Входит ли Татарстан в состав России

Входит ли Татарстан в состав России

Татарстан входит в состав России. Это один из субъектов РФ, который является суверенной республикой. Также Татарстан входит в поволжский экономический район.

Состав РФ

В состав Российской Федерации входят следующие республики в 2020 году:

  • Чувашия;
  • Адыгея;
  • Чечня;
  • Алтай;
  • Хакасия;
  • Башкортостан;
  • Удмуртия;
  • Бурятия;
  • Тыва;
  • Дагестан;
  • Татарстан;
  • Ингушетия;
  • Кабардино-Балкария;
  • Северная Осетия-Алания;
  • Калмыкия;
  • Якутия;
  • Карачаево-Черкессия;
  • Мордовия;
  • Карелия;
  • Марий Эл;
  • Коми.

Последним регионом, вошедшим в состав России, стал Крым. Сегодня эта республика является самым дотационным российским регионом. Ежегодно на поддержку полуострова из государственного бюджета выплачивается до 50 миллиардов рублей.

Состав Российской Федерации на карте

Немного истории

Республика Татарстан была присоединена к России в 1992 году. Власти региона отказались подписывать федеративный договор, который был общим для всех субъектов страны.

Тогда разногласия в верхах не привели к беспорядкам и вооружённым столкновениям. Одновременно споры о том, какой именно статус должен быть у Татарстана, до сих пор сопровождаются не очень честными дипломатическими играми.

До начала путча-91 Б. Ельцин дал Татарстану неосторожное обещание о суверенитете, но сдержать его так и не смог.

После этого власти России неоднократно пытались подтолкнуть руководство Татарстана к подписанию федеративного договора. Это привело к прямо противоположному результату – власти региона приняли решение о проведении референдума о независимости.

Больше половины граждан Татарстана (62%) заявили о своем желании жить в суверенном государстве.

Этот референдум был крайне нежелателен для России, и центральные СМИ практически обошли этот вопрос стороной. После того как референдум состоялся, российским конституционным судом было принято решение признать формулировку вопроса незаконной. Президент Ельцин неоднократно обращался к жителям региона, пытаясь повлиять на их решение.

Но все попытки были тщетными. В ноябре 1992 года Татарстан принял свою Конституцию, которая тогда же вступила в законную силу. Конституция и закрепила суверенитет региона.

В 1994 году президенту Татарстана М. Шаймиеву удалось заключить с российскими властями договор, согласно которому Татарстан не выходил из состава России, но был объявлен суверенным государством, ассоциированным с РФ.

Данное положение вещей сохранялась до пересмотра Конституции в 2000 году. В очередной редакции регион был отнесён к субъектам РФ. Сегодня он продолжает сохранять свои суверенные полномочия.

Сложная ситуация

В 2017 году в верхах заговорили о вероятном выходе Татарстана из состава РФ. Эти слухи оказались сильно преувеличенными, но основания они не лишены.

По словам президента Татарстана Р. Минниханова нынешний кризис в отношениях республики и Москвы обусловлен неудачным решением российских властей спонсировать дотационные регионы за счёт донорских.

Больше всего политика возмущает то, что средства из бюджета Татарстана изымаются без предварительного разрешения, а ведь республика не утратила своего суверенитета.

Татарстан – не единственный регион, критикующие действия властей России. Во всех случаях недовольства причина одна – выжимание средств.

Сложно сказать, насколько претензия Минниханова справедлива. Но по данным РИА «Рейтинг», в январе-сентябре 2016 года промышленное производство резко снизилось в 25 регионах страны. Это коснулось не только доноров, но и дотационные регионы:

  • Еврейский АО;
  • Бурятию;
  • Амурскую область;
  • Северную Осетию.

Татарстан на их фоне выглядит относительно стабильно, но устойчивость положения республики остается под большим вопросом.

По мнению ведущих экономистов страны, количество донорствующих регионов постепенно сокращается. Это же касается и благополучных субъектов России. Ещё в 2015 году количество регионов-доноров было 15. Сегодня их насчитывается только 11.

В рейтинге благосостояния семей Татарстан находится на 16 месте. По мнению региональных властей республика больше не может выделять Москве такое количество денег.

Рейтинг городов России по уровню жизни можно посмотреть пройдя по данной ссылке.

Конфликт вероятен

В начале 2020 года подтвердились слухи о том, что президент России сильно недоволен чересчур, по его мнению, независимой политикой Татарстана. По мнению независимых СМИ, глава государства был сильно раздражен якобы намерением республики выходить из состава России.

В ходе заседания государственного совета в Казани В. Путин не менее 2 раз сделал замечание Р. Минниханову. Недовольство президента было обусловлено тем, что руководитель региона не желает выполнять кремлёвское предписание и не удаляет из Конституции пункт о том, что он имеет право называться президентом.

Минниханов – единственный руководитель региона, отказавшийся заменить слово «президент» на статус «глава республики».

Также в 2018 году федеральным центром было вынесено решение об отказе продления срока действия договора центра и республики. Речь в договоре шла о разграничении полномочий. В татарской Конституции сохранена позиция о том, что ответственность за соблюдение законов несёт лично президент.

Второй причиной разногласий является вопрос статуса национального языка республики. Некоторые русскоговорящие общественники выступают за отмену обязательных уроков татарского в средних школах. По мнению сторонников суверенитета Татарстана, это неприемлемо. Они выступают с требованием о сохранении изучения татарского языка как государственного.

Третьей причиной недовольства Москвы является дерзкая политика Минниханова, который не раз резко высказывался о вынужденном донорстве Татарстана.

В 2018 году с достаточно жёстким заявлением в адрес главы республики выступил Д. Медведев. По мнению премьер-министра, поведение Татарстана неприемлемо и республика не имеет право требовать того, что ей не положено.

Татарстан – мощнейший промышленный субъект Российской Федерации.

Основным ресурсом является нефть. На территории республики находится несколько нефтеперерабатывающих заводов. Всего Татарстан располагает 800000000 тонн извлекаемой нефти.

Также на территории региона имеется более сотни залежей угля. В недрах Татарстана также есть запасы:

  • торфа;
  • известняка;
  • песчано-гравийной смеси;
  • доломитов;
  • гипса;
  • строительного песка;
  • строительного кирпича;
  • глины;
  • строительного камня.

Ещё на территории Татарстана действует несколько автозаводов и один крупнейший авиазавод, который регулярно поставляет центру модернизированную технику.

Роль республики для обороноспособности и нацбезопасности очень высока. Попытки Казани установить прямой контакт с другими странами за спиной центра недопустимы.

Заключение

Президент Минниханов делает правое дело. О выходе из России речи не идёт, но граждане республики уверены, что и Москва должна знать своё место. Решать, на каком языке говорить, будут сами жители Татарстана.

Входит ли Татарстан в состав России

В 1989–1991 годах на территории СССР происходил процесс, позже названный «парадом суверенитетов». Одна за другой союзные и автономные республики декларировали независимость, что и стало одним из главных факторов, который привел к распаду СССР. Однако некоторые из этих республик позднее вошли в состав Российской Федерации.

От Чечено-Ингушской АССР до Чеченской Республики

Самая драматичная история произошла с Чечней. Независимая Чеченская Республика Нохчи-Чо была провозглашена 8 июня 1991 года. При этом в регионе сложилось двоевластие: более трех месяцев он фактически управлялся Общенациональным конгрессом чеченского народа и Верховным Советом ЧИАССР, самораспустившимся 15 сентября. Результаты выборов, которые были проведены в конце октября 1991 года и в ходе которых президентом республики стал Джохар Дудаев, руководством РСФСР были признаны недействительными. 7 ноября президент РФ Борис Ельцин объявил на территории Чечено-Ингушетии чрезвычайное положение. Дудаев ответил на это введением военного положения. Самолеты с российскими военнослужащими были блокированы отрядами Дудаева в аэропорту Ханкалы. Чтобы спасти солдат, правительство России пошло на компромисс. Благодаря этому сторонники независимости Чечни временно одержали верх. Это было началом многолетнего кровавого конфликта. Потом было две войны, длившихся с декабря 1994-го по август 1996 года и с августа 1999-го по апрель 2000-го. Хотя в 2003 году была принята новая Конституция, одобренная пророссийским руководством Чечни во главе с муфтием Ахматом Кадыровым, будущим президентом, и утверждавшая вхождение республики в состав РФ, часто датой окончания Второй Чеченской войны называют 16 апреля 2009 года, когда был отменен режим контртеррористической операции.

Ингушетия официально отделилась от Чечни и стала республикой в составе Российской Федерации в начале 1993 года. Примечательно, что четкие границы между Чечней и Ингушетией не установлены до сих пор.
Нет и четких хронологических рамок существования независимого чеченского государства – Чеченской Республики Нохчи-Чо, позднее – Чеченской Республики Ичкерии, имевшего Конституцию, флаг и герб, но не признанного ни одной страной мира.

Республика Татарстан

Присоединение к России Республики Татарстан, в 1992 году отказавшейся подписать общий для всех субъектов РФ Федеративный договор, обошлось без массового кровопролития и вооруженных столкновений. Но споры о государственном статусе республики проходили крайне эмоционально и сопровождались многочисленными дипломатическими и даже психологическими ходами и уловками.
Еще в 1991 году, до августовского путча, во время подготовки Союзного договора Ельцин пообещал Татарской АССР, что с ней подпишут отдельное соглашение, предоставляющее ей большие, чем другим республикам, полномочия и автономность. Однако в 1992-м президент РФ, по-видимому, счел прежние обещания неактуальными. Хотя именно в Татарстане он двумя годами ранее обронил неосторожную фразу, ставшую потом крылатой: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

Настойчивые попытки побудить татарское руководство как можно скорее подписать Федеративный договор вызвали реакцию, прямо противоположную желаемой. 21 марта состоялся референдум о независимости Республики Татарстан. 61,4% голосовавших заявили, что хотели бы жить в суверенном государстве. Россия всячески старалась предотвратить проведение референдума. Сначала Конституционный Суд РФ признал формулировку вопроса незаконной. Затем, непосредственно накануне референдума, Ельцин обратился к гражданам Татарстана по радио с увещеваниями. Но законодательные вердикты, просьбы и угрозы оказались тщетны.

30 ноября 1992 года в силу вступила Конституция Республики Татарстан, закрепившая ее государственный суверенитет. Однако диалог продолжался, и в итоге татарстанские политики во главе с президентом Минтимером Шаймиевым добились своего. По уникальному в некотором роде договору от 1994 года Республика Татарстан была объявлена не субъектом РФ, а суверенным государством, ассоциированным с РФ.
Такое положение вещей сохранялось до того момента, пока Конституция по требованию России не была пересмотрена в начале 2000-х. В редакции от 19 апреля 2002 года Татарстан был уже назван субъектом РФ, сохраняющим суверенные полномочия.

В конце июля 2017 года истек срок последнего договора о разграничении полномочий РФ и Татарстана, заключенного десять лет назад. Это подогревает сепаратистские настроения, и время от времени в политических верхах республики раздаются призывы потребовать у России независимости.

Республика Тыва

С формальной точки зрения, Тыва никогда не выходила из состава РФ. Однако по собственной инициативе и без согласия России присвоила себе полномочия, не предусмотренные Федеративным договором 1992 года. Конституция республики от 12 декабря 1993 года, принятая на всенародном референдуме, во многом противоречила Конституции РФ. Например, Тыва оговаривала свое право на самоопределение, а также право без обсуждения с центром решать военно-политические вопросы и вопрос о гражданстве, реорганизовывать судебную систему. Эти спорные пункты в течение восьми лет были предметом неустанного дипломатического торга. Тыва шла на компромиссы постепенно. До 2001 года в ее Конституцию были внесены порядка 60 более и менее значительных изменений.

В Конституции Тывы от 6 мая 2001 года уже не говорилось о суверенитете, а по итогам референдума 2010-го в нее включили много важных поправок. Так, например, была упразднена статья о местном гражданстве. Республика пошла на уступки по совокупности причин, и не последней из них было то, что Тыва нуждалась в помощи со стороны России.

Входит ли Татарстан в состав России

Комиссии не будет

В пятницу, 11 августа, истек срок действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Документ вступил в силу 11 августа 2007 года, срок его действия составлял десять лет. В Кремле не будут продлевать действие документа, равно как и заключать новый, ранее говорили источники РБК. Позиция федерального центра с тех пор осталась неизменной, заявили РБК федеральный чиновник и собеседник, близкий к Кремлю.

Федеральный центр также не намерен создавать комиссию по правовым вопросам в связи с истечением договора, сообщили эти же источники РБК. В такой комиссии нет необходимости — имеющиеся правовые коллизии касаются Конституции Татарстана и республика в состоянии решить их сама, говорит федеральный чиновник РБК. Создание комиссии — технический вопрос, все необходимые изменения можно внести в рамках уже существующих институтов, поэтому незачем создавать еще один, добавил близкий к Кремлю собеседник РБК.

С просьбой создать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам президента Владимира Путина попросили депутаты Госсовета Татарстана в обращении 11 июля. Ее необходимость обосновывалась тем, что в связи с истечением договора о разграничении полномочий «возникают определенные проблемы реализации» ряда норм республиканской Конституции.

Речь идет о первой статье Конституции Татарстана, в которой говорится, что отношения между республикой и Россией строятся в том числе на основании договора о разграничении полномочий. Эта статья «не может меняться парламентом, а только на референдуме», сказал РБК председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. «Это и есть правовая сторона вопроса, и она требует спокойного, уважительного и доверительного обсуждения между федеральным центром и субъектом», — добавил он.

Если же вынести вопрос на референдум, то очевидно, что большинство жителей республики проголосуют против изменения этой статьи, сказал близкий к руководству республики источник РБК.

«Мы хотели бы, чтобы федеральный центр определился с представителями, которые бы прибыли в Казань, или мы готовы направить своих представителей в Москву», — заявил Мухаметшин. По его словам, он надеется, что после возвращения «ведущих юристов администрации президента из отпусков» такие консультации действительно начнутся.

Еще один собеседник, близкий к руководству республики, уточняет, что затягивание с началом консультаций республиканскими властям объяснили отпуском помощника президента — начальника государственно-правового управления Кремля Ларисы Брычевой.

В 1994 году Татарстан стал первым регионом, с которым был заключен договор о разграничении полномочий, и до сегодняшнего дня оставался последним субъектом, у которого такой договор был. В первом документе республика получала экономические преференции, например право взимать собственные налоги, создать свой Национальный банк, решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые, согласно договору, являлись «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана». В договоре от 2007 года экономических преференций уже не было. Властям республики было предоставлено право выдавать паспорта с вкладышем «на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан». При этом в п. 1 ст. 2 документа говорится, что в соответствии с Конституцией России и Конституцией Республики «Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения» и полномочий России «по предметам совместного ведения».

Федеральный центр может пойти навстречу республиканским властям в другом вопросе — сохранении должности «президент» для руководителя Татарстана. С просьбой «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица» в июле выступил Госсовет республики.

Однако наименование «президент» может сохраниться только до окончания срока полномочий главы республики Рустама Минниханова. «Пост президента сохранится до следующих выборов [руководителя Татарстана], так как граждане выбирали именно президента», — сказал РБК источник в Кремле. Полномочия Минниханова истекают в 2020 году.

О готовности федерального центра сохранить нынешнее наименование руководителя республики ранее сообщал «Коммерсантъ».

Татарстан — единственная республика, где сохранилась должность «президент». Согласно закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», наименование «президент» национальные республики должны были упразднить к 2015 году. Позже действие закона продлили до 1 января 2016-го — специально для Татарстана, который так и не переименовал президента в главу. Однако, и после того как действие закона продлили, изменений не произошло.

«Руководство республики должно услышать сигнал, который был дан президентом Путиным. Сигнал совершенно однозначный — о том, что все субъекты должны следовать закону», — заявил РБК федеральный чиновник.

На ежегодной пресс-конференции в декабре 2015 года глава государства заявил, что «даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении первого лица». Однако при этом Путин добавил, что «мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана». «Поэтому вы там сами решайте, ладно?» — предложил он.

Сам по себе договор о разграничении полномочий не являлся сколько-нибудь значимой проблемой и носил символический характер — Татарстан продолжал фиксировать свою особость, и это проецировалось в том числе на руководителя республики, говорит политолог Виталий Иванов. Нынешний договор был по сути подарком президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву на его 70-летие, которое он отмечал в 2007 году, продолжает эксперт. «Таким образом, Шаймиеву и дальше позволили считать, что он особый. Но к Минниханову другое отношение. Он не Шаймиев. При всех нюансах — это обычный путинский губернатор», — констатирует эксперт.

Что касается возможности сохранения должности «президент» до истечения сроков полномочий Минниханова, то, по словам Иванова, этот вопрос был решен еще в 2016 году, когда Татарстан не стал менять название руководителя республики. «Сейчас этот вопрос в срочном порядке вытаскивают наверх, чтобы дать возможность Минниханову сохранить лицо», — уверен эксперт.

В 1994 году, когда принимался первый договор о разграничении полномочий, ситуация в стране была совершенно иной — документ сыграл роль стабилизатора в отношениях между федеральным центром и республикой, в нем также были прописаны экономические преференции, указал завкафедрой конфликтологии Казанского федерального университета Андрей Большаков. В нынешнем договоре экономических преференций не содержалось, но там были прописаны политические вещи, которые важны для татарской элиты. «Говорилось, что у республики есть президент, который должен владеть двумя языками. Для двуязычного Татарстана это очень важно», — пояснил эксперт. Но федеральный центр окреп и теперь не собирается строить отношения на договорной основе, резюмировал он.

Возникшие правовые вопросы, касающиеся первой статьи Конституции Татарстана, скорее всего, будут решены в результате переговоров, а не референдума. «Руководство Татарстана не заинтересовано в референдуме и постарается договориться о консультациях. Но, по моему мнению, участвовать в них будут эксперты-юристы, а не высокопоставленные лица», — уверен Большаков.

Однако если бы федеральный центр пролонгировал договор, то ничего страшного не произошло бы. «Политически это (пролонгация документа) было возможно. Татары — второй по численности народ в России, и какие-то моменты соглашения могли бы присутствовать», — считает эксперт.​

Республика Татарстан

Администрация Республики Татарстан

Административно-территориальное деление Республики Татарстан

Городские округа Республики Татарстан

Районы Республики Татарстан

Общие сведения

Республика Татарстан – субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена на Восточно-Европейской равнине, граничит: на востоке – с Республикой Башкортостан, на юге – с Оренбургской, Самарской и Ульяновской областями, на западе – с Республикой Марий Эл и Чувашской Республикой, на севере – с Удмуртской Республикой и Кировской областью. Республика Татарстан образована декретом ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года как автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. Награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, Дружбы народов.

Административный центр – город Казань.

Население Республики Татарстан – 3 885 253 человека (2017 г.). Территория – 67 847 км 2 .

Фотографии Республики Татарстан (0)

История Республики Татарстан

Республика Татарстан образована декретом ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года как автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. При образовании СССР 30 декабря 1922 года стала именоваться как Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.

30 августа 1990 года была принята Декларация о суверенитете Татарстана, согласно которой Республика не являлась субъектом ни СССР, ни РСФСР. 6 ноября 1992 года была принята Конституция Татарстана – суверенного демократического государства.

С 2000 года, согласно внесенным в Конституцию Республики изменениям, Татарстан стал «равноправным субъектом Российской Федерации». 19 апреля 2002 года Государственный Совет Татарстана принял новую редакцию Конституции республики, приведенную в соответствие с Конституцией РФ.

Органы власти Республики Татарстан

  • Высшее должностное лицо – Президент Республики Татарстан, утверждаемый в должности Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Российской Федерации сроком на 5 лет. Президент Республики Татарстан возглавляет систему исполнительных органов власти в республике и руководит деятельностью Кабинета Министров.
  • Высший представительный и законодательный орган – Государственный Совет Республики Татарстан (парламент), состоящий из 100 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.
  • Высший исполнительный и распорядительный орган – Кабинет Министров Республики Татарстан. Кандидатура Премьер-министра утверждается Государственным Советом Республики Татарстан по предложению Президента Республики Татарстан.

Адрес Государственного Совета Республики Татарстан: 420060, Республика Татарстан, г. Казань, пл. Свободы, 1; телефоны: +7 (843) 267-63-514, (843) 267-63-02, факс: (843) 267-63-514.

Адрес Кабинета Министров Республики Татарстан: 420060, Республика Татарстан, г. Казань, пл. Свободы, 1; телефоны: +7 (843) 264-77-73.

Источники:
http://russian7.ru/post/tatarstan-i-drugie-nezavisimye-reg/
http://www.rbc.ru/politics/11/08/2017/598db6239a7947c83a69eceb
http://www.bankgorodov.ru/region/tatarstan
http://helpvisa.com.ua/novosti/viza-v-kambogu-dlya-grazhdan-ukraini-kak-poluchit-vizu-v-kambogu-cherez-internet

Ссылка на основную публикацию