Экономика стран СНГ: сравнение уровня и стратегий развития

Экономика стран СНГ: 25 лет спустя

Ровно 25 лет назад, после неудавшегося путча, начался парад суверенитетов. Первой была Украина (24 августа), затем Молдова (27 августа), Кыргызстан и Узбекистан (31 августа). К этому моменту о независимости уже заявили прибалтийские республики и Грузия. Попытка вдохнуть жизнь в СССР только подстегнула его распад. Мало кто тогда осознавал, насколько далеко друг от друга будут отделены бывшие братские республики и по цивилизационному выбору, и по экономическим показателям. Оглядываясь назад, многие советские граждане как минимум засомневались бы сейчас в своем выборе, зная, какие потери их ждут. Однако история не терпит сослагательного наклонения, а 25 лет – достаточный срок для выводов. Из уважения к советскому прошлому данные показаны в разрезе пятилеток.

ВВП на душу населения

Лидеры роста – прежде всего экспортеры энергоресурсов (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан), а также транзитная и промышленно развитая Беларусь. В целом, динамика показателя определялась уровнем падения в первые годы после обретения независимости. Сильнее всего «просели» Россия и Украина. Сохранили потенциал Беларусь и Казахстан. Хуже всего ситуация у Украины – ее уровень ВВП на душу населения по паритету в 2016 году превышал начальный всего на 33%. В то время как в других странах он в среднем вырос более чем втрое.

Доля мирового ВВП

Динамика показателя в целом по СНГ определяется падением в наибольшей экономике – России, Украина и Молдова на последних местах (30% и 50% от начальной доли мирового ВВП). В связи с низкой базой наилучшую динамику демонстрируют Туркменистан, Армения, Азербайджан и Узбекистан. Можно сделать осторожный вывод, что не будь развала Союза, сопровождавшегося разрывом экономических связей между наиболее технологически развитыми республиками (Россией и Украиной), СНГ бы не потерял столько времени и экономического потенциала.

Инфляция

В целом страны обуздали высокие цены и сейчас большинство удерживает умеренную инфляцию на уровне однознаковых чисел. В 2016 году хуже всего ситуация в Украине, только-только прошедшей инфляционный пик и Азербайджане, активно к этому пику подбирающемуся.

Демография

Очень показательная наблюдается картина по численности населения. Четко видно «ножницы»: преимущественно православные страны имеют отрицательный прирост населения (хуже всего в Грузии, Украине и Молдове), а мусульманские – динамичный положительный рост (Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизстан).

Безработица

Наиболее успешными в стимулировании занятости были Казахстан и Молдова, где безработица сократилась с 13 до 5% (по методологии МОТ). Хорошая динамика в России (снижение с 10 до 7%). Наивысший уровень безработицы – в Грузии и Армении (13 и 18% в 2016 году). В новом тысячелетии Беларусь традиционно удерживает безработицу ниже 2%.

Дифференциация по доходам

В целом, положение беднейших улучшилось, но существенного прорыва не наблюдается наиболее устойчиво доходы 20% наибеднейших росли в Казахстане, Армении, Украине и Молдове. В целом, растут доходы самых богатых и бедных, средний класс в темпе роста доходов отстает.

Экономическое развитие стран СНГ

Экономическое развитие стран СНГ с 1991 по 2020 год имело несколько стадий: от момента становления и формирования до трансформации и кризисных явлений. За столь длительный период существования страны Содружества Независимых Государств прошли путь унификации и интеграции национальных экономик.

Уровень развития государств СНГ неодинаков.

В результате этого были созданы Таможенный союз (ТС), Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство. Благодаря этому экономика стран СНГ стала меняться, были упрощены таможенные правила ввоза и вывоза товаров, усилилось экономическое сотрудничество стран СНГ.

Уровень развития государств неодинаков. Рейтинг стран организации возглавляет РФ, за ней следует Казахстан, на третьей позиции находится Беларусь.

По количеству денежных потоков и развитости производства к лидерам постоянно приближается Азербайджан, в котором находится множество заводов, предприятий промышленности добывающего характера — газовой и нефтяной.

Россия является важным звеном в становлении и развитии внешнеэкономических связей, интеграции СНГ в мировое сообщество. Государства во многом зависимы от экономической ситуации в РФ, от рыночных взаимоотношений в Содружестве, от денег российских инвесторов.

Главные тенденции экономического развития

  1. Реформирование экономики. Проходит в разных странах неодинаково и отличается неоднородностью.
  2. Взаимозависимость и дополняемость.
  3. Мероприятия, направленные на создание общего комплекса сельского хозяйства и народного хозяйства. Экономические показатели стран в этом направлении говорят о том, что без объединения выпускать сельскохозяйственную продукцию невыгодно. В частности, в России упал объем производства с/х продукции и сейчас составляет 67 %. В других государствах показатели еще ниже: в Казахстане — 48 %, в Беларуси — 16 %, в Азербайджане — 15 %.
  4. Наблюдается переориентация сырьевого и топливного экспорта на рынки других стран мира, в том числе Европы, Азии, Ближнего Востока, Кавказа. Отказ от дальнейшего активного взаимодействия в данной сфере вызван тем, что многие государства имеют большие долги перед РФ. В частности, некоторые страны не рассчитались за газ, поэтому для них стоимость газа в течение последних лет постоянно пересматривается.
  5. Производители, работающие на рынках Таможенного союза, сокращают промышленность, поскольку продукция в больших объемах не востребована.
  6. Национальные экономики большинства стран СНГ отличаются однотипностью, поэтому создаются одинаковые условия для того, чтобы продвигать товары и предлагать услуги в системе внешней торговли.

Динамика ВВП стран СНГ с 2005 по 2015 год

В связи с этим перед СНГ стоят следующие проблемы дальнейшего экономического развития:

  • Входить в мировое пространство вместе или поодиночке.
  • Нормализовать рост ВВП.
  • Наполнить бюджеты стран Таможенного союза, прекратив инфляцию и ликвидировав кризисные явления.
  • Возродить промышленность.
  • Активизировать импорт и внешнеэкономические связи.

Страны Содружества уже начали постепенную интеграцию в качестве сырьевого придатка в экономику Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии, Африки. Поэтому сейчас государства СНГ работают над тем, чтобы усилить сотрудничество и сделать более продуктивными экономические отношения.

Самые высокие темпы интеграции, роста ВВП, наращивания объема промышленного производства демонстрируют Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Азербайджан. Приближается к этому списку стран Узбекистан. Остальные государства отличаются низкими показателями экономического развития, постоянными кризисами в промышленности и производстве.

Экспортируемые товары из СНГ на мировой рынок

ТоварыСтраны
НефтьРоссия, Казахстан
Природный газРоссия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан
УгольРоссия, Казахстан
ЛесРоссия, Беларусь
Цветные и редкие металлыРоссия, Беларусь
Полезные ископаемыеКазахстан, Россия, Беларусь
Строительные материалыКазахстан, Россия

Объем ВВП в странах СНГ 2018-2020 год

Отдельными статьями экспорта являются энергоресурсы и дешевая рабочая сила, которые признаны фундаментальными основами для развития и подъема экономики. Несмотря на потенциал, страны СНГ практически не используют указанные статьи экспорта.

Самым ярким примером нерациональности признан низкий уровень ВВП многих государств Содружества. Из-за того, что в структуре экспорта преобладают нефть, нефтепродукты, газ, химия, металлургия, экономика СНГ не демонстрирует стабильность. Связано это с тем, что цены на сырье постоянно колеблются.

ВВП стран СНГ на конец девяностых годов

СтранаВВП на душу населения в долл. СШАДоля экономики в Содружестве
Российская ФедерацияОт 6000 до 700060 %
Беларусь5000
Другие государства СНГОт 2000 до 3000Около 6 %

Россия, Беларусь, Казахстан и Узбекистан производят около 94 % всей продукции, поставляемой на рынок СНГ.

Внешнеэкономическое развитие и торговля

В 1991 году в странах Содружества были проведены реформы, которые вызвали структурные изменения внешнего и внутреннего рынка. ВВП стран СНГ постоянно снижался. В России, стране № 1 в СНГ, проявилась импортная зависимость внутреннего рынка, государственный долг стал расти, возникла опасность того, что российский капитал будет бесконтрольно «убегать» за рубеж.

Статистика внешней торговли стран СНГ

Все эти процессы отрицательно сказались на торговле, внутренней и внешней, снизив взаимосвязь между членами организации. Об этом может свидетельствовать то, что в конце девяностых годов объем торговли РФ с другими странами СНГ упал до 19 млрд долл. США. После создания Таможенного союза и ЕАЭС ситуация стала меняться в лучшую сторону:

  • Активизировались импортно-экспортные торговые операции между Казахстаном, Россией и Беларусью.
  • Импортируемые товары стали более качественными и востребованными на внутреннем и внешнем рынке. Основными товарами, которые импортируются, являются нефтепродукты, сахар, целлюлоза, сливочное масло, автомобили.
  • Россия стремится покупать продукцию и услуги у государств СНГ, а не на мировом рынке.

При этом внешняя торговля по объемам превышает торговые операции со странами Содружества. Основным партнером для государств Средней Азии, Молдовы и Беларуси остается Россия, от которой они получают энергоресурсы, сырье, техническую продукцию.

Доля товаров, которые поставляет Российская Федерация в страны СНГ, разная. Средний диапазон — от 54 до 88 %.

При этом в странах дальнего зарубежья наблюдается также высокий процент участия во внешнеэкономических и внешнеторговых операциях. Часть экспорта составляет 78 %, а импорта — 57 %.

Рынок стран Содружества демонстрирует небольшой прирост, что позволяет постепенно интегрироваться в европейские, азиатские и американские рынки. Объем экспорта в конце девяностых — 2000 годы из стран Содружества в различные государства мира варьируется в пределах 80 миллиардов долларов США. Это не соответствует потенциалу экономики этих стран.

Для внешней торговли характерны такие проявления на современном этапе:

  • Упало количество экспортируемых готовых услуг и товаров.
  • Сократился объем в экспорте комплектующих изделий.
  • Вырос уровень вывоза в третьи страны сырья необработанного характера.

Основные статьи экспорта в двухтысячные годы

ТоварСтранаДоля в процентах
Сырая нефть и природный газРоссийская ФедерацияБольше 40 %
Сырая нефтьБеларусь30 %
Нефть и нефтепродуктыАзербайджан80 %
Каменный уголь, сырая нефть и ее продукты, сплавы из меди, железа, никель, алюминийКазахстанБольше 52 %
Хлопковое волокноСтраны Центральной и Средней Азии50 %

Уровень безработицы в странах СНГ

Из-за того, что снизилось количество продукции собственного производства, на рынках СНГ стала появляться продукция из-за рубежа. Доля импортных товаров варьируется от 60 до 80 %. Особенно это касается одежды и обуви.

Внутренний рынок очень сильно зависит от ввоза продовольствия и потребительских товаров, что угрожает системе экономической безопасности стран СНГ. Но именно иностранные товары, продукция и услуги смогли стабилизировать рынок.

Одновременно с этим растет зависимость от государств, которые находятся в странах дальнего зарубежья. Главным образом это проявляется в производстве высокотехнологичного характера и во ввозе потребительских товаров, которые постепенно вытесняют продукцию стран СНГ.

Итак, импортно-экспортная структура государств — членов СНГ демонстрирует значительные изменения на их внешнем и внутреннем рынке. Например, в дальнее зарубежье постоянно вывозят так называемые невозобновляемые ресурсы, на рынки же соседних государств поступают в основном потребительские товары.

В СНГ отсутствуют инструменты и механизмы контроля рынка, переориентации его с внешнеэкономических направлений в сектор реального производства. Деятельность большинства стран Содружества за пределами организации постепенно переходит в офшоры. Это вызывает спекуляции и нестабильность на финансовом рынке, а также способствует развитию отраслей, ориентируемых на потребление сырья.

Инвестиции в экономику

В развитие национальных экономик и рынков стран Таможенного союза средства вкладывают единицы инвесторов. До конца девяностых годов внутреннее инвестирование в СНГ и России составляло около 21–30 % валового внутреннего продукта.

Рекомендуем посмотреть видео про экономику стран СНГ:

Ситуация в положительную сторону стала меняться с 1997 года: ВВП, как и инвестиции, стали расти ежегодно. В среднем этот показатель составлял около 1 %.

Чтобы усилить приток инвестиций и сохранить объемы импорта, который постоянно растет, нужно придерживаться следующих правил:

  • Расширять рынок экспорта продукции, полученной по результатам производства из добывающих отраслей экономики.
  • Продолжать и дальше вкладывать в энергетику и топливную промышленность.
  • Увеличивать количество инвестиций в металлургическую и машиностроительную сферу, а также в легкую промышленность.
  • Правительства стран СНГ не должны отказываться от российских инвестиций в экономику и рынок. Такие поступки некоторые страны Содружества рассматривают как вмешательство РФ во внутренние дела и нарушение суверенитета.
  • Нужно рисковать и реализовывать проекты, носящие надгосударственный характер.

Государства, входящие в организацию, стараются не просто сохранить традиционные рынки сбыта продукции, но и освоить новые. Большинство из них являются сырьевыми, и нужно странам СНГ экспериментировать, успешно конкурировать с другими производителями, расширять ассортимент товаров народного потребления.

Все изменения, которые активно проводятся правительствами стран, должны быть постоянными. Для того чтобы структурно изменить экономику на 1 %, необходимы деньги. Ежегодно каждое государство обязано вкладывать финансы в реформы, что составляет 2–3 % от ВВП.

Роль мигрантов в развитии экономики

Страны Содружества сталкиваются с таким явлением, как миграция. Для большинства государств она является внешней, и только для Казахстана — внутренней.

История трудовых миграций в странах СНГ началась еще во времена существования Советского Союза, оказывая значительное влияние на экономическое развитие и формирование рынков сбыта. После распада СССР и создания Содружества каждый из членов разрабатывал собственную миграционную политику, при этом создавались инструменты и механизмы общего регулирования потоков мигрантов.

Они приезжают в основном из следующих стран:

Географическая направленность трудовой миграции постепенно меняется. Традиционные страны — источники дешевой рабочей силы сталкиваются с массовым притоком мигрантов из Китая и Вьетнама.

Миграционный прирост населения в России в 2012-2017 годах

В связи с этим стала меняться и миграционная политика стран Содружества, поскольку рынок рабочей силы является одним из главных элементов национальной экономики.

К причинам привлечения мигрантов в СНГ относятся:

  • Постоянно растущая нехватка представителей рабочих специальностей.
  • Отказ местного населения занимать низкооплачиваемые должности.
  • Нехватка трудовых кадров на промышленных предприятиях и заводах, на строительстве, в аграрном секторе и сельском хозяйстве.
  • Необходимость поддерживать на высоком уровне показатели в нефтедобывающей и нефтегазовой сфере.
  • Экономическая выгода использования дешевой рабочей силы в приграничных регионах.

Большинство трудовых мигрантов работает нелегально, и только незначительная часть приехавших официально трудоустраиваются. Легальная форма занятости невыгодна правительствам государств, поскольку работников нужно обеспечивать социальным страхованием, платить пенсию, медстраховку, отдавать налоговым службам часть дохода.

Рекомендуем посмотреть видео:

Мигранты приезжают главным образом в Россию, где существует огромное количество возможностей найти работу. Кроме того, зарплата по предлагаемым вакансиям будет выше, чем в Азербайджане или Туркмении. А также потоки мигрантов направлены в Казахстан и Беларусь. Часть приезжих остается, а другие едут дальше — в Европу или Америку.

Экономическое развитие стран СНГ

Понятие экономического развития

Основной целью существования экономической науки является поиск методов обеспечения стабильного роста и развития экономических систем в условиях ограниченности ресурсов. Эти системы могут быть образованы отдельными субъектами хозяйствования или их группами. Еще одной особенностью современных экономических структур можно назвать рыночную модель отношений, которая предполагает свободу экономических субъектов, обособленность их действий, а также стремление к индивидуальной выгоде.

Экономическое развитие представляет собой качественные изменения в структуре народного хозяйства, которые оказывают воздействие на все сферы жизни общества – социальную, культурную, производственную, научную и другие.

Экономические развитие и рост часто рассматривают в качестве схожих понятий. Однако, рост предполагает количественное изменение результатов хозяйственной деятельности субъекта или системы. А развитие создает новые свойства устоявшихся отношений и систем. Можно сказать, что развитие становится фундаментом экономического роста. В свою очередь рост создает благоприятные условия для совершения качественного скачка в развитии экономики.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В соответствии с уровнем экономического развития все страны делят на три группы. Основным источником информации является внутренний валовый продукт на душу населения, хотя понятие экономического развития намного шире и включает в себя большое количество элементов. Все страны делят на:

  1. Развивающиеся. Они базируются на развитой промышленности с элементами инноваций и постепенным развитием наукоемких отраслей.
  2. Слаборазвитые. Строятся на сельском хозяйстве, уровень жизни населения, а также уровень индустриализации достаточно низкие.
  3. Развитые. Являются передовыми по совокупным экономическим показателям и уровню жизни населения. Совершают переход к постиндустриальному обществу.

Развитые страны составляют количественное меньшинство, хотя формируют более половины общемирового дохода. Их экономическая сила позволяет им вмешиваться в геополитические события в мире.

Сущность Содружества Независимых Государств

СНГ или Содружество Независимых Государств представляет собой добровольное объединение стран-участниц Советского Союза. В него входят не все бывшие Республики. В основе сотрудничества лежит международный договор.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В 1991 году между странами РСФСР было утверждено соглашение о формировании СНГ. К этому времени СССР перестал существовать как геополитическая и юридическая единица. Путем заключения договора страны стремились экономические, политические, культурные, научные, военные и другие отношения. Соглашение изначально было утверждено Украиной, Белоруссией и Россией. Чуть позже к нему присоединились Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Туркмения и Таджикистан. Грузия, Литва, Латвия и Эстония от участия в союзе отказались.

Основным принципом соглашения было равноправие всех его участников. Так же утверждались следующие положения:

  1. Совместное командование вооруженными силами.
  2. Единство поведения относительно ядерного вооружения.
  3. Образование эффективного экономического пространства.

К 2011 году данный Союз перерос в зону свободной торговли для восьми стран-участниц. Он базируется на едином документе, объединившем все более ста документов, существовавших до этого.

Для того, чтобы страна могла стать участницей СНГ она должна разделять основные принципы и положения, прописанные в официальном уставном документе. Так же в Союз разрешается принимать ассоциированных участников, которые действуют только в отдельных сферах договорных отношений. Существуют и наблюдатели, которые могут присутствовать на заседаниях органов Содружества.

На текущий момент Украина, в связи с геополитическими событиями, отказалась от участия в СНГ. При этом сохраняет статус страны-учредителя данного межгосударственного образования.

Экономическое развитие СНГ

В основе Союза лежит суверенное равенство всех его участников, с сохранением их независимого статуса в международной деятельности. Само содружество не имеет национальных полномочий, единой валюты и не представляет из себя государство.

Главная цель СНГ – обеспечение сотрудничества в экономической, политической, экологической, производственной и других областях общественной жизни стран-участниц. Сюда же относят создание единого экономического пространство и совместные усилия над его экономическим развитием. Страны оказывают взаимную правовую помощь, поддерживают свободы личности, стремятся к мирному урегулированию возникающих споров.

Задачами СНГ на современном этапе являются:

  • взаимодействие в экономической сфере;
  • формирование единой таможенной политики;
  • совместное развитие транспортной сети и связи;
  • обеспечение должного уровня экологической безопасности;
  • борьба с криминалом;
  • сотрудничество в сфере оборонного комплекса и обеспечения защиты территориальных границ и интересов.

Главным прорывом в экономическом развитии СНГ стало формирование единого экономического пространства. Для облегчения хозяйственного взаимодействия так же был сформирован Таможенный Союз и Евразийское экономическое сообщество. Определяющим звеном СНГ на текущий момент является Россия. Она способствует интеграции СНГ в международную экономическую систему, а также обеспечивает инвестиционными средства экономики других стран-участниц.

Тенденции в экономическом развитии СНГ сохраняются в неравномерности роста всех стран-участниц, при условии взаимозависимости и дополняемости. В части развития сельского хозяйства объединение стран показало, что индивидуальное создание продукции данной сферы является более затратным. Объем выпуска сельскохозяйственной продукции падает.

Снижается интенсивность сотрудничества в сфере энергоносителей. Большинство стран-участниц не выполняет долговые обязательства по оплате поставок сырья, поэтому тарифы на газ и нефть со стороны России для них пересматриваются. Так же экспорт энергоносителей переориентируется на страны Европы, Азии и Ближнего Востока.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Стратегия экономического развития СНГ

Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года разработана и утверждена Советом глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года в Кишиневе. Стратегия базируется на основополагающих документах, принятых в рамках Содружества, результатах научных исследований и анализа экономической ситуации, сложившейся в государствах – участниках СНГ в ходе экономических реформ и интеграционных процессов, и предполагает реализацию ее положений на период до 2020 года.

Стратегия – комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.

Целью Стратегии являются придание дополнительных импульсов экономическому взаимодействию государств – участников СНГ, обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе синергетического эффекта и эффекта масштаба, конкурентоспособности национальной экономики государств – участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе.

Основой Стратегии являются добровольность и самостоятельность государств – участников СНГ в определении направлений и глубины участия в интеграционных процессах, последовательность и поэтапность реализации мероприятий по развитию экономического сотрудничества.

Общие положения стратегии развития до 2020 года

Государства – участники СНГ, объединенные пространственно- временными связями, имеют все возможности для максимально эффективного использования природно-ресурсного и научно-технического потенциалов, топливно-энергетического, промышленного и агропромышленного комплексов. Заинтересованность государств – участников СНГ в сотрудничестве определяется совпадением многих стратегических интересов и целей экономического развития. В Содружестве могут быть реализованы масштабные экономические проекты, которые позволят эффективно развивать экономику каждого государства и СНГ в целом. Это должно стать краеугольным камнем экономического развития Содружества.

Дальнейшему движению по пути создания совместного экономического пространства в рамках Содружества Независимых Государств способствуют:

  • – наличие емкого регионального рынка (280 млн. потребителей);
  • – самодостаточность и взаимодополняемость по основным видам топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
  • – имеющийся значительный промышленный потенциал и его технологическая общность;
  • – осознание необходимости повышения конкурентоспособности экономики государств – участников СНГ и ускорения их социально- экономического развития на основе инноваций.

Государства – участники СНГ, исходя из понимания важности и необходимости долгосрочного экономического сотрудничества, намерены развивать взаимовыгодные торговые отношения и осуществлять совместные инвестиционно-инновационные проекты и программы, что обеспечит согласование между заинтересованными государствами конечных целей социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, наиболее полное использование совокупного ресурсного и инновационного потенциала с учетом международного опыта.

Цели, задачи и этапы экономического развития

Для достижения общих стратегических целей государств – участников СНГ необходимо использовать преимущества межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства и взаимовыгодной торговли.

Общими целями государств – участников СНГ являются:

  • – формирование согласованных условий для обеспечения устойчивого развития экономики;
  • – повышение благосостояния населения;
  • – развитие образования, здравоохранения, науки и культуры;
  • – обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности;
  • – создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности;
  • – создание благоприятного инвестиционного климата для совместного использования финансовых ресурсов государств – участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и других субъектов хозяйственной деятельности;
  • – обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам, а также к информации;
  • – создание системы поддержки и взаимовыгодного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных коммуникаций и производственных мощностей;
  • – взаимовыгодное и согласованное развитие производственной специализации и кооперирования;
  • – осуществление структурно-технологической перестройки национальной экономики государств в целях повышения эффективности производства;
  • – сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциалов.

Системное достижение поставленных целей позволит государствам – участникам СНГ перейти на модель инновационноинвестиционного развития экономики, основанной на знаниях, обеспечить участие в формировании мирового дохода и в его паритетном распределении.

Главными задачами государств – участников СНГ являются:

  • – эффективное использование географического и природного, экономического и транзитного потенциалов на благо интересов своих граждан;
  • – развитие институтов взаимного экономического сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения национальных экономических интересов;
  • – повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики;
  • – диверсификация структуры экспорта с увеличением доли продукции высоких технологий, высокой степени переработки и добавленной стоимости;
  • – развитие финансовых институтов и повышение инвестиционной привлекательности;
  • – взаимодействие в социальной сфере, создание условий для интеграции систем образования государств – участников СНГ, их согласованное развитие и сотрудничество.

Приоритетные направления развития взаимодействия:

  • – завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО);
  • – создание предпосылок для формирования общего экономического пространства;
  • – развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной;
  • – взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;
  • – углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;
  • – формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;
  • – создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перетока капиталов;
  • – развитие частного сектора, основанного на расширении экономических свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие государственно-частного партнерства.

Экономическая политика государств – участников СНГ в ближайшие годы будет ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, на более полное использование существующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В связи с этим необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов, применение единых для всех государств – участников СНГ технологических стандартов и норм по охране окружающей среды.

Предполагается создать благоприятные условия для формирования среднего класса и снижения уровня бедности, определить точки экономического прорыва, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, субъектов хозяйственной деятельности, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами – участниками СНГ. Следует разработать и принять комплекс действенных мер по ликвидации коррупции, существенному снижению уровня теневой экономики.

Этапы реализации Стратегии:

первый этап – 2009-2011 годы;

второй этап – 2012-2015 годы;

третий этап – 2016-2020 годы.

1. На первом этапе предполагается ускорение социально- экономического развития государств – участников СНГ на основе завершения формирования зоны свободной торговли и ее дальнейшего совершенствования в соответствии с нормами и правилами ВТО. Будут приниматься меры по обеспечению необходимых условий для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Планируется осуществить переход к активной поддержке экспорта по широкому спектру обрабатывающей и особенно наукоемкой продукции, сочетающейся с политикой регулирования доступа товаров и услуг на общий рынок СНГ, основанной на международных принципах справедливой конкуренции и стимулирования развития национального производителя.

Предполагается реализация и расширение конкурентных преимуществ, которыми обладает национальное хозяйство государств – участников СНГ в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов, а также создание институциональных условий, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод экономики в режим инновационного развития.

С этой целью будет осуществляться содействие повышению конкурентоспособности промышленности; расширение взаимных инвестиций для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей, повышения трансграничной мобильности факторов производства; развитие устойчивых кооперационных связей в целях осуществления совместных проектов выхода на мировые рынки; структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования, других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность для населения качественных социальных услуг; развитие фундаментальной и прикладной науки, системы образования в государствах – участниках СНГ.

  • 2. На втором этапе предполагается ускорение социально- экономического развития государств – участников СНГ путем формирования межгосударственного инновационного пространства на базе основных направлений долгосрочного сотрудничества в научно- технической и инновационной сферах, межгосударственных целевых программ инновационного сотрудничества, межгосударственных отраслевых научно-технических программ, обеспечивающих активизацию научно-технической и инновационной деятельности, концентрацию финансовых и материальных ресурсов.
  • 3. На третьем этапе предусматривается формирование регионального рынка наноиндустрии, что будет способствовать сохранению и развитию наукоемких отраслей экономики, реализации научно- технического и образовательного потенциала государств – участников СНГ для обеспечения к 2020 году их ведущих позиций на мировом рынке по некоторым видам высокотехнологичной продукции. Предполагаются развитие в режиме инновационной социально ориентированной экономики, разработка новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных и возобновляемых видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем.

Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года

Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 года

СТРАТЕГИЯ экономического развития СНГна период до 2020 года

Введение

Стратегия –общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических.

Реализация Стратегии отвечает жизненно важным интересам каждого государства – участника СНГ, является для них приоритетом и призвана содействовать гармоничному развитию хозяйственной жизни. Развитие экономического сотрудничества в рамках СНГ не противоречит развитию отношений с другими государствами, не ограничивает и не ущемляет их взаимодействие.

Основой Стратегии являются добровольность и самостоятельность государств – участников СНГ в определении направлений и глубины участия в интеграционных процессах, последовательность и этапность реализации мероприятий по развитию экономического сотрудничества.

О месте СНГ в мировой хозяйственной системе

СНГ является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений.

В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

СНГ обладает значительным ресурсным потенциалом. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств – участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9789 – | 7665 – или читать все.

188.163.64.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:
http://visasam.ru/emigration/economy/ekonomika-stran-sng.html
http://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie_ekonomicheskogo_razvitiya/ekonomicheskoe_razvitie_stran_sng/
http://bstudy.net/617410/ekonomika/strategiya_ekonomicheskogo_razvitiya
http://studopedia.ru/11_89508_strategiya-ekonomicheskogo-razvitiya-sng-do--goda.html
http://dividendoff.net/makroekonomika/germanii.html

Ссылка на основную публикацию
×
×