Экстрадиция в уголовном праве мирового сообщества и России

garantr.ru

Механизм экстрадиции в уголовном праве России


Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника. Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления. Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах.

В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:

  1. правом государства;
  2. его прямой обязанностью.

Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике. Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника.

Наличие договора об экстрадиции — это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну. Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной.

Экстрадиция как процедура в уголовном производстве

Кроме того, допускается многостороннее сотрудничество между странами, при условии присоединения их к Конвенции, которая подписана и действует с 1957 года. Кроме выше оговорённого нормативного акта, также действуют следующие нормативно-правовые акты:

  1. Статья 13 УК РФ.
  2. Глава 54 УПК РФ.
  3. Статья 61 Конституции РФ.

Именно УПК РФ подробно описывает процедуру экстрадиции. Однако, в этом же нормативно-правовом акте четко прописано то, что своих граждан РФ не выдает.

Но, это вовсе не значит то, что можно творить бесчинства безнаказанно – внутреннее законодательство никто не отменял. Правовые особенности экстрадиции Как правило, граждане РФ, которые совершили преступление за территорией РФ подлежат привлечению к ответственности по внутренним нормам законодательства.

Условия, особенности и процедура экстрадиции в уголовном праве

Одной из форм подобной помощи является экстрадиция. Дополнительно нужно сказать и о ряде других форм юридической помощи:

  1. следственные и судебные процедуры;
  2. уголовное преследование правонарушителей.
  3. передача виновных лиц с целью исполнения приговора;

Действие экстрадиции распространяется только на лиц, совершивших правонарушения наказуемые в соответствии с уголовным кодексом.

Нарушения, связанные с административной и гражданской ответственностью, не являются поводом для экстрадиции. Экстрадиция в уголовном процессе регламентируется 13 статьей УК РФ.

В соответствии с ней люди имеющие российское гражданство и совершившие преступление на территории другой страны экстрадиции не подлежат. Данный пункт базируется на положениях Конституции РФ, а именно 61 главе данного закона.

В ней сказано, что российский гражданин совершивший преступление на территории другой страны не может быть выслан заграницы РФ.

Что такое экстрадиция

На сегодняшний день РФ имеет международные договора в количестве около 300 об оказании юридической помощи между государствами, и одной из таких форм помощи выступает экстрадиция. Также в перечень помощи включаются такие меры:

  1. передача виновных с целью реализации приговора;
  2. уголовное преследование преступников.
  3. следственные и судебные мероприятия;

Действие экстрадиции распространяется исключительно на преступников, совершивших уголовные преступные деяния.

Нарушения, которые связаны с административной и гражданской ответственностью, не выступают поводом и не имеют значения для экстрадиции. В соответствии с нормами ст. 13 УК РФ, граждане с российским гражданством в случае осуществления преступных деяний в другой стране данной стране не выдаются.

Такой пункт базируется на положениях ст.

61 Конституции РФ, где четко прописано, что российские граждане не могут быть выданы другим государствам и не подлежат высылке за рамки РФ.

Экстрадиция в уголовном праве

Так, большинство отношений регулируется в рамках Конвенции о выдаче 1957 года.

Кроме международной Конвенции запрет на выдачу граждан иностранным странам прописан также в других нормативно-правовых документах страны:

  1. УК РФ – статья 13;
  2. УПК РФ – глава 54.
  3. Конституция РФ – статья 61;

УПК РФ, в частности, подробно описывает процедуру выдачи Россией иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории или на территории других государств.

Экстрадиция в уголовном праве мирового сообщества и России


В наши дни выдача преступников одной политической единицей другой обрела особую значимость, что диктуется перерастанием внутригосударственной преступности в международную.

Гражданско-правовые и административно-правовые деяния не являются поводом для проведения процедуры.Экстрадиция не является обязательным действием. Это право страны откликнуться на обращение другого государства и передать указанных в официальном обращении преступников в руки его правосудия.

Экстрадиция. Правовые особенности и условия выполнения

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства.

Общепризнанным фактом является то, что экстрадиция – это не обязанность государства, а его право, то есть, основываясь на каких-либо мотивах государство, имеет право отказать в экстрадиции. Передача преступника может быть обязательной только при наличии соответствующего международного договора. Экстрадиция распространяется только на уголовные преступления, правонарушения которые связаны с административно-правовой и гражданско-правовой ответственностью не рассматриваются, как повод для данного действия.

Согласно ст. 13 УК РФ лица, имеющие российское гражданство, при совершении преступлений на территории другого государства этому государству не выдаются.

Экстрадиция в уголовном праве

Статья посвящена анализу, систематизации и раскрытию требований, предъявляемых к выдаче лица, совершившего преступление, имеющих своей целью обеспечение правомерности осуществляемой экстрадиции и определение степени ее обязательности.Основой исследования являются общенаучные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент), а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.

Есть ли экстрадиция в уголовном праве России

И как раз одним из этих соглашения и является экстрадиция.

Помимо этого, в помощь входят следующие меры:

  1. следственные досудебные расследования;
  2. ;
  3. передача их с целью вынесения приговора.
  4. в отношении преступников;

Давайте посмотрим, в каких же странах экстрадиции в Россию пока ещё нет. Итак, когда лицо является подданным нижеперечисленных государств, России бессмысленно подавать запросы другому государству о выдачи какого-либо преступника гражданина:

Стоит отметить, что особенностью экстрадиции является то, что она распространяется только на уголовников, то есть, людей, совершивших преступления, за которые предусмотрена исключительно уголовная ответственность. И для самой экстрадиции не имеют значения

Экстрадиция: понятие, виды, принципы.

пошаговая инструкция выдачи преступников

При этом в последнем случае употребление данного термина основывается на лингвистическом его толковании: «ex traditia» в переводе с латыни означает всякую передачу лица вовне [4]. Однако по вопросу соотношения терминов «экстрадиция» и «выдача», по этому вопросу существуют различные точки зрения.

Согласно международным положениям выдача (экстрадиция) заключается в передаче лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, запросившему государству.

Однако авторы А. К. Романов и О. Б. Лысягин полагают,что «экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей, прежде всего потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается.

Процедура экстрадиции может завершаться и отказом в выдаче» [5].

Авторы полагают, что институт экстрадиции вырос из института выдачи и претерпел много изменений, в данный период времени он становится на новый уровень развития.

Что означает экстрадиция и когда она может быть применена

Если страны активно сотрудничают друг с другом в данном вопросе, скорее всего, подозреваемый будет выдан.

Основные положения об экстрадиции: понятие, виды, страны без экстрадиции

Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.

Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.

О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.

Понятие экстрадиции

Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

  • лица, являющегося гражданином РФ;
  • подданного другого государства;
  • лица без гражданства;
  • лица с двумя или более гражданствами.

Классификация с учетом цели процедуры:

  • необходимость осуществить уголовное преследование;
  • необходимость отправления правосудия;
  • необходимость исполнить приговор.

Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

  • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
  • по запросу любого государства к РФ.

Принцип экстрадиции

Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

  • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
  • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
  • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
  • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
  • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?

Запрос о выдаче рассматривает Генпрокурор РФ, а для разрешения требуется согласование с МИД.

Порядок исполнения

Общие положения:

  • Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
  • Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
  • В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

  • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
  • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
  • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
  • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
  • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
  • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
  • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
  • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

Выдача своих граждан

Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).

Запрос об экстрадиции преступника

Соблюдение правил подачи запроса, гарантирует положительный исход дела, если выдача лица не будет противоречить принципам и условиям, делающих невозможным удовлетворение просьбы.

Как правильно сделать?

В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
  • полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
  • перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
  • документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).

Куда нужно обращаться?

Основания для отказа в экстрадиции

Основные причины для отказа в выдаче:

  1. Нарушение регламента подачи запроса.
  2. Отсутствие базы доказательств вины человека.
  3. Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
  4. Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).

Пример экстрадиции

В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

Страны где нет экстрадиции

Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).

Список стран без экстрадиции в Россию

Рассмотрим подробнее в каких странах нет экстрадиции в Россию?

России запросы о выдаче бессмысленно подавать, если правонарушитель является подданным:

Экстрадиция из России в Украину

Выдача лиц, совершивших преступление, возможна в случае, когда правонарушитель является:

  • подданным Украины;
  • лицом, не просившим у РФ политического убежища;
  • запрашивающий имеет пакет неопровержимых доказательств, указывающих на вину лица;
  • при подаче запроса были соблюдены формальности;
  • выдача гражданина не противоречит условиям экстрадиции.

Экстрадиция в России есть или нет?

Есть. РФ активно участвует в процессах возвращения преступников в страну, где те совершили преступления, если это не противоречит Минским конвенциям и условиям для экстрадиции.

Преступникам не всегда удается избегать правового возмездия из страны проживания, если получается сбежать в другое государство.

При запросе об экстрадиции, вопрос будут решать с учетом целого ряда факторов.

Есть ли экстрадиция в уголовном праве России

В попытках избежать наказания, преступник может воспользоваться возможностью скрыться, эмигрировав в страну, находящуюся в политической конфронтации со страной, где он совершил само преступление.

Но, в некоторых развитых государствах существует такое понятие в уголовном праве, как экстрадиция. О том, что же это означает и в каких странах этой экстрадиции пока ещё нет, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Что такое экстрадиция

Экстрадиция является одной из форм сотрудничества на международном уровне между государствами, помогающая им бороться с преступностью. Простыми словами, это арест и последующая передача (по запросу) преступника или подозреваемого в совершении преступного деяния одним государством какому-либо другому. В случае США экстрадиция существует и между самими штатами этой страны.

В наше время у Российской Федерации есть порядка трёхсот международных договоров о юридической взаимопомощи с другими государствами. И как раз одним из этих соглашения и является экстрадиция. Помимо этого, в помощь входят следующие меры:

  • следственные досудебные расследования;
  • судебные мероприятия;
  • уголовное преследование в отношении преступников;
  • передача их с целью вынесения приговора.

В каких странах нет экстрадиции

Давайте посмотрим, в каких же странах экстрадиции в Россию пока ещё нет. Итак, когда лицо является подданным нижеперечисленных государств, России бессмысленно подавать запросы другому государству о выдачи какого-либо преступника гражданина:

Особенности экстрадиции

Стоит отметить, что особенностью экстрадиции является то, что она распространяется только на уголовников, то есть, людей, совершивших преступления, за которые предусмотрена исключительно уголовная ответственность. И для самой экстрадиции не имеют значения преступные деяния, связанные с гражданским либо административным видом ответственности.

Процедуру выдачи преступников нашему государству лёгкой не назовешь. Данную ситуацию усложняет очень низкий уровень доверия к нашему правосудию.

Западные страны чаще остальных стран во всём видят исключительно политический контекст и ставят под сомнение достоверность предоставляемых им фактов, если речь идёт о нашей стране. Такая картина имеет место быть даже в случае очевидности вины запрашиваемого преступника. Вот так, из-за недостаточного уровня доверия между странами, в экстрадиции может быть отказано.

Но, когда преступление и доказательства достаточно серьёзные, и государствами заключено соответствующее соглашение, то в этой ситуации другая сторона не имеет права отказать в выдаче беглеца. В общем, это всё, что касается особенностей обмена преступниками, совершившими уголовно-наказуемые деяния, между разными государствами.

Экстрадиция в РФ

Согласно нормам, прописанным в ст. 13 УК России, граждане этой страны, совершив преступление на территории другой какой-либо страны, не подлежат выдаче этой стране. Но данное положение не отменяет уголовной ответственности и соответствующего ей наказания. По ст. 12 УК РФ данный гражданин подвергнется наказанию в соответствии с законодательством нашей страны.

В 13-ой статье УК РФ также прописано, что выдача касается только преступников, не имеющих определенного гражданства либо иностранных граждан, преступивших закон за пределами территории Российской Федерации, но пребывающих в РФ на момент запроса об экстрадиции.

Как мы видим, наше государство пока лишь частично приняло такой институт, как экстрадиция. Это основное отличие в этом плане России от стран, входящих в Евросоюз, между которыми действует взаимная обязанность по выдаче преступников.

Условия экстрадиции

Выдача преступников является правом, но не обязанностью государства. Обязанностью же она может стать только, если есть двусторонний договор о взаимной правовой помощи в уголовных делах. Экстрадиция осуществляется в отношении преступлений, определённых самим договором, в котором также прописаны все их критерии.

По традиции должно соблюдаться правило, называемое «двойной подсудностью». Иными словами, преступное деяние, из-за которого и запрашивается экстрадиция, должно признаваться таковым законодательствами обеих стран: запрашиваемой и запрашивающей.

Помимо этого, в соглашении прописываются условия, позволяющие отказать в выдаче преступника. К таковым, в основном, относятся обоснованные сомнения правительства запрашиваемой страны в том, что преследование происходит исключительно по мотивам политического характера.

Также могут отказать в выдаче, например, в том случае, если преступник после этого может быть казнён или же подвергнут каким-либо пыткам и неприемлемым унижениям.

Полный список причин для отказа мы приведём чуть позже, в отдельном пункте данной статьи. А пока перечислим все условия, которые должны быть соблюдены в случае экстрадиции при участии, непосредственно, нашей страны:

  1. Наличие двухстороннего соглашения между Россией и иной страной об экстрадиции.
  2. Отсутствие гражданства РФ у лица, которое просят выдать. Подданные нашей страны, которые совершили уголовно наказуемое деяние в другой стране, но в момент запроса о выдачи находятся на территории РФ, выдаче подлежать не будут (ч. 1 ст. 13 УК ст. 61 ч.1 Конституции РФ).
  3. Наличие у преступника гражданства запросившей его экстрадицию страны. В случае наличия у него двойного гражданства могут возникнуть определённые сложности. В качестве примера можно вспомнить случай экстрадиции в прошлом году из Минского СИЗО блогера с российско-израильским гражданством.
  4. Наличие неоспоримой доказательной базы того, что данное лицо совершило уголовное деяние, в котором его обвиняют.
  5. Преступление, в котором данное лицо обвиняется также должно быть уголовно наказуемым деянием, согласно законам обоих государств.
  6. За данное преступное деяние должна предусматриваться мера наказания в виде лишения свободы не менее, чем на год, а для того, чтобы приговор был исполнен – преступника должны лишить свободы не менее чем на полгода.
  7. Со стороны другого государства должны быть гарантии того, что выдаваемое лицо будет преследоваться исключительно за указанный в запросе вид совершённого преступления и сможет покинуть территорию данного государства по завершению уголовно-процессуальных действий, и не будет передаваться никакому третьему государству.
  8. Должны быть также и гарантии того, что к преступнику не будут применяться пытки, какие-либо унижающие процедуры или же смертная казнь.
  9. Представитель государства, которое запрашивает выдачу преступника, имеет неопровержимые доказательства, указывающие на вину данного лица.

Отказы

Основными причинами для отказа в выдаче могут быть:

  1. Отсутствие доказательной базы виновности данного человека.
  2. Нарушение установленного регламента подачи самого запроса о выдачи.
  3. Лицо, выдачу которого запрашивают, не является подданным государства, которое это запрос подаёт.
  4. Экстрадиция нарушает условия, рассмотренные нами в отдельном пункте.

Для передачи лица властям другого государства необходимо наличие решения Генеральной прокуратуры. И лишь в этом случае международная экстрадиция возможна.

Как принимается решение

Когда доказана вина и все условия экстрадиции соблюдены, принимается решение о выдаче. В нашей стране такое решение принимает, главным образом, генеральный прокурор либо же иное лицо, исполняющее обязанности его заместителя.

О том, что решение об экстрадиции принято, в обязательном порядке, сообщается субъекту выдачи. Также ему в этот момент разъясняются его права, включая право на обжалование данного определения генерального прокурора Российской Федерации.

Обжалование

Согласно ст. 463 уголовно-процессуального кодекса РФ, решение об экстрадиции подлежит обжалованию. Подать жалобу можно через 10 дней с момента принятия данного решения о выдачи ген. прокурором либо же его заместителем.

Когда подобная жалоба поступает непосредственно в судебную инстанцию, то в течение одного месяца необходимо предоставить все возможные доказательства и абсолютно все необходимые материалы по данному вопросу.

И уже основываясь на предоставленную информацию и документацию и выносят одно из двух следующих определений:

  1. Жалоба признаётся обоснованной, а прежнее решение генпрокурора аннулируется.
  2. Принятое ранее прокурором решение остаётся в силе, а жалоба не удовлетворяется. В этом случае начинается процедура экстрадиции лица, совершившего преступление, органам власти России соответствующим органам другой страны.

Ну а что касается первого случая, когда определение об экстрадиции отменяется, преступника освобождают далеко не всегда. Отказ совсем не означает, что его вдруг признали невиновным. Возможно, в ходе самого судебного разбирательства были обнаружены какие-то условия, препятствующие этой выдаче, в то время как виновность самого человека очевидна и вполне доказана.

И в этом случае, судебное делопроизводство будет проходить по законам РФ и наказание будет назначено также в соответствии с этими законами. Ну и само собой, отбывать своё наказание преступник также будет на территории Российской Федерации. Об этом прописано в Конституции нашей страны, а также в отдельных пунктах различных международных соглашений.

Процедура экстрадиции

Как мы уже говорили ранее, для осуществления экстрадиции, для начала необходимо, чтобы между самими государствами было соответствующее двустороннее соглашение. Но, помимо этого есть еще и порядок о выдачи преступника или же только подозреваемого правоохранительным органам другой страны. Рассмотрим весь процесс пошагово:

  1. Подаётся запрос другому государству. На его рассмотрение отведено около сорока дней с момента произведённого задержания подозреваемого лица.
  2. Производится экстрадиция, но пока только в местную прокуратуру либо другую предназначенную для этого структуру. Именно там и будет выбираться мера наказания в будущем.
  3. На этом шаге сторона, передающая подозреваемого, проверяет все основания, способные разрешить либо запретить осуществление данной процедуры.
  4. После первых трёх шагов, принимается определение удовлетворить или отклонить заявку на выдачу.
  5. В случае разрешения экстрадиции, это определение закрепляется специальным постановлением.
  6. И только теперь обвиняемого человека ставят в известность об экстрадиции. Как мы уже говорили ранее, у него также есть возможность обжалования этого решения в течение десятидневного срока.
  7. В том случае, если запрос об экстрадиции отклонён, встречная сторона также может подать кассационную жалобу в течение одной недели.

Заключение

Из этой статьи вы узнали об условиях и специфики процесса экстрадиции. Но, стоит отметить, что в наше время далеко не все государства в достаточной степени доверяют друг другу. И по этой причине, сам институт экстрадиции развит пока не в полной мере. Но, учёные умы и аналитики уверяют, что такая нехорошая тенденция будет сломлена уже в обозримом будущем, в силу постоянного роста преступности международного масштаба.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Экстрадиция. Правовые особенности и условия выполнения

Некоторые преступники покидают пределы той страны, в которой совершили преступление, надеясь таким образом избежать наказания. Что бы привлечь такого преступника к ответственности, государству необходимо вернуть его в страну, для совершения следственных действий, проведения суда, вынесения приговора и приведения его в исполнение. Российская Федерация на сегодняшний день заключила более 300 международных договоров по оказанию правовой помощи. Одной из разновидностей правовой помощи по уголовным делам является экстрадиция. Помимо экстрадиции правовая помощь другим государствам включается в себя: производство следственных, процессуальных и судебных действий, передачу осужденных для приведения приговора в действие, уголовное преследование.

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства. Общепризнанным фактом является то, что экстрадиция – это не обязанность государства, а его право, то есть, основываясь на каких-либо мотивах государство, имеет право отказать в экстрадиции. Передача преступника может быть обязательной только при наличии соответствующего международного договора.

Экстрадиция распространяется только на уголовные преступления, правонарушения которые связаны с административно-правовой и гражданско-правовой ответственностью не рассматриваются, как повод для данного действия.

Согласно ст. 13 УК РФ лица, имеющие российское гражданство, при совершении преступлений на территории другого государства этому государству не выдаются. Данное утверждение основано на ст. 61 Конституции РФ, в которой сказано, что российские граждане не подлежат выдаче другому государству и не могут быть высланы за пределы государства. Но это не исключает уголовного наказания, так согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства, подлежит уголовной ответственности по законодательству РФ.

Ч. 2 ст. 13 УК РФ гласит, что выдача (экстрадиция) может касаться только лиц без гражданства или иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории российского государства. Как уже говорилось ранее, для экстрадиции, между государствами должен быть заключен двух- или многосторонний международный договор о правовой помощи.

Условия выдачи преступника

Практика экстрадиции закрепила положения о предъявлении требований о выдаче в случаях:

  • совершения преступления на территории государства, которое требует выдачи;
  • когда совершенное преступление направленно против государства и нанесло ему вред;
  • при условии, что преступник имеет гражданство запрашивающей экстрадицию страны.

Выдача преступника, совершившего преступления на территории нескольких государств, осуществляется путем дипломатических переговоров этих стран, на основании норм международного права и международных договоров.

Условия выдачи преступника:

  • соблюдение принципа тождественности;

Совершенное преступление, является таковым и на территории страны, в которой находится преступник.

  • гарантия неприменения к преступнику смертной казни.

В Российской Федерации смертная казнь отменена, поэтому передавая преступника, государство требует гарантии о том, что смертная казнь применена не будет.

Если требование о выдаче преступника связано с привлечением его к ответственности, государство, выдвинувшее его, обязано представить убедительные доказательства, виновности экстрадируемого лица.

Помимо этого выдача преступника может иметь цель приведения уже вынесенного приговора в действие. В таком случае основание для решения вопроса об экстрадиции – вынесенный приговор.

Международное право содержит дополнение к существующим условиям экстрадиции преступника, а именно: экстрадируемое лицо не должно подвергаться заключению, преследованию или ограничению личной свободы в связи с деяниями, которые не были основанием для выдачи.

Основания для отказа в экстрадиции:

  • экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны в котором оно находится;
  • совершенное преступление преследуется в порядке частного обвинения;
  • истек срок давности преступления;
  • иные законные основания, делающие невозможным возбуждение уголовного дела;
  • запрашиваемое лицо на момент запроса не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • экстрадируемым лицом получено право убежище.

Принятие решений о выдаче преступника государству, на территории которого он совершил преступление, возложено на Генерального прокурора РФ, также данное решение может быть принято его заместителем (ст. 462 УПК РФ).
Минимальный срок наказания, экстрадируемого лица, не менее 6 месяцев.

Порядок исполнения экстрадиции:

  • подача соответствующего запроса государством, на территории которого совершено преступление;

Срок запроса на экстрадицию – 40 дней с момента задержания преступника.

  • передача задержанного в местный орган прокуратуры;
  • избрание меры пресечения;
  • рассмотрения отсутствия или наличия обстоятельств исключающих экстрадицию (экстрадиционная проверка);
  • принятие решения об удовлетворении запроса или отказ в запросе;
  • вынесение постановления (при условии удовлетворения запроса);
  • уведомление задержанного лица о вынесении решения о выдаче;

Обжаловать решение, виновное лицо, может в течение 10 суток с момента получения уведомления. Подача кассационной жалобы в случае отказа в жалобе осуществляется в 7-мидневный срок с момента отказа.

  • поручение ФСИН от Генеральной прокуратуры РФ о передаче, экстрадируемого лица, запрашивающей стороне.

В некоторых случаях Генеральным прокурором РФ может быть вынесено решение об отсрочке или временной экстрадиции. Отсрочка может быть связана с различными нюансами в расследовании, рассмотрении вопроса о предоставлении права убежища и т.д. Временная выдача производится в основном для участия, экстрадируемого лица, в судебных и следственных процедурах.

Множество нюансов законодательства связанных с экстрадицией делают помощь адвоката по международным делам – необходимым условием для соблюдения законности. В соответствии с законодательством РФ, каждый человек имеет право на адвоката, выдача лиц совершивших преступление не является исключением. Знание международных норм права позволит адвокату по международным делам защитить вас от неправомерных действий со стороны представителей закона.

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Экстрадиция в уголовном праве

Особо сообразительные преступники после совершения противоправного деяния «делают ноги».

Как многие из них полагают, побег за пределы границ Российской Федерации сможет обеспечить им неприкосновенность и защиту от властей. Однако, с этим все не так просто.

Даже если преступнику удалось незаметно покинуть границы страны до того момента, как его объявили в розыск, это вовсе не означает, что после немногих попыток поисков правоохранители и следственные органы о нем забудут и простят ему его злодеяния.

В соответствии с мировыми тенденциями борьбы с уголовными преступлениями большая часть стран мира обязана выдавать преступников тем странам, подданными которых они являются.

Такой процесс имеет название – экстрадиция. В данной статье мы подробно расскажем, что такое экстрадиция, и куда лучше бежать, чтобы скрыться от закона.

Экстрадиция: уголовно-правовое и уголовно-процессуальное регулирование

Экстрадиция – это, если придерживаться буквального перевода, выдача или передача.

Передаче в данном процессе подлежат субъекты, которые выступают в статусе обвиняемых или подозреваемых по уголовным преступлениям, или уже осуждены судами другого государства.

Чтобы передача преступников стала именоваться экстрадицией, необходима выдача преступника из одной страны в другую.

В США экстрадицией признается передача преступников между штатами.

Нормативная база

Право и обязанность на экстрадицию должны быть прописаны в международных двусторонних договорах между странами.

Также допускается многостороннее сотрудничество в виде присоединения к международной Конвенции. Так, большинство отношений регулируется в рамках Конвенции о выдаче 1957 года.

Россия, хоть и подписала данную Конвенцию, и по сути, является ее участником, оговорки, внесенные в нее страной, говорят о том, что Россия не выдает своих граждан.

Кроме международной Конвенции запрет на выдачу граждан иностранным странам прописан также в других нормативно-правовых документах страны:

  • Конституция РФ – статья 61;
  • УК РФ – статья 13;
  • УПК РФ – глава 54.

УПК РФ, в частности, подробно описывает процедуру выдачи Россией иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории или на территории других государств. Своих граждан мы не выдаем.

В УПК РФ даже имеется отдельная часть 5, которая носит название «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», в которой подробно описаны требования к международным запросам об экстрадиции и варианты сотрудничества между странами.

Правовые особенности экстрадиции

Граждане РФ, которые совершили преступные действия за пределами территории страны, подлежат привлечению к уголовной ответственности по отечественным нормам законодательства.

Обычно в международных договорах об экстрадиции указывается, что выдача осуществляется в отношении тех лиц, которые совершили тяжкие преступления, или наказание по которым составляет более 1 года лишения свободы.

Кроме выше обозначенного условия выдаче подлежат преступники в следующих ситуациях:

  • Лицо уже осуждено на лишение свободы минимум на 6 месяцев или имеет более тяжкое наказание;
  • При условии, что иностранное государство будет судить экстрадированного только за конкретное преступление, после чего он сможет покинуть страну, не будет из нее выслан или передан другой стране без согласия РФ.

Эти условия прописаны в ст. 462 УПК РФ.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче в России принимается Генеральным Прокурором страны или его заместителями.

При получении статуса политического беженца иностранные граждане или лица без гражданства имеют те же права и обязанности в России, что и обычные граждане.

Если в России Вы получили политическое убежище, Вас никто не экстрадирует.

Но не все так просто. Для того, чтобы иностранного гражданина, ставшего беженцем, не выдали на Родину, нужно, чтобы его действия не были признаны в России преступлением и не противоречили принципам и целям ООН.

Процедура выдачи лиц, совершивших преступление

Процедура экстрадиции строго регламентирована. Любые ошибки в действиях одной из стран могут привести к тому, что преступник не будет выдан.

Итак, алгоритм экстрадиции представлен следующим образом:

  • Когда злоумышленник задержан, у страны, в которой он совершил преступление, есть 40 дней на направление запроса в ту страну, в которой он находится.
  • В отношении задержанного избирается мера пресечения.
  • Оценивается ситуация на предмет потенциальной экстрадиции преступника.
  • Вынесение обоснованного отказа в экстрадиции или ее удовлетворение.
  • Документальное оформление положительного решения по запросу на экстрадицию.
  • Информирование задержанного о его экстрадиции.
  • Решение об экстрадиции может быть обжаловано задержанным в течение 10 дней.

    Возможна ситуация, когда право на определенного осужденного одновременно могут заявить несколько заинтересованных в нем стран.

    В такой ситуации решение о том, в какую страну будет экстрадирован интересующий субъект, принимает Генеральный Прокурор России. Это право закреплено за ним в ст. 462 УПК РФ.

    Генеральный Прокурор обязан уведомить об экстрадиции то лицо, в отношении которого принято решение, в течение 24 часов.

    В экстрадиции может быть отказано в следующих ситуациях:

    • Нарушены правила оформления и подачи запроса;
    • Нет доказательств виновности лица, требуемого к экстрадиции;
    • Преступник не является гражданином той страны, которая запрашивает его выдачу.

    Страны без экстрадиции

    В Европейском союзе почти все страны имеют между собой договоры, разрешающие экстрадицию преступников. Такая же ситуация и в США.

    Не высылают граждан своей страны Белоруссия, Украина, Китай, Япония и Франция.

    Япония не только не выдает своих граждан, но и отказывает в экстрадиции граждан других стран, являющихся этническими японцами.

    Страны, где нет экстрадиции в России в 2020 году, представлены следующим списком:

    На самом деле таких стран более сотни. Между Россией и этими странами не заключены договоры об экстрадиции.

    То есть, ни по просьбе России ее граждан не вышлют из этих стран, ни в обратной ситуации – Россия не выдаст их подданных.

    Далеко не каждый преступник может позволить себе скрываться в развитых европейских странах, таких как Франция, Англия или Швеция.

    В основном, скрываясь от местного правосудия, беженцы отправляются в неразвитые далекие страны. Это, к примеру, Камбоджа, Тринидад и Тобаго, Гайана, Белиз и всевозможные маленькие острова в Тихом или Атлантическом океане.

    Такие страны крайне заинтересованы в притоке иностранного капитала, закрывая глаза на источники его происхождения.

    Все помнят Сергея Полонского, известного застройщика по договору долевого строительства, сбежавшего в Камбоджу. Согласия на его выдачу Россия так и не получила, Сергей был отпущен под залог и вернулся самостоятельно в страну.

    Экстрадиция преступников в уголовном праве – сложный процесс, в котором задействованы, как минимум, две страны, каждая из которых отстаивает только свои интересы.

    Порой договориться между собой становится очень непросто, и человек, представляющий ценность для каждой из стран, становится разменной монетой в серьезных политических играх.

    Основные положения об экстрадиции: понятие, виды, страны без экстрадиции

    Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.

    Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.

    О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.

    Понятие экстрадиции

    Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

    По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

    • лица, являющегося гражданином РФ;
    • подданного другого государства;
    • лица без гражданства;
    • лица с двумя или более гражданствами.

    Классификация с учетом цели процедуры:

    • необходимость осуществить уголовное преследование;
    • необходимость отправления правосудия;
    • необходимость исполнить приговор.

    Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

    • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
    • по запросу любого государства к РФ.

    Принцип экстрадиции

    Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

    • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
    • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
    • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
    • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
    • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

    Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?

    Запрос о выдаче рассматривает Генпрокурор РФ, а для разрешения требуется согласование с МИД.

    Порядок исполнения

    Общие положения:

    • Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
    • Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
    • В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).

    Условия экстрадиции преступника

    Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

    • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
    • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
    • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
    • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
    • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
    • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
    • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
    • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

    Выдача своих граждан

    Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).

    Запрос об экстрадиции преступника

    Соблюдение правил подачи запроса, гарантирует положительный исход дела, если выдача лица не будет противоречить принципам и условиям, делающих невозможным удовлетворение просьбы.

    Как правильно сделать?

    В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

    • полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
    • полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
    • перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
    • документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).

    Куда нужно обращаться?

    Основания для отказа в экстрадиции

    Основные причины для отказа в выдаче:

    1. Нарушение регламента подачи запроса.
    2. Отсутствие базы доказательств вины человека.
    3. Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
    4. Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).

    Пример экстрадиции

    В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

    Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

    После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

    Страны где нет экстрадиции

    Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).

    Список стран без экстрадиции в Россию

    Рассмотрим подробнее в каких странах нет экстрадиции в Россию?

    России запросы о выдаче бессмысленно подавать, если правонарушитель является подданным:

    Экстрадиция из России в Украину

    Выдача лиц, совершивших преступление, возможна в случае, когда правонарушитель является:

    • подданным Украины;
    • лицом, не просившим у РФ политического убежища;
    • запрашивающий имеет пакет неопровержимых доказательств, указывающих на вину лица;
    • при подаче запроса были соблюдены формальности;
    • выдача гражданина не противоречит условиям экстрадиции.

    Экстрадиция в России есть или нет?

    Есть. РФ активно участвует в процессах возвращения преступников в страну, где те совершили преступления, если это не противоречит Минским конвенциям и условиям для экстрадиции.

    Преступникам не всегда удается избегать правового возмездия из страны проживания, если получается сбежать в другое государство.

    При запросе об экстрадиции, вопрос будут решать с учетом целого ряда факторов.

    Регулирование института экстрадиции в современном мире

    Дата публикации: 10.07.2017 2017-07-10

    Статья просмотрена: 612 раз

    Библиографическое описание:

    Мокина А. А. Регулирование института экстрадиции в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/archive/161/45075/ (дата обращения: 12.11.2019).

    Одной из самых актуальных проблем современного «мира без границ» является практически полное отсутствие каких-либо ограничений для пересечения преступниками границ различных государств с целью избегания правосудия. Данное обстоятельство является причиной роста количества запросов о выдаче преступников, и ситуация в Российской Федерации не является исключением. По мнению автора, наличие такой ситуации указывает, что в российской правовой системе существует потребность реформирования порядка осуществления процедуры экстрадиции, как на международном, так и национальном уровнях.

    В статье автор ставит вопрос о необходимости улучшения российского уголовно-процессуального законодательства посредством внедрения специального стандартного регулирования, которое поспособствует наиболее благоприятной и эффективной регламентации процедуры выдачи преступников.

    Ключевые слова: международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, пробелы в российском законодательстве, институт экстрадиции, выдача для уголовного преследования, принцип взаимности государств

    Процесс становления института выдачи в России имеет свои характерные признаки. Первые упоминания о данном институте в России связаны с эпохой раннего средневековья, а именно с Договором о мире и дружбе, заключенным киевским князем Олегом с Византией в 911 году [1, с. 22–23]. Также подобные договоры были заключены с греками киевскими князьями Игорем в 944 году и 945 году и Святославом в 971 году [1, с.22–23]. До проведения судебной реформы в 1864 году институт экстрадиции в России практически не развивался. Западноевропейские страны не доверяли российскому правосудию, которое имело обвинительный уклон и практически не предоставляло защиту лицам, обвиняемым в совершении различных преступлений, и именно поэтому не заключали с Россией никаких договоров, которые касались бы вопросов выдачи. Однако после 1864 года ситуация изменилась из-за ряда определенных обстоятельств. Прежде всего, это связано с проведением в России судебной реформы, в результате которой в нашем государстве появился институт адвокатуры. Другие государства убедились, что обвинительный уклон сошел на «нет», и обвиняемые могут получить должную и эффективную защиту своих прав. Помимо этого, западноевропейские страны были вынуждены вступить в договорные отношения с нашим государством по вопросам выдачи, в связи с расширением возможности перемещения людей. В этот период времени Россия заключила несколько двусторонних экстрадиционных договоров (например, с Нидерландами в 1867 года [1, с.22–23], с Италией в 1871 года [1, с. 22–23]).

    Первым специальным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок осуществления выдачи, является Закон Российской империи «О выдаче преступников по требованию иностранных государств», который был принят в 1911 году [8, с.143–147]. Данный закон, по мнению автора, обладает высоким уровнем юридической техники, как для своего периода времени, так и для современности. Главными задачами законодателя являлись:

    1) Определить категории лиц, которые могут подлежать выдаче за совершение преступления;

    2) Определить преступные деяния, в связи с совершением которых лицо могло подлежать выдаче;

    3) Установить четкий порядок осуществления выдачи;

    4) Определить условия, при наличии которых осуществление выдачи невозможно или при наличии которых может быть отказано в выдаче;

    Указанные выше задачи были успешно выполнены, в результате чего законодательно были закреплены принцип взаимности, принцип двойного вменения, принцип истечения срока давности и т. п.

    В целом, содержание Закона не уступает современному национальному законодательству об экстрадиции. По мнению автора, Закон является хорошим примером возможной правовой регламентации данного института. К сожалению, соответствующий акт просуществовал недолго, а именно до Октябрьской революции 1917 года. Впоследствии в России так и не был принят специальный нормативный правовой акт, касающийся института экстрадиции. Тем не менее, на протяжении существования СССР были подписаны двусторонние договоры с другими государствами, определяющие порядок осуществления выдачи (например, Договор между СССР и Греческой республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1981 года [2, с. 138–152]). По мнению автора, советская власть осознала необходимость сотрудничества с другими странами, несмотря на довольно сложные отношения в мировом сообществе.

    В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый специальный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления выдачи. В большинстве случаев правоприменители используют Европейскую конвенцию «О выдаче» 1957 года [4, с. 2348], Минскую конвенцию от 1993 года [6, с. 1472] и иные многосторонние договоры, участницей которых является РФ. Автор статьи обращает внимание, что Российская Федерация не является участницей Кишиневской конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 2002 года [5], поэтому она не применяется при регулировании отношений между Россией и другими странами. Наравне с указанными соглашениями действуют многочисленные двусторонние договоры РФ (например, Договор между Российской федерацией и Республикой Ангола о выдаче 2006 года [3, с. 681] и пр.).

    Отсутствие специального правового акта порождает как минимум две проблемы. Первая проблема связана с тем, что с точки зрения доктрины национальный закон о порядке и условиях осуществления процедуры экстрадиции должен приобретать статус директивного указания для государства при заключении таких соглашений [1, с.36]. В связи с этим можно утверждать, что в современной России нет ни одного соглашения, которое принималось бы в соответствии с едиными стандартными указаниями.

    Вторая проблема намного обширней и серьезней. В отношении с теми или иными странами не всегда удается применить международные правовые акты, которые были приведены выше. Основными причинами являются отсутствие двустороннего международного договора между государствами, а также отстраненность некоторых государств от приведенных выше многосторонних международных договоров. Поэтому зачастую между странами устанавливается принцип взаимности, обусловленный взаимным волеизъявлением сторон. По мнению автора, именно в этот момент правоприменители должны использовать национальное законодательство для регламентации процедуры выдачи. Если обратиться к российскому законодательству относительно института экстрадиции, то можно увидеть печальную картину: на данный момент в России общее регулирование процедуры выдачи установлено в:

    1) статьях 63, 64 Конституции РФ [7];

    2) статье 13 Уголовного кодекса РФ [10, с.2954]

    Необходимо отметить, что в части регулирования института выдачи соответствующие нормативные правовые акты противоречат друг другу. Порядок, условия и другие вопросы института экстрадиции детально регламентированы только Уголовно-процессуальным кодексом РФ (главы 54–55) [11, 4921]. Тем не менее, автор отмечает, что в Уголовно-процессуальном кодексе РФ содержится всего 14 статей, которые не полностью, а лишь частично регламентируют процедуру выдачи преступников. Безусловно, данного регулирования недостаточно для разъяснения такой сложной процедуры, как экстрадиция. Правоприменитель пришел к такому же выводу, поэтому в 2012 году Пленум Верховного суда РФ принял Постановление № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» (далее — Постановление № 11) [9], в котором разъяснил такие моменты, как: понятие принципа взаимности, порядок определения процессуальных сроков, порядок рассмотрения запроса о выдаче и многое другое. К примеру, в пункте 3 Постановления № 11 принцип взаимности раскрывается следующим образом:

    «При отсутствии международного договора Российская Федерация может выдать, передать лицо иностранному государству, признать приговор суда иностранного государства на основе принципа взаимности, в соответствии с которым от иностранного государства можно ожидать, что в аналогичной ситуации такое государство выдаст Российской Федерации лицо для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, передаст гражданина Российской Федерации, осужденного судом указанного иностранного государства, для отбывания наказания в Российской Федерации…» [9].

    Помимо этого, стоит отметить, что перечень сведений, которые должны содержаться в запросе о выдаче Российской Федерации лица, по большей части регламентируется именно сложившейся практикой, а не Уголовно-процессуальным кодексом и иными актами. По мнению автора, такие важные моменты должны быть закреплены на уровне закона. Учитывая тот факт, что постановления Пленума ВС РФ не являются источниками права в правовой системе Российской Федерации, автор считает, что в данных условиях существует необходимость принятия единого специального нормативного акта, который урегулировал бы возникающие на практике противоречия и проблемы в сфере института экстрадиции.

    Таким образом, в современном мире, который все больше становится «миром без границ», необходимо как можно тщательней регулировать вопросы, связанные с институтом экстрадиции, особенно на национальном уровне. Анализируя сложившуюся практику, окружающее общество и процесс реформирования законодательства в сфере регулирования института выдачи, можно сделать вывод о том, что этот вопрос очень актуален, поэтому требует незамедлительного вмешательства со стороны, как государства, так и общества. Решая проблемы внутреннего законодательства, можно обеспечить сохранность и защищенность прав и законных интересов лиц, вовлеченных в процедуру экстрадиции.

    Источники:
    http://ug-ur.com/tuyrma/ekstraditsiya.html
    http://prava.expert/uk/otvetstvennost/ekstraditsiya.html
    http://www.legalneed.ru/info/criminallaw/ekstradiciya/
    http://ugolovnyi-expert.com/chto-takoe-ekstradiciya/
    http://ug-ur.com/tuyrma/ekstraditsiya.html
    http://moluch.ru/archive/161/45075/
    http://visasam.ru/emigration/vybor/emigraciya-iz-ukrainy.html

    Ссылка на основную публикацию