Посадка самолета на воду: случаи в Ленинграде, Микронезии и Гудзоне

Аварийная посадка самолёта на воду

Специалисты считают, что посадка аварийного самолёта на воду является наиболее приемлемым вариантом выходы из сложившейся ситуации. Однако, по их же мнению, выполнить данную процедуру без навыка достаточно сложно. Успешное «приводнение» напрямую зависит от ряда условий, которые складываются не всегда так, как это необходимо.

Ключевые условия

Необходимость аварийной посадки может возникнуть по всевозможным причинам. В большинстве случаев это происходит ввиду технической неисправности судна, вызвавшей отказ оборудования борта.

Метеоусловия

Как показывает статистика, удачная посадка самолёта на воду в первую очередь зависит от погодных условий. Сложные метеоусловия влекут за собой неспокойную водную поверхность. Это требует необходимого учета направления волн и их высоты. Именно от этого зависит поведение борта в момент контакта. Если правильно оценить эти критерии, сложности между посадкой на спокойную гладь или в бушующее море не обнаружится.

Самолёт в это время оказывается под колоссальными нагрузками, а малейшая ошибка экипажа станет причиной его разрушения. Грамотные действия командира судна, выбор правильного курса снижения, высоты и скорости – всё это играет немаловажную роль в спасении жизней, собственных и пассажиров.

Важно! Борт должен заходить на посадку параллельно волнам, сажать самолёт по их направлению категорически запрещено.

Тип судна

В ситуации, когда самолёт падает в воду, тип судна является довольно важным нюансом. Здесь необходимо учитывать такие критерии:

  • Запас прочности фюзеляжа должен обладать существенным резервом.
  • Чем больше масса и размеры лайнера, тем выше шансы на успех.
  • Шасси самолёта обязательно должны быть сложены. В противном случае в момент контакта с поверхностью, они будут играть роль якоря, что приведёт к крену и поломке крыльев.

Сравнение гражданских самолетов

Современные пассажирские авиалайнеры обладают всем необходимым, поэтому при возникновении такой ситуации, проблем возникнуть не должно. Исключением являются случаи, когда та или иная техническая неисправность не позволяет гарантировать выполнения безопасной посадки.

Грамотные действия экипажа

Команда может контролировать поведение самолёта до первого соприкосновения с водой. После этого экипаж теряет управление, и лайнер маневрирует по инерции. Таким образом, если командир и пилот выполнили все необходимые действия и расчёты верно, риск серьёзного повреждения судна и опасности для людей минимизирован.

В процессе обучения борт экипаж подробно изучает и нарабатывает навыки, позволяющие успешно выполнить «приводнение», на тренажёре-симуляторе.

Порядок действий пассажира после посадки на воду

После того как самолёт «приводнился» времени на подготовку к эвакуации очень мало. Если фюзеляж остался целым, есть около 30 минут, в противном случае – катастрофически меньше. В любом случае необходимо выполнить следующие действия:

  1. Если происшествие произошло в холодное время года, надеть тёплую одежду и обувь. Высокие каблуки желательно исключить (если есть возможность).
  2. Взять с собой или надеть спасательный жилет.
  3. По команде бортпроводников, направиться к эвакуационному выходу.

Как правильно одевать спасательный жилет

Время, за которое спасательный плот готов к эксплуатации, составляет 1 минуту летом и 3 зимой. Количество человек на 1 плавучее средство должно быть в рамках разрешенного (в зависимости от разновидности), превышение не допускается. После распределения всех пассажиров и экипажа на плотах, отойти на расстояние 50–100 м от самолёта и бросить плавучий якорь. Это снизит вероятность дрейфа и будет удерживать пострадавших в месте аварии до прибытия спасателей.

Самостоятельно покидать плот не рекомендуется, так как это увеличивает риск быть потерянным во время спасательной операции. Время прибытия помощи зависит от расстояния до берега или находящихся поблизости кораблей.

Если самолёт затонул, а спасателей ещё нет, отплывать далеко не рекомендуется. Авиалайнер оборудован маячками, передающими сигнал о своём местонахождении. Потому, рано или поздно помощь придёт именно в место посадки.

Исключением является ситуация, когда береговая линия находится в зоне видимости. В этом случае можно попытаться добраться до берега на плотах. Для этого они укомплектованы вёслами. Помогать гребцам допускается подручными предметами.

До прибытия спасателей, руководство принимает на себя командир воздушного судна.

Порядок действий экипажа

Сразу после того как скорость самолёта снизилась, командир судна обязан оценить его состояние и принять решение о дальнейшей эвакуации. Аварийные люки следует использовать в зависимости от ситуации.

Пассажиры должны забраться на надувной спасательный плот

При этом нужно учитывать ряд факторов:

  1. Открывать только люки, расположенные выше уровня воды, не допуская затопления самолёта.
  2. Если присутствуют волны, пользоваться только теми, что расположены над крылом с подветренной стороны. На некоторых моделях лайнеров имеются люки, расположенные в верхней части фюзеляжа. Выбирая оптимальный вариант, следует учитывать дальнейший способ посадки людей на плоты.
  3. Длина пускового фалиня всегда позволяет стравливать привязанный плот постепенно, поэтому прежде чем сбрасывать на воду нужно их предварительно привязать. В крайнем случае, допускается держать один конец в руках. Этим должен заниматься кто-то из членов экипажа. Удерживается он до момента посадки последнего пассажира или полного заполнения. Отпускать запрещено, так как волны, течение и ветер могут унести его на расстояние, где он станет недоступным для использования.
  4. Если «сухая эвакуация» невозможна, пассажиры прыгают в воду в вертикальном положении и только после этого забираются на плот. Если времени на это нет, может понадобиться прыгать, а уже в воде надувать плавающее средство.
  5. Заполнившийся плот отвязывается от борта и прикрепляется к новому, на который происходит дальнейшая выгрузка пассажиров. После полной эвакуации с повреждённого самолёта, плавающие средства связываются между собой фалинем. Расстояние между ними должно варьироваться в диапазоне 8–12 м в спокойной воде и 15–20 м в неспокойной.
  6. Командир или лицо, заменяющее его, должен находиться на одном плоту с радистом и аварийной радиостанцией (если имеется такая возможность).
  7. Руководить другими плавучими средствами должен старший по званию член экипажа. Если на борту таковых не обнаружилось, пассажиры выбирают его из своего коллектива.

Прочность фалиня рассчитана таким образом, что если перерезать его не успели, а самолёт резко ушёл под воду, трос разорвётся.

Историческая статистика

В мировой истории не так много случаев, когда пассажирский самолёт садился на воду. Отдельно стоит сказать, что этот вариант развития событий не самый лучший из всех. Даже если посадка прошла успешно, у людей есть не более 30 мин. для того чтобы покинуть борт. Дальше, он просто уйдёт на дно. С другой стороны, каждый авиалайнер имеет необходимое количество надувных спасательных плотов, поэтому избежать гибели он вполне может.

Схема полета Airbus A320

Если вспоминать, сколько было таких случаев, статистика не так велика:

  1. В первую очередь можно назвать приземление в Ленинграде в 1963 году. Экипаж посадил самолёт ТУ 124, у которого заклинило шасси на поверхность Невы. В результате, 44 пассажира отделались синяками, а пилоты и командир стали героями.
  2. Первый случай удачного «приводнения» произошёл в 1956 году. Boeing 377 Stratocruiser, направлявшийся из Гонолулу в Сан-Франциско оказался в аварийной ситуации. Два двигателя из 4 перестали работать. Командир судна принял решение сажать в океан. Все 24 пассажира и экипаж спокойно перебрались на плоты и дождались сотрудников береговой охраны. Пострадавших не было.
  3. Спустя 12 лет, самолёт снова не смог добраться до Сан-Франциско. В этот раз это был лайнер авиакомпании Japan Airlines с 96 пассажирами на борту и 11 членами экипажа. В результате ошибочной оценки высоты, произошедшей из-за густого тумана, пилот перепутал взлётно-посадочную полосу с поверхностью воды. Действия были выполнены технично и грамотно, в итоге никто не пострадал.
  4. В 1972 году у самолёта ТУ 134, принадлежащего Министерству авиации, во время испытательного полёта пропало бортовое питание, и заглох двигатель. Авиалайнер с 5 пассажирами посадили на поверхность Икшинского водохранилища.
  5. В 2009 году американский перевозчик Airbus A320, направлявшийся из Нью-Йорка в Сиэтл, повредил 2 двигателя. Произошло это из-за столкновения со стаей диких гусей. Самолёт со 150 пассажирами был посажен на реку Гудзон. В результате «приводнения» получили серьёзные травмы 5 человек.
  6. Была также аварийная посадка в Микронезии

Перечисленные случаи – это всё, что сохранила история. Таким образом, успешных экстренных посадок на воду было не так много. Как говорят сами пилоты: «Такой симулятор наисложнейшее занятие, выполнить которое получается не у каждого…».

55 лет чуду на Неве: Как в 1963 году в центре Ленинграда удалось посадить падающий самолет Ту-124 на воду без единого пострадавшего

Ровно 55 лет назад в центре нынешнего Санкт- Петербурга , прямо в Неву , приводнился самолет. Пассажирский Ту-124. Чудо? Конечно, без доли невероятного тут не обошлось. Чудо, немного везения и. невероятное мастерство летчиков и всей команды воздушного судна – тех, кто 21 августа 1963 года спасли по меньшей мере 50 человек.

Столько было в салоне самолета. А если бы воздушное судно рухнуло на город? Сколько жертв было бы тогда?! Но наши летчики спасли всех – и пассажиров, и мирных жителей, которые с удивлением и невероятным восторгом смотрели на посадку самолета на главную речную артерию тогда еще Ленинграда .

Чудо на Неве: Ровно 55 лет назад пилотам удалось посадить самолет на воду без единого пострадавшего.

Казалось бы, сюжет, достойный большого кино. Но не в Советском Союзе. В Америке ? Пожалуй. Там и сняли “Чудо на Гудзоне” после аналогичного приводнения аэрбаса в 2009 году на холодные воды Гудзона. В СССР , наоборот, тщательно скрывали все детали того происшествия.

Это сегодня очевидцы начали бы массово снимать все на смартфоны и выкладывать фото и видео в Сеть в режиме реального времени. Город, да что там, весь мир узнал бы о случившемся в считанные секунды. Но в 1963-м Интернета не было, зато фотокамеры у горожан и туристов имелись. Пленочные. И очевидцы тоже было начали фотографировать чудо на Неве. Но не тут-то было! Доблестные сотрудники милиции тщательно выискивали из толпы зевак тех, кто снимает самолет на камеру и засвечивали пленку.

Фотографу Юрию Туйску повезло – он был поодаль и сумел сфотографировать “чудо на Неве”. Это его снимки облетели потом весь мир. Правда, обнародовал фотограф их лишь спустя десятки лет – только в 1996 году.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ТУ-124 21 АВГУСТА 1963 ГОДА

Обчный августовский день. Самолет отправился рейсом из Таллина в Москву . Когда пассажиры утром занимали свои места, никто и подумать не мог, что их жизни будут висеть на волоске. А неприятности меж тем начались сразу после взлета. Даже раньше.

55 лет назад произошло чудо: у Ту-124 отказали оба двигателя, самолет посадили на реку Неву. Все пассажиры Ту-124 выжили! Фото: Юрий Туйск

Поднимаясь в небо с аэродрома Юлемисте в Таллине что-то случилось с механизмом, который отвечает за выпуск переднего шасси. И “переднюю ногу” самолета заклинило. К слову, потом на взлетной полосе нашли шаровой болт, которым крепится шасси.

Поднявшись в небо, летчики пытались впустить – выпустить шасси, но “передняя нога” застряла намертво. Обычно в таких случаях борт возвращается на аэродром, только в Таллине в то утро был сильный туман. И экипаж отправили в аэропорт ближайшего города – в Ленинград.

Тем временем по пути в город на Неве команда продолжала пытаться вернуть шасси на место. Садиться так – неминуемая катастрофа. Во всяком случае, стопроцентной гарантии, что самолет сядет без жертв, никто дать не мог.

И чего только они ни делали! Сначала пытались силой выбить заклинившее шасси. Потом пришла отличная идея – прорубить днище фюзеляжа и через него пытаться выпустить шасси. Но даже это не помогало.

– Готовьтесь к аварийной посадке, – сказали диспетчеры.

СПАСТИ ГОРОД И ЛЮДЕЙ

В Пулково подготовили все для аварийной посадки. По всем рассчетам топлива у экипажа оставалось еще примерно на полтора часа. Для более безопасной посадки его надо вырабатывать – и борт начинает кружить над Ленинградом. Но вдруг совершенно внезапно у Ту-124 заглох левый двигатель. А потом и правый.

За секунду стрелка на приборах, указывающих количество горючего, с 200 литров опустилась до нуля. Дотянуть до Пулково теперь точно не получится. А внизу – Ленинград, жилые кварталы, отечтливо видны Смольный, Исаакиевский собор, Нева.

Внезапно у Ту-124 над Ленинградом заглох левый двигатель. А потом и правый. Казалось, сейчас случится страшное. Фото: Юрий Туйск

Как избежать многочисленных жертв? И снова секунды решали все. На выключенных двигателях самолет пронесся над Смольным собором и вышел на Неву. Город летчики уже спасли. Осталось спасти пассажиров. Еще секунда – и командир воздушного судна Виктор Мостовой на пару со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли решение садиться на воду.

И вот оно – чудо. Или везение – на реке почти не было кораблей. Только небольшой буксир “Буревестник” вез по реке лес. По одной версии, самолет сажал сам Мостовой. По другой – второй пилот. Чеченев раньше работал в морской авиации, и ему уже приходилось садиться на воду. Поэтому Мостовой доверил штурвал ему.

И посадка на Неву прошла практически, как по маслу. Мастерство летчиков сделало свое дело – лайнер сел на брюхо, проскользил по Неве и остановился в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста. С момента остановки двигателей прошло 14 секунд.

Команда “Буревестника” подоспела на помощь и отбуксировала самолет. Шокированные пассажиры Ту-124 с трясущимися руками и перепуганными лицами смогли сойти на берег. Выжили все!

СПАСИТЕ ЛЕТЧИКОВ!

Людей повезли в аэропорт на автобусе, а экипаж – на спецмашинах в КГБ . Летчиков отстранили от полетов. Их обвиняли в том, то они проворонили показания топливных датчиков и не дотянули до аварийной полосы.

Лайнер сел на брюхо, проскользил по Неве и остановился в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста. Фото: Юрий Туйск

Экипаж оправдывался, что топливные датчики на Ту-124 показывают неправильно, и не только сейчас. Но их и слушать не хотели, а информацию о неправильно работающих датчиках и проверять не стали. Говорят, сам Туполев возлагал вину на экипаж и не верил, что приборы его детища барахлят.

На защиту экипажа встали пассажиры. Они писали письма, чтобы летчиков не наказывали, а, наоборот, наградили. Вроде бы экипаж потом даже представили к оредну Красной Звезды. Но Хрущев предложил компромисс – не награждать и не наказывать. Зато летчикам разрешили снова летать, что было для них лучей наградой.

Виктора Мостового после посадки Ту-124 на Неву представили к ордену Красной Звезды за мужество. Фото: Снимок из газеты 1963 года.

КСТАТИ

Когда советские летчики совершили этот подвиг, американскому мальчику Чесли Салленбергеру было всего 12 лет. Тогда он еще не особо задумывался о своем будущем и уж тем более не подозревал, что спустя 46 лет он повторит подвиг Мостового и Чеченева и посадит на воду аэрбас с заглохшими двигателями и со 150 пассажирами на борту.

В январе 2009 года он выполнял авиарейс по маршруту Нью- Йорк – Шарлотт- Сиэтл и всего через 1,5 минуты после взлета Airbus A320 столкнулся со стаей гусей. Птицы попали в двигатели, и турбины отказали. Пришлось садиться на Гудзон. Все 155 человек (пассажиры и члены экипажа) выжили, хотя половина получила травмы.

В 2015 году американцы сняли фильм, основанный на реальных событиях, “Чудо на Гудзоне”. Россияне продолжают ждать свое кино – “Чудо на Неве”.

«Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне»

Самый крайний случай

Современная гражданская авиация является одним из самых безопасных видов транспорта. Многократное дублирование различных систем позволяет свести опасность катастрофы до минимума.

И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.

Авиаэксперты убеждены — если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.

21 августа 1963 года экипаж советского авиалайнера Ту-124, летевшего из Таллина в Москву, совершил вынужденную посадку в Ленинграде, прямо на поверхность Невы. Командир лайнера Виктор Мостовой сумел сделать невероятное — уйдя от столкновения с многочисленными мостами, он приводнил самолёт так, что уцелели все пассажиры и члены экипажа.

Без малого 46 лет спустя на месте Мостового оказался американский пилот Чесли Салленбергер.

«Лётчик высшего класса»

В год, когда Виктор Мостовой совершил «чудо на Неве», 12-летний сын стоматолога из Техаса Чесли Салленбергер стал членом общества людей с высоким IQ Менса.

Увлечение авиацией пришло позже, в 16 лет. Чесли поступил в частный аэроклуб, где понял, что профессия лётчика — это то, чем он хочет заниматься всю жизнь.

В 1969 году Военно-воздушная академия США пополнилась 18-летним курсантом Салленбергером, который собрал все возможные награды и поощрения, закончив учёбу с квалификацией «top flyer» («лётчик высшего класса»).

После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.

Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.

Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.

Особо опасные гуси

15 января 2009 года должно было стать для опытнейшего пилота обычным рабочим днём.

Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.

Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений — он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.

Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз. За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.

Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.

В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.

Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.

Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным — самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.

Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.

«Мы садимся на воду»

Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.

Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.

Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.

Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.

Выбора не было — Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».

Командир уходит последним

Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок — снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.

Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.

Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением — самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя — на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.

А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.

Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.

Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.

А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.

А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.

Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.

Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс.

65-летний Чесли Салленбергер ответил на это весьма неожиданно — в телевизионном шоу Джимми Киммела пилот сыграл… Тома Хэнкса. Вернее, он сделал пародии на все знаменитые роли актёра от Форреста Гампа до астронавта Джеймса Ловелла из «Аполлона-13».

Том Хэнкс, также участвовавший в шоу, просмотрев пародии, заметил: «Чесли Салленбергер, я так тебя уважал. Теперь у нас обоих есть тёмные пятна в карьере».

Успешное “приводнение” на Неве рейсового самолёта Ту-124 — Ленинградское чудо в ХХ веке

Многие наслышаны о чудесном “приводнении” пассажирского лайнера на реке Гудзон, которое СМИ назвали не иначе как “Чудо на Гудзоне”. Напомним, 15 января 2009 года авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял плановый рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк — Шарлотт — Сиэтл.

Но всего через 1.5 минуты после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок, и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке.

По мотивам этого происшествия был даже снят одноимённый фильм. Однако немногие знают, что в советском Ленинграде произошло аналогичное чудесное спасение пассажиров самолёта.

Посадка Ту-124 на Неву — уникальный случай в истории авиации

21 августа 1963 года пассажирский самолёт, летевший из Таллина в Москву, совершил аварийную посадку на Неву. Ту-124 приземлился на воду Невы, неподалёку от Александро-Невской лавры. Это единственный случай в российской авиации, когда при посадке пассажирского самолёта на воду — никто не погиб.

В тот день небольшой пассажирский Ту-124, предназначенный для коротких перелётов, совершал обычный рейс из Таллина в столицу СССР. Сразу после взлёта летчики обнаружили, что переднее шасси полностью не убирается. К тому времени аэропорт Таллина накрыл густой туман и возвращаться туда было небезопасно.

Диспетчер принял решение посадить лайнер в Ленинграде. Долетев до города, судно стало нарезать круги над Северной столицей, вырабатывая топливо. В это время лётчики пытались полностью выпустить шасси, бив по нему шестом через пробитую в фюзеляже дыру, однако их усилия были тщетны.

Неожиданно, на восьмом кругу, когда топливомер показывал остаток топлива 750 литров, которого более чем достаточно, чтобы сесть в Пулково, но остановился левый двигатель. Экипаж запросил срочную посадку, ему разрешили пролететь над центром города по прямой.

Однако через несколько минут, когда воздушное судно пролетало над Адмиралтейством на высоте 500 метров, заглох и правый мотор. Самолёт бесшумно летел по инерции, с каждой секундой скорость и высота падали. Второй пилот, ранее летавший на гидросамолёте, крикнул, что лайнер нужно сажать на Неву.

Проблема заключалась в том, что на реке очень много мостов. Воздушный лайнер, снижаясь, миновал Большеохтинский мост, на высоте 10 метров промчался над ещё строившимся мостом Александра Невского. Рабочие на мосту с перепугу попрыгали в воду. Филигранно втиснувшись между мостами, самолёт плавно “приземлился” на водную гладь Невы, проскользил по волнам и остановился в 100 метрах от Финляндского моста.

При посадке судно получило несколько пробоин и начало потихоньку заполняться водой. К счастью рядом находился буксир, который отбуксировал самолёт к деревянным плотам у берега, по которым все 45 пассажиров и экипаж успешно эвакуировались и были направлены в Москву. По некоторым данным, в тот день на борту среди пассажиров был будущий Патриарх всея Руси Алексий II.

На набережной столпился народ, фотолюбители делали снимки необычного приземления. Вскоре появились люди из КГБ в штатском, которые стали всячески препятствовать съёмке, засвечивая плёнку. Однако несколько уникальных кадров, представленных в статье, все же уцелели. В ходе расследования инцидента было выявлено, что топливомер давал неверные показания из-за того, что пилоты перед взлётом некорректно установили остаток топлива.

Самолет после поднятия из воды решили не восстанавливать и передали в учебный центр как тренажёр. После спасительной посадки экипаж за самовольное приводнение сначала исключили из авиаотряда. Однако после публикации в прессе статей о спасительной посадке и героическом подвиге пилотов, начальство смягчилось. Экипаж все же представили к заслуженной награде.

Кроме того, не стоит забывать, что посадка лайнера с полуубранным шасси даже на подготовленную грунтовую полосу на брюхо в Пулково была авантюрой. Историю чудесного приводнения советского лайнера внесли во все авиационные пособия мира. Командир самолета Виктор Мостовой после восстановления на службе продолжил летать пилотом Аэрофлота, а позднее работал начальником смены во Внуково.

“Чудо на Гудзоне” и “Чудо в Ленинграде” в сравнении по мнению экспертов

Оба случая подходят под описание “реактивный самолет с пассажирами на борту недалеко от центра густонаселенного города вынужден совершить посадку на реку”. Здесь, конечно, важны детали. В нью-йоркском случае причина отказа двигателя была очевидна: самолёт врезался в стаю птиц. Роль экипажа ясна: выполняли полёт по процедуре, столкнулись с нештатной ситуацией, выполнили комплекс процедур для её решения, вышли за пределы этого комплекса с успешным результатом.

В случае с Ту-124 до конца всё-таки непонятно, что случилось. Лётчики выполняли полёт по стандартным инструкциям, столкнулись с нештатной ситуацией — заклинило переднюю опору шасси, потом что-то произошло, и экипаж оказался в самолёте без двигателей над густонаселенным городом.

Что писали СМИ и рассказали очевидцы

В Ленинграде 21 августа 1963 года в результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву. Всего известен 21 случай управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду, в 10 из которых при посадке никто не погиб; этот случай — один из семи, обошедшихся без жертв вообще, в остальных трёх случаях были утонувшие уже после эвакуации из самолёта.

Газета “Петровский курьер” № 39 (209) от 19 октября 1998 г.

В августе 1963 года по Ленинграду поползли слухи об уникальном ЧП. Серебристый пассажирский лайнер, сделав с десяток кругов над городом, неожиданно снизился и сел прямо на Неву. Через некоторое время ленинградцы видели, что самолёт буксируют по воде куда-то к устью Невы.

Думали, что это киносъёмка смешной комедии вроде “Полосатого рейса” или испытание спецтехники. Но впоследствии стали говорить, что самолёт этот — рейсовый, в нём были пассажиры, а за их спасение герой-командир корабля награждён орденом Красной Звезды.

Пассажирский борт “Ту-124” под командой Виктора Яковлевича Мостового, приписанный к таллинскому авиаотряду и шедший из Таллина в Москву 21 августа 1963 года, приближался к Ленинграду. Внезапно экипаж сообщил по радио, что заклинила одна из “ног” шасси и нормальная промежуточная посадка невозможна.

Заслуженный пилот СССР, профессор Академии гражданской авиации Анатолий Иванович Оркин считает, что командира экипажа Мостового и его подчинённых нужно было сурово наказать за разгильдяйство, а не награждать. Скандал вокруг посадки на Неву он ясно помнит.

Первоначально заместитель начальника Ленинградского управления гражданской авиации Владимир Васильевич Сиротин хотел отправить самолёт назад в Таллин — сажайте, мол, там. Но потом, учитывая особенности таллинского аэродрома, решили приземлить его на аварийной грунтовой полосе за городом по отработанной технологии — “на брюхо”.

Подогнали пожарные машины, “скорую помощь”. А чтобы посадка не грозила взрывом, капитану корабля дали команду “выработать топливо”. Самолёт должен был кружить над городом, пока баки не станут почти пустыми. Затем Мостовому нужно было приземляться.

Тогда ещё разрешали самолётам летать над Ленинградом на высоте не ниже 400 метров (но после этого случая определили границы облета за городской чертой), и серебристая птица, не вызывая особого ажиотажа, долго кружила в небе. Затем вышло следующее. “Борт” панически сообщил, что горючее выработано. полностью, и минимум топлива для захода на посадку отсутствует.

Это значило, что экипаж увлекся, прохлопал расход топлива (либо приборы показывали ошибочные данные) и машина сейчас может рухнуть на дома. К счастью, внизу оказалась Нева. И “Ту-124” сел между Большеохтинским и Финляндским мостами.

Капитан катера, который плыл по Неве, вовремя сориентировался, подпёр одно крыло Ту-124 и начал толкать машину к берегу. Пассажиры и экипаж сошли. Что интересно, Главное управление Гражданского воздушного флота СССР сразу расценило “подвиг” Мостового как разгильдяйство.

И таллинский авиаотряд затем отчислил этого пилота. Но, по странной логике (были спасены иностранцы, поднялся шум). В итоге, командира корабля наградили. Вскоре Мостовой приехал в Ленинград учиться в Академии гражданской авиации. Ситуацию с награждением прояснил бывший работник Ленинградского обкома КПСС, просивший не называть его фамилию:

Во-первых, по свежим следам мы сразу сообщили в ЦК КПСС о подвиге летчика Мостового. Во-вторых, КБ Туполева восторженно отозвалось о высокой плавучести советской реактивной машины, благодаря чему спаслись люди. В-третьих, газеты успели раззвонить о подвиге экипажа. Так что ж, судить или наградить? Дали лётчику орден. Самолёт вывезли на понтонах в устье Финского залива, затем следы его потерялись.

Газета “Петровский курьер” № 41 (211) от 2 ноября 1998 г.

Ретросенсация 35-летней давности, связанная с аварийной посадкой пассажирского самолета на воды Невы, в душах петербуржцев возродила нечто вроде “национальной гордости великороссов”. В редакцию позвонили 140 (!) свидетелей приводнения “Ту-124”, явились моряки, непосредственно спасавшие пассажиров, работники авиаотряда и те специалисты, которые эвакуировали и разбирали крылатую машину. Теперь мы можем нарисовать полную картину происшествия, выделить то, о чём промолчали по цензурным соображениям центральные и ленинградские газеты в 1963 году.

Тогда “Ту-124” был “сырой”, недоработанной машиной, свежеиспечённым детищем туполевского КБ. При попытке сесть в Таллине он потерял шаровой болт (его потом подняли на взлётной полосе), и машину с неисправным шасси отправили в Ленинград — садиться “на брюхо” на грунтовке в “Пулково”. В полёте лётчики пытались “выбить” заклинившее шасси и даже прорубили днище фюзеляжа. Но ничего не помогало.

Руководитель полётов аэропорта “Пулково” Георгий Нарбут в тот день дал экипажу команду действовать по инструкции — выжечь топливо до запаса в одну тонну. Но беда в том, что топливомеры на борту не могли объективно указать, сколько горючего осталось. А посадка в нарушение инструкции с запасом хотя бы в 1200, 1300 килограммов “горючки” грозила летчикам разжалованием.

“Приземляйтесь на аэродром”, — дал команду Нарбут. Но бортмеханик сказал командиру корабля Виктору Мостовому: “Витя, в баках есть резервный запас, моя лишняя тонна”. “Иду ещё на один круг”, — сообщил на землю командир. Но полёт “на авось” чуть не обернулся катастрофой. Один за другим заглохли два двигателя — горючего не стало как раз над “штабом революции” — Смольным. “Садись на воду! ” — крикнул Мостовому второй пилот, бывший гидролётчик.

Командир приказал экипажу идти в салон и “отвлекать разговорами” пассажиров, а сам начал планировать в воздухе, насколько это было возможно на тяжёлой машине. Ошибаться было нельзя. Экипаж пронёсся в четырех метрах над строящимся мостом Александра Невского (с лесов в ужасе посыпались рабочие), увидел контуры Финляндского железнодорожного моста и сжался в страхе: врежемся… Но машина хвостом коснулась Невы, затем шлепнулась брюхом, слегка поднырнула и застыла. в сотне метров от опор моста. Говорят, 27-летний Виктор Мостовой поседел за эти секунды.

Но опасность не ушла. Пропоротый фюзеляж начал набирать воду, а глубина Невы здесь — 13 метров. К счастью, по Неве шел буксирчик постройки 1898 года с командой из четырех человек и смирно тащил сплавной плот. Увидели самолёт. Кто-то задорно крикнул: “Во, второй Чкалов объявился!” Но капитан Юрий Поршин оценил нешуточную ситуацию: он велел сбросить буксирный трос и оставить плот.

Капитан подвёл буксир к машине и крикнул летчикам: “Как вас зацепить?” Посовещавшись, разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов. Самолёт подтянули к причалу у завода “Северный пресс”, где вдоль берега стояли плоты. Крыло самолёта, согнувшееся при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа. Пассажиры — сорок четыре человека, среди которых двое детей, — начали выходить через верхний люк, держа в руках вещи. Они были спокойны.

Сотни прохожих на берегу, рабочие соседних заводов, выбежавшие за проходные, кричали “Ура!” Вышел экипаж. Ему аплодировали. Примчался вертолёт из Пулкова, какой-то строгий начальник велел пилотам садиться вместе с полётными документами. Мостовой, красивый и стройный мужчина, вёл себя подчёркнуто спокойно. Вертолёт улетел. Из экипажа остался юноша-стюард, охранявший багаж. Затем подъехал автобус “ПАЗ” и увёз пассажиров в аэропорт, откуда их отправили в Таллин.

Пришёл пароход с водосливом, начал откачивать воду из самолёта. Но это было бесполезно, вода из пробоин прибывала. И “Ту-124” к утру затонул. На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром отправили его на территорию нынешней “Ленэкспо”, к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть.

После комиссии приняли решение: машину списать из-за поломок. От неё отсоединили кабину и отправили в качестве тренажёра в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу. Красивые мягкие кресла продавали всем желающим по цене бутылки водки. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом.

Виктора Мостового наградили орденом Красной Звезды, его экипаж — медалями. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Поршина наградили Почётной грамотой и часами.

Точную информацию об этом инциденте предоставили: бывший руководитель полётов аэропорта “Пулково” Г. М. Нарбут, командир корабля “Буревестник” А. Л. Демин, старшина 1-й статьи С. Б. Вершлер, бывший капитан буксира Ю. В. Поршин, бывший рабочий войсковой части В. И. Иванов, лётчик В. И. Антипенко, а также десяткам петербуржцев, которые были очевидцами этого ЧП.

Дальнейшая судьба экипажа

Виктор Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, потом до 1988 года работал начальником смены в аэропорту “Внуково”, откуда ушёл на пенсию после инфаркта. В 1989 году с семьёй эмигрировал в Израиль, где умер в Кирьят-Гате в 1997 году. Последние годы перед кончиной работал рабочим на фабрике. Второй пилот Василий Чеченев вскоре после удачной посадки стал командиром воздушного судна (КВС), а затем и лётчиком-инструктором. Скончался в 2002 году.

35 лет спустя участники тех событий участвовали в телевизионной передаче “Как это было” на российском телевидении, и бывший второй пилот Василий Чеченев обмолвился, что “увлечённость” экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда топлива ещё хватало до аэропорта. Ещё одной причиной, в программе было названо несовершенство датчиков указания топлива.

  • О недавнем необычном ЧП с удачным и “чудесным” окончанием, в частности приземлением самолёта вне аэродрома и без жертв, можно прочитать здесь.

Пилоты-герои и благополучные экстренные посадки

Пилоты «Уральских авиалиний» 15 августа посадили Airbus прямо в поле в Раменском районе Московской области, за что в российских и иностранных СМИ заслужили звания героев.

There are no reported injuries https://t.co/7L1lTbDTd3

Однако это не первый раз, когда летчикам приходится экстренно сажать самолеты в непредназначенных для этого местах. «Фонтанка» вспомнила благополучные экстренные посадки пассажирских лайнеров в центре Нью-Йорка, Тихом океане, заснеженной Канаде и конечно, на Неву в Ленинграде.

Чудо на Гудзоне

Аварийная посадка A320 авиакомпании US Airways прямо на воду в Нью-Йорке 10 лет назад получила название «Чудо на Гудзоне». Стая канадских казарок помешала лайнеру, следовавшему из Нью-Йорка в Сиэтл, продолжить путь, так как из-за птиц отказали оба двигателя. Пилоты приняли решение сажать A320 прямо на воду реки на востоке США. В итоге все 155 человек на борту выжили, хотя 83 человека получили ранения.

15 Янв 2020 в 11:40 PST

В прошлом году пассажирский самолет Boeing 737 компании Air Niugini не долетел до аэропорта Чуук на острове Вено в Микронезии, совершив посадку в Тихом океане. Этот маневр помог спасти жизни всех 47 пассажиров и членов экипажа. Причина неполадок в работе Boeing остается неясной.

«В центре Северного полюса»

В 2017 году Boeing 777 швейцарских авиалиний, перевозивший 300 пассажиров из Цюриха в США, вдруг столкнулся с «технической неисправностью» на полном ходу. Пилот не нашел ничего лучше, чем дотянуть до крошечного аэропорта Икалуит на северо-востоке Канады. Взлетно-посадочная полоса была явно не готова к приему нежданных гостей, поэтому огромные струи снега сопровождали приземление. Несмотря на старания экипажа, пассажиры посадку не оценили. Певец Лерой Санчес, летевший на злополучном рейсе в Нью-Йорк, написал, что «застрял в центре Северного полюса».

Вспоминая удачные экстренные посадки, стоит упомянуть спуск пассажирского Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года. Это был первый в мире случай успешного приводнения гражданского самолёта. Борт «Аэрофлота», выполнявший рейс Таллин – Москва, столкнулся с тем, что опору шасси заклинило. Лайнер решили сажать в Ленинграде. Однако при выработке топлива над городом возникли проблемы с двигателями. Экипажу ничего не оставалось, как посадить Ту-124 в Неву между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом. Все 52 человек, из которых 45 – пассажиры, выжили. После этого Ту служил тренажером в Тамбовской области.

Источники:
http://www.spb.kp.ru/daily/26870/3913647/
http://aif.ru/society/ptransport/prigotovtes_k_udaru_podlinnaya_istoriya_chuda_na_gudzone
http://peterburg.center/story/uspeshnoe-privodnenie-na-neve-reysovogo-samolyota-tu-124-leningradskoe-chudo-v-hh-veke.html
http://www.fontanka.ru/2019/08/15/049/
http://www.aviaport.ru/digest/2019/10/11/609841.html

Ссылка на основную публикацию