Безработица и уровень занятости населения в Казахстане

Безработица в Казахстане

Казахстан считается одной из самых богатых и развитых республик СНГ. Но размер средней заработной платы в стране варьируется от 40 до 50 тыс. тенге. Несмотря на нехватку рабочих рук, безработица в Казахстане продолжает увеличиваться.

Об уровне жизни в странах СНГ можете узнать на нашем сайте.

Статистика утверждает, что фактический уровень безработицы в Казахстане в 2020 году составляет 4.9%.

Статистика безработицы в Казахстане

Общая информация

Общее количество нетрудоустроенных казахстанцев сегодня колеблется в пределах 457000-500000 человек. Официально в
органах занятости зарегистрировано 66,4 тыс. чел.

Количество официально трудоустроенных казахстанцев составляет 8500000 человек. Процентное соотношение непродуктивной и продуктивной занятости представлено на диаграмме.

Регулярные социальные и пенсионные отчисления делают около 5900000 казахстанцев.

Основные причины безработицы

В табличке представлены распространенные причины безработицы в Казахстане.

ПричинаОписание
Родительская гипер опекаКоличество работающих и подрабатывающих студентов составляет всего 20%. Большинство молодых людей предпочитают жить за счет родителей.
Последствия экономического кризиса 90-хРодители многих молодых людей, даже имея на руках дипломы престижных ВУЗов, были вынуждены заниматься низкоквалифицированным трудом. По этой причине современная молодежь не смогла получить достойное образование.
Высокий темп жизниСовременных работодателей в большей степени интересуют такие аспекты, как эффективность, высокая производительность и оптимизация персонала. Морально-нравственные ценности постепенно забываются.
Конфликт между потребностями людей и реалиями рынка трудаМолодые казахстанцы стараются выбирать такие престижные профессии, как менеджмент, юридическое право, экономика, банковское дело. Но рынок труда в РК уже не нуждается в таких специалистах.

С большим трудом работу в Казахстане могут найти люди среднего возраста и женщины.

Руководители крупных компаний часто принимают на работу «своих», увольняя квалифицированных сотрудников.

Проблема молодежной безработицы

Казахстанская молодежь в возрасте до 25 лет также испытывает серьезные трудности с трудоустройством. Это связано не только с тем, что активно строящийся Казахстан испытывает дефицит рабочих профессий, но и с конфликтом желаний и возможностей молодых специалистов.

Иные факторы роста безработицы среди молодежи представлены в табличке.

ФакторОписание
Продолжительность обученияМногие молодые люди учатся до 22-23 лет.
Востребованность неквалифицированного трудаСовременные казахстанские работодатели в большей степени ценят высокий темп и мощную производительность. Многие выпускники не выдерживают нагрузку и увольняются по собственной инициативе.
Отсутствие необходимых знаний, умений и навыковКрупные компании предъявляют очень строгие требования к соискателям. Молодым людям, недавно окончившим университет, негде получить нужные навыки.
Завышенные амбицииБольшая часть молодежи желает сразу зарабатывать большие деньги. Но работодатели готовы платить выпускникам маленькую з/п — до 25000 тенге.

Где больше безработных

Уровень безработицы в РК по регионам (%) представлен на диаграмме.

Печальная ситуация наблюдается в маленьких городах Казахстана. Местные работодатели не могут платить людям больше 30000 тенге. Поэтому выпускники ВУЗов не торопятся ехать в районные центры.

Получение пособия

Размер пособия составляет 40% от з/п, но не более 10 МЗП. Общее количество людей, получающих выплаты, составляет 6,3 тыс. человек. В среднем, объем пособия составляет 27000 тенге.

Насколько щедро государство?

Помощь государства заключается в следующем:

  • проведение профориентации;
  • помощь в устройстве на новое место;
  • оказание финансовой поддержки.

Сумма пособия по безработице высчитывается по следующей формуле: сумма среднемесячного дохода за последние 2 года делится на 24 и умножается на коэффициент замещения дохода (0,3).

Как оформить пособие?

В 2020 году процедура оформления пособия была упрощена. Теперь для того, чтобы получить пособие по безработице, человек должен будет обратиться в центр занятости.

Как получить пособие по безработице в Казахстане показано в таблице

Информация о нем отправляется в государственный центр по выплате пенсий.

По словам министра труда и социальной защиты Т. Дуйсеновой, финансовая помощь теперь будет основываться на принципах обусловленности.

Каждый трудоспособный казахстанец обязуется принимать участие в мерах занятости.

Граждане Казахстана теперь будут получать не только адресную социальную помощь, но и поддержку при получении профессии. Человек, желающий открыть собственное дело, теперь сможет получить кредит.

Граждане Казахстана будут получать социальную помощь

При отказе от участия в мерах занятости адресная социальная помощь назначена не будет.

Какие документы нужно предоставить?

Для того чтобы получить пособие по безработице в Казахстане, необходимо предоставить в центр занятости следующие справки:

  1. Заявление о назначении социальной поддержки по случаю потери рабочего места.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Документ о регистрации или прописке.

Деньги поступают на номер счета в банке.

Документы для оформления пособия по безработице теперь будут запрашиваться банками 2 уровня и системами государственных органов в режиме online.

Каковы сроки выплат?

Временные рамки, предусмотренные законодательством, разнятся.

СрокОписание
30 днейЕсли соц. отчисления за казахстанца, потерявшего работу, производились от 6 до 12 месяцев, то деньги выплачиваются 1 раз.
60 днейСоц. отчисления при этом должны поступать в течение 12-24 месяцев.
90 днейРегулярные соц. отчисления должны поступать на протяжении 24-36 месяцев.
120 днейСтраховые платежи должны были вноситься на протяжении 36 месяцев.
150 днейАктуально для людей, потерявших рабочее место по подпунктам 1-3 ТК РК. Главным условием является выплата соц. отчислений в течение 36 месяцев.

Основные пути решения

С целью решения проблемы безработицы в Казахстане была разработана программа занятости населения.

К основным задачам программы следует отнести:

  • повышение качества рабочей силы;
  • оказание содействия людям, нуждающимся в соц. помощи;
  • квотирование рабочих мест для людей с инвалидностью.

А также населению будет оказана информационная поддержка.

Как будет реализована программа?

Основные направления представлены в табличке.

Что делать?Как делать?
Стимулировать рост уровня занятости людейСоздавать дополнительные раб. места в отраслях экономики.
Сбалансировать спрос и предложение раб. силыСовершенствовать мониторинг на рынке труда.
Организовывать занятость гражданСоздавать социальные рабочие места, устраивать людей на актуальные вакансии, обучать людей, вышедших на свободу из тюрьмы или колонии.
Организовывать гибкую систему проф. подготовки и переподготовкиПовышать конкурентоспособность людей, учитывая потребности рынка труда.
Усовершенствовать общественные работыРасширять и ориентировать общественные работы на улучшение сан-эпидем состояния городов и районных центров. Ремонтировать социально-культурные объекты, принимать участие в общественных мероприятиях.
Решать региональные проблемы занятостиКонсультировать людей, которые испытывают затруднения в поиске работы.
Взаимодействовать с руководителями фирм, общественными организациями.Активно интегрировать работу уполномоченной организации с организациями, которые занимаются трудовым посредничеством.

Усовершенствованная программа

В 2011 году власти Казахстана разработали программу «20-20». Ее реализация проходит по следующим направлениям:

  1. Помощь при трудоустройстве малообеспеченным гражданам РК.
  2. Содействие при трудоустройстве самозанятых и безработных граждан РК.
  3. Мобилизация трудовых ресурсов.

Сейчас наблюдается 3-й этап реализации данной программы.

Власти Казахстана разработали программу «20-20»

Помощь предпринимателям

По мнению известного казахстанского экономиста, Р. Ошакбаева, «пилюлей от безработицы» является создание лучших условий для предпринимательской деятельности.

Он полагает, что сегодня малый бизнес находится в «чудовищном упадке».

К естественному спросу на дополнительную занятость приводит создание новых бизнес-единиц. Власти республики обязаны:

  • минимизировать коррупционные риски;
  • ликвидировать административные риски;
  • расширить доступ к рынкам сбыта;
  • развивать предпринимательство в сельской местности;
  • создать благоприятные условия для кредитования субъектов малого бизнеса;
  • содействовать развитию национальных промыслов.

Очень важно обучать безработных казахстанцев и ориентировать их на самостоятельное создание рабочих мест.

Заключение

Уровень «официальной» безработицы в Казахстане в 2020 году выше естественного. А также в республике имеется теневая безработица. Ее уровень в несколько раз выше имеющихся статистических данных.

Несмотря на это, власти страны сохраняют оптимистический взгляд. По их мнению, уровень безработицы в стране втрое ниже, чем 4 года назад. Сколько потребуется времени для окончательной нормализации ситуации, пока неизвестно.

Безработица в Республике Казахстан

В Республике Казахстан безработица приняла очень угрожающие масштабы. У правительства существует одна обязанность – это обязанность предотвращать, устранять или каким-то образом контролировать инфляцию и спады производства. Спады действительно вызывают рост безработицы. Но она не начинает расти с нуля и не падает до нулевого уровня после окончания спада. Наличие какого-то числа безработных ни у кого не вызывает беспокойства, поскольку не является проблемой. Но какое это число? Какой уровень безработицы является допустимым? Как узнать, когда безработица становится проблемой, а когда еще нет? Это отличие очень важно, поскольку, когда безработица достигает “проблемного уровня”, то начинают множиться требования к политикам предпринять какие-то меры. То, что сделает федеральное правительство в ответ на эти требования, без сомнения, будет связано с издержками, а возможно, и нежелательными последствиями, особенно если в действительности безработица не превышает “проблемного уровня”. Но где же находится этот уровень, и как нам его распознать? Официальные данные по безработице в Казахстане публикуют Национальное статистическое агентство совместно с Министерством труда и социальной защиты. Источником для этих данных служит текущее обследование населения – выборочное обследование семей, которое для нацстатагентства проводит Бюро переписей. Выборка охватывает около 50 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно и подобранных таким образом, чтобы представлять все население страны. Вопреки распространенному мнению данные по безработице не формируются на основе обращений за пособием по безработице.Чтобы попасть в выборку нацстатагентства, человек, прежде всего, должен принадлежать к неинституциональному населению. Это все те, кто достиг 16 лет и старше и не находится при этом в государственных институтах, таких, как тюрьма или больница. Неинституциональное население разбивается затем по категориям: занятые, безработные и несамодеятельное население. Но как отличить безработного от того, кто не входит в самодеятельное население и, следовательно, является просто незанятым? Нацстатагентство разработало четкие критерии разграничения этих двух групп и достаточно точно определяет численность каждой из них.

Для того ,чтобы в обследовании нацстатагентства человека отнесли к категории безработных, он должен:

  • входить в неинституциональное население;
  • не иметь работы в течение недели, охватываемой обследованием;
  • предпринимать конкретные попытки найти работу на протяжении предшествующих 4 недель;
  • быть в данный момент в состоянии приступить к работе.

Отношение числа безработных к общему числу самодеятельного населения дает цифру официального уровня безработицы, которая после того как ее раз в полгода публикует нацстатагентсво, оказывается в центре внимания средств массовой информации.

Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения любой страны. Статистические данные показывают, что из общего числа безработных во всех возрастах женщины составляют около 65% или почти в два раза больше чем мужчин. Это объясняется тем, что на данный момент одним из основных требований к кандидатурам на вакантные места является наличие специально-технического образования. По данным Алматинского городского центра занятости вакансии, предлагаемые работодателями в технической сфере, составляют около 40%. Но наиболее распространена безработица среди молодежи до 25 лет. Ее доля составляет 41,2% от общего числа населения, обратившегося в центры занятости. Это часто объясняют тем, что они сразу хотят найти работу «по душе» и считаются безработными, пока занимаются этими поисками. Еще это объясняется тем, что при нашем уровне безработицы, вакансии заполняются, в основном, специалистами, имеющими определенный стаж работы. А молодежи, не имеющей опыта работы, даже не предоставляются возможности получить его. В этом отношении, возможно, надо применять опыт Германии, в которой уровень безработицы среди молодежи очень низок (5,75%). Там существует высокоразвитая система профессионального обучения, профессионально ориентированных школ и подготовки непосредственно на рабочих местах, которая сокращает до минимума период безработицы в начале трудовой жизни человека.

Еще одной из важных причин столь высокого уровня безработицы можно назвать сложившийся при социалистическом строе менталитет и неприспособленность населения к рыночной экономике.Единственная сейчас по-настоящему проблема государства – это спад производства. Именно по этой причине безработными оказались тысячи граждан Казахстана. Это общеизвестно, что если предприятия заработают в полную мощность, то, как мы рассмотрели в теоретической стороне этой проблемы, люди предпочтут работать там, где им пожелается, и они при выборе будут ориентироваться на свою специальность, образование, интерес к работе в данной отрасли. Для этого правительство Республики сейчас привлекает иностранных инвесторов для возрождения производства и обеспечения рабочих мест.

Но при этом следует помнить, что даже на рынке труда должно быть некоторая численность «армии резерва», чтобы поддержать естественное условие конкуренции. Иначе при избытке рабочих мест будет повышаться спрос на рабочую силу и соответственно заработная плата. Но при невозможности компенсации издержек за счет средств производства в нашем государстве, производители будут повышать цены на товары и услуги, что вызовет скачок инфляции.

На 1990-91 года, во время распада Советского Союза, по стране уровень безработицы составлял 4,6%. Как же получилось так, что ее уровень так заметно вырос за несколько лет? Следует отметить, также, что до 1993 года ее рост не принимал столь серьезных масштабов, то есть, ее уровень сопровождался естественным течением потока «активного населения». Но вспомним время перехода к рынку. Тогда , при постоянной заработной плате, гиперинфляция превращала заработок населения в гроши, которых не хватало для обеспечения себя и семьи. Люди стали заниматься коммерцией и, соответственно, оставили малодоходную работу. Также в советский строй нехватку средств на зарплату обеспечивало государство. Теперь же каждое предприятие испытало на себе всю суть рыночной экономики, и чтобы избежать разорения, в целях уменьшения издержек на производство, было вынуждено сокращать штат своих работников, так как уровень технологических достижений был очень низок. Таким образом, «на улице» оказались тысячи желающих найти работу.

Сейчас идут частые дебаты по поводу того, какой подход для решения проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Рассмотрим оба этих варианта.

Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Вторым ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если «челнокам» предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность. Тогда, за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится. Но этого всего нельзя добиться без поддержки народа Республики Казахстан. Как сказал президент Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» – «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет».

Республика Казахстан переживает кризис, который сопровождается спадом производства, ростом инфляции, дефицитом государственного бюджета, падением уровня жизни. Это, отчасти, причина перехода к суверенитету, отчасти перехода к рынку. При существовании Союза Советских Социалистических Республик хозяйство было общим и, соответственно налажены межреспубликанские связи между предприятиями. Одной из основных проблем во время выхода из кризиса являются спад производства и, принимающая угрожающие размеры, безработица. Доля безработных составила 12,8% по неофициальным данным. Это больше чем в два-три раза превышает средний уровень в развитых странах. На данный момент требования к кандидатурам на вакантные места распределяются таким образом: 40% профессионально-техническое образование; 30% высшее экономическое образование и бухгалтерское дело; 3% охранники и водители автотранспорта; 2% юридическое образование; остальные профессии и специальности. Со стороны государства необходимо предоставлять возможности переквалификации населения на наиболее требуемые профессии и специальности. В отношении безработицы среди молодежи возможно применение опыта Германии. Очень большой процент безработных среди сельского населения. Из-за упадка сельскохозяйственной отрасли, безработные мигрируют в более крупные населенные центры, в надежде на предоставляемые городами возможности. Но они не всегда оправдываются, что приводит к драматическим последствиям, таким как рост преступности и др.Восстановление сельского хозяйства не только уменьшит численность безработных, но и принесет значительное количество средств в государственный бюджет. Сельское хозяйство всегда было одной из основных отраслей народного хозяйства республики. Этим занимались еще наши предки в досоветский период.

В программе правительства по выводу страны из кризисной ситуации «Казахстан-2030» говорится, что в скором будущем мы выйдем в разряд двадцати экономически развитых стран мира. Этого можно достичь только при объединении усилий правительства и народа, при полном их взаимопонимании. Мы, как народ, надеемся, будем поддерживать нашу власть, и понимать всю необходимость нашего участия в поднятии государства на уровень высокоразвитых стран.

  1. Назарбаев Н.А. «Казахстан-2030», Алматы, 1996г.
  2. Национальное Статистическое Агентство «Статистический пресс- бюллетень», том 1-2, Алматы, 1997г.
  3. The Economist Books «The economist The shape of the world today», London, 1990
  4. Хейне П. «Экономический образ мышления», Москва, 1992г.
  5. Jeffrey D. Sachs, Felipe Larrain B. «Macroeconomics in the global economy», Moscow, 1996
  6. Журнал «Казахстан. Экономика и жизнь», №4, 1995 г.
  7. Газеты «Караван», «TheGlobe», «Панорама», «Ковчег», «Новое поколение»

Занятость и безработица в Республике Казахстан на сегодняшний день

Анализ занятости и безработицы в Казахстане

безработица занятость политика государство

В качестве рассматриваемого периода были взяты 2013-2016 гг. В Казахстане, как и в любой другой стране, есть свои особенности развития проблемы занятости и безработицы. По Закону безработным считается человек, обратившийся в Государственный центр занятости и ставший на учет в качестве безработного. Ниже представлен график экономически активного населения и общей численности населения за 2013 -2016гг:

Примечание: составлено автором по материалам официальной статистики, stat.gov.kz.

Из данной диаграммы мы видим, что экономически активное население составляло 51% в 2013г, 50% в 2014г, 50% в 2015г и 48% в 2016 г соответственно. При этом доля самозанятого населения постепенно уменьшается с 2 392, 3 тыс чел до 2 320, 163 тыс чел., в 2013 г доля самостоятельного населения составляла 28%, то к 2016г этот показатель снизился до 26%. Можно сделать вывод, что самостоятельно занятое население составляет 1/3 от всего населения.

Эту тенденцию можно увидеть ниже на графике:

Примечание: составлено автором по материалам официальной статистики, stat.gov.kz.

Если посмотреть количество самостоятельно занятого населения в разрезе по регионам, то получится следующая картина:

Таблица – 1. Соотношение самозанятых к числу занятых (в %) в разрезе по регионам

Примечание: составлено автором по материалам официальной статистики, stat.gov.kz.

Все равно количество самостоятельного населения падает во всех областях. А самая высокая доля самозанятости наблюдается в Южно – Казахстанской области (45%) и Жамбылской области (47%), а также в городах Астана (5%) и Алматы (7%).

Ниже представлены данные структуры занятости по возрастным группам на 01, 01, 2014г.

Составлено по данным http://www.stat.kz

Если рассматривать экономически активное население в разрезе по сферам занятости, то получится следующее:

Таблица -2. Занятое население по основным видам экономической деятельности.

Занято в экономике, всего

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование

Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

Транспорт и складирование

Услуги по проживанию и питанию

Информация и связь

Финансовая и страховая деятельность

Операции с недвижимым имуществом

Профессиональная, научная и техническая деятельность

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания

Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение

Здравоохранение и социальные услуги

Искусство, развлечения и отдых

Предоставление прочих видов услуг

Примечание: составлено автором по материалам официальной статистики, stat.gov.kz.

Рассмотрев таблицу, можно сделать вывод, что большая часть населения занята в сельском хозяйстве, оптовой и розничной торговле, обрабатывающей и горнодобывающей промышленности. Можно заметить, что в Казахстане низка доля занятых в сфере услуг – меньше 55%, когда в странах Европейского союза доля занятых в этой сфере составляет примерно – 65-68%, где значительный вес занимают профессиональные и сервисные услуги, а в Казахстане 30% занятого населения приходится на торговлю и предоставление ремонтных услуг.

Рассмотрим основные показатели рынка труда всего населения и отдельно для рынка труда молодежи.

Таблица – 3. Основные индикаторы рынка труда

Экономически активное население, тыс. человек

Занятое население, тыс. человек

Наемные работники, тыс. человек

Самостоятельно занятое, тыс. человек

Безработное население, тыс. человек

Уровень долгосрочной безработицы, %

Средняя продолжительность безработицы, месяцев

Экономически неактивное население, тыс. человек

Примечание: составлено автором по материалам официальной статистики, stat.gov.kz.

Таблица – 3.1. основные индикаторы рынка труда молодежи

Рабочая сила (экономически активное население), тыс. человек

Занятое население, тыс. человек

Наемные работники, тыс. человек

Самостоятельно занятые, тыс. человек

Безработное население, тыс. человек

Уровень молодежной безработицы, в %

Уровень долгосрочной безработицы, в %

Лица, не входящие в состав рабочей силы (экономически неактивное население), тыс. человек

Примечание: составлено автором по материалам официальной статистики, stat.gov.kz.

Уровень безработицы за рассматриваемый период снизился с 5, 2% в 2013 г до 5, 0% в последующие три года и держится на одной уровне. Динамику уровня безработицы мы можем проследить по следующей таблице.

Таблица – 4. Уровень безработицы по регионам РК

Примечание: составлено автором по материалам официальной статистики, stat.gov.kz.

Анализ уровня безработицы показал, что самый высокий уровень безработицы наблюдался в Ю-Казхстанской области – 5, 3, Мангистауской области – 5, 1% а также в городах Астана – 5, 1 и Алматы – 5, 4%. А самый низкий уровень в Алматинской и Актюбинской областях – 4, 9%.

Рынок труда в Казахстане несбалансирован, в угольных, горнодобывающих, нефтеперерабатывающих районах преобладает мужской труд и слабо развиты предприятия, где был бы применим женский труд, поэтому число безработных женщин составляет почти 2/3 от всех безработных.

Наиболее распространена безработица среди молодежи, женской части населения и особенно на селе. Всем известно, что у женская рабочая силе характеризуется низкой конкурентоспособностью в сравнении с мужской, это обусловлено:

  • · низкой активностью женщин (которая ниже чем у мужчин на 9-11%),
  • · на рынке труда более востребован мужской труд (работа с тяжелыми и особо опасными предметами/веществами),
  • · отсутствие высшего образования у представительниц прекрасного пола (а следовательно, возможность работать на должности, требующей более низкой квалификации),
  • · слабая адаптированность на рынке труда,
  • · а также возрастной ценз (поскольку большую часть безработных составляют женщины старше 40 л, а для работодателя самый оптимальный возраст 30-35 л).

В итоге мы видим, что на рынке труда идет дискриминация женского труда. Правительство, пытаясь решить проблему женской безработицы решило использовать женский труд в общественных работах (доля женщин в данной сфере увеличилась до 65%), меньше идет направленность женщин на подготовку и переподготовку квалификации. Популярность данной сферы объясняется гибким графиком работы, а также предоставление льгот одиноким и многодетным матерям с полной оплаты труда (финансирует данный проект государственный бюджет). Одной из важнейших задач в Стратегии тендерного равенства 2006-2016 гг в Республике Казахстан, утвержденной указом Президента в 2005г, является дальнейшее развитие самозанятости среди женщин.

Имеются положительные примеры развития данной Стратегии, начали развиваться организации в сфере национальных художественных промыслов. Например, изготовление национальной одежды, ковровых изделий, музыкальных инструментов, изделий из кожи, шерсти, дерева, где хорошо применим женский труд. Самым ярким примером является ОФ «Жауказын» в г Аксу, основанный на женском труде, который организован женский труд села на производство изделий из шерсти и выпуск сыра на основе швейцарской технологии.

В настоящее время департамент ведет работу по привлечению частных организаций к обучению безработных женщин предпринимательским навыкам для обеспечения ими самостоятельной занятости.

Кроме того, для регулирования рынка труда и занятости населения в РК действует «Закон о труде РК» от 10 декабря 1999г и «Закон о занятости населения» от 23 января 2001г.

Однако что касается молодежи, были достигнуты хорошие результаты, в итоге безработица среди молодежи снизилась с 5, 5% в 2013 г до 4, 2% в 2016 г.

Примечание: составлено автором по материалам официальной статистики, stat.gov.kz.

Всем хорошо известен опыт Германии в отношении молодежной безработицы, которая у них составила всего 5, 75%. Там существует высокоразвитая система профессионального обучения, профессионально ориентированных школ и подготовки непосредственно на рабочих местах, которая сокращает до минимума период безработицы в начале трудовой жизни человека. Увеличение доли безработных в возрастной группе 25-34 лет можно частично объяснить сохранением длительной безработицы среди молодежи. Рост доли безработных в этой возрастной категории может быть связан с увеличением разрыва между программой подготовки кадров, предоставляемой учреждениями высшего и средне-специального образования и реальной потребностью на рынке труда.

Безработица имеет неоднородную градацию среди людей, имеющих разный образовательный уровень. Мировая статистика труда подтверждает тезис о том, что чем выше уровень образования, тем ниже уровень безработицы. При этом, в меньшей степени от безработицы страдают люди с высшим профессиональным образованием. Однако в Казахстане, вопреки общемировым тенденциям, доля безработных с высшим образованием неуклонно растет. Таким образом, не приходится говорить о возрастающей роли образования в обеспечении занятости в нашей стране.

Имеются успешные примеры преодоления данной преграды. «Германия – классический пример того, как уже продолжительное время и достаточно успешно продвигается стратегия взаимодействия системы профессионально-технического образования и рабочей практики. Другие страны также пытаются перенимать этот опыт: в Южной Корее, в Сингапуре и даже Великобритании.

В Казахстане начата подготовительная работа по внедрению дуальной системы подготовки профессиональных кадров по опыту Германии, нельзя останавливаться в начале пути, следует с большим усердием работать, чтобы сократить разрыв между теоретической подготовкой специалистов и реальными потребностями рынка.

В Казахстане тоже были разработаны свои методы решения этой проблемы, их я освещу в следующей главе.

В Казахстане продолжается работа по сокращению уровня безработицы

14 декабря 2017

В целях решения сохраняющихся проблем на рынке труда и принятия дополнительных мер по повышению уровня жизни населения Главой государства перед правительством была поставлена задача по стимулированию массового предпринимательства и обеспечению занятости. Правительство пересмотрело подходы к вопросу оказания мер содействия занятости, и новая программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы больше ориентирована на повышение качества и потенциала трудовых ресурсов через получение востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развитие массового предпринимательства, а также создание эффективной модели трудового посредничества. С марта 2017 года началась полномасштабная реализация программы. О ходе ее реализации рассказал заместитель департамента занятости населения и развития рынка труда Министерства труда и социальной защиты населения РК (МТСЗН РК) Ерболат Абулхатин.

TENGRINEWS: Ерболат Махамбетович, по данным Комитета статистики, на третий квартал текущего года уровень безработицы в стране составил 4,9 процента. Насколько объективен данный показатель?

Ерболат Абулхатин: Статистические данные не всегда могут объективно отражать реалии рынка. В количественном выражении 4,9 процента уровня безработицы – это порядка 440 тысяч человек. Реальная картина может существенно отличаться, так в начале года в рамках внедрения обязательного медицинского страхования были проведены подворовые обходы в каждом населенном пункте, в ходе которых были выявлены неучтенные категории граждан, в том числе незарегистрированные безработные и самозанятые. Для детализации и учета категорий занятости граждан были внесены изменения в действующее законодательство, стали использоваться новые термины: “продуктивно самозанятые” и “непродуктивно самозанятые”. Надо учитывать тот факт, что многие процессы на рынке труда происходят одновременно. Если в этом году мы оказали меры содействия занятости более чем 413 тысячам человек, это не значит, что количество безработных сократилось на эту же цифру. С одной стороны, безработные трудоустраиваются благодаря мерам поддержки занятости, а с другой – появляются новые лица, которые пополняют ряды безработных. Это в основном те, кто впервые входит на рынок труда – граждане из числа учащихся и выпускников учебных заведений. В целом следует отметить, что показатель безработицы в стране неуклонно сокращается – за последние семь лет он уменьшился на 0,9 процента.

TENGRINEWS: Одной из задач реализации программы является снижение доли непродуктивно занятого населения в составе самозанятых. Что понимается под этим термином?

Ерболат Абулхатин: В целом занятое население можно разделить на две категории – наемные работники и самозанятые. Как следует из определения, наемные работники – это те, кто работает по найму в той или иной организации. В категорию самозанятых входят лица, которые работают на себя – это индивидуальные предприниматели, люди из сектора МСБ и занятые на личных подсобных хозяйствах. Официальные данные гласят, что их порядка 275 тысяч человек, но, как я уже упомянул выше, проведенный в этом году подомовой обход выявил порядка 2,2 миллиона человек, которые обозначили себя как самозанятые и безработные. Таким образом, реальное количество почти в десять раз больше. Поэтому механизмы новой программы направлены на обеспечение продуктивной занятости. На сегодня активными мерами содействия занятости в рамках программы охвачено 527 тысяч человек, из них 133,6 тысячи – непродуктивно самозанятые. Непродуктивно самозанятые в рамках первого направления могут получить бесплатно первую или вторую профессию и перейти в категорию наемных работников, по второму направлению, получив микрокредит и зарегистрировавшись в соответствующих уполномоченных органах, могут перейти в категорию продуктивно самозанятых.

TENGRINEWS: Какие инструменты борьбы с непродуктивной занятостью предусмотрены программой?

Ерболат Абулхатин: Программа реализуется по трем направлениям. По первому направлению в рамках обеспечения техническим и профессиональным образованием (ТиПО) человек, желающий получить образование или улучшить свои навыки, может обратиться в центр занятости населения, к акиму сельского округа или в учебное заведение (колледж). В этом году участниками программы стали 21,3 тысячи человек. Эти граждане обеспечены стипендией, одноразовым горячим питанием и проездом. Предпочтение отдается рабочим специальностям и работникам сферы услуг. Также в рамках этого направления мы уже обучили 69 тысяч человек на краткосрочных курсах. Второе направление – микрокредитование. Данная инициатива более востребована в сельской местности и организована в целях развития предпринимательства. В этом году было запланировано выдать 5 800 микрокредитов, по факту уже выдано порядка 7 000 микрокредитов Из общего числа получивших микрокредиты 58,5 процента, или 4 012 человек, впервые открыли собственное дело. Третье направление – развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов. По этому направлению трудоустроено 375,1 тысячи человек, 21,8 тысячи человек направлены на социальные рабочие места, 22,7 тысячи молодых специалистов участвуют в “молодежной практике” и порядка 250,1 тысячи человек трудоустроены центрами занятости на свободные вакансии работодателей.

TENGRINEWS: За последний год есть незначительное снижение показателей по предпринимательской активности населения на 0,3 процента. На Ваш взгляд, почему так происходит? Е

рболат Абулхатин: Не могу сказать, что идет спад интереса к предпринимательской деятельности. Другое дело, что многие, начиная бизнес, не учитывают реалии рынка и не задумываются, например, будет ли спрос на продукцию или услуги предприятия через три-пять лет. Весной был дан старт проекту “Бастау-Бизнес” по обучению предпринимательским навыкам, а также сопровождению проектов начинающих предпринимателей. Нам удалось охватить аудиторию в 15 000 человек, думаю, это поможет начинающим предпринимателям лучше ориентироваться в рыночных отношениях.

TENGRINEWS: Насколько эффективным является трудоустройство в рамках программы продуктивной занятости и каких успехов уже удалось достигнуть?

Ерболат Абулхатин: На сегодня более чем 413 тысячам человек предоставлены услуги по трудоустройству, из них 279 тысяч человек трудоустроены на вакантные постоянные рабочие места, заявленные работодателями, а 134 тысячи человек – на рабочие места для уязвимых групп населения, субсидируемые государством. Министерством труда на постоянной основе отслеживаются факты трудоустройства через мониторинг поступления пенсионных взносов от работодателей, трудоустроивших участников программы. Согласно ежемесячному мониторингу, по состоянию на 1 декабря текущего года перечисление пенсионных взносов через ГЦВП подтверждается у 82 процентов трудоустроенных. В отдельных регионах (Акмолинской, Западно-Казахстанской областях, в Астане) факт трудоустройства подтверждается у более 91 процента трудоустроенных. Необходимо учитывать, что сама программа не создает рабочие места, но помогает трудоустроиться через обучение, микрокредитование и трудовую мобильность. Можно отметить, что сейчас создана единая электронная биржа труда, которая выгодна трем сторонам – работодателям, центрам занятости и соискателям. Это еще один механизм для упрощения поиска работы и сокращения уровня безработицы в стране.

Безработица в Республике Казахстан

В Республике Казахстан безработица приняла очень угрожающие масштабы. У правительства существует одна обязанность – это обязанность предотвращать, устранять или каким-то образом контролировать инфляцию и спады производства. Спады действительно вызывают рост безработицы. Но она не начинает расти с нуля и не падает до нулевого уровня после окончания спада. Наличие какого-то числа безработных ни у кого не вызывает беспокойства, поскольку не является проблемой. Но какое это число? Какой уровень безработицы является допустимым? Как узнать, когда безработица становится проблемой, а когда еще нет? Это отличие очень важно, поскольку, когда безработица достигает “проблемного уровня”, то начинают множиться требования к политикам предпринять какие-то меры. То, что сделает федеральное правительство в ответ на эти требования, без сомнения, будет связано с издержками, а возможно, и нежелательными последствиями, особенно если в действительности безработица не превышает “проблемного уровня”. Но где же находится этот уровень, и как нам его распознать? Официальные данные по безработице в Казахстане публикуют Национальное статистическое агентство совместно с Министерством труда и социальной защиты. Источником для этих данных служит текущее обследование населения – выборочное обследование семей, которое для нацстатагентства проводит Бюро переписей. Выборка охватывает около 50 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно и подобранных таким образом, чтобы представлять все население страны. Вопреки распространенному мнению данные по безработице не формируются на основе обращений за пособием по безработице.Чтобы попасть в выборку нацстатагентства, человек, прежде всего, должен принадлежать к неинституциональному населению. Это все те, кто достиг 16 лет и старше и не находится при этом в государственных институтах, таких, как тюрьма или больница. Неинституциональное население разбивается затем по категориям: занятые, безработные и несамодеятельное население. Но как отличить безработного от того, кто не входит в самодеятельное население и, следовательно, является просто незанятым? Нацстатагентство разработало четкие критерии разграничения этих двух групп и достаточно точно определяет численность каждой из них.

Для того ,чтобы в обследовании нацстатагентства человека отнесли к категории безработных, он должен:

  • входить в неинституциональное население;
  • не иметь работы в течение недели, охватываемой обследованием;
  • предпринимать конкретные попытки найти работу на протяжении предшествующих 4 недель;
  • быть в данный момент в состоянии приступить к работе.

Отношение числа безработных к общему числу самодеятельного населения дает цифру официального уровня безработицы, которая после того как ее раз в полгода публикует нацстатагентсво, оказывается в центре внимания средств массовой информации.

Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения любой страны. Статистические данные показывают, что из общего числа безработных во всех возрастах женщины составляют около 65% или почти в два раза больше чем мужчин. Это объясняется тем, что на данный момент одним из основных требований к кандидатурам на вакантные места является наличие специально-технического образования. По данным Алматинского городского центра занятости вакансии, предлагаемые работодателями в технической сфере, составляют около 40%. Но наиболее распространена безработица среди молодежи до 25 лет. Ее доля составляет 41,2% от общего числа населения, обратившегося в центры занятости. Это часто объясняют тем, что они сразу хотят найти работу «по душе» и считаются безработными, пока занимаются этими поисками. Еще это объясняется тем, что при нашем уровне безработицы, вакансии заполняются, в основном, специалистами, имеющими определенный стаж работы. А молодежи, не имеющей опыта работы, даже не предоставляются возможности получить его. В этом отношении, возможно, надо применять опыт Германии, в которой уровень безработицы среди молодежи очень низок (5,75%). Там существует высокоразвитая система профессионального обучения, профессионально ориентированных школ и подготовки непосредственно на рабочих местах, которая сокращает до минимума период безработицы в начале трудовой жизни человека.

Еще одной из важных причин столь высокого уровня безработицы можно назвать сложившийся при социалистическом строе менталитет и неприспособленность населения к рыночной экономике.Единственная сейчас по-настоящему проблема государства – это спад производства. Именно по этой причине безработными оказались тысячи граждан Казахстана. Это общеизвестно, что если предприятия заработают в полную мощность, то, как мы рассмотрели в теоретической стороне этой проблемы, люди предпочтут работать там, где им пожелается, и они при выборе будут ориентироваться на свою специальность, образование, интерес к работе в данной отрасли. Для этого правительство Республики сейчас привлекает иностранных инвесторов для возрождения производства и обеспечения рабочих мест.

Но при этом следует помнить, что даже на рынке труда должно быть некоторая численность «армии резерва», чтобы поддержать естественное условие конкуренции. Иначе при избытке рабочих мест будет повышаться спрос на рабочую силу и соответственно заработная плата. Но при невозможности компенсации издержек за счет средств производства в нашем государстве, производители будут повышать цены на товары и услуги, что вызовет скачок инфляции.

На 1990-91 года, во время распада Советского Союза, по стране уровень безработицы составлял 4,6%. Как же получилось так, что ее уровень так заметно вырос за несколько лет? Следует отметить, также, что до 1993 года ее рост не принимал столь серьезных масштабов, то есть, ее уровень сопровождался естественным течением потока «активного населения». Но вспомним время перехода к рынку. Тогда , при постоянной заработной плате, гиперинфляция превращала заработок населения в гроши, которых не хватало для обеспечения себя и семьи. Люди стали заниматься коммерцией и, соответственно, оставили малодоходную работу. Также в советский строй нехватку средств на зарплату обеспечивало государство. Теперь же каждое предприятие испытало на себе всю суть рыночной экономики, и чтобы избежать разорения, в целях уменьшения издержек на производство, было вынуждено сокращать штат своих работников, так как уровень технологических достижений был очень низок. Таким образом, «на улице» оказались тысячи желающих найти работу.

Сейчас идут частые дебаты по поводу того, какой подход для решения проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Рассмотрим оба этих варианта.

Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Вторым ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если «челнокам» предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность. Тогда, за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится. Но этого всего нельзя добиться без поддержки народа Республики Казахстан. Как сказал президент Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» – «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет».

Республика Казахстан переживает кризис, который сопровождается спадом производства, ростом инфляции, дефицитом государственного бюджета, падением уровня жизни. Это, отчасти, причина перехода к суверенитету, отчасти перехода к рынку. При существовании Союза Советских Социалистических Республик хозяйство было общим и, соответственно налажены межреспубликанские связи между предприятиями. Одной из основных проблем во время выхода из кризиса являются спад производства и, принимающая угрожающие размеры, безработица. Доля безработных составила 12,8% по неофициальным данным. Это больше чем в два-три раза превышает средний уровень в развитых странах. На данный момент требования к кандидатурам на вакантные места распределяются таким образом: 40% профессионально-техническое образование; 30% высшее экономическое образование и бухгалтерское дело; 3% охранники и водители автотранспорта; 2% юридическое образование; остальные профессии и специальности. Со стороны государства необходимо предоставлять возможности переквалификации населения на наиболее требуемые профессии и специальности. В отношении безработицы среди молодежи возможно применение опыта Германии. Очень большой процент безработных среди сельского населения. Из-за упадка сельскохозяйственной отрасли, безработные мигрируют в более крупные населенные центры, в надежде на предоставляемые городами возможности. Но они не всегда оправдываются, что приводит к драматическим последствиям, таким как рост преступности и др.Восстановление сельского хозяйства не только уменьшит численность безработных, но и принесет значительное количество средств в государственный бюджет. Сельское хозяйство всегда было одной из основных отраслей народного хозяйства республики. Этим занимались еще наши предки в досоветский период.

В программе правительства по выводу страны из кризисной ситуации «Казахстан-2030» говорится, что в скором будущем мы выйдем в разряд двадцати экономически развитых стран мира. Этого можно достичь только при объединении усилий правительства и народа, при полном их взаимопонимании. Мы, как народ, надеемся, будем поддерживать нашу власть, и понимать всю необходимость нашего участия в поднятии государства на уровень высокоразвитых стран.

  1. Назарбаев Н.А. «Казахстан-2030», Алматы, 1996г.
  2. Национальное Статистическое Агентство «Статистический пресс- бюллетень», том 1-2, Алматы, 1997г.
  3. The Economist Books «The economist The shape of the world today», London, 1990
  4. Хейне П. «Экономический образ мышления», Москва, 1992г.
  5. Jeffrey D. Sachs, Felipe Larrain B. «Macroeconomics in the global economy», Moscow, 1996
  6. Журнал «Казахстан. Экономика и жизнь», №4, 1995 г.
  7. Газеты «Караван», «TheGlobe», «Панорама», «Ковчег», «Новое поколение»

Безработица в Казахстане (стр. 1 из 7)

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ……………. 5

1.1. Население страны с макроэкономической точки зрения………………….5

1.2. Причины, виды и типы безработицы……………………………. ………. 8

Глава 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В КАЗАХСТАНЕ …………………. ……………………………………………..16

2.1. Анализ безработицы и пути её сокращения в Казахстане…………….…16

2.2. Повышение уровня жизни населения Казахстана……………………. …24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….….35

Актуальность курсовой работы заключается в том, что из-за экономического кризиса в стране на 1 апреля 2009 года полностью или частично приостановили производство 642 предприятия с общей численностью работающих 245 тысяч человек. 87, 3 тысячи наемных работников заняты неполный рабочий день или находятся в отпусках без содержания. В связи с этим увеличился уровень безработицы в стране – с 6, 6 до 7%. Только за первый квартал 2009 года численность безработных составила 589, 6 тысяч человек. Для стабилизации рынка труда, а также обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров правительством предусматривается выделить не менее 140 млрд тенге из республиканского бюджета. Дополнительные ресурсы на софинансирование стратегии занятости – 51 млрд тенге – будут выделены и из местных бюджетов.

В настоящее время составлен прогнозный баланс сокращения работников и создания новых рабочих мест. При его составлении были учтены все категории граждан трудоспособного возраста. Так, по данным антикризисных программ местных исполнительных органов, при пессимистическом развитии событии предполагается, что в 2009 году еще 136 тысяч человек могут остаться без работы. Таким образом, прогнозируемая потребность в трудоустройстве, по данным министерства труда и соцзащиты, составит 378 тысяч человек на этот год. На содействие занятости этих безработных ориентирована специально разработанная “дорожная карта”, реализация инновационных проектов которой, по предварительным прогнозам, только в текущем году поможет создать не менее 350 тысяч новых рабочих мест: более 120 тысяч – на селе, 22, 2 – в ходе реализации 136 проектов МИТ, 14 тысяч – ФБН “Самрук-Казына. Помимо прочего большое место отводится привлечению безработных к общественным работам.

Так, в 2008 году в общественные работы были вовлечены свыше 100 тысяч безработных. Ежегодно к этим работам будет привлечено еще 50 тысяч человек. Кроме того, в целях социальной поддержки безработных, по словам министра труда, наряду с выплатой адресной социальной помощи, по поручению президента страны, “из государственного фонда социального страхования будет увеличен максимальный период выплаты по безработице – с 4 до 6 месяцев.

Цель курсовой работы: изучить причины, виды и последствия безработицы в Республике Казахстан

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

· изучение теоретических аспектов безработицы;

· анализ безработицы в Республике Казахстан

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1. Население страны с макроэкономической точки зрения

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения страны.

Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force – L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force – NL):

К категории «non-labour force» относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы).

К категории «labour force» относят людей, которые работать могут, работать хотят и работу активно ищут. Т.е. это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая численность рабочей силы делится на две части:

· занятые (employed – E) – т.е. имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается заня-тым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует и г) из-за плохой погоды;

· безработные (unemployed – U) – т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу. Таким образом, общая численность рабочей силы равна: L = E + U.

(При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)
Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения (рисунок 1). Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики, количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

Рисунок 1 – Изменения между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу»*

*Источник: Сидорович В. А. Курс экономической теории. – М., 2007. – С. 345.

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment – u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе (labour force participation rate), который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого населения, выраженное в процентах: уровень участия в рабочей силе = рабочая сила / численность взрослого населения

1.2. Причины, виды и типы безработицы

Безработица – это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда – безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (определяется законодательством), постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая (конъюнктурная)[1]

С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на работников. В стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена.

АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И РЫНКА ТРУДА ПО КАЗАХСТАНУ

Официальные данные по безработице в Казахстане публикуют Агентство РК по статистике совместно с Министерством труда и социальной защиты. Источником для этих данных служит текущее обследование населения – выборочное обследование семей, которое для агентства по статистике проводит Бюро переписей. Выборка охватывает около 50 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно и подобранных таким образом, чтобы представлять все население страны. Вопреки распространенному мнению данные по безработице не формируются на основе обращений за пособием по безработице.

По данным агентства Республики Казахстан по статистике во втором квартале 2008 года численность безработного населения (лиц, в возрасте 15 лет и старше, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) составила 557,2 тыс. человек. Это по сравнению с аналогичным периодом 2007г. меньше на 44,6 тыс. человек или на 7,4%. Уровень безработицы сложился в 6,6% (во втором квартале 2007г. – 7,3%). Среди безработных численность мужчин составила 228,7 тыс. человек (41%), женщин – 328,5 тыс. человек (59%), уровень безработицы – соответственно, 5,4% и 7,9%. Из общего числа безработных в городской местности проживает 57%, в сельской – 43%.

В структуре безработного населения доля молодых людей в возрасте 15-24 лет составляет 17,5%, а лица в возрасте 25-29 лет – 22,1%, 30-39 лет – 24,6%, 40-44 лет – 7,7%. Уровень молодежной безработицы (15-24 лет) сложился в 7,4%. Высшее образование имели 123,8 тыс. безработных (22,2% от их общего числа), среднее профессиональное (специальное) – 129,3 тыс. (23,2%), начальное профессиональное – 55,3 тыс. человек (9,9%), среднее общее – 212,2 тыс. (38,1%).

Лица, высвобожденные с предприятий и организаций в связи с ликвидацией, сокращением штатов или окончанием срока трудового договора составили 116,9 тыс. человек (21% от всех безработных), уволились по собственному желанию – 104,6 тыс. человек (18,8%).

Во втором квартале 2008г. не имели работу год и более 144,8 тыс. человек или 27,7% от всех безработных. Уровень долгосрочной безработицы составил 2,7% (во втором квартале 2007г. – 3,3%).

Численность лиц, состоящих на учете в органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в качестве безработных, на конец июня 2008 года составила 62,2 тыс. человек, что на 12,1 тыс. человек (на 16,3%) меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения в июне т.г. сложилась в 0,7% (в июне 2007г. – в 0,9%).

В экономике республики во втором квартале 2008 года были заняты 7,9 млн. человек. Относительно 2 квартала 2007г. их численность увеличилась на 226,3 тыс. человек или на 3%. Численность наемных работников в указанном периоде составила 5,2 млн. человек (65,9% от общего числа занятых), самостоятельно занятых – 2,7 млн. человек (34,1%).

Как видно из таблицы 1 показатели безработицы в 2008 году ниже, чем за тот же период в 2005 году, несмотря на финансово-экономический кризис, господствующий в Казахстане ( не только в Казахстане, но и во всем мире) на данный момент. Это объясняется тем, что во всех регионах Казахстана государство регулирует вопросы занятости и безработицы соответствующими программами и мероприятиями, проводят политику повышения занятости населения.

Таблица 1 – Сравнительная таблица показателей безработицы

Численность безработного населения, тыс.чел.

Источники:
http://articlekz.com/article/12310
http://studwood.ru/1569002/ekonomika/zanyatost_bezrabotitsa_respublike_kazahstan_segodnyashniy_den
http://www.enbek.gov.kz/ru/node/350491
http://articlekz.com/article/12310
http://mirznanii.com/a/257857/bezrabotitsa-v-kazakhstane
http://vuzlit.ru/2049177/analiz_urovnya_bezrabotitsy_rynka_truda_kazahstanu
http://yvision.kz/post/305912

Ссылка на основную публикацию
×
×