Бедность в Казахстане

Бедность в Казахстане

Официальная статистика утверждает: количество бедных в Казахстане постоянно уменьшается. Если этому верить, то вскоре уровень жизни в республике будет таким же, как в самых развитых государствах мира.

Но черта бедности в Казахстане в текущем году выросла. Так, в 2017 ее размер равнялся 40 % от прожиточного минимума, а сегодня — вырос до 50 %.

О самых бедных странах в Европе может узнать на нашем сайте.

В «Твиттере» на официальной странице Парламента РК появилась информация, в которой сообщалось, что во время проведения правительственного часа министр соцзащиты и труда привел следующие цифры:

  1. Адресную помощь в 2014 году получили свыше 136 тысяч граждан Казахстана.
  2. В 2017 году количество нуждающихся значительно снизилось, и тех, кому нужна была адресная помощь, оставалось менее 97 тысяч.

Адресная помощь, согласно законам Казахстана, назначается лицам, доход которых не превышает черту бедности. Получать ее могут не только граждане РК.

Право воспользоваться адресной социальной помощью может каждый человек, который проживает постоянно на территории Казахстана. Это касается беженцев, лиц без гражданства, иностранцев, оралман.

Круги бедности

Чтобы выяснить, насколько высоким является уровень бедности в Казахстане, комитет статистики регулярно проводит исследования.

Для этого выбирается 12 000 домохозяйств, или всего лишь 0,3 % от общего количества домовладений. Учитывая полученные данные, сотрудники комитета рассчитывают различные показатели. Полученные данные публикуют в разделе, где представляется информация об уровне жизни жителей страны.

Сведения о прожиточным минимуме в Казахстане

В РК явление бедности условно разделено на три уровня.

Каждый квартал высчитывается доля населения, доход которого меньше, чем размер прожиточного минимума. Невзирая на то, что в 2009 и 2014 году была девальвация, а в 2015 — введено свободное курсообразование, количество населения с уровнем дохода, не достигающем прожиточного минимума, стремительно уменьшается.

Официальная статистика предоставляет оптимистичные данные вопреки обесцениванию национальной валюты более чем на 64 % за последние несколько лет.

Второй уровень бедности определяется по такому показателю, как стоимость продовольственной корзины. В прожиточном минимуме продовольственная корзина занимает 60 %.

В 2017 году при расчете ее стоимости сотрудники комитета по статистике решили особо не утруждаться и не стали высчитывать сотые доли процента. Итог этого — «0» в графе соответствующей таблицы. И официальное подтверждение того, что в РК нет людей с доходами ниже размера продовольственной корзины.

Черта бедности — самый нижний уровень бедности в Казахстане.

Это тот показатель, который очень интересует и волнует жителей страны. Определить его несложно даже обывателю. Поэтому комитет по статистике не стал заниматься этим вопросом и официально не формирует данные о жителях республики, оказавшихся за чертой бедности.

Таким образом, не известно точное количество беднейшего населения, вынужденного жить в месяц на 9178,7 тенге. А также его процент от общего количества жителей Казахстана.

Потребительская корзина в России и Казахстане

Потребление и бедность

Определить приблизительное количество бедных людей в РК в 2020 году возможно. Согласно сообщениям комитета по статистике, для подсчета можно использовать данные о том, как распределено население по использованным на потребление размерам доходов. Данная информация находится в архивах сайта, но найти ее несложно.

Согласно данным за 2008 год, можно сделать выводы, что борьба с бедностью в Казахстане проводилась, когда порог был установлен в 5000 тенге. Количество населения, которое использовало на проживание более пяти и менее 10 тысяч тенге, начало быстро уменьшаться.

Статистические данные за 2016 год показали, что очень бедно в РК живет всего 0,07 % граждан, или немногим более 10 700 человек. Это приблизительно население небольшого города.

Богатство и бедность: конфликт интересов

Непонятно откуда Минтруда Казахстана взяло показатель черты бедности 6871,6. Есть предположение, что он искусственно занижен. Это позволяет автоматически вывести из категории самых бедных немало семей, которые имеют совсем небольшие заработки.

Так, если взять семью из четырех человек, где муж получает 27 700 тенге в месяц, семья не попадает в число тех, кто живет за чертой бедности. И поэтому на помощь государства рассчитывать не может.

Среднемесячная заработная плата в Казахстане, процент роста за год

Как результат, количество бедных в Казахстане будет неизменно официально уменьшаться. Но только на бумаге. Многие казахстанцы интересуются: а сам министр смог бы прожить в месяц на 6900 тенге?

О зарплате в Казахстане можете узнать из статьи на нашем сайте.

Основным показателем социального здоровья населения Казахстана является разрыв между доходом богатых и бедных.

Чем он больше, тем выше возможность повторения трагедии Жанаозена. Власти это хорошо понимают, поэтому делают все возможное, чтобы не только остановить рост разрыва, но и сократить его.

Насколько успешной является работа правительства по данному вопросу, можно судить по следующему факту: в 2012 году Аманжол Кошанов, заведующий одного из центров Минобразования и науки заявил, что разница доходов представителей самых богатых и самых бедных сословий кратна 30.

Децильный коэффициент в развитых странах обычно не превышает 4,8–4,9, в Казахстане же он переходит все допустимые пределы, и это не может не волновать народ РК.

Децильный коэффициент постепенно увеличивается. До того как в Казахстане начался переходный период, самые богатые, а это было 10 % населения, получали в четыре раза больше, чем самые бедные люди страны (они также составляли 10 %). Но уже в 1998 году эта разница возросла до 11-кратного размера. Соответственно, доход самых богатых составлял 27 %, а самых бедных — 2,3 %.

Сегодня цифры, предоставленные официальной статистикой, показывают следующую картину: из 17 миллионов жителей республики меньше 8,5 % домохозяйств имеют среднемесячный доход меньше 15 000 тенге (около 100 долларов). При этом сумма среднего дохода составляет немногим менее 99 000 тенге, точную цифру самого высокого официально не афишируют.

Разница в росте доходов бедного и богатого населения в Казахстане

Если учесть, что самое малое, что получают, составляет почти 7000 тенге, то, увеличив на 30 (разница дохода богатых и бедных), можно узнать, что самые высокие прибыли превышают 210 000 тенге. Хотя эти цифры приблизительные, они не могут не вызывать тревогу населения: процент нищих в Казахстане постепенно увеличивается.

Сколько бедных в Казахстане?

Точную цифру указать не сможет никто, в том числе и официальная статистика.

В настоящее время ее сотрудники занимаются тем, что пытаются определить, к какой категории отнести «самозанятое» население. Это люди, которые находят неофициальную работу, зарплату получают в конвертах, не выплачивая при этом налоги.

Поскольку официальной статистике в стране хронически не доверяют, сотрудниками КИСЭИП было проведено социологическое исследование. Результаты показали, что больше всего респондентов в двух группах:

  1. Проблемная — состоит из 26 % населения. Сюда входят те, у кого есть проблемы с материальным положением.
  2. Средняя — сюда включено население (40,5 %) со средним достатком.

Бедные тоже разделены на две группы:

  1. В первую входят те, у кого денег хватает только на питание, и приобрести предметы одежды для них затруднительно. Таких респондентов около 17,5 %.
  2. Вторая группа — это те, у кого не хватает денег даже на еду. Это фактически нищие. Их процент составляет 4,6.

Основные показатели бедности в Казахстане

Данные показатели не являются очень точными, представляя только приблизительную картину, которая в то же время является намного правдивее, чем статистические данные множества аналитических центров республики.

Причина бедности

Согласно выводам А. Сена, известного исследователя генезиса бедности, следует, что голод в стране является следствием не отсутствия еды, а неправильного механизма распределения.

Именно это наблюдается в Казахстане: люди, живущие в сельской местности, за свою работу, которая не является легкой, получают намного меньше, чем городские жители. А так как в селах живет почти половина населения страны, низкие зарплаты не могут не сказаться на общем социальном положении государства.

В среднем представители разных сфер в месяц получают:

  1. Сотрудники промышленных предприятий — 75 000 тенге.
  2. Строители — 81 000 тенге.
  3. Работники сельского хозяйства — 32 000 тенге.

Приведенные цифры являются средними, то есть самая маленькая зарплата для граждан сел и городов может быть в несколько раз ниже. И это в том случае, когда есть работа. В настоящее время из-за безработицы далеко не все как городские, так и сельские жители могут найти вакансию. Тем более хорошо оплачиваемую.

Число бедных в Казахстане занижено

15 Март 2020 14:06 1599

19 009 архив

#150ДНЕЙВНЕБЕ

#150днейвнебе первый спецпроект inbusiness.kz, посвященный отечественному лоукостеру

“АТЛАС БУДУЩИХ ПРОФЕССИЙ”

Трансформирующие тренды цифровизации и недостатки образовательной системы подвигают ГМК на собственное.

НПЗ PETROMIDIA: КАЗАХСТАНСКАЯ ДЕКАДА

40 ЛЕТ КАЗАХСТАНСКОМУ НПЗ В ЕВРОПЕ

Новости

ЧА по стендовой стрельбе: у Казахстана еще две медали

Платежные карты Apple проверят на гендерное неравенство

Назарбаев: «Давление на Иран неэффективно»

Цены на нефть: Brent торгуется выше уровня $62,3 за баррель

Партия Nur Otan соберет проблемные вопросы каждого населенного пункта страны

Переговоры Северной и Южной Кореи могли бы проходить на площадке СВМДА – Назарбаев

Встречу президентов России и Украины предложил организовать Назарбаев

Аэропорт Алматы планируют продать турецкому инвестору

Назарбаев: «Искусственный интеллект — один из инструментов гибридных войн»

Нурсултан Назарбаев предложил создать Евразийскую модель безопасности

На площадке аналитической группы КИПР эксперты констатировали, что официальная статистика показывает стабильное улучшение показателей: снижение бедности – с 46,7% в 2001 году до 2,6% в 2017-м, коэффициента Джини – с 0,366 до 0,287 за тот же период, увеличение потребления продуктов, рост занятого населения, среднемесячной зарплаты – в 2017 году она выросла на 5,1%, хотя в реальном выражении снизилась на 2,1%. Так богатеет или беднеет население Казахстана?

На этот вопрос попытались ответить эксперты.

Официально государство декларирует, что в Казахстане снижается бедность, растет потребление продуктов и количество занятого населения, увеличивается среднемесячная зарплата.

Тем временем, по данным социологического центра «Стратегия», практически 80% населения отмечают, что тратят все свои деньги сразу и почти не имеют возможности откладывать. Реальное положение дел демонстрирует рост социального пессимизма, ухудшения социального самочувствия и, как следствие, рост протестных настроений.

Согласно исследованию, средний ежемесячный доход на человека составляет около 33385 тенге на человека. Практически 80% опрошенных отметили, что тратят деньги сразу и почти не имеют возможности откладывать. При этом 28% опрошенных ждали ухудшения.

Бедность связана с размером семьи

Глава социологического фонда «Стратегия» Гульмира Илеуова отметила, что на конец 2018 года можно выделить две основные группы населения: 35% опрошенных имеют доход в диапазоне 50-100 тыс. тенге – 12,5-25 тыс. тенге на одного человека; 36% опрошенных – в диапазоне 101-200 тыс. тенге – 25-50 тыс. тенге на одного человека.

По ее словам, чем больше размер семьи, тем хуже оценки ситуации в стране. Так, в семьях, состоящих из семи и более человек, более трети опрошенных оценивают ситуацию в стране как кризисную.

В каждой десятой семье, состоящей из семи и более человек, считают, что ситуация в стране ухудшится, в каждой второй – что останется без изменений.

Социолог отметила, что, поскольку бедность в развивающихся странах тесно связана с размером семьи, семейные пособия оказываются весьма адресными, ибо они предоставляются на основании хорошо заметного основания показателя бедности.

Пособия отражают предпочтения

Эксперт подчеркнула, что семейные пособия стабилизируют потребление в сложное для их получателей время. Голодные работники редко действуют производительно. Дети не могут дожидаться лучших времен, чтобы расти и развиваться. Если дети не будут продолжать образование по финансовым причинам, они теряют наиболее продуктивные годы когнитивного развития.

Таким образом, сглаживание доходов разных групп населения, помимо его явной моральной и политической значимости, чрезвычайно важно для формирования человеческого капитала, сказала г-жа Илеуова.

«Семейные пособия отражают общественные предпочтения. Ценность их неодинакова в разных странах и культурах. Она зависит от отношения к детям, семье, роли женщины. Есть общества, где дети рассматриваются как частное, а не общественное благо, и в них люди менее охотно поддерживают расходы на воспитание детей. В других обществах дети рассматриваются в большей степени как общественное благо, поэтому поощряются расходы, связанные с семейными пособиями», – отметила социолог.

Необходимо посткризисное развитие

Экономист Айдархан Кусаинов считает, что средства налогоплательщиков и Национального фонда не должны расходоваться на создание и поддержание тонкого слоя искусственной среды в виде льготных кредитных ставок, преференций при государственных закупках, давления на иностранный бизнес.

В силу своей узости такая среда доступна только для отдельных, избранных бизнесов, а значит, все средства уходят на дивиденды, акционерам этих бизнесов, не оказывая никакого экономического эффекта. Только отказ от всякой прямой поддержки бизнеса может привести к тому, что в экономику вернется конкуренция, а конкуренция означает снижение прибыли, то есть перераспределение доходов от акционеров к наемным рабочим, считает экономист.

«И только в этом случае экономический рост и выгоды от бизнес-деятельности будут транслироваться наемным работникам, а значит, и далее в рост реальных доходов населения», – сказал он.

По его словам, сейчас необходимо готовить экономику к посткризисному развитию; добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры; активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала; обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами.

Сейчас, по его словам, льготные кредиты достаются тем, кто спокойно может взять рыночный. Поэтому все льготы идут в рост прибыли, но не в заработные платы. Это приводит к тому, что экономика консервируется, старые предприятия имеют преимущественное положение и не дают развиваться новым. Олигопольность нарастает, конкуренция ослабляется, что приводит к росту цен и инфляции.

Оценивать доходы домохозяйств

Глава партии КНПК в нижней палате Парламента Айкын Конуров отметил, что в отчете о глобальном благосостоянии за 2017 год, составленном Credit Suisse Research Institute, Казахстан зачислен в группу бедных стран.

Аналитики института рассчитывали благосостояние исходя не из общих показателей, а из доходов домохозяйств, их накоплений и долгов. Выяснилось, что в Казахстане реальные доходы большинства семей сокращаются, а долги растут куда быстрее накоплений.

По данным банка, средний уровень благосостояния на одного взрослого человека в РК составляет порядка 4,441 доллара. Средняя температура по больнице убаюкивает многих на властном олимпе и абсолютно не дает реальной картины.

Намного интереснее не столько уровень богатства страны, сколько его распределение. В нем оценивается не только среднее благосостояние, но и медианное, что принципиально важно, заметил он. Средний показатель – это когда богатство олигарха-миллиардера складывается с «богатством» тысяч его работников и делится поровну. Медианный же индикатор исключает благосостояние экстремально бедных и богатых, приближая его к реальности, сказал политик.

«И если среднее благосостояние на одного взрослого человека в Казахстане в 2017 году составило 4441 доллар, то медианное – 334 доллара, в 13 раз меньше. Во всех странах медианное благосостояние ниже, чем среднее, но такого разрыва нет практически ни у кого. К примеру, в африканской Гвинее примерно такой же, как у нас, уровень медианного благосостояния – 374 доллара. Но при этом среднее там всего лишь 814 долларов, в пять раз меньше», – сказал Айкын Конуров.

В Казахстане доходы меньше 10 тыс. долларов в год имеют более 97,6%, от 10 тыс. до 100 тыс. долларов – 2,1% населения. Благосостояние 0,3% людей составляет от 100 тыс. до 1 млн долларов.

Что стоит изменить

Политик предложил пересмотреть систему распределения национального дохода, ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц и дополнительных налогов на роскошное потребление, пересмотреть текущую денежно-кредитную политику.

Г-н Конуров заметил, что при неэффективной системе распределения прирост богатства страны ничего не приносит для благосостояния населения. По крайней мере, для тех, кто входит в эти 97,6%. Бедное население – это узкий потребительский рынок, низкая производительность, слабая деловая активность, тотальная закредитованность, рост «токсичных» кредитов, высокие протестные и иждивенческие настроения.

По его словам, во-первых, повышение доходов даст эффект только в случае, если удастся удержать инфляцию. Рост цен способен нивелировать любое номинальное увеличение доходов. В то же время борьба с инфляцией предполагает системные меры по защите конкуренции на товарных рынках, в особенности на рынке услуг. Без таких мер гонка «цены – зарплаты» всегда будет проигрышной.

Во-вторых, важно, чтобы правительство не восприняло повышение доходов казахстанцев как разовую меру. Это на самом деле лишь самое начало пути, предстоит поэтапный длительный процесс. Отставание по уровню оплаты труда от стран ОЭСР сейчас огромное.

Перекос в экономике

Так, по итогам IV квартала 2018 года среднемесячная номинальная зарплата в стране составила порядка 176 тыс. тенге. Тогда как медианная, более точно отражающая действительность – около 106 тыс. Столь низкая сумма означает, что люди со средним заработком по факту входят в группу бедных.

И поэтому проблема бедности в Казахстане уже не вопрос доходов отдельных категорий граждан, который можно было бы решить точечными мерами. Это опасный перекос в экономике, масштабное явление «работающей бедности», что и решений требует соответствующих, считает депутат.

Повышение минимальной заработной платы (МЗП) в полтора раза, которое предусмотрено в послании и отражено в уточнениях республиканского бюджета, относится именно к системным мерам, поскольку воздействует на всю трудовую сферу. Бюджетников повышение коснется напрямую, а для частных организаций рост МЗП станет в любом случае сигналом, сказал г-н Конуров.

Но здесь, по его словам, очень важно, чтобы такая работа в дальнейшем не останавливалась. Смотреть нужно на самые отстающие направления, как по отраслям, так и по регионам.

Изменить структуру экономики

Политик отметил, что для кардинального повышения доходов необходимо изменение структуры экономики, повышение производительности. Но, чтобы это произошло, главным условием является наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, требующих высокой оплаты. Поднять же зарплату во всех секторах одновременно мы не можем – не хватит никаких ресурсов.

Разорвать этот круг, по словам политика, в первую очередь следует через главное звено – образование. Именно оно в конечном итоге определяет перспективы всех остальных сфер. Поэтому первоочередная мера – серьезное повышение зарплат в образовании, сопровождаемое другими мерами по укреплению роли учителей, их избавлению от непрофильных задач.

Черта бедности не отражает реальность

Следующим шагом должно стать принятие правительством срочных мер по такому важному показателю, как черта бедности. Черту бедности, по словам экс-министра труда и социальной защиты населения Мадины Абылкасымовой, будут пересматривать в стратегической программе, рассчитанной на период от 2020 до 2025 года, и сам показатель будет увеличиваться поэтапно, начнут с 70% до уровня прожиточного минимума, сообщил политик.

Черта бедности должна была равняться прожиточному минимуму еще вчера, и желательно не ждать 2020 года, а начать выравнивание уже в 2020 году. В результате придется пересчитать реальный уровень бедности в стране и признать это явление острейшей социальной проблемой, но нужно смотреть правде в глаза, ведь без реальной картины невозможно модернизировать экономику, сказал Конуров.

«Бедность сейчас связана не столько с безработицей, сколько с заниженными доходами, по причине которых работающие граждане живут в бедности. Те, кого раньше было принято считать средним классом, сейчас постепенно и неуклонно смещаются в ряды бедных. Многие пытаются сохранить лицо и уровень жизни через различные институты кредитования, но, как показывает практика, это в большей части проигрышный путь», – заключил г-н Конуров.

Правда ли, что 2 млн казахстанцев живут за чертой бедности

24.kz сообщает что 2 миллиона Казахстанцев живут за чертой бедности. По данным корреспондента «Хабар» это официальные данные которые складываются из количества поданных заявок на получение адресной социальной помощи. Однако в новости не указано на какие источники данных ссылается корреспондент «Хабара». Попробуем разобраться с помощью открытых данных.

2 миллиона казахстанцев живут за чертой бедности. Это официальная информация, складывающаяся из числа заявок, поданных на получение адресной социальной помощи, денежной выплаты

В материале индикатором бедности выбран показатель количества человек подавших заявки на получение АСП.

То есть утверждение о том, что два миллиона казахстанцев живут за чертой бедности основано исключительно на числе людей, подавших заявку на пособие. Данная цифра не учитывает, какая доля от поданных заявок соответствует условиям получения АСП.

По данным комитета по статистике за чертой бедности проживает 4.3% населения, или около 800 тыс‬ человек. В таблице ниже информация в разрезе городов и областей на 2 квартал 2020 года.

Республика Казахстан4,3
Акмолинская4,6
Актюбинская2,7
Алматинская3,3
Атырауская3,1
Западно-Казахстанская3,8
Жамбылская5,8
Карагандинская2,5
Костанайская3,4
Кызылординская4,7
Мангистауская4,2
Южно-Казахстанская
Павлодарская3,9
Северо-Казахстанская5,1
Туркестанская11,2
Восточно-Казахстанская4,5
г. Нур-Султан0,9
г. Алматы2,6
г.Шымкент3,1

На сегодняшний день АСП выплачивают двум миллионам человек или более 405 тысячам семей

Ссылка на источник данных тут также отсутствует. По данным министерства социальной защиты и труда на 1 июля 2020 года государственная адресная социальная помощь нового формата (АСП) назначена 1574,0 тыс. гражданам с доходами ниже черты бедности. Это 1,5 миллиона человек.

Адресная социальная помощьЖилищная помощьВозмещение затрат на обучение на дому детей-инвалидов
получатели (тыс.чел.)средний размер (тенге)получатели (тыс.сем..)средний размер (тенге)получатели (тыс.чел.)средний размер
(тенге)
157413471,746,63928,812,75329,1

Адресно социальная помощь предоставляется в виде безусловной и обусловленной денежной помощи. Безусловная денежная помощь выделяется малообеспеченным семьям и лицам. Обусловленная помощь выдается малообеспеченным семьям и лицам при условии трудовой активности.

По данным МТСЗ Безусловная денежная помощь была назначено 193,9 тыс. чел., обусловленная денежная помощь назначена 1380 тыс. чел.

UPDATE 10.10.2019

По последним данным МТСЗ на 08.10.2019: За девять месяцев текущего года АСП назначена 417 тыс. семьям или 2,1 млн человек. Средний размер АСП на одного человека вырос в 2,5 раза, с 6848 тенге до 16 446 тенге. В среднем на семью выходит 90 тыс. тенге, максимально назначенная в месяц сумма – 455 тыс. тенге. Всего на АСП в этом году предусмотрено 206,2 млрд тенге, из которых уже выплачено 146,4 млрд тенге.

Почему данные разнятся?

Министерство труда и комитет статистики предоставляют разные данные на предмет количества человек живущих за чертой бедности. Причиной тому что данные министерства складываются из числа людей получивших АСП. Согласно методики расчета доходов комитета статистики данные ведомства формируются с помощью выборочных обследований домашних хозяйств. Другими словами показатели доходов отдельных домохозяйств переносятся на уровень республики.

Итоги

  • Официально доля населения с доходами ниже установленной в Казахстане черты бедности — 4,3%
  • Однако, данные Комстата и МСЗТ разнятся. По последним получается, что доля малообеспеченных граждан около 8,1%
  • Следует также учитывать, что определение черты бедности в Казахстане мягко говоря расходится с мировыми стандартами. Однако за последние два года этот показатель чуть выровнялся (см.информацию ниже), именно поэтому в 2020 году мы видим чуть более соответствующую реальности картину.
  • Хотя корреспондент «Хабар 24» выбрал неверный индикатор для оценки, картина на самом деле довольно удручающая.

Контекст: что такое АСП

Государственная адресная социальная помощь это выплата в денежной форме, предоставляемая государством физическим лицам с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице, в виде безусловной и обусловленной денежной помощи.

Кому назначается адресная социальная помощь?

Адресную социальную помощь в РК могут получить категории лиц, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности. Среднедушевой доход исчисляется за квартал, путем деления совокупного дохода, на число членов семьи и три месяца.

Что такое черта бедности?

Это граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей одного человека, которая устанавливается в качестве критерия для определения размера адресной социальной помощи.

Официально по приказу министерства труда и социальной защиты черта бедности в Казахстане определяется долей от прожиточного минимума, с 1 октября 2020 года это 70% от величины прожиточного минимума. Прожиточный минимум в Казахстане с 1 января 2020 года — 29 698 тенге.

Рост числа бедных, нерешенные проблемы и «уязвимость» Казахстана

17 октября — Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. Всемирный банк в своем докладе констатирует замедление темпов преодоления бедности в Казахстане в последние годы и отмечает нерешенность многих социальных проблем, что делает страну уязвимой для экономических потрясений.

БЕДНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ: РАСЧЕТЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА

По данным Всемирного банка, в Казахстане почти искоренена крайняя бедность, измеряемая по международному показателю бедности в 1,9 доллара в день. При использовании показателя в 5,5 доллара в день, используемого для стран с доходом выше среднего уровня, к которым относится Казахстан, в бедности живут 8,6 процента населения, то есть 1,2 миллиона человек.

«Уровень бедности в Казахстане снизился с 65 процентов в 2001 году до примерно 8,5 процента в 2017 году. При этом многие проблемы остаются нерешенными, что делает Казахстан уязвимым перед экономическими потрясениями, периодически обращающими вспять прогресс страны на пути к уменьшению бедности», — говорится в отчете Всемирного банка.

Эксперты приводят данные: в 2005-м и с 2013 по 2016 год темпы преодоления бедности в Казахстане замедлялись, и многие люди оказались за чертой бедности, хотя и не совсем в крайней нищете. Некоторое возобновление роста в последующие годы позволило улучшить ситуацию. Однако «если проводить оценку с использованием самой высокой черты бедности, Казахстан пока не вернулся к тому низкому уровню, который был достигнут в 2013 году», считают исследователи Всемирного банка. В докладе банка отмечается также, что в условиях экономического спада в казахстанских регионах с уровнем доходов ниже среднего в 2015 году «наблюдался более значительный рост уровня бедности».

Если в период с 2012 по 2015 год живущие на 5,5 доллара в день составляли 5–6 процентов от общей численности населения страны, то после 2015 года их доля выросла.

Экономист Всемирного банка в Центральной Азии Уильям Зейтц объясняет увеличение числа бедных в Казахстане двумя причинами.

— Во-первых, уровень заработной платы рос не такими темпами, как росла экономика. Средняя зарплата не растет. Во-вторых, было замедление экономического роста во всем мире в тот период. Казахстан очень уязвим перед глобальными потрясениями и может сильно пострадать в случае шоковых ситуаций, — говорит он.

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА И МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Данные комитета по статистике Казахстана отличаются от данных Всемирного банка. Согласно официальной статистике, уровень бедности составляет 4,7 процента, то есть в стране около 504 тысяч человек. Казахстанский экономист Максат Халык говорит, что у казахстанских властей свой подход к оценке уровня бедности.

— У нас при расчете уровня бедности опираются на прожиточный минимум. Прожиточный минимум составляет 29 тысяч 698 тенге (76 долларов). Считается, что на эту сумму человек может жить месяц. Ежедневные расходы составляют не более одной тысячи тенге (около 2,5 доллара). Это нижний предел потребительской корзины. В корзину входят самые необходимые продукты и товары. Одной тысячи тенге якобы достаточно для того, чтобы человек мог позавтракать, пообедать и поужинать и чтобы в его рацион при этом входили мясо, рыба, фрукты и крупы. Это смешно. В странах Европы в эту корзину входит 250 наименований товаров, а в Казахстане только 50 наименований, — говорит экономист.

«Иждивенческие настроения — среди аппарата»

Эксперт Центра анализа общественных проблем экономист Меруерт Махмутова говорит, что у большей части населения Казахстана не хватает доходов для получения образования, хорошего лечения, проведения досуга.

— При определении уровня бедности важно учитывать не только доход, но и средства, которые люди тратят на образование, здравоохранение и досуг. Безработные — это одна часть населения. Но есть и другая — работающие, но получающие низкие доходы. Они не могут позволить себе удовлетворение элементарных потребностей, таких как получение образования, медицинских услуг, досуг. То есть эти люди тоже должны быть включены в число бедных. На мой взгляд, число бедных в Казахстане превышает два миллиона, — говорит Махмутова.

Экономист Максат Халык говорит, что по объему ВВП на душу населения Казахстан по-прежнему находится в числе бедных стран.

— Есть мировой стандарт расчета валового внутреннего продукта страны на душу населения. Если 149 миллиардов долларов разделить на 18 миллионов человек, то ВВП на душу населения составляет около девяти тысяч долларов. Согласно мировому стандарту, если ВВП составляет 10 тысяч долларов, то эта страна со средним уровнем дохода. Если объем ВВП менее 10 тысячи долларов, то это бедная страна. Если ВВП на душу населения составляет две тысячи долларов, то считается очень бедной страной. По этому стандарту мы все еще являемся бедной страной, — приводит расчеты экономист.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Казахстанские эксперты считают, что для снижения числа бедных властям необходимо принимать меры, стимулирующие рост зарплат, а также решать жилищные проблемы, оказывать социальную поддержку малообеспеченным и молодым гражданам.

— Власти в этом году предприняли несколько «незапланированных» шагов по борьбе с бедностью. Одним из них стало списание кредитов малообеспеченным. Однако это проблему не решит. Это лишь временное успокоение граждан, возмущенных социальными трудностями. Это была разовая акция, и мне не хочется, чтобы ее повторили. Вместо разовой помощи гораздо эффективнее будет открыть предприятия и обеспечить занятость населения, — считает Максат Халык.

Меруерт Махмутова уверена, что для сокращения уровня бедности и повышения благосостояния населения нужно системно решать проблему занятости.

— Когда человек работает, он всегда заработает на хлеб. Это во-первых. Во-вторых, социальная помощь многодетным, семьям с детьми-инвалидами, семьям, потерявшим кормильцев, должна быть оказана в размере минимальной заработной платы в стране — 42 500 тенге (109 долларов) на каждого человека, — говорит она.

Экономист, кандидат технических наук Петр Своик считает, что Казахстан нуждается в изменении модели развития.

— Нурсултан Назарбаев (бывший президент Казахстана. —​ Ред.) говорил: «Сначала экономика, потом политика». В конце 1990-х он создал внешне ориентированную экономику и потом под нее подвел соответствующую политику. Эта модель неплохо себя показала в первой половине 2000-х годов, вплоть до мирового кризиса, потому что цены [на нефть] росли. Именно тогда сообщали о досрочном исполнении программы «Казахстан -2030», была принята программа «Казахстан-2050». Потом создали Таможенный, Евразийский союз. Затем был Майдан в Киеве, за ним — [аннексия] Крым[а], санкции, контрэмбарго, понижение цен на нефть и девальвация рубля, а потом и тенге. Поэтому последние несколько лет перед властью стоит задача как-то удержать спад и продемонстрировать, что вроде бы что-то растет, — говорит он.

Маншук АСАУТАЙ

Маншук работает на радио Азаттык с 2004 года. Выпускница Карагандинского государственного университета имени Евнея Букетова. Работала корреспондентом на телеканалах Караганды.

Какой уровень бедности в Казахстане?

Почти 5% граждан Казахстана сегодня испытывают финансовые трудности. Многие аналитики считают, что уровень бедности в стране определяется не совсем так, как этого требует экономическая ситуация и на самом деле тех, кому с трудом хватает на продукты, куда больше. Сам глава страны Нурсултан Назарбаев обратил внимание на ситуацию и потребовал от властей значительно повысить заработные платы и минимальный размер оплаты труда. Мы постарались разобраться в этом вопросе.

Много ли граждан за чертой бедности?

Данный показатель в Казахстане определяется по оплате труда, которую получает человек, а именно, ее соотношение к прожиточному минимуму и минимальной оплате труда. Так, по данным МНЭК, сегодня в стране от общего населения лишь 4,7% находятся за чертой бедности и едва сводят концы с концами.

Прогнозы правительства

Так, в министерстве труда и социальной защиты отмечают, что с 2020 года изменяется методика подсчета уровня бедности в Казахстане. В результате этого, по мнению специалистов ведомства, количество граждан, которые находятся в затруднительном финансовом положении может увеличиться до 8% и превысить эту цифру. Тем не менее, экспертное сообщество не исключает, что даже с учетом нововведений ситуация может оказаться менее удручающей и уровень бедности не превысит планки в 8%.

Отметим, сегодня уровень бедности в Казахстане составляет 50% от прожиточного минимума в стране. Таким образом, если минимальное количество средств к проживанию составляет почти 30 тысяч тенге, то реально бедные получают вдвое меньше. Именно те, кто входит в число таких граждан, способны получать адресную помощь от правительства. Таковых в Казахстане более полумиллиона человек.

Сейчас государство работает над инициативой, согласно которой размер уровня бедности будет составлять не половину, а все 70% от прожиточного минимума в стране. Это позволит значительно увеличить количество граждан, которые смогут рассчитывать на пособие. Важно знать, что те домохозяйства, которые переступили черту бедности хоть на 1 тенге, уже не смогут получать помощь от государства.

Потребительская корзина в Казахстане

Данный показатель определяет минимальное количество средств, необходимое среднестатистическому жителю для проживания. В РК она насчитывает 43 различных товара, на которые должно уходить порядка 60% бюджета гражданина. Стоимость продуктовой корзины налогоплательщика составляет около 25 тысяч тенге.

Минимальная заработная плата

Глава республики Нурсултан Назарбаев потребовал от правительства увеличить МЗП граждан, которые проживают в стране. В результате, в 2020 году планируют увеличить данную планку до 42,5 тысяч тенге, а организации, которые игнорируют соответствующую норму и платят суммы меньше, будут строго караться профильными надзорными органами. Само повышение стало возможно благодаря увеличению инвестиций в экономику республики за прошлый год. По подсчетам специалистов рост составил порядка 17,5%. Подробности смотрите в нашем материале «Какая зарплата в Казахстане?».

Экспертное сообщество уверено, что в прошлом году заработные платы и без того выросли на 10%. Но несмотря на это, реальные доходы населения не показали столь же существенного роста на фоне относительно не высокого уровня инфляции в почти 5,3%. Показатель реальных располагаемых доходов едва ли увеличился за 2018 год на 4,5%.

Если смотреть в глубь нововведения, то оно не равномерно отразится на всех слоях населения. В первую очередь значительную прибавку получат те, кто сегодня получает менее 42,5 тысяч тенге. Увеличение их зарплат составит 40%, по обещанию властей. А вот те, кто получают суммы свыше данного показателя, смогут рассчитывать максимум на 10% прибавку. Безусловно, это позитивно скажется на тех, кто сейчас с трудом сводит концы с концами, но при этом не укрепит социальное и финансовое неравенство в государстве.

Рынок труда

Если говорить о бедности, то здесь важно отметить, что большая часть домохозяйств, которые с трудом находят средства к проживанию, относятся либо к многодетным семьям, где 4 и более детей, а также те, кто не может трудоустроиться по тем или иным весомым причинам.

МЦФЭР-Казахстан утверждает, что 2018 год закончился с уровнем безработицы в 5% от трудоспособного населения страны или 450 тысяч казахстанцев. Тем не менее, не все граждане, у которых возникли трудности с поиском нового места работы, обращаются за помощью в профильные организации. Так в докладе ведомства отмечается, что лишь немногим более 100 тысяч безработных официально зарегистрировались в службе занятости.

Позволит ли удорожание товаров и услуг вырасти реальным доходам населения?

Рост заработных плат не дает уверенности в том, что нового объема средств хватит на все нужды среднестатистического казахстанца. Безусловное влияние на реальные доходы граждан оказывает инфляция, а именно рост цен на обязательные платежи – кредиты, жилищно-коммунальное хозяйство, потребительскую корзину. В сухом остатке гражданин при высоком уровне роста индекса потребительских цен может остаться также бедным.

По прогнозам Министерства национальной экономики Республики Казахстан, рост цен в текущем году удастся удержать в рамках 4%. Власти имеют достаточно амбициозные планы и намерены снизить темпы роста цен до уровня менее 4%. Стоит отметить, что граждане слабо верят в подобное стечение обстоятельства и предпочитают опасаться более серьезного роста стоимости продуктов и услуг. Согласно опросу правительства, инфляционные ожидания составляют 6%. Это значит, что казахстанцы готовятся к существенному росту цен.

Социальная поддержка

Государство не бросает граждан, которые не способны себя обеспечить. Правительство ввело адресную социальную помощь для тех категорий населения, чей доход в домохозяйстве не достигает около 15 тысяч тенге на каждого члена семьи. Таким образом, 111 тысяч семей или свыше 550 тысяч человек в прошлом году получили поддержку.

Существуют два вида поддержки:

  1. Безусловная – если в семье отсутствуют работоспособные граждане. Тогда семейство получает на каждого человека по сумме, которая соответствует черте бедности.
  2. С условием – если есть способные к труду члены семьи. Тогда трудоспособный гражданин заключает договор с Центром занятости на переобучение, повышение квалификации и трудоустройство. Длится соответствующее соглашение 6 месяцев. Также предоставляются временные или постоянные места трудоустройства на выбор гражданина, а также возможно получение доступа к микрозаймам и микрокредитам.

Примечательно, что доход трудоспособного члена семьи от участия в программах занятости не повлияет на выплаты со стороны государства. Однако, если он откажется работать, то получение помощи может прекратиться. Сам размер помощи всегда зависит от уровня бедности и получаемого дохода – выплата ровна их разнице.

Бедность в Казахстане

Официальная статистика упорно занижает уровень бедности в Казахстане, тогда как в соответствующих мировых рейтингах позиции нашей страны с каждым годом выглядят все хуже и хуже. Впрочем, не нужно специальных исследований, чтобы увидеть, насколько обнищало население за последние годы. Вопрос в том, почему власти пытаются выставить его в более «богатом» свете? Чтобы сэкономить на своих гражданах? Снять с себя ответственность за решение социальных проблем? Или чтобы хорошо выглядеть в глазах мирового сообщества?

Прежде чем перейти к экспертным оценкам, попробуем разобраться, насколько сильно разнятся данные официальных органов и независимых, в том числе международных, организаций. Как известно, в нашей стране черта бедности определена на уровне 40 процентов от прожиточного минимума – сегодня это 9784 тенге (30 долларов в месяц, или 1 доллар в день). Согласно же стандартам ООН, к проживающим за порогом бедности нужно относить тех людей, которые тратят до 5 долларов в день, или 150 долларов в месяц.

Как видим, разница (30 и 150 долларов) весьма существенная. Понятно, что выжить на казахстанскую «минималку» просто нереально. Она, скорее, проводит линию раздела между бедными и нищими, нежели определяет границу бедности. Складывается ощущение, что власти намеренно подменяют понятие «нищета» понятием «бедность», ведь прожиточный минимум — это еще и база для многих других расчетов, в том числе заработных плат, пенсий и различных пособий. Иначе как объяснить то, что его размер противоречит здравому смыслу или хотя бы логике и строится непонятно на чем?

По мнению экспертов, величина прожиточного минимума в Казахстане занижена практически в 2-3 раза. По идее она должна сейчас быть не менее 50 тысяч тенге. И если исходить из этих расчетов, то бедных в стране будет не 3 процента от населения (как рапортует официальная статистика), а все 60 и даже больше. Причем в эту категорию подпадает в том числе большинство работников бюджетных организаций – учителя, врачи и т.д. А это, конечно, не делает чести нашему государству, богатому нефтью, газом, ураном и другими ресурсами.

Кроме того, эксперты отмечают неадекватность потребительской корзины, на основе которой и высчитывается прожиточный минимум. Она была утверждена еще в 2005 году и после этого не менялась. Разу­меется, ее «содержимое» давно устарело и уже не отвечает реальным потребностям среднестатистического казахстанца. А стоимость этой корзины и вовсе не выдерживает никакой критики.

Между тем, согласно международным стандартам, продовольственная корзина должна пересматриваться раз в пять лет. К слову, нашу обещают пересмотреть в 2018 году, но эксперты сильно сомневаются в том, что ее содержимое и стоимость увеличат хотя бы в два раза.

Итак, почему государство искусственно занижает уровень бедности в стране? И к каким последствиям может привести столь недальновидная политика?

Ядикар Ганиев, экономист, блогер, предприниматель:

«Социальная политика привела к обнищанию народа»

– Умение играть с цифрами всегда было важной прерогативой правительственных институтов в любой стране. Вопрос в том, как используются эти цифры. В Казахстане изначально статданные «причесывались» в угоду их соответствия международным показателям. Для правительства всегда было важно продемонстрировать, что страна развивается семимильными шагами и движется в сторону развитых государств. Но если зарубежным экспертам еще можно как-то замылить глаза, то нас, граждан, этими статданными не обмануть. Очень часто они приводятся в процентном отношении к какому-либо показателю или периоду – в зависимости от того, с чем в том или ином случае выгоднее сравнивать. С ними можно играть до бесконечности. Печально, очень печально и, даже можно сказать, возмутительно, что за цифрами чиновники не видят или не хотят видеть реальной жизни казахстанцев.

В результате последней девальвации качество жизни населения снизилось в 2–2,5 раза. И хотя, например, министр национальной экономики Тимур Сулейменов недавно заявил, что надо перестать считать все в долларах, отказаться от отдыха за границей и что уровень жизни никак не снизился, но мы-то видим, что в социальном плане девальвация не была просчитана. Цены на все импортируемые товары выросли в два раза – это лекарства, текстиль, продукты питания. За ними поползли вверх цены на коммуналку, топливо, услуги. К примеру, плата за место в детском саду с начала года выросла уже на 15%. При этом уровень доходов казахстанцев не растет. Даже напротив: многие предприятия сокращают своих работников.

Мы видим, как города Казахстана застраиваются торгово-развлекательными центрами, и тот же Тимур Сулейменов подтвердил, что правительство будет поддерживать строительство новых ТРЦ. Зачем? Ведь сегодня многие ТРЦ полупустые. Тот же Carefourre в Алматы с июля этого года закрывается. То есть этот бизнес уже не оправдывает себя в силу высоких цен на торговые площади.

Казахстан должен производить, а не только торговать! Нам нужны рабочие места.

В прошлом году Дарига Назарбаева, еще будучи вице-премьером по социальным вопросам, выразила резкое возмущение по поводу того, что более трех миллионов самозанятых (а по сути безработных) не платят налоги. Она даже обвинила их в жадности, заявив, что «надо иметь совесть, не жадничать, надо делиться»! А теперь ее поддержал Николай Радостовец, руководитель республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, который тоже потребовал ввести специальный налог для самозанятых.

Если исходить из названной цифры, то получается, что около 10 млн. казахстанцев, или более половины всего населения, либо являются самозанятыми, либо живут на их иждивении. Иначе говоря, выживают как могут. Кто ответит в этом случае на вопрос: что делали наши правители в течение 25 лет, если не создали условий для обеспечения реальной занятости большей части населения Казахстана?

Обратите внимание: любые инициативы правительства и парламента народ встречает в штыки. Это говорит о том, что он доведен до предела, что социальная политика, проводимая в нашей стране, привела к обнищанию народа – отсюда и до социального взрыва недалеко. На этом фоне правительственные новации еще больше возмущают население. Кто-нибудь ответит на вопрос: какой смысл в налоговых декларациях, по которым должны отчитываться все чиновники, если степень их коррумпированности и отсутствие эффективного контроля со стороны налоговых органов позволяют им получать огромные неофициальные доходы?

Я понимаю, что существуют задачи общенационального характера. Но всему должно быть место и время. Например, я считаю, что абсолютно несвоевременно затеяли переход на латиницу. Лучше бы деньги, которые собираются потратить на связанные с этим мероприятия, направили на бесплатное обеспечение жильем казахстанцев. Ведь на латинизацию выкинут миллиарды, а жизнь народа от этого не улучшится.

С самого момента обретения Казахстаном независимости в стране начали выстраивать чиновничий аппарат и банковскую систему. Сегодня мы видим, что эта работа была проведена некачественно. Теперь, чтобы хоть как-то поддерживать экономику на плаву, приходится заново реформировать систему госслужбы и вливать огромные государственные средства в банковскую систему, чтобы она не рухнула. В общей сложности, с учетом последних вливаний, народ Казахстана выделил на поддержание банков без малого 10 млрд. долларов США. А их владельцы и топ-менеджеры тем временем продолжают фигурировать в списке богатейших людей планеты, ежегодно составляемом журналом Forbes.

Можно до бесконечности спорить об объективности тех или иных статданных, но важно не это. Главное – это то, что большинство граждан не ощущают комфорта от жизни в своей стране и не видят перспектив для своих детей. Наше правительство является, по сути, асоциальным и всегда ищет способы обложить казахстанцев еще большим количеством налогов или повесить на них очередную проблему. Я ни разу не слышал, чтобы правительство решило поддержать граждан и снизить налоги, предоставить бесплатно пустующие помещения под производство для МСБ, освободить от налогов на какой-либо период вновь открывающиеся предприятия. Наоборот, у очень многих подспудно растет ощущение того, что мы не вписываемся в эту систему, в это государство, что мы не соответствуем интересам наших чиновников. Может быть, хватит? Может пора понять, что Казахстан для казахстанцев, а не казахстанцы для программ правительства?

Айман Жусупова, ведущий эксперт Института мировой экономики и политики:

«Нельзя построить конкурентоспособную страну с бедными гражданами»

– Уровень черты бедности в Казахстане не пересчитывался с 2005 года, он не соответствует современным реалиям и больше нацелен на снижение бедности статистическими методами.

Дело в том, что у нас подход базируется на основе концепции абсолютной бедности, тогда как для развитых стран характерна концепция относительной и субъективной бедности. Уточню, что под абсолютной бедностью понимается состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилье, одежде, тепле либо способен удовлетворять только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием здесь выступает порог бедности (прожиточный минимум). К сожалению, в нашей стране он не отражает многообразия жизненных ситуаций, в частности, не учитывает потребности групп бедных «по лишениям». Уровень их жизни может быть очень низким в связи со спецификой расходов, например, необходимостью покупки дорогих лекарств при наличии в семье тяжелобольного.

Поэтому на вопрос о том, сколько бедных насчитывается сегодня в нашей стране, можно получить крайне противоречивые ответы. Согласно официальным данным, их количество в последние годы варьировалось в районе 5%, тогда как, по оценкам некоторых экономистов, эта цифра значительно выше.

Одним из основных факторов бедности в Казахстане сегодня является безработица. Данные официальной статистики о количестве зарегистрированных безработных могут внушить оптимизм, однако они не отражают реальную картину. Как показывают регулярные социсследования, показатели вынужденной безработицы превышают их в несколько раз. Дело в том, что далеко не все граждане, имеющие проблемы с занятостью, считают необходимым состоять на учете в соответствующих центрах. Сегодня в стране существует так называемый «теневой рынок» рабочей силы. Например, временные или разовые работы, мелкая торговля, работа по найму на полях, на дому (приготовление пищи, уборка), частный извоз и ремонт, репетиторство и многие другие виды занятости остаются во многом неучтенными.

Наиболее остро проблема бедности стоит в сельской местности (совокупные денежные доходы на душу населения там почти в два раза ниже, чем в городах), а также перед гражданами, выключенными из сферы трудовых отношений, – пожилыми людьми, инвалидами, безработными. Кроме того, бедность ощутимо затронула значительную часть многодетных семей.

Какими могут быть последствия?

Во-первых, бедность ведет к росту преступности, которая получает наибольшее распространение именно среди самых малообеспеченных слоев населения (эти люди «вынужденно» прибегают к криминальным формам «заработка»).

Во-вторых, бедность негативно сказывается на состоянии здоровья населения. Несбалансированное и тем более недостаточное питание, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, нехватка финансовых средств, не позволяющая своевременно получать медицинские услуги или приобретать эффективные медицинские препараты и т. д. – все это приводит к росту заболеваемости.

В-третьих, следствием бедности часто становится рост алкоголизма и наркомании. Как известно, у людей, отчаявшихся найти работу и не имеющих средств к существованию, очень сильно изменяются нравственные ориентиры. Это, в свою очередь, приводит к различным видам девиантного поведения, и одними из наиболее тяжелых его форм являются пьянство и употребление наркотиков.

В-четвертых, высокий уровень бедности может стать причиной роста социальной напряженности в обществе. Чаще всего это обусловлено тем, что бедное население все меньше доверяет власти, считает ее неспособной решить их проблемы.

В-пятых, бедность ведет к снижению общего образовательного уровня в стране. Родители с низким достатком очень часто не могут обеспечить своих детей самым необходимым для учебы: учебными принадлежностями, одеждой, нормальным питанием в школе.

В-шестых, наличие в казахстанском обществе большого количества бедного населения может повлечь за собой ряд социально-демографических последствий, в том числе нерегулируемую стихийную миграцию трудоспособного населения из сельской местности в города.

Считается, что в стране, где значительная часть населения живет за чертой бедности, а основой экономики является сырьевой сектор, устойчивого развития быть не может. Нужно понимать, что нельзя построить богатую, конкурентоспособную страну с бедными гражданами. Более того, в условиях рыночной экономики вначале должны в массовом порядке появиться пусть не состоятельные, но хотя бы экономически независимые от государства граждане, а затем уже богатые.

Бедность – не порог: как нищета в Казахстане подорожала на 6 000 тенге

С 1 апреля – это не шутка! – черта бедности поднялась с 50 до 70 процентов от прожиточного минимума. И теперь “весит” 20 789 тенге против прежних 14 849.

А еще на исходе марта Президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству перенести повышение зарплаты низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы с 1 июля на 1 июня. “Это решение напрямую повлияет на жизнь более миллиона гражданских и государственных служащих”.

Война с бедностью в стране шла с переменным успехом с первых дней независимости. Но после сериалов с девальвацией тенге стало понятно, что в этой режиссуре надо что-то менять.

Реальная зарплата рядовых граждан упала. Разница между доходами самых дешевых и самых дорогих “трудящихся” выросла в 10–15 раз.

Вот и генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель ГурриА заявил в конце марта: “Это тревожный сигнал для политиков. Слишком много людей чувствуют, что не могут рассчитывать на свое правительство, когда им нужна помощь. Это особенно касается пожилых людей и лиц с низким уровнем дохода”.

Справка “КАРАВАНА”

Согласно данным Центра социальных и политических исследований “Стратегия”, на конец 2018 года 35 процентов опрошенных семей, состоящих из четырех человек, имели среднемесячный доход до 100 тысяч тенге. У 36 процентов – до 200 тысяч. Ситуация у многодетных гораздо хуже. Вывод: один из главных факторов бедности в Казахстане – размер семьи.

По мнению главы “Стратегии” Гульмиры Илеуовой, если правительство желает закрыть дыры в экономической и социальной политике только госсредствами, то это все равно что “тушить пожар пирогами”.

Мажилисмен Айкын Конуров утверждает, что по итогам IV квартала прошлого года медианная зарплата в Казахстане составила 106 тысяч тенге. “Это означает, что люди со средним заработком по факту входят в группу бедных. Опасный перекос… Необходимо уравнять черту бедности с уровнем прожиточного минимума”.

Посадки и “посадки”. Елки, пальмы и “игрушки”

В феврале на съезде партии “Nur Otan” Нурсултан Назарбаев заявил: “Надо исключить финансирование неоправданно дорогостоящих объектов. Правительство и минфин, мотайте на ус. Партия “Nur Otan”, запишите себе. Давайте сделаем, чтобы каждая копейка дошла до людей. Каждый член правительства будет нести персональную ответственность и лично отвечать за результаты работы. Я хочу видеть, как счастлив народ сегодня, а не завтра!”. Что делать, если работодатель не собирается увеличивать зарплату

И тут же поручил правительству выделить 2,3 триллиона тенге из Нацио­нального фонда и бюджета страны на пособия, ипотеку и создание новых рабочих мест для малообеспеченных граждан.

Спустя месяц новый Президент республики Касым-Жомарт Токаев во время встречи с населением Туркестанской области сказал: “Основная задача правительства, министерств, акимов на всех уровнях, полиции, прокуратуры, судов – защитить права граждан. Необходимо резко сократить имиджевые мероприятия в центре и регионах. Даю такое поручение правительству и акимам. Пора прекратить расточительство. Государственный бюджет должен быть направлен только на развитие страны”. И добавил, что главная на сегодня задача для правительства – “решение вопросов простых людей. А работа министров и акимов будет оцениваться по результатам решения конкретных проблем”.

Интересно, как и чем мэрия Актау объяснит Президенту “посадку” пластиковых пальм вдоль набережной города? Обещают 100 штук посадить. Зачем?

Может, дешевле создать 100 новых рабочих мест? Кстати, а кто автор этой “плодотворной дебютной идеи”? Имя-фамилия-должность у этого героя есть? Если за счет бюджета Актау – то пусть этим умником занимаются соответствующие органы. Если на это пальмовое безумие “наклонили” бизнесменов – это, видимо, тоже тема для разбирательства.

Несколько лет назад очередной аким Талгарского района Алматинской области ушел на зону за очень длинный список грехов. В том числе и за отчет о посадке тысячи саженцев елок. На деле было всего 100. Да и прижилось из них всего пару десятков. А малый и средний бизнес в его “вотчине” умирал быстрее, чем те злополучные елки. Улавливаете идею: искусственные пальмы, мифические елки… А “плоды” на их ветках для кого-то были реальные?

Делиться надо?

Почти три четверти граждан стран ОЭСР выступают за увеличение налогов для богатых. Это показало исследование организации в 2017–2018 годах. Поскольку респонденты (а их почти 23 тысячи) считают, что государственные услуги и социальные пособия неадекватны и труднодоступны. Две трети вообще полагают, что “другие получают больше, чем заслуживают”. Это – внимание! – мнения канадцев, датчан, норвежцев, голландцев, израильтян, немцев. Вполне себе успешные страны. А есть еще “обиженные” внутренними и внешними кризисами – Греция, Литва, Португалия, Словения, Чили, Ирландия…

Фракция “народных коммунистов” в мажилисе пару раз предлагала ввести налог на роскошь – элитную недвижимость, дорогие автомобили, драгоценности, и вообще пересмотреть денежно-кредитную политику в этой сфере. Не прокатило!

“Во многих странах прогрессивная шкала налогов на роскошь действует. Даже налог на наследство, – утверждает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. – Те, кто достиг богатства, стараются закрепить свое положение и устранить угрозу конкуренции. Это общество равных возможностей? Им невыгодно бороться за равенство, им важно видеть себя среди победителей. У нас же рост ВВП привел лишь к повышению благосостояния меньшинства, отдельно взятой кучки”.

“Богатство дает возможность влиять на политические процессы”, – дополнил этот тезис главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев.

Анекдот в тему

Дворянка ошарашена революцией 1917 года.

– Чего требуют эти люди? – спрашивает она у служанки, услышав рев улиц.

– Они, мадам, хотят, чтобы не было богатых.

– Странно. Мой дедушка-декабрист выходил на площадь в 1825-м, наоборот, – чтобы не было бедных…

Не анекдот. В этом году правительство Казахстана начало субсидировать предпринимателей, создающих новые рабочие места. Буквально месяц назад выяснилось, что некоторые из них тут же “трудоустроили” в своих конторах безработных родственников. Зарплату им, естественно, никто платить не собирался. Обобрать государственную казну – личная цель?

Полезный взгляд назад

Покопался в своих архивах. Нашел справку минфина от 2002 года за подписью тогдашнего министра Александра Павлова, адресованную министерствам юстиции и экономики. Звучит свежо даже сегодня. Цитирую: Умные молодые казахстанцы или уезжают за рубеж, или подаются в мошенники. Остальные “пытаются работать” – бизнесвумен

“Бедность – это социально-экономическое явление, при котором определенные категории населения испытывают трудности с удовлетворением первоочередных физиологических потребностей. Лишены возможности полноценно участвовать в жизни общества… Черта бедности, установленная в 2001 году, составляла 38 процентов от прожиточного минимума (сегодня уже 70 процентов. – Авт.). Косвенными индикаторами доступности социальной инфраструктуры для бедных являются показатели по здоровью, грамотности и образованности, средней продолжительности предстоящей (ого, какой термин придумали! – Авт.) жизни, социальной дезадаптации (депрессия, алкоголизм, наркомания, проституция, преступность), экономической неудовлетворенности (миграция, социальная индифферентность, поиск незаконных путей обеспечения дохода и т. д.). Нет механизмов, позволяющих оценить количество людей, оставшихся вне социальной системы… Географически бедность сконцентрировалась в отдаленных районах и малых городах. 10,7 процента населения имеют доходы ниже стоимости продовольственной корзины… Соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных групп населения к концу 2001 года составило 10 раз… Рост преступности является основным отрицательным следствием бедности”.

Задачи на сегодня

Независимый экономист Олжас Омар сказал, что помнит этот документ:

– Мы тогда зависали между кризисами. Денег не хватало. Кстати, программа развития жилищного строительства была придумана не столько для рынка жилья, сколько для создания новых рабочих мест.

Было много проектов, но не все удалось реализовать в полной мере. Некоторые так и остались на бумаге. Ну и коррупция, конечно, сказалась…

Новому правительству и новому Президенту можно только посочувствовать. С другой стороны, сейчас появились средства и возможности их правильно использовать. Кстати, в том документе 17-летней давности было сказано, что экономический рост страны сам по себе не гарантирует улучшения положения населения, если не происходит перераспределения средств. Сейчас есть варианты грамотно их перераспределить. Но контроль при этом должен быть не просто жесткий, а очень жесткий. Ну и спрос, конечно.

Источники:
http://inbusiness.kz/ru/news/chislo-bednyh-v-kazahstane-zanizheno
http://factcheck.kz/fact-checking/mify-i-pravda/pravda-li-chto-2-mln-kazaxstancev-zhivut-za-chertoj-bednosti/
http://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-economy-eradication-of-poverty/30220102.html
http://alicredit.kz/blog/analitics/kakoy-uroven-bednosti-v-kazahstane
http://camonitor.kz/27022-bednost-v-kazahstane-lukavaya-statistika.html
http://www.caravan.kz/gazeta/bednost-ne-porog-kak-nishheta-v-kazakhstane-podorozhala-na-6-000-tenge-530998/
http://visasam.ru/emigration/pereezdsng/benzin-v-armenii.html

Ссылка на основную публикацию
×
×
Фото – Ибрагим КУБЕКОВ