Акцизный налог на Украине

Акцизный налог

Акцизы – это разновидность непрямых налогов на товары и услуги, включаемые в их цену или тариф, но в отличие от налога на добавленную стоимость ограничены определенными их видами и группами. Акцизный налог в Украине взимается с таких товаров: спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, табак и промышленные заменители табака, нефтепродукты, сжиженный газ, автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы.

Порядок администрирования акцизного налога изложен в разделе 6 Налогового кодекса Акцизний податок (Розділ VІ Податковий кодекс)

Плательщики акцизного налога

Плательщиками налога являются:

– Лицо, что производит подакцизные товары (продукцию) на таможенной территории Украины, в том числе из давальческого сырья.

– Лицо – субъект хозяйствования, которая ввозит подакцизные товары (продукцию) на таможенную территорию Украины.

– Физическое лицо – резидент или нерезидент, которая ввозит подакцизные товары (продукцию) на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению в соответствии с таможенным законодательством.

– Лицо, реализующее конфискованы подакцизные товары (продукцию), подакцизные товары (продукцию), признанные бесхозными, подакцизные товары (продукцию), за которыми не обратился владелец до конца срока хранения, и подакцизные товары (продукцию), которые по праву наследования или на других законных основаниях переходят в собственность государства, если эти товары (продукция) подлежат реализации (продажи) в установленном законодательством порядке.

– Лицо, что реализует или передает во владение, пользование или распоряжение подакцизные товары (продукцию), которые были ввезены на таможенную территорию Украины с освобождением от налогообложения до истечения срока, определенного законом в соответствии с пунктом 213.3 статьи 213 настоящего Кодекса.

– Лицо, на которое возлагается соблюдение требований таможенных режимов, предусматривающих освобождение от налогообложения, в случае нарушения таких требований.

– Лицо, на которое возлагается выполнение условий по целевому использованию подакцизных товаров (продукции), на которые установлена ​​ставка налога 0 гривен за 1 литр 100-процентного спирта, 0 евро за 1000 кг нефтепродуктов в случае нарушения таких условий.

– Лицо, на которое при осуществлении операций с подакцизными товарами (продукцией), не подлежащих налогообложению или освобождаются от налогообложения, возлагается выполнение условий по целевому использованию подакцизных товаров (продукции) в случае нарушения таких условий.

Плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами является физическое или юридическое лицо – резидент или нерезидент (в том числе их обособленные подразделения), которые проводят операции с деривативами или продажи, обмена или других способов отчуждения ценных бумаг, кроме случаев , предусмотренных пунктом 213.2 статьи 213 Кодекса.

Не являются плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, государственные учреждения и организации – субъекты предпринимательской деятельности.

Не являются плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами физические или юридические лица – резиденты или нерезиденты (в том числе их обособленные подразделения), которые проводят операции по отчуждению акций сберегательных (депозитных) сертификатов, акций частных акционерных обществ, корпоративных прав в другой, чем ценные бумаги, форме, ценных бумаг, корпоративных прав в другой, чем ценные бумаги, форме, эмитированных нерезидентами.

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения являются операции по:

– Реализации произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции);

– Реализации (передачи) подакцизных товаров (продукции) с целью собственного потребления, промышленной переработки, осуществление взносов в уставный капитал, а также своим работникам;

– Ввоз подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины;

– Реализация конфискованных подакцизных товаров (продукции), подакцизных товаров (продукции), признанных бесхозными, подакцизных товаров (продукции), за которыми не обратился владелец до конца срока хранения, и подакцизных товаров (продукции), которые по праву наследования или на других законных основаниях переходят в собственность государства;

– Реализация или передача во владение, пользование или распоряжение подакцизных товаров (продукции), которые были ввезены на таможенную территорию Украины с освобождением от налогообложения до истечения срока, определенного законодательством, в соответствии с пунктом 213.3 статьи 213 Кодекса;

– Объемы и стоимость утраченных подакцизных товаров (продукции), превышающие установленные нормы потерь с учетом пункта 214.6 статьи 214 Кодекса;

– Операции по продаже, обмену или других способов отчуждения ценных бумаг, где происходит переход права собственности на ценные бумаги, и операции с деривативами, кроме операций, совершаемых на межбанковском рынке деривативов.

База налогообложения

При исчислении налога с применением адвалорных ставок базой налогообложения являются:

– Стоимость реализованного товара (продукции), произведенного на таможенной территории Украины, по установленным производителем максимальным розничным ценам без налога на добавленную стоимость и с учетом акцизного налога;

– Стоимость товаров (продукции), ввозимых на таможенную территорию Украины, по установленным импортером максимальным розничным ценам на товары (продукцию), которые он импортирует, без налога на добавленную стоимость и с учетом акцизного налога.

При определении базы налогообложения перерасчет иностранной валюты на национальную валюту осуществляется по официальному курсу гривны к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины, действующему на дату представления в таможенный орган таможенной декларации к таможенному оформлению.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, определяется в соответствии с Таможенным кодексом Украины.

При исчислении налога с применением специфических ставок с произведенных на таможенной территории Украины или ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) базой налогообложения является их величина, определенная в единицах измерения веса, объема, количества товара (продукции), объема цилиндров двигателя автомобиля или в других натуральных показателях.

При исчислении налога с применением одновременно адвалорных и специфических ставок налога базой налогообложения является база, определенная в соответствии с пунктами 214.1 и 214.4 НК.

При наличии сверхнормативных потерь спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового и алкогольных напитков, допущенных по вине производителя во время производства подакцизных товаров (продукции), базой налогообложения является стоимость (количество) этих товаров, которые можно было бы произвести из сверхнормативно утраченных товаров (продукции).

Нормы потерь и выхода спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового и алкогольных напитков утверждаются в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

При порче, уничтожении, потере подакцизных товаров (продукции), кроме случаев, предусмотренных в пункте 216.3 статьи 216 настоящего Кодекса, базой налогообложения является стоимость и объемы утраченных товаров (продукции), превышающие установленные нормы потерь согласно пункту 214.6 статьи 214 Кодекса.

Базой налогообложения особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами является договорная стоимость ценных бумаг или деривативов, определена в первичных бухгалтерских документах по любой операции по продаже, обмену или других способов их отчуждения.

Подакцизные товары и ставки налога

К подакцизным товарам относятся:

– спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво;

– табачные изделия, табак и промышленные заменители табака;

– нефтепродукты, сжиженный газ;

– автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы.

Ставки налога и перечень товаров, с которых взимается налог

– Ставки налога устанавливаются НК и являются едиными на всей территории Украины;

– Ставки налога устанавливаются в соответствии с определениями раздела I Кодекса:

адвалорные и специфические одновременно;

ставки акцизного налога на бензин моторный по кодам согласно УКТ ВЭД 2710 11 51 00, 2710 11 59 00, содержащий тетраэтилсвинец, увеличиваются в 1,5 раза.

Дата возникновения налоговых обязательств

Датой возникновения налоговых обязательств по подакцизным товарам (продукции), произведенных на таможенной территории Украины, является дата их реализации лицом, которое их производит, независимо от целей и направлений дальнейшего использования таких товаров (продукции).

Датой возникновения налогового обязательства по испорченного, уничтоженного, утраченного подакцизного товара (продукции) является дата составления соответствующего акта.

Потерянным является товар (продукция), местонахождение которого налогоплательщик не может установить.

Налоговое обязательство относительно утраченного подакцизного товара (продукции) не возникает, если:

а) налогоплательщик документально зафиксировал эти потери и предоставил контролирующим органам необходимые доказательства того, что соответствующий подакцизные товары (продукцию) утрачено вследствие аварии, пожара, наводнения или других форс-мажорных обстоятельств и использования на таможенной территории Украины является невозможным;

б) подакцизных товаров (продукции) утрачено вследствие испарения в процессе производства, обработки, переработки, хранения или транспортировки такого товара (продукции) или по другой причине, связанной с естественным результатом. Это требование применяется в случае потери подакцизных товаров (продукции) в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Датой возникновения налоговых обязательств при ввозе подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины является дата представления таможенному органу таможенной декларации для таможенного оформления или дата начисления такого налогового обязательства таможенным органом в определенных законодательством случаях.

При передаче подакцизных товаров (продукции), произведенных из давальческого сырья, датой возникновения налоговых обязательств является дата их отгрузки производителем заказчику или по его поручению другому лицу.

При использовании подакцизных товаров (продукции) для собственных производственных нужд датой возникновения налоговых обязательств является дата их передачи для такого использования, кроме использования для производства подакцизных товаров (продукции).

Акцизный налог

Операции, не считающиеся реализацией горючего

Внесены изменения в определение термина «реализация горючего» (для целей налогообложения акцизным налогом), в соответствии с которым реализацией горючего не считаются операции по передаче (отпуску, отгрузке) горючего в потребительской таре емкостью до 2 л (включительно), кроме операций по реализации такого горючего его производителями (абзац второй п. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Таким образом, субъекты хозяйствования, осуществляющие реализацию горючего в потребительской таре емкостью до 2 л (включительно) (кроме производителей горючего), не являются плательщиками акцизного налога по реализации горючего и на них не распространяются нормы Налогового кодекса относительно регистрации в качестве плательщиков акцизного налога по реализации горючего, составления и регистрации акцизных накладных, обязательности представления декларации акцизного налога.

К лицам, реализующим горючее в емкостях до 2 л, не применяются штрафные санкции за осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации горючего без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога, предусмотренные п. 117.3 ст. 117 Налогового кодекса, и штрафные санкции за нарушение порядка регистрации акцизных накладных и расчетов корректировки к таким акцизным накладным в ЕРАН, предусмотренные ст. 120 2 указанного Кодекса.

При этом указанные штрафные санкции не применяются с даты возникновения обязательства по регистрации предприятия плательщиком акцизного налога с реализации горючего или регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки.

Обязательное составление акцизных накладных

Изменениями, внесенными в п. 231.1 ст. 231 Налогового кодекса, уточнены случаи, в которых акцизные накладные обязательно составляются плательщиками налога на объемы горючего, в частности:

  • использованного для собственного потребления;
  • реализованного и/или использованного для производства неподакцизной продукции на условиях, установленных ст. 229 указанного Кодекса, предусматривающей нулевую ставку акцизного налога в зависимости от направлений использования подакцизных товаров.

Также установлена обязанность производителя горючего в потребительской таре емкостью до 2 л (включительно) составлять акцизную накладную на объемы такого горючего.

Для горючего, отгружаемого на условиях, установленных ст. 229 Налогового кодекса:

  • акцизные накладные могут быть выписаны в пределах лимита квот, установленных Кабинетом Министров Украины для получателей такого горючего (п. 232.3 ст. 232 Кодекса);
  • в заявках на пополнение объема остатка горючего сумма акцизного налога не указывается, то есть для такого горючего сумма акцизного налога не является обязательным реквизитом такой заявки (пп. «з» п. 232.4.1 п. 232.4 ст. 232 Кодекса) и, соответственно, предварительного перечисления суммы этого налога в бюджет не требуется.

Розничный акциз с горючего отменен

Акцизный налог с розничных продаж горючего (0,042 евро за 1 л, уплачиваемые в местные бюджеты по месту нахождения АЗС и/или АГЗС) перенесен к основной ставке акцизного налога, уплачиваемого производителями и импортерами.

Из определения термина «реализация субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров» исключено положение относительно реализации горючего как физического его отпуска с АЗС и/или АГЗС независимо от формы расчетов (абзац третий п. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Вместе с тем на субъектов хозяйствования розничной торговли, осуществляющих реализацию горючего и не являющихся плательщиками акцизного налога с розничных продаж горючего, по-прежнему распространяются нормы Налогового кодекса относительно функционирования СЕАРП. Такие субъекты хозяйствования не заполняют раздел II приложения 6 к декларации акцизного налога «Расчет суммы акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров».

Следует обратить внимание, что указанные нормы касаются только операций по реализации субъектами хозяйствования розничной торговли горючим, осуществленных после 01.01.2017 г. За операции, осуществленные в декабре 2016 г., субъекты хозяйствования обязаны:

  • представить до 20.01.2017 г. декларацию акцизного налога за декабрь 2016 г. с заполнением раздела II приложения 6 к этой декларации;
  • уплатить в бюджет акцизный налог с объемов реализованного горючего по ставке 0,042 евро за 1 л такого горючего в течение 10 календарных дней, следующих за указанным предельным сроком представления декларации.

Новые ставки на подакцизные товары

С 01.01.2017 г. действуют новые ставки акцизного налога на горючее, алкогольные напитки, не маркирующиеся марками акцизного налога (до 8,5 % объемных единиц), табак и табачные изделия, а с 01.03.2017 г. начнут действовать новые ставки акцизного налога на алкогольные напитки, подлежащие маркировке марками акцизного налога.

Спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво. Ставки акцизного налога увеличены:

на 12 %:

  • на вина крепленые, вермуты – с 7,16 до 8,02 грн за 1 л;
  • на вина игристые и газированные – с 10,40 до 11,65 грн за 1 л;
  • на пиво – с 2,48 до 2,78 грн за 1 л;
  • на сидр и перри (без добавления спирта) – с 0,95 до 1,06 грн за 1 л;

на 18 %:

  • на коньяки – с 89,94 до 105,80 грн за 1 л 100-процентного спирта;

на 20 %:

  • на ликеро-водочную продукцию – с 105,80 до 126,96 грн за 1 л 100-процентного спирта;
  • на другие сброженные напитки с добавлением спирта – с 105,80 до 126,96 грн за 1 л 100-процентного спирта;
  • на спиртосодержащие продукты питания с содержанием спирта этилового более 8,5 % объемных единиц, в частности на настойки горькие ароматические – с 141,06 до 169,27 грн за 1 л 100-процентного спирта.

Отдельно выделены плодово-ягодные вина без добавления спирта, то есть сброженные напитки, полученные исключительно в результате естественного (натурального) брожения фруктовых, ягодных и фруктово-ягодных соков с содержанием спирта не более 8,5 % объемных единиц (без добавления спирта), на которые установлены ставки, как на сидр и перри (без добавления спирта) – 1,06 грн за 1 л.

Ставки акцизного налога на слабоалкогольные напитки (до 8,5 % объемных единиц) доведены до единых ставок по ликеро-водочными изделиями, то есть уменьшены с 211,59 до 126,96 грн за 1 л 100-процентного спирта.

Ставки акцизного налога на сухие вина не изменены (0,01 грн за 1 л).

Табачные изделия, табак и промышленные заменители табака. Специфические ставки акцизного налога увеличены на 40 %:

  • на табачные изделия – с 318,26 до 445,56 грн за 1 000 шт.;
  • на табачное сырье, табачные отходы, табак и заменители табака – с 399,84 до 559,78 грн за 1 кг (нетто).

Минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате акцизного налога с сигарет с фильтром и без фильтра и папирос также увеличено на 40 % – с 425,75 до 596,05 грн за 1 000 шт.

Адвалорная ставка акцизного налога на сигареты с фильтром и без фильтра и папиросы оставлена без изменений – на уровне 12 %.

Для определения базы налогообложения акцизным налогом для табака, заменителей табака, табачного сырья и табачных отходов Налоговый кодекс дополнен новой нормой о весе нетто, что считается весом товара (продукции) без учета веса любой тары или упаковки. В случае если составными частями (элементами) подакцизного товара (продукции) являются совокупно подакцизные товары (продукции) и другие виды продукции, для целей обложения акцизным налогом учету подлежит только вес тех составных частей (элементов), которые относятся к подакцизным товарам (продукции).

Горючее. С целью компенсации отмены акцизного налога с розничных продаж горючего и доведения налогообложения дизельного горючего до единой ставки акцизного налога ставки на горючее увеличились:

  • на биодизель и его смеси – с 97 до 106 евро за 1 000 л;
  • на бензины (легкие и средние дистилляты) – с 171,50 до 213,50 евро за 1 000 л;
  • на топливо моторное альтернативное – с 120 до 162 евро за 1 000 л;
  • на дизельное топливо (тяжелые дистилляты (газойли)) – с 95/125,50 до 139,50 евро за 1 000 л;
  • на топливо жидкое (мазут) – с 97 до 139,50 евро за 1 000 л;
  • на сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном) и другие газы – с 31 до 52 евро за 1 000 л.

Поскольку часть углеводородов ациклических насыщенных (а именно бутан и изобутан) используется как сырье для производства сжиженного газа, являющегося подакцизным товаром, бутан и изобутан в Таможенном кодексе выделены по отдельным кодам УКТ ВЭД, и в Налоговом кодексе установлены отдельные ставки, а именно:

  • для углеводородов ациклических насыщенных (кроме бутана и изобутана) ставки увеличены с 171,50 до 213,50 евро за 1 000 л;
  • для бутана и изобутана ставки уменьшены с 171,50 до 52 евро за 1 000 л.

Нулевая ставка

Расширен перечень нефтепродуктов, которые используются в качестве сырья для нефтехимической промышленности (для производства этилена) и могут ввозиться на таможенную территорию Украины без уплаты акцизного налога (с оформлением налогового векселя на сумму акцизного налога) за счет сжиженного газа, бутана и изобутана, а также некоторых видов тяжелых дистиллятов.

Оборудование акцизных складов

Применение нормы п. 230.1 ст. 230 Налогового кодекса относительно оборудования акцизных складов, на территории которых осуществляется производство, обработка (переработка), смешивание, погрузка-разгрузка, хранение горючего, расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками перенесено на 2018 г.

Месячный объем продажи акцизных марок

До 31.12.2029 г. включительно введены ограничения месячного объема (в четвертом квартале каждого года) продажи марок акцизного налога предприятию – производителю или импортеру табачных изделий продавцом марок акцизного налога, который не может превышать 115 % среднемесячного объема реализации на таможенной территории Украины табачных изделий этим предприятием – производителем или импортером за предыдущие три календарных месяца.

Указанное распространяется только на предприятия, которые осуществляют деятельность по производству и/или импорту табачных изделий более 12 месяцев и объем приобретения марок акцизного налога которыми в течение текущего месяца превышает 1 млн шт.

Операции с табачным сырьем

Изменениями дополнен перечень операций с подакцизными товарами, освобождающимися от налогообложения, операциями по:

  • ввозу на таможенную территорию Украины неферментированного (непереработанного) табачного сырья табачно-ферментационными заводами, осуществляющими реализацию ферментированного (переработанного) табачного сырья производителям табачных изделий или его экспорт;
  • реализации ферментированного (переработанного) табачного сырья табачно-ферментационными заводами производителям табачных изделий;
  • реализации табачного сырья табачно-ферментационным заводам лицами, производящими табачное сырье на таможенной территории Украины.

Вместе с тем изменениями, внесенными в п. 221.5 ст. 221 Налогового кодекса, предусмотрена ответственность за нарушение указанных норм в виде штрафа в размере 200 % стоимости реализованного табачного сырья, взимаемого с лица, осуществившего реализацию табачного сырья субъектам хозяйствования, не являющимся производителями табачных изделий и/или табачно-ферментационными заводами. При этом реализованное таким образом сырье подлежит конфискации и уничтожению.

Сроки уплаты

С 01.01.2017 г. суммы акцизного налога производителями табачных изделий уплачиваются в бюджет не при приобретении марок акцизного налога, как было раньше, а в течение пяти рабочих дней после получения марок акцизного налога с доплатой (при необходимости) на день представления налоговой декларации.

При этом если указанный срок приходится на день следующего бюджетного года, сумма акцизного налога уплачивается производителями табачных изделий до окончания бюджетного года, в котором получены марки.

Если производители не оплатили суммы акцизного налога в течение пяти рабочих дней после получения марок акцизного налога, марки по следующим заявки-расчетам этих производителей не выдаются до дня, в котором осуществлена в полном объеме уплата акцизного налога и штрафных санкций, рассчитанных в соответствии с п. 126.2 ст. 126 Налогового кодекса.

Акцизный налог на Украине

Акцизный налог является непрямым налоговым платежом, который платится за реализацию отдельной группы продукции в пределах Украинского государства.

Подакцизная продукция

Изначально стоит разобраться, какие товары относятся к подакцизной продукции. Весь перечень таких товаров можно найти в Налоговом Кодексе Украинского государства.

Перечень подакцизной продукции:

  • спирт этиловый;
  • спиртовые дистилляты;
  • алкогольная продукция;
  • пиво;
  • табачная продукция: сигареты, сигары, заменители табака;
  • нефтяные продукты;
  • сжиженный газ;
  • легковые авто;
  • мотоциклы;
  • прицепы для машин.

Вернуться к оглавлению

Кто обязан платить этот налог

Данный налоговый платёж обязаны выплачивать следующие категории людей:

  • занимающиеся производством подакцизной продукции;
  • осуществляющие ввоз данных товаров в пределы Украинского государства для совершения коммерческой деятельности;
  • производящие ввоз данной продукции для личного пользования свыше указанных норм в Таможенном кодексе норм;
  • реализующие конфискованную подакцизную продукцию.

Другими словами, этот платёж платится при реализации и ввозе товаров на Украину. Основными плательщиками при реализации продукции являются предприниматели, которые обязаны зарегистрироваться в налоговой службе для уплаты этого налога. Предпринимателям стоит помнить о новых правилах въезда россиян на Украину. Планируя обратную поездку, необходимо ознакомиться с актуальными таможенными правилами России.

Классификация ставок

Как и таможенные пошлины, акцизные налоги также классифицируются на три вида:

  1. Адвалорный. Имеется в виду, что размер платежа исчисляется в процентном соотношении от полной стоимости продукции. Например: 1 пачка сигарет стоит 20 гривен. За 1 тысячу произведённых сигарет по закону нужно заплатить 20% от их реализационной стоимости. Одна тысяча сигарет будет стоить 1 тысячу гривен. Так, за производство такого количества табачной продукции придётся отчислить 200 гривен акциза. Но стоит учитывать, что по отношению к табачным изделиям применяется чаще всего комбинированная ставка.
  2. Специфический. Ставка этого платежа имеет фиксированную стоимость на каждый вид товара в одном количестве. Например: за каждый литр пива нужно заплатить 0,74 гривны.
  3. Комбинированный. Эта ставка изначально рассчитывается по адвалорному принципу, затем по специфическому. По какой ставке размер налога получается больше, та и платится.

Вернуться к оглавлению

Сроки уплаты платежей

Образец декларации по акцизам на подакцизные товары

Налогоплательщик после регистрации в налоговой службе обязан ежемесячно подавать декларацию про производство подакцизной продукции. Декларация подаётся не раньше 20, но не позже 30 числа отчётного месяца.

Особы, которые занимаются реализацией такой продукции должны покупать акцизные марки. Зачастую стоимость акциза в акцизную марку уже включена.

При ввозе товара в пределы Украинского государства платёж оплачивается в день подачи таможенной декларации.

Ставки платежей

Таблица ставки акцизного сбора

Наименование товараЕдиница измерения (за один литр, штуку, килограмм)Единица измерения в процентахАкцизный сбор (указано в гривнах)
Алкогольная продукция
Солодовое пивол0,74
Вино натуральноел0,01
Вино креплёноел2,14
Шампанскоел3,10
Вермутл2,14
Спиртл42,12
Сидрл0,42
Табачная продукция
Сигареты без фильтра1 тысяча шт.20%43,03
Сигареты с фильтром1 тысяча шт.25%96,21
Табаккг53,45
Нюхательный табаккг21,38
Топливо
Авиационный бензин1 тысяча кг28
Специальный бензин1 тысяча кг182
Спирит1 тысяча кг17
Керосин1 тысяча кг28
Сжиженный газ1 тысяча кг40
Транспортные средства
Легковые авто с объёмом двигателя менее 1000 см 3 :
Возрастом от 0 лет0,05 евро за 1 см 3
Возрастом до 5 лет1 евро за 1 см 3
Возрастом свыше 5 лет1,25 евро за 1 см 3
Легковые авто с объёмом двигателя более 1000, но не больше 1500 см 3
Возрастом от 0 лет0,03 евро за 1 см 3
Возрастом до 5 лет1,25 евро за 1 см 3
Возрастом свыше 5 лет1,5 евро за 1 см 3
Моторные транспортные средства с объёмом двигателя более 1500, но не больше 3 тысяч см 3
От 1500 до 2200 см 30,15 евро за 1 см 3
От 2200 до 3 тысяч см 30,6 евро за 1 см 3

Нововведения

2016 год отличился для Украины нововведениями в Налоговый Кодекс. Правительство посчитало нужным увеличить акцизный сбор на некоторые виды продукции. Новые правила вступили в силу 1 января 2016 года и продолжают действовать в 2020 году.

Таблица повышения в процентном соотношении ставок акцизного сбора

Наименование продукцииПовышение в процентах
Бензин13
Спиртовая продукция50
Пиво солодовое100
Винная продукция100
Сидр50
Слабоалкогольные напиткив три раза
Табачная продукцияСпецифическая ставка – 40.

Адвалорная ставка – 12.

Повышение ставок на алкогольную продукцию, которая в дальнейшем подлежит реализации, вступили в силу 1.03.2016.

Можливості EasyPay для вашого бізнесу

Система прийому платежів EasyPay працює на ринку України з 2007 року. За цей час нашими партнерами стали 1400 провайдерів різноманітних послуг, а система охоплює більш ніж 1825 сервісів. Ми співпрацюємо з такими ведучими компаніями, як Kyivstar, Lifecell, Vodafone та ін., а також з локальними постачальниками послуг. Які можливості EasyPay надає для бізнесу?

1. Інтернет-еквайринг. Як ми співпрацюємо з інтернет-магазинами.

Підключаємо та інтегруємо cистеми прийому платежів на ваш сайт. Фінансові умови співпраці індивідуально розраховуємо для кожного партнера. Для інтернет-еквайрінгу маємо готові технологічні та фінансові рішення. Зокрема:

Платежі в один клік та регулярні платежі. Здійснюючи платіж на вашому сайті користувач має можливість не вводити щоразу усі дані картки. Після першої оплати, надалі потрібен лише СVV-код.

Брендинг сторінки оплати у стилі сайту партнера. Підвищує довіру та лояльність до інтернет-ресурсу під час оплати.

Антифрод-система та моніторинг платежів. Надійно захищає кошти та персональні дані. З інтернет-еквайрингом EasyPay всі дані користувачів вашого сайту захищені на рівні систем VISA/MasterCard. Дізнатись більше.

2. Співробітництво з банками та фінансовими установами

Підключення до системи EasyPay, дозволить розширити використання існуючих банківських інструментів (каси, POS, банкомати, cash-in, Інтернет банкінг та ін.), збільшити перелік одержувачів з функцією онлайн зарахування, та отримати максимальний дохід від прийому платежів. Рішення EasyPay для банків та фінансових установ:

Організація прийому платежів на користь банку через термінали EasyPay. 8600 терміналів по всій Україні.

Повноцінний інтернет-банкінг. Банкінг на вашому сайті з Особистим кабінетом, широким спектром онлайн-одержувачів (1825 сервісів), шаблонами та регулярнми платежами, можливістю надання виписки. Інсталяція та підтримка безкоштовні.
Перекази з картки на картку на вашому сайті. Сервіс привертає додаткову аудиторію на сайт, та приносить прибуток від кожної транзакції. Дізнатись більше.

3. Дилерська модель співпраці з EasyPay

Власники терміналів також мають змогу співпрацювати з EasyPay на вигідних умовах:

Стабільний прибуток. Комісія встановлюється індивідуально в залежності від кількості операцій та щомісячного обороту.

Активність 24/7.
Технологічний процесинг компанії дозволяє обробляти мільйони платіжних транзакцій на добу. 1825 доступних сервісів, та можливість підключити необхідний по запиту дилера.

Правова захищеність.
Зручна форма співпраці, підтримка у веденні бізнесу. Прозора фінансова угода без прихованих комісій. Дізнатись більше.

4. Співпраця з провайдерами.

Кожен всеукраїнський або регіональний постачальник послуг може звернутись до EasyPay та отримати можливість приймати оплату через сайт та термінали компанії на вигідних умовах.
Переваги EasyPay:

Широка мережа прийому платежів
, що постійно розширюється. 8600 терміналів по всій Україні. Платіжний онлайн сервіс easypay.ua. 450 000 користувачів на добу.

Працюємо з усіма видами послуг. Комунальні, інтернет, телебачення, банки, страхування, платежі до бюджету, благодійність, таксі, ігри та ін.

Технологічна гнучкість. Штат розробників підбирає необхідні технологічні і функціональні рішення під потреби кожного бізнесу. Втілюємо в життя усі побажання та пропозиції.

Стати партнером, задати питання та дізнатись більше про B2B можливості EasyPay можна на сайті для бізнес-партнерів easysoft.ua.

55 comments

як до вас дозвонитися ?
0800604561 мовчить

Акцизный налог

Мы проводим консультации по плательщикам, основным элементам акцизного налога, особенности налогообложения. Наши специалисты от «Адвокатского и риэлторского объединения Украины» знаю все про акцизный налог в Украине: постановления, нормы закона, заполнения бланков деклараций по акцизу, расчет акцизного налога и т.п. Вы можете получить у профессионалов своего дела помощь касательно такого объекта права, как акцизный налог – от налоговой консультации до решения споров по налогам и защите Ваших персональных законных интересов. Положенный порядок администрирования акцизного налога изложен в разделе 6 Налогового кодекса.

1. акциз на подакцизные товары.
2. местный акциз на розничную торговлю подакцизным товаром.

АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ, ИЛИ Акцизы — это разновидность непрямых налогов на услугу или товары, которые включаются в цену и тарифы. В отличие от налога на добавленную стоимость (от НДС) акциз ограничен определенными группами и видами товаров и услуг. Акцизный налог в Украине взимается с таких товаров: алкогольная продукция и товары с этиловым спиртом этиловый, пиво, табачные товары и заменители табака в промышленности, продукты из нефти, газ по низким ценам, легковые автомобили, кузова, полуприцепы и прицепы, мотоциклы. Доверив нам исследование своей проблемы и дальнейшую работу по ее устранению, Вы не пожалеете о сделанном выборе. При работе с своими Клиентами мы используем индивидуальный подход к каждому обратившемуся к нам — так как каждое новое вопрос по налогам уникальный, и требует квалифицированного и особенного подхода.

Опыт работы наших экспертов по налогам составляет солидный срок. Стаж успешной работы адвоката по налогообложению – более 10-ти лет по налоговому профилю! У нас на фирме работают только высококвалифицированные специалисты права, которые в быстрые сроки помогут Вам решить возникшие проблемные ситуации с налогами. Мы поможем Вам решить любые вопросы касательно акцизного сбора – от регистрации предпринимателя/юридического лица как плательщика акцизного сбора до исчисления ставки акциза и уплаты этого налога. Для получения первой консультации и уточнения интересующих подробностей по поводу акциза звоните к нам по номеру!

Акцизный налог на Украине

С 01.03.2016 г. заработала система электронного администрирования реализации горючего. К сожалению, нормы о расчете акцизного налога по таким операциям сформулированы в НКУ крайне невнятно, что вызывает вопросы у бухгалтеров. В этой статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет свое видение основных принципов расчета данного налога.

Кто является плательщиком акцизного налога при реализации горючего

Согласно пп. 212.1.15 НКУ плательщиком акцизного налога является лицо, которое реализует горючее.

– топливо моторное альтернативное;

– топливо моторное смесевое – виды топлива, полученные в результате смешивания топлива, полученного из нефтяного сырья, с биоэтанолом и добавками на основе биоэтанола, биодизеля или другими биокомпонентами, содержимое которых соответствует требованиям нормативных документов на топливо моторное смесевое (пп. 14.1.141 НКУ);

– вещества, использующиеся в качестве компонентов моторного топлива;

– другие товары, указанные в пп. 215.3.4 НКУ.

Реализацией горючего считаются практически все операции, которые сопровождаются передачей права собственности на горючее. В частности, в соответствии с пп. 14.1.212 НКУ реализация горючего для целей раздела VI этого Кодекса – это любые операции по передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины на основании договоров купли-продажи, мены, поставки, дарения, комиссии, доверенности (в том числе передача на комиссионную/доверительную реализацию), поручительства, других хозяйственных и гражданско-правовых договоров или по решению суда, другого компетентного государственного органа либо органа местного самоуправления за плату (компенсацию) или без такой, предусматривающие переход права собственности или права распоряжения, а также передачу (отпуск, отгрузку) горючего на основании договоров о производстве из сырья заказчика.

Не считаются реализацией горючего операции по передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины на основании договоров хранения.

В письме ГФСУ от 19.02.2016 г. № 3677/6/99-95-42-01-16-01 было также отмечено, что не относится к объекту налогообложения акцизным налогом выполнение работ, во время которых используется подакцизная продукция.

Субъекты хозяйствования, которые будут осуществлять реализацию горючего, подлежат обязательной регистрации как плательщики акцизного налога контролирующими органами по местонахождению юридических лиц, местожительству физических лиц – предпринимателей до начала проведения операции реализации горючего (пп. 212.3.4 НКУ).

Из этого следует вывод: субъект хозяйствования, осуществляющий любые операции, связанные с передачей права собственности на горючее другому лицу, обязан до совершения такой операции зарегистрироваться плательщиком акцизного налога в контролирующем органе.

Таким образом, кроме производителей, импортеров и субъектов розничной торговли, реализующих горючее, с 01.03.2016 г. плательщиками акцизного налога с операций реализации горючего стали все прочие лица, которые проводят любые операции, попадающие под определение операций реализации горючего из пп. 14.1.212 НКУ. Об этом также идет речь в письмах ГФСУ от 21.01.2016 г. № 1903/7/99-99-19-03-03-17, от 10.02.2016 г. № 2781/6/99-99-19-03-03-15, от 15.02.2016 г. № 3633/6/99-99-19-03-03-15.

Заявление о регистрации плательщика акцизного налога по реализации горючего подается в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика исключительно в электронном виде по форме J(F)1310301.

Причем такое регистрационное заявление должны подать все продавцы горючего независимо от того, числятся они плательщиками акцизного налога в органах ГФСУ или нет. На это обратили внимание и контролеры в письмах ГФСУ от 21.01.2016 г. № 1903/7/99-99-19-03-03-17, от 26.01.2016 г. № 2476/7/99-99-21-05-17, консультации в вопросе-ответе из раздела 116.13 ресурса База налоговых знаний (“ЗІР”).

Форма такого Заявления размещена на официальном веб-портале ГФС. Образец заполнения заявления и связанные с этим разъяснения также приведены на веб-портале ГФС.

По каким операциям уплачивается акцизный налог при реализации горючего

При реализации любых объемов горючего сверх объемов, которые:

– получены от других плательщиков акцизного налога и подтверждены зарегистрированными акцизными накладными в Едином реестре акцизных накладных;

– ввезены (импортированы) на таможенную территорию Украины, что засвидетельствовано надлежащим образом оформленной таможенной декларацией;

– произведены в Украине, реализация которых является объектом налогообложения в соответствии с пп. 213.1.1 НКУ, и подтверждены зарегистрированными акцизными накладными в Едином реестре акцизных накладных.

Отметим, что это новый отдельный объект обложения акцизным налогом. И если у субъектов хозяйствования, которые проводят любые операции по реализации горючего (в том числе и бесплатную передачу горючего), возникает такое превышение объемов реализованного горючего, они обязаны уплатить акцизный налог по операции реализации горючего на счета плательщиков акцизного налога в системе электронного администрирования (СЭА) реализации горючего.

Если же операций превышения объемов реализованного горючего нет, акцизный налог уплачивается в общем порядке с операций реализации горючего по той же процедуре, которая действовала до 01.03.2016 г., а именно по операциям:

– реализации произведенных в Украине подакцизных товаров (пп. 213.1.1 НКУ) лицом, которое производит подакцизные товары (продукцию) на таможенной территории Украины, в том числе из давальческого сырья (пп. 212.1.1 НКУ);

– ввоза подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины (пп. 213.1.3 НКУ) субъектом хозяйствования, который ввозит подакцизные товары (продукцию) на таможенную территорию Украины (пп. 212.1.2 НКУ);

– реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров (пп. 213.1.9, пп. 212.1.11 НКУ). То, что субъект розничной торговли горючим (АЗС) может уплачивать два вида акциза (с реализации подакцизных товаров (горючего) и с объемов превышения горючего), косвенно подтвердила и ГФСУ в письме от 15.02.2016 г. № 3633/6/99-99-19-03-03-15.

Назовем такой акцизный налог “обычным” (поскольку он уплачивается не с суммы превышения объемов реализации горючего).

Если лицо не осуществляет таких операций (в частности, является оптовым продавцом горючего (не импортером и не производителем)) и не имеет такого объекта, как превышение объемов реализации горючего, то акцизный налог с операций реализации горючего оно не уплачивает. Однако для контроля за объемами реализованного горючего такой плательщик все равно обязан зарегистрироваться в СЭА реализации горючего. Он также оформляет акцизные накладные и ведет учет операций реализованного горючего.

Механизм зачета уплаченного акцизного налога с сумм превышения объемов реализации горючего в счет платежей по акцизному налогу на данный момент вызывает вопросы.

Так, в п. 21 Порядка № 113 указано, что средства, зачисленные налогоплательщиком на электронный счет, автоматически перечисляются Казначейством на бюджетный счет, предназначенный для уплаты акцизного налога по реализации горючего, в течение операционного дня, в который такие средства зачислены на электронный счет.

При этом согласно п. 24 Порядка № 113 перечисление сумм налогового обязательства по акцизному налогу с реализованного горючего на протяжении отчетного периода, задекларированного в декларации по акцизному налогу за отчетный (налоговый) период, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно с собственного текущего счета в соответствующий бюджет в сроки, предусмотренные Кодексом, с учетом сумм налога, перечисленных таким плательщиком на его электронный счет.

Не вполне ясно, что именно в этой норме понимается под акцизным налогом с реализованного горючего. Если исходить из системного прочтения НКУ, то таким налогом является акцизный налог, уплаченный с сумм превышения объемов реализованного горючего лицами, реализующими горючее.

Тогда акцизный налог, уплаченный на электронный счет до момента подачи заявок на пополнение объемов остатка горючего, на который плательщик имеет право зарегистрировать акцизные накладные и/или расчеты корректировки к акцизным накладным, будет засчитан в счет уплаты налоговых обязательств по акцизному налогу с суммы превышения объемов горючего, указанных в декларации акцизного налога.

В то же время окончательно разъяснить этот момент могут только официальные органы. Следует также подождать появления новой формы декларации акцизного налога.

По каким ставкам уплачивается акцизный налог

Производители и импортеры горючего уплачивают акцизный налог по ставкам, приведенным в пп. 215.3.4 НКУ, которые с 01.03.2016 г. изменились! Они представлены в инвалюте (евро) за 1000 литров.

Согласно п. 217.3 НКУ акцизный налог с товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Украины, на которые установлены ставки налога в иностранной валюте, уплачивается в национальной валюте и рассчитывается по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины, который действует на первый день квартала, в котором осуществляется реализация товара (продукции), и остается неизменным в течение квартала. То есть производители горючего для целей расчета “обычного” акцизного налога с операций реализации горючего в 1 квартале используют курс НБУ 26,223129 грн. за 1 евро.

Импортеры горючего в соответствии с п. 218.2 НКУ рассчитывают акцизный налог при ввозе горючего в национальной валюте по курсу валюты, определенному в соответствии со ст. 39 1 НКУ. То есть по курсу, действующему на 0 часов дня представления таможенной декларации, а в случае если таможенная декларация не подается – дня определения налоговых обязательств.

Для субъектов хозяйствования розничной торговли, реализующих горючее, действует отдельная ставка, которая составляет 0,042 евро за каждый литр реализованного (отпущенного) товара (пп. 215.3.10 НКУ).

Акцизный налог с товаров (продукции), реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли, на которые установлены ставки налога в иностранной валюте, уплачивается в национальной валюте и рассчитывается по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному НБУ, который действует на двадцатый день месяца, предшествующего кварталу, в котором осуществляется реализация товара (продукции), и остается неизменным в течение отчетного квартала (п. 217.3 НКУ). То есть при расчете акцизного налога в 1 квартале 2016 г. такие субъекты используют курс НБУ, установленный на 20.12.2015 г. – 25,462988 за 1 евро. Это подтвердила и ГФСУ в письме от 03.02.2016 г. № 3495/7/99-99-19-03-03-17.

Акцизный налог с суммы превышения объемов реализации горючего за соответствующий объем реализованного горючего (в сумме превышения) рассчитывается по ставкам, предусмотренным пп. 215.3.4 НКУ (п. 231.6 НКУ). По всей видимости, для расчета такого акцизного налога следует использовать официальный курс гривни к иностранной валюте, установленный НБУ, действующий на первый день квартала, в котором осуществляется реализация горючего (п. 217.3 НКУ, абз. “є”, “ж”, “з” пп. 232.4.1 НКУ). То есть при расчете акцизного налога с суммы превышения объемов в марте 2016 г. следует использовать курс НБУ 26,223129 грн. за 1 евро.

Поскольку март 2016 г. является “переходным” периодом, в течение которого регистрация акцизных накладных / расчетов корректировки в Едином реестре акцизных накладных осуществляется без ограничения объемов, исчисленных по формуле, определенной в п. 232.3 НКУ (п. 11 подр. 5 разд. ХХ НКУ), акцизный налог с суммы превышения объемов горючего в марте 2016 года не уплачивается.

Дата уплаты акцизного налога

Производители горючего, как и ранее, определяют дату возникновения налоговых обязательств по “обычному” акцизному налогу на дату реализации горючего (п. 216.1 НКУ). Суммы такого налога перечисляются в бюджет в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НКУ для представления налоговой декларации за месячный налоговый период (пп. 222.1.1 НКУ). То есть в течение 30 календарных дней, следующих за отчетным месяцем (пп. 49.18.1 НКУ).

Для импортеров горючего датой возникновения налоговых обязательств по акцизному налогу в случае ввоза горючего на таможенную территорию Украины является дата представления контролирующему органу таможенной декларации для таможенного оформления или дата начисления такого налогового обязательства контролирующим органом в определенных законодательством случаях (п. 216.4 НКУ). Такой налог уплачивается до или в день представления таможенной декларации (пп. 222.2.1 НКУ).

Датой возникновения налоговых обязательств по “обычному” акцизному налогу у субъектов хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров является (п. 216.9 НКУ):

– дата осуществления расчетной операции в соответствии с Законом о РРО;

– для безналичных расчетов – дата оформления расчетного документа на сумму проведенной операции, который подтверждает факт продажи, отгрузки, физического отпуска товара;

– в случае реализации товаров физическими лицами – предпринимателями, которые уплачивают единый налог, – дата поступления оплаты за проданный товар.

Суммы такого “обычного” акцизного налога перечисляются в бюджет субъектом хозяйствования розничной торговли в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НКУ для представления налоговой декларации за месячный налоговый период (пп. 222.3.1 НКУ). То есть в течение 30 календарных дней, следующих за отчетным месяцем (пп. 49.18.1 НКУ). При этом акцизный налог уплачивается по месту осуществления реализации таких товаров (пп. 222.3.2 НКУ).

Датой возникновения налоговых обязательств по акцизному налогу с суммы превышения объемов реализации горючего является дата реализации таких объемов горючего (пп. 216.12 НКУ). Фактически плательщик должен уплатить такой налог на электронный счет до подачи Заявки на пополнение объема остатка горючего в СЭА реализации горючего (пп. 232.4.2 НКУ, п. 33 Порядка № 113). Далее эти суммы будут засчитываться в счет уплаты налогового обязательства по акцизному налогу с операций реализации горючего, указанных в декларации.

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН:

3. Порядок № 113 – Порядок электронного администрирования реализации горючего, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 24.02.2016 г. № 113.

Акцизный налог: плательщики, ставки, порядок и сроки оплаты

Каки звестно, акцизный налог — это непрямой налог на потребление отдельных видов товаров, который включается в их цену. Какие товары относятся к подакцизным, кто платит акцизный налог, какие виды ставок акцизного сбора существуют, каков порядок и сроки уплаты акциза разбирался Prostopravo.com.ua.

Краткое содержание и ссылки по теме

Подакцизные товары

Перечень подакцизных товаров четко определен Налоговым кодексом Украины (статья 215). В частности к ним относятся:

  • спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво;
  • табачные изделия, табак и промышленные заменители табака;
  • нефтепродукты, сжиженный газ;
  • автомобили легковые, кузовы к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы;
  • электроэнергия

Плательщики акцизного налога

Акцизный налог платят:

  • производители подакцизных товаров;
  • субъекты хозяйствования, которые ввозять подакцизные товары на таможенную территорию Украины;
  • физические лица — резиденты и нерезиденты, которые ввозят на таможенную территорию Украины подакцизные товары в объемах, которые подлежат налогообложению;
  • лица, реализующие конфискованные подакцизные товары, подакцизные товары, признанные бесхозяйными, подакцизные товары, за которыми не обратился собственник до конца срока хранения и подакцизные товары, которые по праву наследования или на других законних основаних переходят в собственность государства;
  • лица, реализующие или передающие во владение, пользование или распоряжение подакцизные товары, которые были ввезены на таможенную территорию Украины с освобождением от налогообложения;
  • лица, на которых возлагается обязанность соблюдения тренований таможенных режимов, которые предусматривают освобождение от налогообложения, в случае нарушения таких требований;
  • лица, на которых возлагается исполнение условий по селевому использованию подакцизных товаров, на которые установлены ставки налога 0 грн. За 1 литр 100%-спирта и 0 евро за 1000 кг нефтепродуктов в случае нарушения таких условий;
  • лица, на которых при совершении операций с подакцизными товарами, которые не подлежат налогообложению или освобождаются от налога, возлагается обязанность по исполнению условий по их селевому использованию в случае нарушения таких условий;
  • лицо – субъект хозяйствования розничной торговли, которое осуществляет реализацию подакцизных товаров.
  • оптовый поставщик электрической энергии.
  • Производители электрической энергии, которые имеют лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии и продают ее вне оптового рынка электрической энергии.
  • Лицо – владелец ввезенного на таможенную территорию Украины грузового транспортного средства, которое переоборудуется в легковой автомобиль, с которого взимается акцизный налог.
  • Лицо, реализующее топливо.
  • Заказчики, по поручению которых производятся подакцизные товары (продукция) из давальческого сырья, уплачивают налог производителю.

Регистрация плательщиков акцизного налога

Регистрация в органах государственной налоговой службы в качестве плательщика налога субъекта хозяйствования, который осуществляет деятельность по производству подакцизных товаров и (или) импорту алкогольних напитков и табачных изделий, которая подлежит лицензированию, осуществляется на основании сведений о выдаче такому субъекту лицензии.

Органы лицензирования, уполномоченные выдавать лицензии на такие виды деятельности, обязаны предоставлять органу государственной налоговой службы по месту нахождения юридических лиц и месту проживання физических лиц — предпринимателей информацию о выдаче, переоформлении, приостановлении и аннулировании лицензии в пятидневный срок с момента совершения таких действий.

Лица – субъекты хозяйствования розничной торговли, осуществляющие реализацию подакцизных товаров, подлежат обязательной регистрации как плательщики налога контролирующими органами по местонахождению пункта продажи товаров не позднее предельного срока представления декларации акцизного налога за месяц, в котором осуществляется хозяйственная деятельность.

Другие налогоплательщики подлежат обязательной регистрации в органах государственной налоговой службы по месту нахождения юридических лиц и месту проживання физических лиц-предпринимателей, не позднее граничного срока подачи декларации акцизного налога за месяц, в котором была начата хозяйственная деятельность.

Лица, которые будут осуществлять реализацию топлива, подлежат обязательной регистрации как плательщики налога контролирующими органами по местонахождению юридических лиц, месту жительства физических лиц – предпринимателей до начала осуществления реализации горючего.

Регистрация плательщика налога осуществляется на основании представления лицом не позднее чем за три рабочих дня до начала осуществления реализации горючего заявления, форма которой утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, ведет реестр плательщиков акцизного налога по реализации горючего, в котором содержится информация о лицах, зарегистрированных плательщиками акцизного налога.

Виды ставок

В Украине установлены такие виды ставок акцизного налога:

адвалорная — исчисляется в процентном отношении от стоимости подакцизного товара;

специфическая — устанавливается в стоимостном выражении за единицу товара;

адвалорная и специфическая одновременно — в таком случае отдельно исчисляется сумма налога по адвалорной ставке, отдельно по специфической и фактически уплачивается та, по которой сумма налога является большей.

Детальнее со ставками акцизного налога можно ознакомиться в Налоговом Кодексе Украины.

Порядок и сроки оплаты

Сроки уплаты налога с подакцизных товаров, произведенных на таможенной территории Украины, а также реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли:

Суммы налога перечисляются в бюджет плательщиками акцизного налога в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем ​​соответствующего предельного срока, предусмотренного настоящим Кодексом для подачи налоговой декларации за месячный налоговый период.

Суммы налога с алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный, уплачиваются при приобретении марок акцизного налога.

Суммы налога с учетом минимального акцизного налогового обязательства по уплате акцизного налога на табачные изделия и ставок налога, действующих в соответствии с нормами НКУ, производителями табачных изделий уплачиваются в бюджет в течение пятнадцати рабочих дней после получения марок акцизного налога с доплатой (в случае необходимости) на день подачи налоговой декларации. Если указанный срок приходится на день следующего бюджетного года, сумма акцизного налога уплачивается производителям табачных изделий до окончания бюджетного года, в котором получены марки.

Предприятия, производящие вина виноградные с добавлением спирта и крепкие, вермуты, другие сброженные напитки с добавлением спирта, смеси из сброженных напитков с добавлением спирта, смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками с добавлением спирта, уплачивают налог при приобретении марок акцизного налога на сумму, рассчитанную из ставок налога на готовую продукцию, произведенную из виноматериалов или сусла, при производстве которых используется спирт этиловый.

Владелец готовой продукции, произведенной из давальческого сырья, платит налог производителю (переработчику) не позднее даты отгрузки готовой продукции таком владельцу или по его поручению другому лицу. Условием отгрузки производителем готовой продукции, произведенной из давальческого сырья, его заказчику или по его поручению другому лицу является документальное подтверждение банковского учреждения о перечислении соответствующей суммы налога на текущий счет производителя.

Уплата налога при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Украины:

Налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) уплачивается плательщиками налога до или в день представления таможенной декларации.

В случае ввоза маркированной подакцизной продукции на таможенную территорию Украины налог уплачивается при приобретении марок акцизного налога с доплатой (в случае необходимости) на день подачи таможенной декларации.

Плательщики акцизного налога при обращении в органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, для регистрации или перерегистрации переоборудованного грузового транспортного средства в легковой автомобиль обязаны предъявить квитанции или платежные поручения об уплате налога с отметкой банка о дате выполнения платежного поручения.

Уплата налога при реализации предприятием розничной торговли подакцизных товаров:

Суммы налога перечисляются в бюджет предприятием розничной торговли, который осуществляет реализацию подакцизных товаров, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем ​​соответствующего предельного срока, предусмотренного НКУ для подачи налоговой декларации за месячный налоговый период.

Лицо – субъект хозяйствования розничной торговли, который осуществляет реализацию подакцизных товаров, уплачивает налог по месту осуществления реализации таких товаров.

Акцизная накладная и система электронного администрирования горючего

Налогоплательщик при реализации горючего обязан составить в электронной форме акцизную накладную по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД реализованного топлива и зарегистрировать в Едином реестре акцизных накладных.

Налогоплательщик обязан составить акцизную накладную на объемы горючего, использованного для собственного потребления; реализованного и / или использованного для производства неподакцизных продукции; утраченного как в пределах, так и сверх установленных норм потерь; испорченного, уничтоженного, в том числе в результате аварии, пожара, наводнения, других форс-мажорных обстоятельств или по другой причине, связанной с естественным результатом, а также вследствие испарения в процессе производства, обработки, переработки, хранения или транспортировки такого горючего.

Производитель горючего в потребительской таре емкостью до двух литров (включительно) обязан составить акцизную накладную на объемы такого горючего.

В акцизной накладной указываются в отдельных полях следующие обязательные реквизиты:

а) порядковый номер акцизной накладной;

б) дата составления акцизной накладной;

в) полное или сокращенное название юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика акцизного налога;

г) код ЕГРПОУ (для юридических лиц) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физических лиц) лица, реализующего топливо, и получателя горючего;

г) полное или сокращенное название юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика налогов, – получателя горючего;

д) код товарной подкатегории УКТ ВЭД

е) описание горючего;

е) объем горючего в литрах, приведенных до t 15 ° C.

Акцизная накладная составляется налогоплательщиком в день реализации горючего при каждой полной или частичной операции по реализации топлива.

Порядок ведения Единого реестра акцизных накладных устанавливается Кабинетом Министров Украины. Получатель горючего вправе сверять данные полученной акцизной накладной на соответствие данным Единого реестра акцизных накладных.

Система электронного администрирования реализации полного обеспечивает автоматический учет в разрезе налогоплательщиков по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД:

  • объемов горючего, содержащиеся в выданных и полученных акцизных накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре акцизных накладных;
  • объемов горючего, произведенного на таможенной территории Украины или ввезенного на таможенную территорию Украины, из которых уплачен акцизный налог;
  • объемов горючего, на которые налогоплательщики зарегистрировали заявки на пополнение объемов остатка горючего за счет уплаченных средств в бюджет в системе электронного администрирования реализации горючего;
  • сумм уплаченного акцизного налога, за счет которых налогоплательщики могут зарегистрировать заявки на пополнение объемов остатка горючего;
  • объема остатка топлива, на который налогоплательщики имеют право зарегистрировать акцизные накладные и расчеты корректировки в Едином реестре акцизных накладных.

Плательщикам акцизного налога автоматически открываются учетные карточки в системе электронного администрирования реализации горючего по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД.

Стоимость юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса

Источники:
http://minfin.com.ua/taxes/-/page_akciz.html
http://www.visnuk.com.ua/ru/publication/100003793-aktsizniy-podatok-14
http://visasam.ru/emigration/pereezdsng/akcizniy-nalog-v-ukraine.html
http://blog.easypay.ua/ru/chto-takoe-aktsiznyiy-nalog/
http://arou.com.ua/aktsiznyj-nalog/
http://bz.ligazakon.ua/magazine_article/BZ008740
http://prostopravo.com.ua/prava_biznesa/nalogooblozhenie/stati/aktsiznyy_nalog_platelschiki_stavki_poryadok_i_sroki_oplaty
http://visasam.ru/emigration/pereezdsng/bednost-v-belarusi.html

Ссылка на основную публикацию