Как происходит аварийная экстренная посадка в аэропорту

Экстренная посадка: пассажир с пистолетом прервал полет

Самолет экстренно сел в Ростове-на-Дону из-за пассажира с пистолетом

В Ростове-на-Дону совершил внеплановую посадку рейс, следовавший из Шереметьево в болгарский Бургас, из-за травматического пистолета у одного из пассажиров. После взлета 47-летний мужчина дал бортпроводнице пистолет, сказав, что забыл выложить оружие из рюкзака. Прокуратура проверит соблюдение правил со стороны сотрудников службы безопасности столичного аэропорта.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура начала проверку соблюдения правил со стороны сотрудников службы безопасности аэропорта Шереметьево после того, как рейс, следовавший в болгарский Бургас, совершил внеплановую посадку в Ростове-на-Дону из-за травматического пистолета у одного из пассажиров.

После взлета 47-летний мужчина дал бортпроводнице пистолет, сказав, что забыл выложить оружие из рюкзака. Капитан воздушного судна, в свою очередь, решил все-таки запросить посадку в Ростове, передает портал 161.ru.

В ходе проверки московской межрегиональной транспортной прокуратурой будет дана правовая оценка действиям должностных лиц, отвечающих за соблюдение требований законодательства транспортной безопасности. “В том числе прокуратура проверит соблюдение сотрудниками аэропорта правил проведения предполетного досмотра пассажиров и их багажа”, – говорится в комментарии надзорного ведомства.

Директор по связям с общественностью Шереметьево Анна Захаренкова заявила, что аэропорт также проведет внутреннюю проверку после инцидента, передает НСН.

Чуть ранее стало известно, что предварительной причиной аварийной посадки в аэропорту Екатеринбурга “Кольцово” самолета военно-транспортной авиации Ан-12 в Екатеринбурге стал невыход шасси.

Об этом сообщили в пресс-службе Центрального военного округа. Точные причины происшествия установит специальная комиссия ЦВО.

Источник в экстренных службах Свердловской области сообщал, что при аварийной посадке на борту военного самолета произошло задымление. Открытого горения не было.

“Предварительно, причиной стала техническая неисправность шасси. Экипаж предупредил наземные службы о неисправности”, – указал источник.

Неделей ранее Следственный комитет Волгоградской области начал проверку по факту смерти двухмесячного ребенка на борту самолета, следовавшего из Грозного в Москву. Об этом сообщалось на сайте регионального ведомства.

3 октября младенец был доставлен в одну из больниц Волгограда в состоянии клинической смерти. Несмотря на усилия врачей, двухмесячная девочка скончалась.

“По предварительным данным, ребенок страдал врожденным заболеванием сердца. По пути следования Москва – Грозный на борту воздушного судна ему стало плохо. Самолет совершил экстренную посадку в аэропорту “Гумрак” города Волгограда”, – сообщал СУ СК по Волгоградской области.

В комитете здравоохранения Волгоградской области пояснили, что скончавшуюся девочку с диагнозом “выраженная гипоплазия аортального клапана, хроническая сердечная и белковая недостаточность” планировали доставить на лечение в Москву. В связи с тем, что ей требовалась высокотехнологичная помощь, республиканские медики решились на транспортировку малышки: в полете она находилась под капельницей, ее сопровождал врач-реаниматолог.

Уже через час после вылета состояние ребенка резко ухудшилось. Медик несколько раз зафиксировал у нее клиническую смерть, однако каждый раз запускал сердце. Чтобы спасти ребенка, было принято решение посадить самолет в ближайшем аэропорту.

“Девочку в аэропорту ждала бригада специализированной детской “скорой” со специалистами. Но до больницы малышка так и не доехала – умерла в реанимобиле”, – сообщили в комитете здравоохранения Волгоградской области.

В начале нынешнего месяца сообщалось, что небольшая техническая неисправность произошла в ходе испытательного полета пассажирского самолета МС-21 в подмосковном Жуковском. Об этом сообщал представитель аэропорта.

По его словам, у МС-21 при заходе на посадку не сработал датчик выпуска шасси. Тем не менее пилоты посадили самолет в штатном режиме. После приземления самолет вырулил на стоянку. На борту находился только экипаж из четырех человек – никто из них не пострадал.

Пресс-служба корпорации “Иркут” подтвердила, что самолет МС-21, испытаниями которого занимается ЛИИ им. Громова, сел штатно.

Также известно, что была зафиксирована “незначительная проблема” с датчиком, а сами шасси самолета исправны.

Чуть ранее Следственный комитет России предъявил обвинения командиру самолета SSJ-100 Денису Евдокимову по делу о катастрофе, произошедшей после аварийной посадки воздушного судна в аэропорте “Шереметьево” 5 мая 2020 года. В ведомстве отметили, что расследование дела продолжается, передает ФАН.

Евдокимову вменяют статью 263 УК РФ “Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц”. В частности, как отметил адвокат летчика, в СК заявили, что его клиент совершил неправильные движения ручкой управления самолета при посадке в аэропорту. Согласно статье 263 УК РФ, пилоту грозит наказание в виде лишения свободы сроком до семи лет.

Посадка самолета в аэропорту

Современный пассажирский самолет — очень сложная машина, но она управляется человеком. Считается, что особенно непросто, тем более в плохих погодных условиях, посадить самолет.

Как происходит посадка

Для обычного пассажира полезно знать, как управляется это транспортное средство. Основным устройством вождения является штурвал. С помощью его можно произвести следующие действия:

  1. Если нужно поднять нос машины вверх, его тянут на себя.
  2. Когда действие имеет обратный ход, нос опускается. Именно это движение штурвалом важно при посадке самолета.
  3. Если повернуть устройство управления влево или вправо, соответственно, самолет накренится в соответствующую сторону.
  4. При нажатии на педали будет происходить поворот в одну или другую сторону. Это происходит благодаря тому, что изменяется положение закрылков.
  5. Педали как раз активно используются во время приземления, а также на взлете.

За скорость самолета при посадке и взлете, которая составляет около 250 километров в час, отвечают рычаги управления, с помощью которых регулируют параметры двигателей, направляя их в нужное русло.

В управлении воздушным транспортом в качестве основного используется именно штурвал.

Но вот в некоторых моделях Airbus (320, 321) штурвал заменяет специальный рычаг, расположенный с правой стороны кресла основного пилота и второго пилота. Такая схема позволяет более продуктивно и быстро использовать возможности по управлению машиной.

Помимо основных рычагов управления, в кабине летчиков также расположены очень важные для полета приборы:

  • Дисплей навигации.
  • Главный пилотажный прибор.
  • Управление автопилотом.
  • Управление траекторией движения самолета (глиссада).

Даже если возникают ситуации, когда, как говорится, страшно становится, эти устройства помогают разобраться и принять верное решение. Они именно и способствуют тому, чтобы даже в необычных ситуациях можно было оперативно найти выход.

Экипаж самолета

В современных условиях авиаперевозок можно условно подразделить состав экипажа на две части:

  • Людей, которые работают на земле, чтобы обеспечить безопасность полетов. Это диспетчеры, менеджеры, техники, грузчики, водители и прочий обслуживающий лайнер персонал.
  • Тех, кто осуществляет непосредственное управление самолетом.

На первый взгляд, кажется, что связь между этими специалистами очень условна. Но на самом деле от их слаженного взаимодействия зависит положение самолета и на земле, и в воздухе.

Человеку, желающему стать бортпроводником, необязательно иметь лицензию, достаточно пройти курсы обучения и сдать экзамен, а вот пилоты должны каждый год проходить полетную подготовку на земле, сдавать тесты на имитаторах, а также раз в год проходить медицинское освидетельствование.

Непосредственно в состав персонала лайнеров входит несколько человек. Они ответственны за все, что происходит на борту во время полета:

  1. Командир. Его власть во время нахождения судна в воздухе довольно велика. Он даже может арестовать нарушающего порядок пассажира на время полета, а по прибытии сдать его полиции. На нем лежит право принимать все кардинальные решения.
  2. Второй пилот. В экстренных ситуациях на него может быть возложено управления воздушным судном. Он должен разработать план полета, смотреть за количеством принятого груза, числом пассажиров. Продумать условия взлета и посадки в тех или иных аэропортах.
  3. Бортпроводники или стюардессы (стюарды). Отвечают за обслуживание пассажиров и их безопасность. В случае аварийной ситуации организуют эвакуацию. В зависимости от размеров самолета бортпроводников может быть несколько человек, максимальное количество —

Вернуться к оглавлению

Приземление самолета

Современные авиалайнеры максимально автоматизированы и на автопилоте могут преодолеть весь маршрут. Но все же без пилота в кабине не обойтись, особенно при выполнении такого сложного маневра, как посадка.

А это зависит от длины пробега самолета при посадке. Поэтому самые маленькие ВПП могут быть до 500 м, на них садятся небольшие самолеты. А самая протяженная — 5500 м (например, в аэропорту Жуковский).

Зона посадки самолетов — взлетно-посадочная полоса (ВПП), должна быть рассчитана по своей длине на то, чтобы лайнер завершил движение по ней.

Сама посадка длится до 10 секунд и начинается с высоты 400 м. На этом этапе выпускаются шасси. На высоте 60 м можно еще принять решение о прекращении посадки и снова начать набор высоты. Но после прохождения этой отметки возможна только посадка.

Далее происходит следующее:

  • С 25 м начинается планирование.
  • На высоте 10 м планирование переходит к выравниванию, затем к выдерживанию, когда скорость падает.
  • Небольшой промежуток времени занимает парашютирование самолета, и он, наконец, касается всеми тремя своими точками посадочной полосы.
  • Далее, следует пробег по полосе, который может занять несколько секунд. При сильном ветре, особенно таком, что дует с боковой стороны, опытные пилоты сначала касаются поверхности земли одним колесом. А уж потом происходит полная сцепка с ВПП.

Возможно устроить посадку и с помощью автопилота, но для этого нужно точно настроить аппаратуру и согласовать действия с наземными службами, которые будут контролировать движения самолета. Поэтому большинство пилотов предпочитает ручное управление при посадке.

Аварийная посадка самолета

Бывают ситуации, когда самолет терпит бедствие и вынужден делать аварийную посадку, чтобы избежать катастрофы. Надо быть готовым к этому и перед полетом внимательно слушать, что говорит бортпроводник, когда показывает, как надевать спасательный жилет или кислородную маску.

Как вести себя при аварийной посадке

При выборе места надо быть как можно ближе к аварийному выходу, не менее чем за пять рядов. И следует знать, как себя вести в различных аварийных ситуациях.

  1. При разгерметизации воздушного судна, когда воздушные потоки устремляются в салон, первым делом необходимо надеть маску, а затем помогать окружающим. В ином случае может наступить кислородное голодание и потеря сознания. Тогда уж точно помощи никому не окажешь. И обязательно пристегнуть ремень к креслу.
  2. Во время пожара в салоне, который нередко возникает при аварийной посадке, происходит задымление. Надо накинуть на себя плед, прижать к носу платок, смоченный в воде и на четвереньках пробираться к аварийному люку.
  3. При посадке на ходу надо надеть надувной жилет и следовать к аварийному выходу. Самолет сохраняет плавучесть, а выход осуществляется с помощью специальных надувных трапов. В салоне также есть надувные плоты, которые спускаются на воду.

Вернуться к оглавлению

Особенности аварийной посадки

В любой аварийной ситуации всегда есть возможность благополучно завершить полет. Многое зависит от погодных условий и мастерства пилотов, ведь решения надо принимать быстро, в считаные секунды. При посадке на воду пилотам важно учитывать следующие обстоятельства:

  1. Заходить на посадку параллельно волнам, уже с 600-метровой высоты можно визуально определить их направление.
  2. Приводнение осуществляется на малой скорости.
  3. Нельзя допускать задирание носа.
  4. Опускаться на воду следует с убранными шасси и закрытыми закрылками.

Надо помнить о том, что после касания воды лайнер становится неуправляемым. Шансы на успешное приводнение выше у больших самолетов. А также многое зависит от прочности фюзеляжа.

В ночное время на высоте 150 м включаются фары, чтобы пилоты лучше могли оценить обстановку и направление волн. После приводнения командир оценивает ситуацию и определяет, какие аварийные люки необходимо открыть для эвакуации. Открываются те из них, что находятся над поверхностью воды, чтобы не допустить проникновение ее внутрь салона.

Есть случаи успешной посадки самолета в ситуации, когда не вышло по каким-то причинам шасси, самолет сажают на «брюхо», и он касается посадочной полосы аэродрома.

8 правил поведения в самолете при аварии

Даниэл Джонсон — не просто писатель. Он профессионал авиационной сферы. В 1960-80-х годах специалист по эргономике авиационного оборудования Джонсон участвовал в разработке многих проектов, а также собирал статистические данные по авариям тех лет. Поэтому автор знает проблему изнутри и излагает ее подробно и доступно.

«Просто на всякий случай» — такое ироничное название носит книга в оригинале. Боинги, упомянутые в книге, теперь летают и в России, и, несмотря на то, что книга была выпущена в конце прошлого века, пересказанные ниже пункты не потеряли актуальности.

1. Подготовьтесь заранее

Всем нам когда-то приходилось слышать, что главное при чрезвычайной ситуации не паниковать. Теоретически, это негласное правило, понятное всем. Однако паника будет всегда там, где нет понимания: вот почему крайне важно внимательно слушать предварительный инструктаж до взлета. Стюарды подробно и наглядно продемонстрируют вам экстренные выходы, кислородные маски, а также спасательные жилеты, необходимые при аварийной посадке на воду.

Еще полезнее изучить правила заранее, тогда инструктаж лишь освежит ваши знания, и вы будете чувствовать себя увереннее.

В США проводился эксперимент: правила поведения давали читать разным группам людей. Группа, которая ознакомилась с ними на земле, до вылета, усвоила их лучше, чем группа, в чьем самолете была сымитирована авария.

Твердые знания помогут избежать не только паники и суматохи, но и оцепенения. Нередки случаи, когда люди впадали в ступор от страха. Заблаговременно прочитав правила поведения в самолете, вы в несколько раз повысите свои шансы не пострадать «в случае чего».

Сев в кресло, поищите глазами ближайший к себе аварийный выход, прочтите памятку и внимательно прослушайте инструктаж.

2. На стюарда надейся, а сам не плошай

Зачастую многие полностью полагаются на бортпроводников — они ведь специально обучались поведению в аварийных ситуациях. Безусловно, стюарды и стюардессы обладают широким спектром знаний на этот счет, а их движения верны и отрепетированы, но в чрезвычайной ситуации они не смогут уделять максимум внимания всем пассажирам.

Не забывайте, что при быстром снижении бортпроводник, ходящий по салону, в большей опасности, чем пассажир, сидящий в кресле. При разгерметизации салона же есть риск того, что ваша стюардесса потеряет сознание, активно помогая остальным.

Также авария на борту — это гул и шум, в таких условиях указания стюардов могут быть просто не слышны. Поэтому важно ориентироваться самому.

Нельзя полностью полагаться на стюардов.

3. Затяните ремень безопасности

Не зря одно из самых частых напоминаний на борту касается ремня безопасности. При аварийном снижении вы можете быть прижатым к потолку в буквальном смысле. При турбулентности или при внезапном столкновении в воздухе не пристегнутые пассажиры рискуют, как минимум, получить травмы.

Болтающиеся пряжки расстегнутого ремня безопасности, к тому же, могут покалечить ваших соседей.

Джонс упоминает о нескольких случаях, когда в пробоину, внезапно образовавшуюся в фюзеляже или иллюминаторе, пассажира вытягивает за борт. Пристегнутый ремень же удержит вас в кресле, не дав воздушному потоку утянуть вас.

Важно понимать и где затягивать ремень. Плотно застегнутый на талии ремень безопасности может повредить ваши внутренние органы, поэтому необходимо держать его как можно ниже на бедрах.

Ремень безопасности должен фиксировать вас все время, пока вы находитесь в кресле.

4. Маску нужно надевать сразу, как только она выпала

Воздух в салоне полностью герметичного самолета и воздух за стеклом иллюминатора сильно отличается. За бортом воздух намного более разреженный и холодный. Углекислый газ из салона искусственно откачивается, также искусственно туда подается кислород.

Уровень кислорода на борту на профессиональном авиа-языке называется «высотой в кабине» и обычно поддерживается на отметки в 1500 метров. При аварийной ситуации, зачастую даже не связанной с пробоиной, «высота в кабине» может подняться до 4500 м. Без дополнительного кислорода в таких условиях у человека может начаться «горная болезнь». Уже через 10 минут будет наблюдаться головокружение, головная боль, возможно временное ухудшение памяти.

Употребляя алкоголь на борту, вы уменьшаете свои шансы на приятный полет, так как алкоголь и углекислый газ препятствуют усвоению кислорода в организме. Это может привести к «горной болезни» даже в комфортных условиях и при нормальной «высоте».

При декомпрессии в воздухе, то есть, при образовании пробоины, на уровне «высоты в кабине» 4300 метров над каждым пассажиром выпадает кислородная маска. В нее подаётся чистый кислород, дышать которым не опасно в течение 10 минут. Этого времени как раз хватает пилотам, чтобы снизить высоту до более безопасной.

Но не забывайте, чтобы надеть и закрепить на себе маску у вас есть только 15 секунд. Кстати, у бортпроводников, чей мозг активно расходует кислород на функционирование в экстренной ситуации, времени ещё меньше.

Маска должна плотно прилегать к вашему лицу, для этого она снабжена специальной лямкой.

Не ждите объявления от экипажа — они могут просто не успеть предупредить вас. Если маска выпала, значит нужно немедленно потянуть ее на себя, так откроется клапан подачи кислорода, и надеть.

Помните, что если вы летите с детьми, то в первую очередь вы должны обеспечить кислородом себя, а потом помочь ребенку закрепить маску. Это требование, конечно, продиктовано не эгоистичными взглядами, а как раз наоборот: если за 15 секунд вы не успеете вдохнуть кислорода, вы потеряете сознание, и тогда вашему ребенку без вас точно не справиться.

У вас есть 15 секунд, чтобы надеть кислородную маску.

5. Безопасность не гарантируется выбором кресла

Неверно суждение, о том, что в самолёте есть более и менее безопасные места.
При подведении статистики часто замечают, что люди, сидевшие в хвостовой части самолёта, выживают чаще, чем остальные пострадавшие.

Однако на примере SSJ-100 мы наблюдаем, что это не всегда так. В данной ситуации пассажиры из «хвоста» просто не успели покинуть задымленное судно из-за давки впереди.

Пилот Юрий высказался о разных типах аварий: «Даже люди с паранормальными способностями не могут предсказать, что может произойти с самолётом при аварии. Может, например, снести переднюю часть фюзеляжа. Тогда в живых останутся те, кто сидит в конце. При ударе может отвалиться хвост — и останутся те, кто сидел в хвосте, а пассажиры с рядов в месте разлома погибнут».

Вас спасет не место в салоне, а уверенные знания по эвакуации.

6. Синтетику и каблуки везём в багаже, а не на себе

При аварийной посадке часто происходит возгорание. Защитить тело от ожогов можно, если ваша одежда полностью закрывает тело. Материал играет очень важную роль: синтетика сильно прикипает к коже, а вот натуральная кожа или шерсть убережет вас от этого.

Если есть возможность, завернитесь в плед, это станет вашей дополнительной защитой.

Если вы полетели в туфлях на каблуке, и возникнет аварийная ситуация, вам будет неудобно бежать. К тому же, статистика насчитывает несколько случаев, когда девушка в шпильках проделывала каблуком дыру в спасательной надувной лодке или трапе.

Однако не стоит их выбрасывать куда подальше: уже выйдя из самолёта, на земле, есть риск повредить ноги, если двигаться босиком и, особенно, в темноте. Поэтому, выбираясь из аварийного самолёта, держите туфли в руках, чтобы позже обуться снова.

7. При задымлении — двигаемся ползком

При пожаре корпус самолёта выгорает менее, чем за 2 минуты. Добавки, которые используют при изготовлении обшивки, замедляют сгорание корпуса, однако, к сожалению, значительно увеличивают процент задымленности.

Густой, едкий дым в основном скапливается под потолком, поэтому двигаться к выходу стоит пригнувшись или вовсе — ползком.

С таким расчетом сигнальные стрелки, указывающие на выход, расположены именно на полу.

Причиной возгорания может стать разлив топлива, повреждение электропроводки, но также — банальное курение в туалете. Курить в кабинке туалета строго запрещено: задымление нельзя заметить вовремя, часто это приводит к фатальным последствиям.

В 1983 году 44 пассажира рейса Техас — Торонто погибли из-за пожара, начавшегося в туалете, даже несмотря на то, что после обнаружения огня самолёт быстро пошёл на посадку и успешно сел.

8. Никакой ручной клади

Это, судя по недавним событиям в аэропорту Шереметьево, должно быть вынесено в отдельный пункт. При возникновении аварийной ситуации нужно моментально забыть о сумках и пакетах, которые вы заботливо сложили на полки и под сидения. Никакие вещи не стоят драгоценных секунд, которые вы украдете у соседей.

Стюардесса SSJ-100 в интервью рассказала, что давка, не давшая многим пассажирам выйти из аварийного судна, была вызвана желанием некоторых людей забрать свою кладь. В чрезвычайной ситуации на счету каждая секунда.

Виноваты не птицы: в Подмосковье Airbus A321 сел с горящими двигателями

Лайнер Airbus A321 авиакомпании “Уральские авиалинии” совершил аварийную посадку в районе аэропорта Жуковский. У самолета произошло возгорание двигателя при взлёте. Вынужденное приземление самолёта произошло на кукурузном поле и без выхода шасси.

В экстренных службах говорят, что все пассажиры эвакуированы, а пожар моторов потушен, сообщает ТАСС.

Лайнер выполнял рейс Жуковский – Симферополь. Как сообщил гендиректор авиакомпании Сергей Скуратов, оба двигателя самолета отключились из-за попадания в них птиц. Экипаж произвёл посадку в километре от взлётно-посадочной полосы.

По данным источника ТАСС, самолет при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту лайнера находились 234 человека, включая семь членов экипажа.

В результате инцидента пострадали 15 человек, у которых в основном средние и легкие травмы рук и ног, которые были получены во время эвакуации, сообщает телеграм-канал “Mash”.

У некоторых из пострадавших есть кровотечения.

По данным ТАСС, среди пострадавших трое детей. “У восьми пострадавших ссадины, один получил ушиб, у еще одного подозрение на перелом позвоночника”, – уточнили в медицинских службах. За пассажирами самолета направлены автобусы аэропорта. Они будут доставлены в терминал. Позднее стало известно, что число пострадавших при аварийной посадке самолета в Подмосковье возросло до 55 человек. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник.

55 человек обратились за медицинской помощью, 17 из них дети.

Ранее сообщалось о 23 пострадавших, при этом один мужчина находится в тяжелом состоянии, у него диагностировали закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение мозга.

Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности полетов по факту аварийной посадки самолета Airbus A321, вылетевшего из подмосковного аэропорта Жуковский. Об этом ТАСС сообщила представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СК России Елена Марковская. Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ (“Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта”).

Пассажиры самолета благодарят его пилотов за благополучный исход инцидента. Об этом сообщает Мир 24″ со ссылкой на Telegram-канал Mash. “Хотим сказать большое спасибо пилоту. Он – молодец!”, – отметил один из пасажиров. “@Ural_Air_Lines ваши пилоты – герои”, – написал Макар Лукьянцев. Губернатор Свердловской области Еврений Куйвашев также назвал героями экипаж самолета. “Экипаж уральской авиакомпании проявил фантастическое мастерство и выдержку. Командир воздушного судна – екатеринбуржец Дамир Юсупов. Он и его команда спасли 233 жизни. Герои”, – написал он в Instagram.

Впрочем, благодарности летчикам и факт чудесного спасения людей ничуть не уменьшает актуальность вопроса: а каким образом птицы залетели в двигатели аэйрбаса?

Во-первых, во всех крупных аэропортах мира стоят специальные системы, которые отпугивают пернатых. Если в Жуковском такой системы нет или плохо работала – это вопрос для авианадзора и следствия.

Во-вторых, откуда в “сухопутной” Московской области взялись чайки? Отвечаем: эти морские птицы прижились на многочисленных свалках. Сегодня существование открытых свалок и скопища пернатых представляют реальную угрозу для жизни авиапассажиров.

А это уже совсем не шутки!

Ведь спасение 233 человек иначе как чудом не назовешь. Попадись экипажу не кукурузное поле, а, скажем, кусок леса поля с оврагами и холмами, то взрыв лайнера, который садился с полными крыльями горючего, был бы неминуем.

Так что следствию есть что анализировать и есть кого наказывать за создание чрезвычайной ситуации.

Средства аэропорта Жуковский для отпугивания птиц работали штатно во время вылета аэробуса из Москвы в Симферополь, – об этом «Интерфаксу» сказали в Летно-исследовательском институте имени Громова.

Тогда следует сделать вывод: либо штатная работа этой системы никого уже не отпугивает, либо чайки мутировали до степени полного невосприятия сигналов.

Известный аналитик Дмитрий Милин так прокомментировал очередное ЧП августа:

Политика назначения “верных и лояльных”, вместо умных и ответственных привела Россию к закономерному результату.

Предельный бюрократический дилетантизм уже не является прерогативой высшей государственной власти – он распространился на все уровни управленческой иерархии, где уже “мутко” и “рогозины” годами заменяли умных и ответственных на “лояльных и верных”, включая своих детей, друзей, любовниц. И эта деградация управления всем в стране естественным образом дает о себе знать.

Лимит прочности, который обеспечивала старая допутинская управленческая иерархия на более низких ступенях управления исчерпан и восстановить её не кем. Умные и ответственные уходят во внутреннюю эмиграцию, смирившись с происходящим и наблюдая всё с плохо скрываемым сарказмом или просто уезжают в эмиграцию настоящую. Причем еще не известно, что для страны хуже.

Но будет только хуже. От больших и болезненных катастроф вроде той, что случилась со спортом и космосом Россия перейдет к частым и маленьким катастрофам инфраструктуры: включая котельные, трубы, дороги и мосты. И это закономерно при существующей системе формирования управленческих кадров из друзей и бывших ФСБшников.

Вся аргументация за повышение пенсионного возраста (молодежи входящей в трудоспособный возраст становится меньше, стариков становится больше) говорит о том, что власти прекрасно понимают, что никакого роста производительности труда они не добьются и 30 млн россиян трудоспособного возраста из “гаражной экономики” платить пенсионные взносы не заставят.

Собственно суть повышения пенсионного возраста в том, что бы заставить маргинальные (в политическом плане) и лишенные политического представительства во всех российский органах власти 10 млн высокооплачиваемых специалистов, честно платящих налоги и дающих 50% всех сборов в ПРФ, заставить работать дольше.

Иначе производительность труда в России начнет ПАДАТЬ, поскольку в трудоспособный возраст вступает поколение убитого образования, т.е. “неучи”. Те, немногие целеустремленные молодые люди, которые вопреки усилиям властей по дебилизации населения все-таки самообучаются до нормального уровня, ориентируются на отъезд из России на работу в развитые страны ЕС и США.

Не будет повышения пенсионного возраста – будет падение производительности труда и нарастание числа инфраструктурных катастроф, примерно то, что произошло в Африке после ухода специалистов колониальных администраций.

Организация действий аэропортов в случае аварийной ситуации

О требованиях к аварийно-спасательному обеспечению.

Анализ происшествий с гражданскими самолетами показывает, что 80% аварий и катастроф происходят на этапе взлета и посадки. Исследования динамики разрушения самолетов при авариях свидетельствуют о том, что к жертвам при авиационных происшествиях являются силы, действующие при ударе о землю, и пожар.

Поэтому с одной стороны при конструировании и создании воздушных судов (ВС) предусматриваются меры по безопасности их конструкции и для этого существуют различные нормы годности ВС, а с другой на аэродроме должны быть организованы соответствующие меры по аварийно-спасательному обеспечению.

Эффективность борьбы с авиационным пожаром и спасение людей, находящихся на борту, зависят от того, насколько быстро начнется массированная атака огня. Это обусловлено скоротечностью развития пожара на самолете и высокой температурой в зоне горения. Так, при пожаре разлитого топлива под фюзеляжем самолета уже через 2-3 минуты устоявшегося горения, а зачастую и раньше, происходит прогорание обшивки фюзеляжа и распространение пожара внутрь пассажирского салона, кабины экипажа и других помещений самолета. Анализ происшествий и огневые испытания, которые проводились во времена СССР, показали, что уже через 2-3 мин после возникновения открытого пламени внутри пассажирского салона содержание кислорода в салоне снижается до 5-6%, а концентрация токсичных веществ достигает смертельно опасных уровней, что является смертельным для человека.

Именно по этой причине нормами годности самолетов установлено требование, согласно которому все люди должны эвакуироваться из самолета по аварийным надувным трапам и другим бортовым средствам спасения через выходы только по одному борту за время не более 90 с.

Экспертами ИКАО еще в 80-х годах был проведен анализ и установлено, что из всех происшествий, происходящих при взлете или посадке, примерно половина происходит на ВПП, около 30 % на удаление до 1000 м от торца полосы и не более 30 м от ее осевой линии. Остальные 20% на удалении до 150 м. от осевой линии ВПП.

Поэтому и ИКАО и в СССР всегда было требование, чтобы время развертывания пожарно-спасательных расчетов на конце каждой ВПП не превышало 3-4 минут.

Суть всех требований к аварийно-спасательному обеспечению сводится к тому, чтобы на каждом аэродроме в зависимости от размеров и частоты движений ВС был обеспечен нормативный запас огнетушащих веществ, который должны быть доставлен на пожарных автомобилях к месту авиационного происшествия и применен для тушения пожара с надлежащей интенсивностью в установленное время.

То есть, чем больше самолет садится или взлетает с аэродрома, тем больше на нем топлива и значит больше должно быть огнетушащих веществ и с большей интенсивностью их нужно подавать в очаг пожара.

Почему этим занимается не МЧС России.

Не смотря на то, что по телевизору почти всегда все, что связано со спасением пассажиров и экипажей самолетов ассоциируется с МЧС, есть несколько причин, почему этим занимается не МЧС России.

На первом месте организационо-финансовые причины.

МЧС России это государственная структура, которая финансируется из бюджетов всех уровней. Основная задача государственной противопожарной службы МЧС России — тушение пожаров и спасение людей в зданиях и сооружениях. Эксплуатант аэродрома — это коммерческая структура, которая осуществляет коммерческую деятельность и должна самостоятельно обеспечивать безопасность своих процессов. Государством (Минтрансом России) установлено, что аэропорты для обеспечения основных своих видов деятельности взимают плату – сборы за взлет-посадку ВС, и эта плата идет в том числе на аварийно-спасательное обеспечение. Так как аэропорты почти всегда являются монополиями, эту ставку для них утверждает ФАС России, но как распоряжаться этими средствами решает оператор аэродрома. В любом случае – каждый пассажир, покупая билет и оплачивая аэропортовые сборы, платит в том числе и за свое спасение в случае аварии.

Вторая причина – техническая.

Несмотря на то, что пожарные спасатели аэропорта внешне похожи на пожарных МЧС России, а пожарные машины внешне мало чем отличаются, это принципиально разные машины. У МЧС России машины должны позволять передвигаться по городским улицам, размещаться во дворах и основная задача пожарных найти источник воды и обеспечить ее непрерывную подачу к пожару. Действия пожарных направлены на поиск очага пожара, а также на поиск и спасение людей из горящих зданий.

На аэродроме при авиационном происшествии очаг пожара искать не нужно,а нужно молниеносно его подавить. Аэродромные пожарные автомобили должны обладать иными характеристиками, такими как проходимость и возможность везти большое количество воды с большой скоростью. Современные иностранные аэродромные пожарные машины уже не похожи на городские, это скоростные вездеходы, которые имеют габариты больше, чем разрешено использовать на дорогах общего пользования.

И третья причина – это мировая практика.

Требования ИКАО предписывают именно администрациям аэропортов обеспечивать на аэродроме службы спасения и борьбы с пожаром, а государственные службы привлекать в качестве вспомогательных.

Требования нормативной базы.

Проблемным вопросом является тот факт, что нормативная база, которая устанавливает требования к аварийно-спасательному обеспечению, была разработана и утверждена еще во времена СССР. И не смотря на то, что эта база содержит такие фундаментальные требования, как время развертывания 3 минуты или нормативные запасы огнетушащих составов в зависимости от категории аэродрома, в ней практически полностью отсутствуют сопутствующие требования, которые дополняют ключевые и призваны обеспечить их соблюдение. К таким требованиям относится обеспечение доступа в зоны за пределами торцов ВПП (те самые 1000 метров за ВПП), требования к пожарным автомобилям, к подготовке персонала, к учениям и тренировкам и наверное самое важное – к общей организации действий аэропортов в чрезвычайных ситуациях. Что дальше делать с людьми, которых вывели из аварийного самолета, как быть с погибшими, как поступать с родственниками пострадавших, встречающими или провожающими, которые прибывают в аэропорт сразу после аварии или находятся там. Эти вопросы сейчас в нормативных документах сейчас полностью отсутствуют.

Из-за чего могут экстренно посадить самолёт?

Экстренные ситуации на борту самолёта случаются нечасто, однако всё же случаются. Право принимать решение о незапланированной экстренной посадке предоставлено командиру экипажа лайнера или его заместителю.

При возникновении нештатной ситуации экипаж может принять решение совершить вынужденную посадку в следующих случаях:

1. Пожар в самолёте

Неосторожное обращение с огнём и курение на борту могут стать причиной пожара. Из-за возгораний на борту происходит приблизительно 20% аварий самолётов. Если в лайнере начался пожар, нужно стараться не глотать дым и дышать через тряпку.

После посадки самолёта нужно сразу же направиться к ближайшему выходу. При этом нужно:

– защитить свою кожу одеждой или пледом;

– пригнуться и пройти к выходу на четвереньках — внизу дыма должно быть меньше;

– не стоять в толпе у выхода, если очередь не двигается, помните, что если другие выходы;

– не брать с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни.

2. Отказ одного из двигателей

Отказ одного из двигателей самолёта может привести к падению самолёта. После обнаружения неполадки командир борта принимает решение вернуться в пункт вылета или просит совершить посадку на ближайшем аэродроме.

3. Декомпрессия

Аварии на высоте свыше семи тысяч метров нередко сопровождаются декомпрессией (разреженный воздух в самолёте). Экипаж принимает решение о вынужденной посадки в случае резкого падения давления воздуха и разгерметизации салона самолёта. При аварийной декомпрессии в лайнерах гражданской авиации автоматически выбрасываются кислородные маски для пассажиров и экипажа. Пассажиры и члены экипажа должны немедленно надеть эти маски, после чего экипаж должен снизить высоту полёта до такой, на которой герметизация кабины не требуется, и затем совершить вынужденную посадку.

4. Дебоши на борту

Драки на борту самолёта стали довольно частым явлением. Оказавшись в замкнутом пространстве и будучи в состоянии алкогольного опьянения, дебоширы ищут поводы для конфликта.

5. Плохое самочувствие пассажира

Самолёт может совершить вынужденную посадку из-за плохого самочувствия или смерти одного из пассажиров.

6. Плохое самочувствие или смерть пилота

Вынужденную экстренную посадку самолёт может совершить в случае плохого самочувствия или же смерти пилота, когда неполный экипаж по какой-либо причине не может продолжать полёт.

7. Угон самолёта

Вынужденная посадка может произойти в случае угона лайнера преступниками. Чтобы предотвратить угон, в большинстве коммерческих авиалиний в кабинах пилотов устанавливаются бронированные двери. Кроме этого, на некоторых рейсах присутствуют вооружённые сотрудники служб воздушной безопасности в штатском, которые могут обезвредить захватчиков.

Что нужно делать в случае вынужденной посадки самолёта?

При вынужденной посадке самолёт может врезаться в деревья, скалу, расколоться пополам, загореться и взорваться. В случае объявления аварийной посадки пассажирам необходимо:

– немедленно освободить проходы и занять места в своих креслах;

– привести спинки в вертикальное положение;

– снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, зажигалки);

– снять обувь на высоких каблуках;

– ослабить галстук и расстегнуть воротник;

– положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища;

– застегнуть и туго затянуть привязные ремни.

По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует:

– наклониться вперёд, голову закрыть мягкими вещами и положить её на руки, которыми обхватить колени;

– оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолёта.

После остановки самолёта следует расстегнуть ремни и подготовиться к эвакуации. Для экстренного покидания борта пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа.

Источники:
http://visasam.ru/samotur/aviaperelety/posadka-samoleta-v-aeroportu.html
http://www.biletik.aero/handbook/blog/8-pravil-povedeniya-v-samolete-pri-avarii/
http://newizv.ru/news/incident/15-08-2019/v-podmoskovie-sovershil-avariynuyu-posadku-airbus-a321-foto
http://ercom.aero/organizatsiya-deystviy-aeroportov-v-sluchae-avariynoy-situatsii/
http://aif.ru/dontknows/eternal/iz-za_chego_mogut_ekstrenno_posadit_samolet
http://visasam.ru/samotur/aviaperelety/posuda-v-samolete.html

Ссылка на основную публикацию