавнем прошлом сменяется обширными программами лесовосстановления. Основными поставщиками леса в стране являются северо-восточные и юго-западные провинции.
Из-за развития промышленности в деревнях, сейчас в сельском хозяйстве заняты менее половины жителей деревни. Деревенские жители массово переезжают на заработки в промышленно развитые прибрежные провинции. Сельское хозяйство составляет лишь 13% ВВП КНР.
Добывающая промышленность
В 2004 году Китай добыл более 2 миллиардов тонн угля, 310 миллионов тонн железной руды, 175 миллионов тонн сырой нефти, 41 миллион кубометров природного газа, по 110 тысяч тонн сурьмяных и оловянных руд, 67 тысяч тонн вольфрамовой руды и 64 тысячи – никелевой, 40 тысяч тонн ванадиевой и 20 тысяч тонн молибденовой руды. А также значительное количество бокситов, боритов, гипса, магнезита, марганцевых и цинковых руд. Кроме того, Китай произвел 2450 тонн серебра и 215 тонн золота. На горнодобывающий сектор экономики приходится менее 0,9% работающих, но зато он составляет 5,3% общего промышленного производства.
Несмотря на огромные запасы полезных ископаемых и интенсивную их добычу, быстрая индустриализация страны требует ввоза сырья из-за рубежа. Китай всё активнее закупает полезные ископаемые в США и Австралии, а также активно расширяет добычу в африканских странах. Имеются поставки ископаемых и из Росии и Казахстана. Политика китайского правительства состоит в диверсификации сырьевых поставок.
Энергетика
С 1980 года резко возросло производство энергии, равно как и его потребления. Более 80% энергии вырабатывается тепловыми электростанциями, 17% – гидроэлектростанциями и около 2% – атомными. Большая часть энергетического потенциала в Китае ещё не использована. Основной проблемой энергетики является удалённость основных энергоносителей, которые находятся на севере и западе страны, от потребителей, которые сосредоточены на побережье. Проблемой также является экологичность энергетики. Основным энергоносителем является каменный уголь, который даёт до 75% энергии, и эта доля постепенно снижается. Уголь постепенно вытесняется нефтью и газом, добыча которых растёт.
Угольные электростанции наносят огромный ущерб экологии, из-за чего китайское правительство проводит реформу энергетики. Реформа направлена прежде всего на увеличение доли возобновляемых источников в общем производстве, а также на проведение кампаний по энергосбережению. Возобновляемые источники, за исключением гидроэнергии, вряд ли займут более 5% от общего производства, хотя правительством ставится задача достичь 10% к 2020 году.
Промышленность
Промышленность и строительство составляют 46,8% китайского ВВП и занимают 22,5% рабочей силы. Китайское производство сотавляет 19,8% общемирового. В 2010 году Китай стал крупнейшим производителем промышленных товаров, обогнав США. Отрасли китайской промышленности включают в себя производство практически всех товаров, существующих в мире, начиная с первичной обработки полезных ископаемых и заканчивая самым высокотехнологичным производством: электроника, оборудование ядерной энергетики, аэрокосмическая отрасль. 30% производимых товаров приходится на государственные предприятия. Государство владеет крупнейшими предприятиями тяжёлой промышленности, а также стратегическими отраслями, например, предприятиями оборонки и космонавтики.
С 2010 года Китай стал крупнейшим в мире производителем автомобилей, а также крупнейшим в мире их потребителем, а с 2011 года – крупнейшим в мире потребителем персональных компьютеров. Китай также является крупнейшим в мире производителем и экспортёром стали, в Китае производится 45% мировой стали. Бурно развивается производство автомобилей, авиации и космонватики, а также электроники. В секторе потребительских товаров важную роль играет производство текстиля и одежды, которые составляют значительную часть китайского экспорта.
Сфера услуг
В 2010 году сфера обслуживания составляла 43% китайского ВВП, уступая лишь производству. И это всё равно меньше, чем в развитых странах. Быстро развиваются оптовая и розничная торговля, появляется множество торговых центров, магазинов, ресторанов и отелей. Важную роль занимает туризм.
Транспорт
Китай имеет вторую по длине железнодорожную сеть в мире после США (91 тысяча километров). Железная дорога – самый популярный вид транспорта в Китае. Ширина колеи – стандартная (1435 мм), 47% сети электрифицировано. Китай имеет железнодорожное соединение с Россией, Монголией и Казахстаном, гда колея составляет 1520 мм, с Вьетнамом, где колея имеет ширину 1000 мм (на границе вагонам меняют колёсные пары), Северная Корея имеет стандартную колею, как и в Китае, это единственная страна при поездке в которую не надо менять колёсные пары. Планируется проведение железных дорог в Лаос и Бирму, а оттуда в Индию. С другими соседями железной дорогой Китай не соединён. Активно строится сеть высокоскоростных железных дорог, на которых поезда развивают скорость более 350 км/ч.
В настоящее время в 15 китайских городах имеется метро, ещё в 18-ти – строится, и ещё в 20 – планируется построить. Крупнейшие системы метро находятся в Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Гуанчжоу и Шэньчжене, а также в Гонконге.
В 2005 году Китай имел автодорожную сеть длиной 3,3 миллиона километров, из них с покрытием только 770 тысяч километров. Остальные – гравийные или грунтовые. Основой дорожной сети являются национальные автомагистрали (Годао). Годао имеют трёхзначную нумерацию. 12 дорог 000 серии – важнейшие маршруты страны, дороги 100 серии проложены из Пекина во все стороны, 200-й – с севера на юг, а 300-й – с запада на восток. Помимо национальных автодорог, в развитых районах есть платные скоростные автомагистрали, мосты и тоннели.
Китай стал крупнейшим в мире рынком по продаже автомобилей, этим видом транспорта пользуются всё больше китайцев, хотя число автомобилей на душу населения всё ещё намного ниже, чем в развитых странах. Велосипед является популярным среди китайцев. И хотя велосипедами пользуются всё меньше в силу пересаживания на более дорогие и престижные средства, велосипедистов в стране всё ещё очень много. Автодороги в большинстве городов имеют выделенные полосы для велосипедистов. Набирающим популярность транспортным средством является электрический мотороллер, или электрический велосипед, по производству которых Китай занимает первое место в мире: внутри страны ежегодно продаётся более 20 миллионов электрических мотороллеров, и ещё 3 миллиона экспортируется. Эти мотороллеры заряжаются около восьми часов и способны проехать до 45 километров при скорости 20 км/ч.
Интенсивно развивающимся видом транспорта является авиационный. В Китае построено более 500 аэропортов, имеются 27 национальных авиакомпаний, владеющих в сумме более, чем 1 500 самолётами. В 2005 году они в сумме перевезли более 138 миллионов пассажиров и более 22 тысяч тонн грузов. Крупнейшими авиакомпаниями являются Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines, которые обслуживают большинство международных авиарейсов.
Грузовой порт Шанхая
Китай располагает более, чем 2 000 портами, 130 из которых – международные. Общая годовая пропускная способность китайских портов составляет более 2 890 миллионов тонн. На Китай приходится более 35% мирового морского грузооборота. Шестнадцать основных портов Китая имеют пропускную способность более 50 миллионов тонн ежегодно. Китайский торговый флот насчитывает более 3 500 судов, из них 1 700 с водоизмещением более 1 000 тонн.
По протяжённости судоходных рек и каналов (110 000 километров), Китай занимает первое место в мире. Реки и каналы с древности являлись основными транспортными артериями страны. На реках расположено более 5 100 внутренних портов, ежегодный грузооборот речного транспорта составляет 1,6 миллиарда тонн грузов. В реку Янцзы могут заходить суда водоизмещением до 10 000 тонн. Важным транспортным путём является Великий канал, соединяющий пять крупных рек, включая Янцзы и Хуанхэ.
Связь и интернет
Телефон появился в Китае ещё при династии Цин, однако телефонная сеть развивалась медленно из-за войны с Японией и гражданской войны. Возрождение телефонной сети началось после прихода к власти коммунистов в 1949 году, к 1963 году телефонными линиями были соединены все центры провинций и крупные города, а в 1986 году запущен первый китайский спутник связи. С началом экономических реформ в 1980-хх годах телекоммуникационная сфера начала получать значительные инвестиции. В 1987 году в Китае появились мобильные телефоны, а в 2003 году их число превысило количество стационарных телефонов. К 2012 году число мобильных телефонов в стране превысило миллиард.
К 2010 году число интернет-пользователей в Китае составило 420 миллионов человек – это больше, чем всё население США. Тем не менее, охват интернетом населения всё ещё низок – около 32%. Наиболее популярной системой обмена сообщениями является QQ, аналог ICQ, популярнейшей поисковой системой – baidu.com.
В Китае работают более 25 000 типографий, выходит более 2 200 газет и 7 000 журналов. Крупнейшей газетой является Жэньминь жибао (народная газета), являющаяся официальным печатным органом Коммунистической партии Китая. Другими крупными газетами являются Бэйцзин жибао и Гуанмин жибао. Крупнейшими новостными агенствами являются государственное агенство Синьхуа.
В Китае вещает более 3 000 радиостанций. Крупнейшим радиовещателем является Центральная народная радиостанция, имеющая восемь каналов. Каждая провинция или муниципалитет имеют собственные радиостанции. Международное радио Китая (CRI) вещает во всех странах мира на 38 языках, включая четыре диалекта китайского.
Крупнейшей телевизионной компанией является Центральное телевидение Китая (CCTV), вещающее на множестве каналов, в том числе международных на русском и английском языках.
Наука и технологии
Китайская наука интенсивно развивается. Китай уже добился выдающихся технологических упехов. Так, китайская ядерная программа успешно завершена, и Китай владеет технологией производства ядерных боеголовок и строительства атомных электростанций.
Китайская космическая программа стартовала в 1970 году с запуска первого китайского спутника. В 2003 году с запуском космического корабля Шэньчжоу-5 с космонавтом Ян Ливэем на борту, Китай стал третьей страной в мире, осуществившей пилотируемых космический полёт. А в 2011 году была запущена Тяньгун-1 – первая китайская орбитальная станция. Китай также запускает межпланетные аппараты серии Чанъэ к Луне.
Внешняя торговля
Внешняя торговля является одним из важнейших направлений экономики. На экспорте основана значительная часть производства, хотя постепенно происходит переориентация на внутренний рынок. В 2008 году объём внешней торговли составлял 2,4 триллиона долларов США.
С 1991 года Китай является членом Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), а в 2001 году, после 16 лет переговоров, Китай вступил в ВТО.
Экономика Китая
Китайская экономика занимает второе место в мире по объёму годового ВВП и паритету покупательной способности после США. По росту экономики Китай в 2011 году занимал пятое место (9,5%), средний рост за последние 30 лет составляет 10%, иногда достигая 15%. К 2020 году Китай может обогнать по ВВП США. Китай является крупнейшим в мире экспортёром, и вторым по объёмам импортёром после США. По объёму ВВП на душу населения Китай занимает 91-е место в мире. Экономическое благосостояние неоднородно, прибрежные провинции более богаты, а в глубине континента менее развиты.
Бурное экономическое развитие в Китае началось после 1978 года, когда начались либеральные экономические реформы. Ставка была сделана на создание специальных экономических зон с благоприятным налоговым и административным климатом, привлечение иностранных инвестиций и ориентирование производства на экспорт. В Государственной собственности находятся предприятия стратегических отраслей, например, аэрокосмической и оборонной. Сильно влияние государства и в других отраслях, например, в закупке сельскохозяйственной продукции.
Китайский Юань
Официально валюта Китая называется Жэньминьби (народные деньги), но в мире известна по единице измерения – Юань. Разменной монетой являются Цзяо (1 юань = 10 цзяо) и Фэнь (1 цзяо = 10 фэней), фэни практически не употребляются. Символом юаня является латинская буква “игрек” с двумя чертами – ¥, при этом японская иена имеет такой же символ. Курс юаня устанавливается Народным банком Китая относительно валютной корзины.
Юань частично конвертируем. Народный банк Китая позволяет “плавать” цене юаня в небольших пределах около установленного значения. По мнению международных экспертов, курс юаня искусственно занижен на 30-40% для повышения конкурентоспособности китайского экспорта. Развитые страны, прежде всего США, требуют от китайского правительства освободить цену юаня и сделать его полностью конвертируемым. Китай постепенно либерализирует валютную политику, но не спешит с реформами, сохраняя стабильность валютного курса и управляемость экономики.
Отрасли экономики
Сельское хозяйство
Китай является крупнейшим в мире производителем сельскохозяйственной продукции и крупнейшим в мире её потребителем. В сельском хозяйстве заняты около 300 миллионов человек. Для выращивания селькохозяйственных культур используются практически все пахотные земли в стране. Для обработки пригодны лишь 10-15% площади страны. Урожайность довольно высокая из-за интенсивного земледелия. Чуть более, чем половина пахотных земель не орошается, четверть – орошаемые земли и четверть – рисовые поля. Рис – основная сельскохозяйственная культура Китая, по производству которой Китай занимает первое место в мире. Также выращивается много пшеницы, кукурузы, сои, картофеля, сорго, просо, ячменя, табака и чая.
Животноводство также является важной отраслью. Китай занимает первое место в мире по производству свинины, кур и яиц. Имеются значительные стада крупного рогатого скота и овец. Также Китай традиционно является одним из мировых лидеров по вылову рыбы. Большая антропогенная нагрузка на моря и реки привели к тому, что сейчас значительная часть рыбы выращивается в специальных прудах. Большую угрозу для сельского хозяйства представляют экологические проблемы, такие как засухи, наводнения и эрозия почвы. Массовое уничтожение лесов в недавнем прошлом сменяется обширными программами лесовосстановления. Основными поставщиками леса в стране являются северо-восточные и юго-западные провинции.
Из-за развития промышленности в деревнях, сейчас в сельском хозяйстве заняты менее половины жителей деревни. Деревенские жители массово переезжают на заработки в промышленно развитые прибрежные провинции. Сельское хозяйство составляет лишь 13% ВВП КНР.
Добывающая промышленность
В 2004 году Китай добыл более 2 миллиардов тонн угля, 310 миллионов тонн железной руды, 175 миллионов тонн сырой нефти, 41 миллион кубометров природного газа, по 110 тысяч тонн сурьмяных и оловянных руд, 67 тысяч тонн вольфрамовой руды и 64 тысячи – никелевой, 40 тысяч тонн ванадиевой и 20 тысяч тонн молибденовой руды. А также значительное количество бокситов, боритов, гипса, магнезита, марганцевых и цинковых руд. Кроме того, Китай произвел 2450 тонн серебра и 215 тонн золота. На горнодобывающий сектор экономики приходится менее 0,9% работающих, но зато он составляет 5,3% общего промышленного производства.
Несмотря на огромные запасы полезных ископаемых и интенсивную их добычу, быстрая индустриализация страны требует ввоза сырья из-за рубежа. Китай всё активнее закупает полезные ископаемые в США и Австралии, а также активно расширяет добычу в африканских странах. Имеются поставки ископаемых и из Росии и Казахстана. Политика китайского правительства состоит в диверсификации сырьевых поставок.
Энергетика
С 1980 года резко возросло производство энергии, равно как и его потребления. Более 80% энергии вырабатывается тепловыми электростанциями, 17% – гидроэлектростанциями и около 2% – атомными. Большая часть энергетического потенциала в Китае ещё не использована. Основной проблемой энергетики является удалённость основных энергоносителей, которые находятся на севере и западе страны, от потребителей, которые сосредоточены на побережье. Проблемой также является экологичность энергетики. Основным энергоносителем является каменный уголь, который даёт до 75% энергии, и эта доля постепенно снижается. Уголь постепенно вытесняется нефтью и газом, добыча которых растёт.
Угольные электростанции наносят огромный ущерб экологии, из-за чего китайское правительство проводит реформу энергетики. Реформа направлена прежде всего на увеличение доли возобновляемых источников в общем производстве, а также на проведение кампаний по энергосбережению. Возобновляемые источники, за исключением гидроэнергии, вряд ли займут более 5% от общего производства, хотя правительством ставится задача достичь 10% к 2020 году.
Промышленность
Промышленность и строительство составляют 46,8% китайского ВВП и занимают 22,5% рабочей силы. Китайское производство сотавляет 19,8% общемирового. В 2010 году Китай стал крупнейшим производителем промышленных товаров, обогнав США. Отрасли китайской промышленности включают в себя производство практически всех товаров, существующих в мире, начиная с первичной обработки полезных ископаемых и заканчивая самым высокотехнологичным производством: электроника, оборудование ядерной энергетики, аэрокосмическая отрасль. 30% производимых товаров приходится на государственные предприятия. Государство владеет крупнейшими предприятиями тяжёлой промышленности, а также стратегическими отраслями, например, предприятиями оборонки и космонавтики.
С 2010 года Китай стал крупнейшим в мире производителем автомобилей, а также крупнейшим в мире их потребителем, а с 2011 года – крупнейшим в мире потребителем персональных компьютеров. Китай также является крупнейшим в мире производителем и экспортёром стали, в Китае производится 45% мировой стали. Бурно развивается производство автомобилей, авиации и космонватики, а также электроники. В секторе потребительских товаров важную роль играет производство текстиля и одежды, которые составляют значительную часть китайского экспорта.
Сфера услуг
В 2010 году сфера обслуживания составляла 43% китайского ВВП, уступая лишь производству. И это всё равно меньше, чем в развитых странах. Быстро развиваются оптовая и розничная торговля, появляется множество торговых центров, магазинов, ресторанов и отелей. Важную роль занимает туризм.
Транспорт
Китай имеет вторую по длине железнодорожную сеть в мире после США (91 тысяча километров). Железная дорога – самый популярный вид транспорта в Китае. Ширина колеи – стандартная (1435 мм), 47% сети электрифицировано. Китай имеет железнодорожное соединение с Россией, Монголией и Казахстаном, гда колея составляет 1520 мм, с Вьетнамом, где колея имеет ширину 1000 мм (на границе вагонам меняют колёсные пары), Северная Корея имеет стандартную колею, как и в Китае, это единственная страна при поездке в которую не надо менять колёсные пары. Планируется проведение железных дорог в Лаос и Бирму, а оттуда в Индию. С другими соседями железной дорогой Китай не соединён. Активно строится сеть высокоскоростных железных дорог, на которых поезда развивают скорость более 350 км/ч.
В настоящее время в 15 китайских городах имеется метро, ещё в 18-ти – строится, и ещё в 20 – планируется построить. Крупнейшие системы метро находятся в Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Гуанчжоу и Шэньчжене, а также в Гонконге.
В 2005 году Китай имел автодорожную сеть длиной 3,3 миллиона километров, из них с покрытием только 770 тысяч километров. Остальные – гравийные или грунтовые. Основой дорожной сети являются национальные автомагистрали (Годао). Годао имеют трёхзначную нумерацию. 12 дорог 000 серии – важнейшие маршруты страны, дороги 100 серии проложены из Пекина во все стороны, 200-й – с севера на юг, а 300-й – с запада на восток. Помимо национальных автодорог, в развитых районах есть платные скоростные автомагистрали, мосты и тоннели.
Китай стал крупнейшим в мире рынком по продаже автомобилей, этим видом транспорта пользуются всё больше китайцев, хотя число автомобилей на душу населения всё ещё намного ниже, чем в развитых странах. Велосипед является популярным среди китайцев. И хотя велосипедами пользуются всё меньше в силу пересаживания на более дорогие и престижные средства, велосипедистов в стране всё ещё очень много. Автодороги в большинстве городов имеют выделенные полосы для велосипедистов. Набирающим популярность транспортным средством является электрический мотороллер, или электрический велосипед, по производству которых Китай занимает первое место в мире: внутри страны ежегодно продаётся более 20 миллионов электрических мотороллеров, и ещё 3 миллиона экспортируется. Эти мотороллеры заряжаются около восьми часов и способны проехать до 45 километров при скорости 20 км/ч.
Интенсивно развивающимся видом транспорта является авиационный. В Китае построено более 500 аэропортов, имеются 27 национальных авиакомпаний, владеющих в сумме более, чем 1 500 самолётами. В 2005 году они в сумме перевезли более 138 миллионов пассажиров и более 22 тысяч тонн грузов. Крупнейшими авиакомпаниями являются Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines, которые обслуживают большинство международных авиарейсов.
Грузовой порт Шанхая
Китай располагает более, чем 2 000 портами, 130 из которых – международные. Общая годовая пропускная способность китайских портов составляет более 2 890 миллионов тонн. На Китай приходится более 35% мирового морского грузооборота. Шестнадцать основных портов Китая имеют пропускную способность более 50 миллионов тонн ежегодно. Китайский торговый флот насчитывает более 3 500 судов, из них 1 700 с водоизмещением более 1 000 тонн.
По протяжённости судоходных рек и каналов (110 000 километров), Китай занимает первое место в мире. Реки и каналы с древности являлись основными транспортными артериями страны. На реках расположено более 5 100 внутренних портов, ежегодный грузооборот речного транспорта составляет 1,6 миллиарда тонн грузов. В реку Янцзы могут заходить суда водоизмещением до 10 000 тонн. Важным транспортным путём является Великий канал, соединяющий пять крупных рек, включая Янцзы и Хуанхэ.
Связь и интернет
Телефон появился в Китае ещё при династии Цин, однако телефонная сеть развивалась медленно из-за войны с Японией и гражданской войны. Возрождение телефонной сети началось после прихода к власти коммунистов в 1949 году, к 1963 году телефонными линиями были соединены все центры провинций и крупные города, а в 1986 году запущен первый китайский спутник связи. С началом экономических реформ в 1980-хх годах телекоммуникационная сфера начала получать значительные инвестиции. В 1987 году в Китае появились мобильные телефоны, а в 2003 году их число превысило количество стационарных телефонов. К 2012 году число мобильных телефонов в стране превысило миллиард.
К 2010 году число интернет-пользователей в Китае составило 420 миллионов человек – это больше, чем всё население США. Тем не менее, охват интернетом населения всё ещё низок – около 32%. Наиболее популярной системой обмена сообщениями является QQ, аналог ICQ, популярнейшей поисковой системой – baidu.com.
В Китае работают более 25 000 типографий, выходит более 2 200 газет и 7 000 журналов. Крупнейшей газетой является Жэньминь жибао (народная газета), являющаяся официальным печатным органом Коммунистической партии Китая. Другими крупными газетами являются Бэйцзин жибао и Гуанмин жибао. Крупнейшими новостными агенствами являются государственное агенство Синьхуа.
В Китае вещает более 3 000 радиостанций. Крупнейшим радиовещателем является Центральная народная радиостанция, имеющая восемь каналов. Каждая провинция или муниципалитет имеют собственные радиостанции. Международное радио Китая (CRI) вещает во всех странах мира на 38 языках, включая четыре диалекта китайского.
Крупнейшей телевизионной компанией является Центральное телевидение Китая (CCTV), вещающее на множестве каналов, в том числе международных на русском и английском языках.
Наука и технологии
Китайская наука интенсивно развивается. Китай уже добился выдающихся технологических упехов. Так, китайская ядерная программа успешно завершена, и Китай владеет технологией производства ядерных боеголовок и строительства атомных электростанций.
Китайская космическая программа стартовала в 1970 году с запуска первого китайского спутника. В 2003 году с запуском космического корабля Шэньчжоу-5 с космонавтом Ян Ливэем на борту, Китай стал третьей страной в мире, осуществившей пилотируемых космический полёт. А в 2011 году была запущена Тяньгун-1 – первая китайская орбитальная станция. Китай также запускает межпланетные аппараты серии Чанъэ к Луне.
Внешняя торговля
Внешняя торговля является одним из важнейших направлений экономики. На экспорте основана значительная часть производства, хотя постепенно происходит переориентация на внутренний рынок. В 2008 году объём внешней торговли составлял 2,4 триллиона долларов США.
С 1991 года Китай является членом Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), а в 2001 году, после 16 лет переговоров, Китай вступил в ВТО.
Краткая характеристика и оценка экономики Китая
На рубеже тысячелетий на роль мирового экономического лидера постепенно стал претендовать Китай, который обладает крупнейшей численностью населения и значительными природными ресурсами. Комбинированное использование плановой и рыночной экономики позволило стране стать мировым лидером в экспорте продукции. Интеграция в мировую экономику означает, что внутренние экономические события в КНР способны повлиять на весь мир.
Описание
На текущий момент китайская экономика является одной из крупнейших в мире по номинальному значению ВВП, а также мировым лидером экспорта продукции. Значительный рывок в развитии экономики КНР стал возможен после предоставления доступа для иностранных инвестиций в определенные сектора. Иностранный капитал позволил вывести на массовый рынок продукцию следующих отраслей:
- высокие технологии;
- автомобилестроение;
- потребительские товары;
- текстильная промышленность.
Китай располагает существенными запасами полезных ископаемых, которые разработаны только частично. Две трети энергоресурсов страны составляет уголь, далее идет нефть, которая занимает не более 20%, а прочие виды имеют долю менее 10%.
Основной упор в экономике делается на производство и экспорт товаров, что обеспечивает более 80% поступлений валюты в страну. Значительные производственные возможности, а также низкая стоимость труда ввиду высочайшей населенности, позволяют КНР быть мировым лидером в экспорте товаров.
Экономическая система строится на трех способах управления:
- плановое;
- частично плановое;
- рыночное регулирование.
Отрасли, влияющие на экономическую безопасность Китая, а также крупные инфраструктурные проекты являются частью плановой системы. Прочие сектора экономики направлены, прежде всего, на экспорт и регулируются по законам рынка. Постепенное открытие рынка происходит с конца 70-х годов прошлого века. Колоссальный скачок от отсталой аграрной страны к одной из ведущих держав делает взаимозависимыми от различных потрясений Китай и мировую экономику.
История развития
В течение более двух десятилетий (с перерывом на Вторую мировую войну) Китай был охвачен гражданской войной, по результатам которой к власти пришло коммунистическое правительство во главе с Мао Цзэдуном. С тех пор центральную роль в экономике играло именно государство, которое стало владельцем всех промышленных предприятий.
Постепенно правительство стало усиливать значение промышленного сектора экономики, причем делалось это за счет других отраслей. Одной из таких отраслей было сельское хозяйство, в котором было занято 80% трудоспособного населения. Среди приоритетных направлений развития были выделены следующие:
- металлургия;
- электроэнергетика;
- тяжелое машиностроение.
Значительная техническая и финансовая помощь в развитии промышленного производства была оказана со стороны Советского Союза. Экономическая система КНР не была выстроена рационально и многие решения не имели корректного обоснования, что привело к серьезному кризису, осложнившегося полным разрывом отношений с СССР.
Кризис продолжался около десяти лет до момента смерти Мао Цзэдуна и смены политического курса страны. Экономическая система КНР постепенно реформировалась и становилась более открытой. Были определены зоны в районе тихоокеанского побережья, куда открыли доступ для иностранных инвестиций. Китай все сильнее втягивался в мировые рыночные отношения, наращивая объемы экспорта произведенной продукции.
Текущее состояние
Постепенно Китай вышел на лидирующие роли в мировой экономике, а выделенные зоны вдоль тихоокеанского побережья существенно опередили внутренние регионы страны по уровню экономического развития. Велики темпы урбанизации населения и внутренней миграции из бедных внутренних регионов в экономически развитые.
Влияние государства на предприятия постепенно снижается, открывая новые возможности для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Для промышленности характерна трансформация в сторону улучшения качества выпускаемой продукции и поднятия уровня материально-технического обеспечения. Развитие экономики сказалось не только на промышленности, но и на сельском хозяйстве, а также на финансовой сфере: появилась полноценная банковская отрасль и развитые фондовые рынки.
Перспективы развития
Характерная тенденция экономики Китая последних лет – снижение темпа роста ВВП. Показатель инфляции держится выше установленной правительством цели, что говорит о недостаточной эффективности мер по регулированию. Наибольшее опасение вызывает отрасль недвижимости, в которой показатели строительства в два раза превышают продажи. Значительная роль Китая в мировой экономике определяет степень влияния внутренних потрясений на мировой рынок.
Преимущества
Среди основных преимуществ китайской экономики выделяют следующие:
- крупнейшие трудовые ресурсы;
- множество неразработанных полезных ископаемых;
- вложения в научно-исследовательские разработки;
- значительные государственные сбережения;
- сильный банковский сектор;
- развитый фондовый рынок;
- баланс между плановой и рыночной экономикой.
Пятая часть мирового населения сосредоточена в Китае, что определяет низкую оценку труда и преимущество перед остальными странами. Китайские рабочие отличаются высокой мотивацией и строгой дисциплиной, что позволяет успешно осуществлять производственную деятельность многим иностранным компаниям.
Наличие огромных запасов полезных ископаемых дает возможность иметь внутренние резервы на случай снижения импорта сырья. Экономика Китая не носит сырьевой характер, что делает ее более гибкой к последствиям сырьевых кризисов. Среди полезных ископаемых выделяются редкоземельные металлы: молибден, ванадий, сурьма. На долю Китая приходится более трети их мировых запасов, а объем добычи составляет более 90% от мирового уровня.
Существенные вложения в научно-исследовательскую деятельность позволяют повышать уровень выпускаемой продукции, а также компетентность местных специалистов. В настоящее время в Китае существует тенденция на собственные опытно-конструкторские разработки. Доля вложений составляет 2% от ВВП – показатель, близкий к самым развитым странам.
Низкая налоговая нагрузка на предприятия позволила обеспечить Китай существенными накоплениями, которые составляют половину ВВП. В финансовом секторе страна представлена четырьмя банками, входящими в десять ведущих мировых банков по активам и размеру капитала. Также в мировую десятку лидеров входят две китайские фондовые биржи, благодаря которым экономика получает инвестиции до 100 миллиардов долларов каждый год.
Правительство Китая умело балансирует между плановой и рыночной экономикой, поддерживая и контролируя отрасли, оказывающие влияние на жизнеспособность государства. Прочие отрасли регулируются по методам рыночной экономики, причем их количество постепенно увеличивается. Государственный контроль позволяет сдерживать отток частного капитала за границу, а отказ от привязки курса юаня к доллару направлен на последующее превращение национальной валюты в мировую.
Недостатки
Недостатки экономической системы КНР тесно связаны с ее преимуществами:
- перенаселенность;
- дисбаланс в развитии регионов;
- энергетика;
- транспорт;
- инфляция.
Правительственная политика регулирования рождаемости привела к сдерживанию темпов роста населения, а в будущем грозит значительным увеличением среднего возраста. Значительная часть граждан, требующих содержания, будет старше трудоспособного возраста.
Выделение специальных зон позволило не только поднять экономику в целом, но и создать дисбаланс развития регионов. Наиболее развитые области расположены у тихоокеанского побережья на юго-востоке страны. Существенный экономический рост данных регионов способствует значительной внутренней миграции и еще большему ухудшению ситуации во внутренних областях.
Правительство предпринимает меры по исправлению ситуации, реализуя инфраструктурные проекты. Транспортная доступность и связность страны до сих пор является одной из важнейших проблем Китая. Несмотря на колоссальные усилия и лидерство по протяженности высокоскоростных автомобильных и железных дорог, транспортная сеть все еще не удовлетворяет нуждам страны.
Риск энергетического кризиса связан с высокой долей потребления энергоресурсов, направленных на обеспечение промышленных нужд и жизнедеятельности. Более двух третей энергетического сектора составляет уголь, по потреблению которого Китай опережает в несколько раз других крупнейших потребителей. При этом запасы угля в КНР ниже, чем в США и России.
Несоответствие целевым показателям по уровню инфляции сказывается на внутренних сбережениях, которые постепенно снижаются. Вместе с этим снижается и уровень спроса, что говорит о перенасыщении рынка и возможном кризисе перепроизводства.
Современная экономика Китая
Автор: Андрей Нестеров ✔ 17.02.2018
Нестеров А.К. Современная экономика Китая // Энциклопедия Нестеровых
В статье рассматривается современное состояние китайской экономики, которая более не демонстрирует тех впечатляющих темпов роста, которые были десять лет назад.
Основные показатели экономики КНР
По данным Всемирного банка Китайская Народная Республика занимает первое место в мире по размеру ВВП (19,8 трлн.долл.), на ее долю приходится 17,08% мирового ВВП. При этом КНР занимает лишь 79 место в мире по ВВП на душу населения (14450,17 долл.) (таблица 2). За последние 10 лет в КНР численность населения выросла лишь на 4,59%, ВВП вырос в полтора раза, при этом рост ВВП на душу населения отстает от темпов роста ВВП.
Основу экономики составляет промышленность, Китай является индустриальной страной, космической и ядерной державой. КНР является крупнейшим в мире производителем абсолютного большинства видов промышленной продукции как потребительского, так и производственного назначения. Китай также крупнейший в мире автопроизводитель [1].
Несмотря на значительную роль сельского хозяйства в экономике, его развитие в Китае ограничено климатическими условиями, нехваткой воды, сокращением пахотных земель, рельефом большинства регионов и отсутствием высокоразвитых технологий агрономии, в которых нуждается КНР.
Энергетика Китая основана на угле – 67,5%. На нефть приходится около 18%, Китай занимает второе место в мире по импорту нефти после США. Гидроэнергия – около 7%, природный газ – более 5%, ядерная энергетика 0,9% и прочие источники – 1,5%.
В значительной мере современная китайская экономика зависит от внешней торговли. КНР занимает первое место в мире по совокупному экспорту, который приносит 80% поступлений валюты в страну.
Строительство в Китае идет в огромных объемах, производство цемента в КНР превышает американские в 80 раз, темпы строительства наиболее высоки в прибрежной зоне.