Ценность собора и его след в культуре
Ценность величественного строения не только в невероятной архитектуре, готическом стиле и мифических скульптурах. Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа.
В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим. Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.
Фото: pixabay.com: UGC
К Нотр-Даму примыкает пристройка — сокровищница. Здесь хранятся христианские реликвии: Терновый Венец, фрагмент креста и церковные произведения искусства.
Архитектурное строение оставило глубокий след в культуре не только Франции, но всего мира. Вот основные произведения, где фигурирует собор:
- роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;
- роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»;
- произведение Осипа Мандельштама Notre Dame.
В 1956 году по роману Виктора Гюго сняли одноименную картину. Фильм режиссера Жана Деланнуа стал популярным во всем мире, а воплощение Эсмеральды актрисой Джиной Лоллобриджидой считается самым удачным.
Также изображение парижского собора в манускрипте запечатлел художник Жан Фуке. Интересно, что по приказу архитектора Виолле-ле-Дюка здания перед храмом были снесены и построена площадь. Здесь много архитектурных памятников и даже расположена звезда «Нулевой километр».
Фото: pixabay.com: UGC
Собор важен и для современного поколения французов. Здесь бывают не только великие и знаменитые, но и обычные люди, которые просят у Бога исцеления и земных благ. Здание активно привлекает романистов и кинематографистов со всего мира.
Эксперты оценивают ущерб, который нанесен ценным витражам. Также выясняют силу повреждения органов, скульптур и колокола. Борьба с огнем затянулась, поскольку пламя нельзя было тушить с вертолетов — это грозило обвалом.
Роман, который прославил собор
Собор Парижской Богоматери окутан ореолом романтики, овеян тайной и мистицизмом. Это ежегодно привлекает в храм миллионы путешественников. Нотр-Дам-де-Пари для туристов выглядит пленительнее, чем знаменитый Лувр. Существует крылатое выражение: «Увидеть Париж и умереть». Каждый человек должен посетить кафедральный собор, перед тем как умереть.
Основными строителями готического «замка» считались два талантливых архитектора – Жан де Шель и Пьер де Монтрей, об остальных лицах, приложивших руку к постройке, информации практически не сохранилось. Но долгие годы, на которые растянулась эта стройка, красноречиво свидетельствуют о том, что участников было немало.
Нотр Дам Де Пари: история и особенности
Среди своих самых заветных желаний многие земляне называют поездку в Париж – один из наиболее романтичных городов на планете. Составляя маршрут по легендарной французской столице и ее окрестностям, иностранные туристы планируют посещение не менее десятка «обязательных» достопримечательностей. Среди них – Эйфелева башня и Лувр, Елисейские поля, Версаль и Триумфальная Арка, площадь Бастилии, Монмартр и кабаре «Мулен Руж». Но самым посещаемым объектом Парижа уже не одно столетие является собор Парижской Богоматери, он же Нотр дам де Пари (Notre Dame). Ежегодно посмотреть на него приезжает более 13 миллионов туристов.
У величественного французского католического храма, где проводились помпезные молебны, императорские коронации, королевские бракосочетания и зрелищные отпевания усопших венценосных особ, богатая история и сложная судьба.
Сооружение неоднократно подвергалось разрушениям и реконструкциям, не раз возникала реальная угроза его полного уничтожения и забвения. В том, что этот великолепный собор до сих пор существует и функционирует, большая заслуга Виктора Гюго. Известный французский писатель и драматург, влюбленный в свою родину, в 1831 году описал колоритный храм в одноименном романе «Собор Парижской Богоматери».
Романтичное произведение с трагической развязкой стало невероятно популярным. Книга была переведена на десятки языков, на ее основе позднее создавались театральные постановки, экранизации и зрелищные мюзиклы. Тысячи туристов, воодушевленные поэтичным описанием Парижа и до глубины души тронутые печальной судьбой прекрасной Эсмеральды, съезжались во французскую столицу, чтобы воочию увидеть собор, где произошли драматические события, созданные богатой фантазией Гюго.
В наши дни необычайную популярность получил французский мюзикл «Нотр дам де Пари», дебютировавший в 1998 году и попавший в Книгу рекордов Гиннеса как самое успешное музыкальное представление. В последующие 12 лет было создано 10 иностранных постановок мюзикла Notre-Dame de Paris, в том числе в Европе, США, России и Корее. Чтобы оценить по достоинству это удивительное музыкальное произведение, прослушайте один из самых известных за всю историю Франции синглов – песню «Belle», посвященную главным героям романа.
В наши дни необычайную популярность получил французский мюзикл «Нотр дам де Пари», дебютировавший в 1998 году и попавший в Книгу рекордов Гиннеса как самое успешное музыкальное представление. В последующие 12 лет было создано 10 иностранных постановок мюзикла Notre-Dame de Paris, в том числе в Европе, США, России и Корее. Чтобы оценить по достоинству это удивительное музыкальное произведение, прослушайте один из самых известных за всю историю Франции синглов – песню «Belle», посвященную главным героям романа.
Собор Парижской Богоматери: сквозь века
15 апреля, в первый день католической Страстной недели, в столице Франции вспыхнул легендарный, овеянный вековой историей Европы, пропитанный культом любви и страдания собор Парижской Богоматери.
Пожар в соборе Нотр-Дам де Пари — это не просто пожар. Это то, что в силу своей схожести со зловеще-апокалиптическим предзнаменованием может стать неким поворотным рубежом в современной истории, «моментом истины», который должен наконец заставить человечество серьезно задуматься о том, что мы делаем сегодня что-то не то и не так…
Собор Парижской богоматери. История постройки.
Строительство собора Парижской богоматери, было начато еще в 1163 году а законченно лишь к середине XIV века. Произошло это на острове Ситэ, на месте епископской капеллы святого Стефана , а ранее здесь находилось капище Юпитеру .
Собор Парижской богоматери необычен и уникален . Здесь нет строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий.
Скульптурные украшения выполнены взамен утраченных по рисункам Виолле ле Дюка в XIX в. не покрывают все плоскости фасада, как это бывало в романских храмах Южной Франции, а группируются по тематическому плану в местах, где они приобретают глубокий смысл.
Скульптура Парижского собора представляет творчество почти двух веков. Собор в целом – живая картина развития готического зодчества от его первых шагов до периода зрелости.
Часть историков утверждает, что первый камень в основание заложил Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, подтверждающие, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Но свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», безвозвратно утеряны. Как бы там ни было, через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь. Произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено. Оставалось лишь закончить отделку и украсить внутренний интерьер.
Но полностью работы завершились только в 1345-м году. Строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен строительство было завершено, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора, который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.
История строительства Собора Парижской Богоматери, связана с именами двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это архитектурное чудо света. Главными создателями, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты .
Кстати, удивительных химер в Средние века на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк.
А выполнили этот заказ пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Крыша собора выполнена из свинцовых пластинок расположенных внахлест и весит более 200 тонн.
Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Значительная часть витражей воссоздана в середине XIX века. Главный витраж , роза над входом в собор частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней. Во время французской революции планировалось взорвать собор, но не оказалось в наличии достаточно пороха, поэтому приспособили под склад провианта. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери”, храму уже угрожало полное разрушение, но именно благодаря знаменитому писателю здание было спасено.
В храме установлен усовершенствованный старинный орган. Первый большой орган появился в соборе 1402 году. А приобрел свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI гораздо позже. В настоящее время инструмент имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. Система его компьютеризирована. Интересно как раньше умудрялись на нем играть без этого. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.
Вот вкратце история создания Нотр – Дам де Пари.
Строительство собора Парижской богоматери, было начато еще в 1163 году а законченно лишь к середине XIV века. Произошло это на острове Ситэ, на месте епископской капеллы святого Стефана , а ранее здесь находилось капище Юпитеру .
Собор Парижской богоматери необычен и уникален . Здесь нет строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий.
Скульптурные украшения выполнены взамен утраченных по рисункам Виолле ле Дюка в XIX в. не покрывают все плоскости фасада, как это бывало в романских храмах Южной Франции, а группируются по тематическому плану в местах, где они приобретают глубокий смысл.
Скульптура Парижского собора представляет творчество почти двух веков. Собор в целом – живая картина развития готического зодчества от его первых шагов до периода зрелости.
Часть историков утверждает, что первый камень в основание заложил Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, подтверждающие, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Но свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», безвозвратно утеряны. Как бы там ни было, через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь. Произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено. Оставалось лишь закончить отделку и украсить внутренний интерьер.
Но полностью работы завершились только в 1345-м году. Строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен строительство было завершено, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора, который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.
История строительства Собора Парижской Богоматери, связана с именами двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это архитектурное чудо света. Главными создателями, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты .
Кстати, удивительных химер в Средние века на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк.
А выполнили этот заказ пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Крыша собора выполнена из свинцовых пластинок расположенных внахлест и весит более 200 тонн.
Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Значительная часть витражей воссоздана в середине XIX века. Главный витраж , роза над входом в собор частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней. Во время французской революции планировалось взорвать собор, но не оказалось в наличии достаточно пороха, поэтому приспособили под склад провианта. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери”, храму уже угрожало полное разрушение, но именно благодаря знаменитому писателю здание было спасено.
Легенды Собора Парижской богоматери
Это легендарное сооружение было свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Его стены видели как крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, как Филипп IV созвал Генеральные штаты в 1302 году, как короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и как венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а еще как в 1804 году Наполеон одел корону Императора.
Изначально на его месте располагался галло-римский языческий храм Юпитера, а затем, после крещения франков святым Дионисием, — первая христианская церковь в Париже – бализика Святого Стефана. Во время археологических раскопок на месте современного собора были обнаружены четыре более ранних храма, в том числе палеохристианская церковь IV века и романский кафедральный собор, камни которого были использованы для строительства фундамента современного собора.
По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, а их в то время было около десяти тысяч. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.
Особенностью храма является отсутствие стен. Все пространство занимают столбы, соединенные арками, а в проемах арок — витражи. Два центральных нефа пересекаются, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.
Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. Ее диаметр 9,6 метров. В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.
В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрел венец у византийского императора. А 18 августа 1239 года король внес его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 годах при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других реликвий. Венец находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
В Соборе Парижской Богоматери имеется три входа-портала. Украшают эти входы скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. В средние века Нотр-Дам де Пари, как и любой другой собор, был Библией для не умеющих читать (этаким “комиксом”) – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. Над центральным входом скульптуры изображают сцену Страшного суда: в нижней части изображены скульптуры восставших из могил мертвецов, среди которых есть король, папа римский, воины и женщины, также изображены два ангела и Христос.
В ходе Великой французской революции собор, ставший символом королевской власти, сильно пострадал. Ярый революционер, неподкупный Робеспьер заявил, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах»… К тому времени уже взорвали аббатство Клюни. Но Нотр-Дамский собор спасло вовсе не переосмысление ценностей революционеров, а банальные технические проблемы. . не хватило взрывчатки. В 1792 году храм Богоматери стал храмом разума с танцовщицей Фанни Обри в роли то ли воплощения революционного божества, то ли главной жрицы. По совместительству Нотр-Даму было суждено превратиться в продовольственный склад.
Но уже в 1794 году казнили самого Робеспьера, а в 1802 Собор Парижской Богоматери вернули в лоно церкви и заново освятили. Однако, прекрасный памятник средневековья все еще оставался в плачевном состоянии. Власти долго решали что же с ним делать — снести храм или полностью изменить его облик.
Бессмертное произведение Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» вышло в свет в 1831 году. Его появление пробудило интерес к зданию, которое стояло в ужасающем состоянии, к его истории и архитектурным составляющим. И уже через 10 лет начался этакий национальный подъем, направленный на реставрацию самого известного собора Франции.
Реставрацией занимается известный парижский архитектор Виолле-ле-Дюк. С его легкой руки восстанавливаются все уничтоженные скульптуры, витражи и детали, а также вместо разобранного шпиля появляется новый, высотой 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.
На верхней площадке у подножия башен появились известные всем химеры, которые в готическом стиле символизировали человеческие пороки и силы зла. Также перед собором появилась площадь. Практически сразу жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма.
Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери “наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма”. В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.
Другие легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве храма. Якобы кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой.
Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».
Особое внимание отводилось колокольне, которая служила не только в церковных целях, но и в качестве дозорной башни Парижа. С нее велось наблюдение за подступами к городу. В дивных башнях собора находятся четыре знаменитых колокола Нотр-Дам де Пари, каждый из которых имеет свое собственное имя и индивидуальный вес, а также девять новых колоколов, отлитых к 850-летию храма.
Самый тяжелый колокол, Эммануэль, расположенный в правой башне, звонит крайне редко, услышать его звучание — большая удача. По старинному преданию своему прекрасному голосу колокол обязан щедрым парижанкам. Они бросали золотые и серебряные украшения в расплавленную бронзу, из которой затем отлили Эммануэль.
Почему так редко звонит чудесный колокол? Дело в том, что его очень сложно раскачать. Но если верить легенде, как раз в Эммануэль бил самый известный обитатель Собора Парижской Богоматери, Квазимодо. Отвергнутый собственной матерью, обществом, не имея дома, Квазимодо всем сердцем любил храм, который заменил ему и друзей, и семью и родной очаг. Именно вокруг Нотр-Дам де Пари разворачивается драма несчастного горбуна. В действительности же главным героем романа Гюго является сам собор.
Нотр-Дам-де Пари входит в список мест обязательных к посещению в течение жизни. Приглашаем Вас к самостоятельному исследованию Собора Парижской богоматери вместе с нашей аудио экскурсией.
Дата публикации: 26.08.2014, обновлена 02.12.2014
Tags: Париж, Франция, легенды, НотрДам
На верхней площадке у подножия башен появились известные всем химеры, которые в готическом стиле символизировали человеческие пороки и силы зла. Также перед собором появилась площадь. Практически сразу жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма.
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)
Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм на острове Сите в центре Парижа. Этот выдающийся памятник архитектуры воспет в искусстве и является одним из самых известных культовых сооружений мира. Каждый год посмотреть на Нотр-Дам де Пари приезжает 13-14 миллионов туристов, желая лично увидеть устремленный вверх готический силуэт, украшенный живописными витражами и жуткими горгульями. Собор Парижской Богоматери является географическим центром не только Парижа, но и всей страны. Именно здесь находится так называемый «Нулевой километр», от которого ведут отсчет все расстояния во Франции.
Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.
Долгие годы строительства
Нотр-Дам де Пари строили почти два века, поэтому Морису де Сюлли не удалось увидеть свое детище во всем его величии. Работы над алтарной частью и нефом начались в первую очередь, и уже в 1182 году, в период правления короля Филиппа II Августа главный алтарь собора был освящен посланником папы, кардиналом Анри де Марси. Морису де Сюлли довелось отслужить первую мессу в соборе, но окончательное сооружение Нотр-Дам де Пари завершилось только в 1345 году, почти через полтора века после смерти епископа. В первоначальном проекте церковь имела тяжелую крышу, которая требовала массивных и крепких стен, что приводило к уменьшению количества и размеров окон. Из-за этого собор страдал от недостатка естественного освещения, и в 1220 году проблему решили с помощью перестройки потолка в нервюрный свод (ребристый свод). Такой свод оказывал меньшее давление на стены, поэтому стало возможно установить больше окон в соборе, а сами стены сделать выше и тоньше.
В 1240-х годах Жан де Шелль, первый из архитекторов собора, чье имя сохранилось в истории, завершил работы над нефом и двумя башнями главного (западного) фасада. Преемник де Шелля, Пьер де Монтрей завершил фасады трансепта, а также был ответственным за установку новых, просторных окон, включая прославленные ныне окна-розы в северной, южной и западной стенах. Последние значимые работы в 1300-х годах проводил Жан Рави, который одним из первых среди мастеров средневековья применил великое новшество готической архитектуры – аркбутаны. Эти наружные каменные полуарки, за счет которых удалось освободить внутреннее пространство собора от опор, сохранились до сих пор и считаются одной из самых характерных черт Нотр-Дама. В 1351 году завершились последние строительные работы, и с этой поры вплоть до 18 века Нотр-Дам де Пари сохранял свой облик практически без изменений. Конечно, в разные века производились некие мелкие переделки, согласно модным веяниям эпохи. Так, например, в эпоху Ренессанса колонны и стены собора были покрыты гобеленами, а при Людовике XIV в интерьерах появился мраморный декор.
Несмотря на выдающуюся архитектуру и все усилия, которые были затрачены на постройку собора, Нотр-Дам так и не занял главное место в духовной и светской жизни французских монархов. Путь на трон начинался для них с коронации в Реймсском соборе, а местом погребения почти для всех французских королей являлась базилика Сен-Дени. По иронии судьбы, единственным средневековым королем, коронованным в соборе Нотр-Дам де Пари в 1431 году, оказался не француз, а британец Генрих VI, которого во время Столетней войны провозгласили здесь королем Англии. Впрочем, для многих поколений простых парижан собор был более привлекательным местом, и не только в качестве культового сооружения. В средневековье у стен собора проводился ежегодный Праздник дураков, корни которого, возможно, уходили в более ранние, языческие ритуалы. На шумной церемонии этого праздника народ избирал шутовского папу или архиепископа, который затем главенствовал на торжествах дня.
Чем известен собор Парижской Богоматери
Редакция, Общество, 10:51, 16.04.2019
Крупный пожар в Нотр-Дам-де-Пари начался вечером 15 апреля, уничтожив значительную часть святыни
Произошедший пожар в соборе Парижской Богоматери во Франции поверг в шок весь мир. Сейчас возгорание потушено. Ущерб еще предстоит оценить. “ТОЛК” разбирается, чем известен этот собор и почему трагедия мало кого оставила равнодушным.
Когда был построен и каковы особенности собора Парижской Богоматери?
Собор Парижской Богоматери был заложен епископом Парижа Морисом де Сюлли в 1163 году. Краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Строительство шло почти два века – до 1345 года. В итоге был получен прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом месте существовало несколько церквей – как христианских, так и языческих. В 2013 году праздновали 850-летие собора.
Конструкция собора в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз.
Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.
Сколько туристов привлекает Нотр-Дам-де-Пари?
Собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам-де-Пари, является одним из самых посещаемых памятников во французской столице. Среднее количество посетителей в будний день составляет от 30 до 50 тысяч человек.
Какое отношение собор имеет к Наполеону Бонапарту?
Собор Парижской Богоматери является местом коронации Наполеона в декабре 1804 года. Именно здесь он был провозглашен императором.
Также здесь короновали и отпевали королей Франции, проводили все главные богослужения страны.
Как запечатлена история собора в литературе?
Известный французский писатель Виктор Гюго написал роман “Собор Парижской Богоматери” из желания спасти собор, который тогда находился в настолько плохом состоянии, что власти Парижа собирались его снести. Благодаря этому роману и вмешательству нескольких религиозных групп собор был сохранен, а затем восстановлен.
В предисловии романа говорится: “И вот ничего не осталось ни от таинственного слова, высеченного в стене сумрачной башни собора, ни от той неведомой судьбы, которую это слово так печально обозначало, — ничего, кроме хрупкого воспоминания, которое автор этой книги им посвящает. Несколько столетий тому назад исчез из числа живых человек, начертавший на стене это слово; исчезло со стены собора и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор. Это слово и породило настоящую книгу”.
Какие реликвии хранятся в этом соборе?
В соборе Парижской Богоматери находятся три реликвии Страстей Христовых: Терновый венец, фрагмент Животворящего Креста и один из гвоздей с распятия Иисуса.
Кроме того, в соборе функционировал музей, где каждый посетитель мог узнать об истории храма, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранились различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.
Также из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее.
Почему Нотр-Дам-де-Пари считается источником вдохновения?
Собор вдохновил многих творческих людей на создание незабвенных шедевров. О нем было сложено несколько песен, самую известную из которых исполнила Эдит Пиаф. Также написано несколько книг, поставлены мюзиклы.
Чем еще знаменит собор?
В соборе Парижской Богоматери находится орган, состоящий из примерно 7300 труб, некоторые из них сохранились еще со времен средневековья. Игру на этом органе можно было услышать каждое воскресенье во время богослужения.
Что произошло 15 апреля 2019 года в соборе?
Крупный пожар в соборе Парижской Богоматери начался вечером в понедельник, 15 апреля. В результате сильнейшего возгорания обрушились шпиль собора, крыша и часы. Пламенем оказалась объята несущая конструкция, однако обрушение фасада и двух башен удалось предотвратить.
Развитие пожара объясняется тем, что в базилике шли реставрационные работы, которые считаются одной из возможных причин возгорания. По этой причине здание было окружено строительными лесами. Точную причину и ущерб от пожара еще предстоит уточнить.
Что по поводу пожара заявил президент Франции?
Президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Эдуар Филипп побывали на месте пожара. Затем глава государства заявил, что собор Парижской Богоматери был центром жизни всех французов, историей Франции, которая сгорела. Он назвал пожар в Нотр-Даме ужасной драмой, при этом заверив, что собор будет восстановлен.
Также из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее.
Политика
Кроме того, нельзя не отметить и особую красоту парижского собора, которая связана с тем, что он символизирует самое начало готической эпохи и является чем-то вроде мостика между романским и готическим стилем. К тому же, он послужил площадкой для множества экспериментов, став таким образом символом инноваций и перемен. С архитектурной точки зрения в этом храме есть все: колонны, башни, шпили, легкость средокрестия. На его примере можно проследить развитие архитектуры с конца романского периода до расцвета готического.
Портал Страшного Суда
Портал Страшного Суда богат символикой и рассказывает довольно интересную историю.
На нижней перемычке изображены метрвецы, восставшие из могил. На верхней перемычке архангел Михаил взвешивает их души. Избранных людей, проявивших любовь к Богу и ближнему, ведут к Небесам слева. Осуждённых же дьявол ведёт в ад справа. Помимо этого, на одной из перемычек Христос величественно восседает на своем престоле славы. Над Христом расположены фигуры Небесного Двора
Архангел Михаил (слева) и дьявол (справа) // Фото: Günther Simmermacher – Pixabay
Между опорами находятся три больших портала, каждый из которых отличается от другого. Правый, южный портал называется Порталом Святой Анны. Левый, северный портал – это портал Богородицы, увенчанный треугольным фронтоном. Центральный портал, Портал Страшного Суда, является самым высоким и широким из трёх.
Удивительные факты про собор Парижской Богоматери
Собор видел главные события Франции
Как избежать очереди
Раньше «головной болью» туристов была огромная очередь в собор Нотр-Дам. Теперь это уже не такая большая проблема, т.к. с недавнего времени можно выбрать точное время посещения с помощью специальных аппаратов, установленных рядом с собором, или с помощью мобильного приложения Jefile (в русском варианте – «ВнеОчереди»). Скачайте его на мобильное устройство, укажите в приложении количество человек, желающих посетить собор, и выберите время посещения. Таким образом, Вы заранее «займете» очередь и сможете подойти к собору в нужное время!
Еще много любопытных фактов о соборе Нотр Дам и других достопримечательностях острова Сите Вы узнаете из нашей аудиоэкскурсии «Колыбель Парижа».
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери производит великолепное первое впечатление. Расположенные на острове Сите, шпиль и башни собора волшебным образом вытекают из реки Сены и амбициозно возвышаются к небесам. Собор, высотой 70 метров, был на протяжении веков самым высоким зданием в Париже. Шедевр французской готической архитектуры, Нотр-Дам де Пари – один из величайших памятников средневековья. Хоть он и может выглядеть архаичным по сравнению с современными достопримечательностями, такими как Эйфелева башня, собор имеет революционный средневековый дизайн. Инновационная готическая технология арочных контрфорсов (опорных балок) использовалась для усиления массивной структуры.
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери
Легенды Собора Парижской богоматери
Это легендарное сооружение было свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Его стены видели как крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, как Филипп IV созвал Генеральные штаты в 1302 году, как короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и как венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а еще как в 1804 году Наполеон одел корону Императора.
Изначально на его месте располагался галло-римский языческий храм Юпитера, а затем, после крещения франков святым Дионисием, — первая христианская церковь в Париже – бализика Святого Стефана. Во время археологических раскопок на месте современного собора были обнаружены четыре более ранних храма, в том числе палеохристианская церковь IV века и романский кафедральный собор, камни которого были использованы для строительства фундамента современного собора.
По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, а их в то время было около десяти тысяч. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.
Особенностью храма является отсутствие стен. Все пространство занимают столбы, соединенные арками, а в проемах арок — витражи. Два центральных нефа пересекаются, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.
Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. Ее диаметр 9,6 метров. В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.
В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрел венец у византийского императора. А 18 августа 1239 года король внес его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 годах при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других реликвий. Венец находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
В Соборе Парижской Богоматери имеется три входа-портала. Украшают эти входы скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. В средние века Нотр-Дам де Пари, как и любой другой собор, был Библией для не умеющих читать (этаким “комиксом”) – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. Над центральным входом скульптуры изображают сцену Страшного суда: в нижней части изображены скульптуры восставших из могил мертвецов, среди которых есть король, папа римский, воины и женщины, также изображены два ангела и Христос.
В ходе Великой французской революции собор, ставший символом королевской власти, сильно пострадал. Ярый революционер, неподкупный Робеспьер заявил, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах»… К тому времени уже взорвали аббатство Клюни. Но Нотр-Дамский собор спасло вовсе не переосмысление ценностей революционеров, а банальные технические проблемы. . не хватило взрывчатки. В 1792 году храм Богоматери стал храмом разума с танцовщицей Фанни Обри в роли то ли воплощения революционного божества, то ли главной жрицы. По совместительству Нотр-Даму было суждено превратиться в продовольственный склад.
Но уже в 1794 году казнили самого Робеспьера, а в 1802 Собор Парижской Богоматери вернули в лоно церкви и заново освятили. Однако, прекрасный памятник средневековья все еще оставался в плачевном состоянии. Власти долго решали что же с ним делать — снести храм или полностью изменить его облик.
Бессмертное произведение Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» вышло в свет в 1831 году. Его появление пробудило интерес к зданию, которое стояло в ужасающем состоянии, к его истории и архитектурным составляющим. И уже через 10 лет начался этакий национальный подъем, направленный на реставрацию самого известного собора Франции.
Реставрацией занимается известный парижский архитектор Виолле-ле-Дюк. С его легкой руки восстанавливаются все уничтоженные скульптуры, витражи и детали, а также вместо разобранного шпиля появляется новый, высотой 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.
На верхней площадке у подножия башен появились известные всем химеры, которые в готическом стиле символизировали человеческие пороки и силы зла. Также перед собором появилась площадь. Практически сразу жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма.
Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери “наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма”. В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.
Другие легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве храма. Якобы кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой.
Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».
Особое внимание отводилось колокольне, которая служила не только в церковных целях, но и в качестве дозорной башни Парижа. С нее велось наблюдение за подступами к городу. В дивных башнях собора находятся четыре знаменитых колокола Нотр-Дам де Пари, каждый из которых имеет свое собственное имя и индивидуальный вес, а также девять новых колоколов, отлитых к 850-летию храма.
Самый тяжелый колокол, Эммануэль, расположенный в правой башне, звонит крайне редко, услышать его звучание — большая удача. По старинному преданию своему прекрасному голосу колокол обязан щедрым парижанкам. Они бросали золотые и серебряные украшения в расплавленную бронзу, из которой затем отлили Эммануэль.
Почему так редко звонит чудесный колокол? Дело в том, что его очень сложно раскачать. Но если верить легенде, как раз в Эммануэль бил самый известный обитатель Собора Парижской Богоматери, Квазимодо. Отвергнутый собственной матерью, обществом, не имея дома, Квазимодо всем сердцем любил храм, который заменил ему и друзей, и семью и родной очаг. Именно вокруг Нотр-Дам де Пари разворачивается драма несчастного горбуна. В действительности же главным героем романа Гюго является сам собор.
Нотр-Дам-де Пари входит в список мест обязательных к посещению в течение жизни. Приглашаем Вас к самостоятельному исследованию Собора Парижской богоматери вместе с нашей аудио экскурсией.
Дата публикации: 26.08.2014, обновлена 02.12.2014
Tags: Париж, Франция, легенды, НотрДам
Это легендарное сооружение было свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Его стены видели как крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, как Филипп IV созвал Генеральные штаты в 1302 году, как короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и как венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а еще как в 1804 году Наполеон одел корону Императора.