Налоги в Беларуси

Налоги и системы налогообложения в Беларуси

Налоги 2018 в РБ

Налогообложение в 2018 году осталось таким же, как и в 2017, принципиальных изменений для бизнеса пока не произошло.

Обратите внимание: с 1 января 2016 года вступил в силу новый Общегосударственный классификатор «Виды экономической деятельности». Коды видов экономической деятельности значительно изменились! Так оптовая торговля теперь относится к 46 коду, а розничная торговля – к 47 коду. Строительство классифицируется по кодам от 41 до 43. Ремонт компьютеров отнесен к 95 коду и т.д.

При подготовке отчетов в налоговую инспекцию за прошедший квартал необходимо подготовить сопроводительное письмо об изменении кода вида деятельности. Эта информация касается абсолютно всех видов деятельности!

ИМНС по Центральному району г.Минска
Данные заявителя

О классификации вида деятельности
В связи с вступлением в силу Постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.10.2015 №48
«О внесении изменений в общегосударственные классификаторы Республики Беларусь» код деятельности 74119 Прочая деятельность в области права изменен на 69109 Прочая деятельность в области права.
Директор Подпись

Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2018 году

В 2018 году принципиальных изменений в системе налогообложения пока не произошло. Основные ставки налогов остались на уровне предыдущего года.

Какие налоги платят предприятия в Беларуси? Каковы размеры налогов на бизнес в РБ? Какую систему налогообложения выбрать, упрощенную или общую? Если кратко, то существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда
  • кроме того если это требует законодательство РБ
    • налог на недвижимость
    • земельный налог
    • акцизы
    • экологический налог
    • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
    • оффшорный сбор
    • гербовый сбор
    • другие налоги

Упрощенные системы налогообложения

Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения. Пример можно рассматривать лишь как юридическую консультацию. Он не учитывает всех тонкостей исчисления налогов в РБ, но дает представление о системах налогообложения в Беларуси. Пример приведен для оценки систем налогообложения в РБ и показывает принципы исчисления налогов в Беларуси.

Сравнительная таблица систем налогообложения в 2018 году

Системы налогообложенияДанные для расчета, например в долларахУпрощенная система налогообложения “без НДС” (5 % с выручки)Упрощенная система налогообложения “с НДС” (3 % с выручки + НДС 20%)Общая система налогообложения (НДС 20% + налог на прибыль 18%)
1. Выручка от реализации1 2001 2001 2001 200
2. Затраты Всего (п.п. 2.1-2.5.)869,2869,2786 т.к. без НДС к расчету786 т.к. без НДС к расчету
2.1 Сырье и материалы400400333 т.к. без НДС к расчету333 т.к. без НДС к расчету
2.2 Аренда и коммунальные10010083 т.к. без НДС к расчету83 т.к. без НДС к расчету
2.3 Зарплата200200200200
2.4 Отчисления в ФСЗН 34% и БГС 0,6%69,269,269,269,2
2.5 Прочие затраты100100100100
3. Прибыль271184214
4. Налоги всего (с учетом платежей в ФОТ)60147155
4.1 НДС200200
4.2 Зачет НДС8383
4.3 НДС к уплате117117
4.4 Налоги при “упрощенке”6030
4.5 Налог на прибыль39
5. Прибыль после налогов271184176
6. Удельный вес всех налогов в выручке5%12,22%12,93%

Не вправе применять упрощенную систему организации:

  1. производящие подакцизные товары
  2. реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь)
  3. реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое)
  4. осуществляющие:
    1. лотерейную деятельность
    2. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг
    3. деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга
    4. деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка
    5. деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр
    6. риэлтерскую деятельность
    7. страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков), посредническую деятельность по страхованию
    8. банковскую деятельность (банки)
    9. деятельность в сфере игорного бизнеса
  5. организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Адвокаты Минской городской коллегии адвокатов, осуществляющие деятельность индивидуально , Минск, Республика Беларусь – Налоги и системы налогообложения в Беларуси
220004, Республика Беларусь, г. Минск, улица Максима Танка, дом 20, комната 340, телефон +375 (29) 639-34-37, +375 (29) 630-56-07, +375 (17) 203-58-31

Налоги в Белоруссии

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Видео


Налоги, которые мы платим государству: не 13%, а все 50%?

Однако секрет в том, что этот налог – далеко не единственный, который всем приходится платить. Сколько своих денег мы на самом деле отдаем государству?

Рассчитывать налоги мы будем для среднестатистического белоруса со средней зарплатой, который водит машину, курит, иногда может выпить и, конечно, ходит в магазин за продуктами.

Сразу определимся, исходя из какой суммы будем делать наш расчет. Средняя зарплата в апреле, по данным Белстата, – 921 рубль. Это зарплата «грязная», то есть до вычета налогов и сборов. Но на самом деле работодатель отдает за нас гораздо больше денег: по закону он обязан перечислять в Фонд соцзащиты сумму, равную 34% от общего объема зарплат всех сотрудников. Так что, по сути, нам платят на 34% больше, просто этих денег мы не видим – они отправляются прямиком в ФСЗН.

Итак, если вы получаете зарплату в 921 рубль, то на самом деле вы обошлись работодателю в 1234 рубля. От этой суммы и будем отталкиваться, вычитая из нее все налоги, которые мы платим.

Страховые взносы

Они идут в Фонд социальной защиты населения, из которого жителям страны платят пенсии и пособия. Пенсионная система у нас не накопительная, а распределительная, так что эти деньги вы откладываете не для себя. Из них сейчас платят пенсии тем, кто уже вышел на заслуженный отдых.

Как мы уже говорили, львиная доля страховых взносов приходится на работодателя – 34% зарплаты. В нашем примере это 313 рублей. Еще 1% удерживают из зарплаты работника. Это 9 руб. 21 коп.

Итого: 1234 – 313 – 9,21 = 911 руб. 79 коп.

Подоходный налог

В Беларуси ставка единая для всех – 13%. Подоходный налог со средней зарплаты равен 119 руб. 73 коп. Разумеется, речь идет только о наемных работниках. Предприниматели, ремесленники, те, кто каким-то образом сам зарабатывает на жизнь (например, сдает квартиру), платят налоги по-другому.

Итого: 911,79 – 119,73 = 796 руб. 6 коп.

Земельный налог

Это, можно сказать, цена за пользование тем участком земли, на котором стоит ваш дом. Те, кто живет в квартирах, не исключение, просто в этом случае сумма земельного налога делится между всеми жильцами дома. Земельный налог надо платить и за дачу, и за гараж, если они у вас есть.

По данным Министерства по налогам и сборам, в прошлом году на счет земельного налога пришлось 590,8 млн. рублей поступлений в бюджет. С каждого жителя страны – в среднем по 62 рубля. Или же по 5 руб. 16 коп. в месяц.

Итого: 796,06 – 5,16 = 790 руб. 90 коп.

Отчисления на капитальный ремонт

Итого: 790,90 – 2,60 = 788 руб. 30 коп.Технически их нельзя назвать налогом, но это все равно обязательная плата для всех, кто живет в многоквартирных домах (а таких большинство), даже если в ближайшее время в этом самом доме ремонта не предвидится. Размер отчислений на капремонт зависит от площади квартиры: квадрат стоит 0,0953 рубля в месяц. По данным Белстата, на одного жителя страны приходится в среднем 27,4 квадратного метра жилой площади. А это означает, что среднестатистический белорус в месяц платит за капремонт 2 руб. 60 коп.

НДС

Налог на добавленную стоимость заложен в цену практически всех товаров и услуг, которые мы покупаем. Цифра на ценнике – это уже итоговая сумма с учетом налога. А, например, в США цены указываются без учета НДС , поэтому покупателям нужно прибавлять в уме определенный процент к стоимости лежащего в корзинке.

Ставка НДС в Беларуси – от 0 до 20% в зависимости от товара, но чаще всего встречается все же 20%. И, к слову, из всех налогов именно НДС приносит больше всего денег в бюджет: обычно это примерно треть от общей суммы налоговых поступлений.

В прошлом году за счет налога на добавленную стоимость казна пополнилась на 9,2 млрд. рублей. Делим на всех жителей страны – получаем 970 руб. Или же примерно по 80 руб. в месяц.

Итого: 785,72 – 80 = 705 руб. 72 коп.

Акцизы

Это еще один косвенный налог, отдельная надбавка к некоторым товарам – всем видам алкогольных напитков, сигаретам и топливу. В прошлом году акцизы тоже принесли немало денег в бюджет – 2,3 млрд. рублей. На одного человека в среднем пришлось примерно 238 руб. за год, или 19 руб. 83 коп. за месяц.

Итого: 705,72 – 19,83 = 685 руб. 89 коп.

РЕЗУЛЬТАТ:

Работодатель заплатил вам 1234 рубля. Из них на различные налоги ушло 548 руб. 11 коп. – почти половина от этой суммы! Так что на самом деле практически половину заработанных денег вы отдаете государству (а иногда и больше – см. «А В ЭТО ВРЕМЯ»).

Местные бюджеты во многом формируются за счет тех налогов, которые платят обычные люди. Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Что страна делает с этими деньгами?

– В стране есть больше тысячи бюджетов различных уровней плюс Фонд соцзащиты, который бюджетом не является, но его тоже нужно учитывать. Образование (дошкольное, школьное, профессионально-техническое), медицина (поликлиники и больницы местного значения), ЖКХ , местный транспорт, благоустройство улиц оплачиваются за счет местных бюджетов, – объясняет экономист Владимир Ковалкин, руководитель проекта «Кошт урада». – Местные бюджеты во многом формируются за счет тех налогов, которые платят обычные люди. В первую очередь это НДС, подоходный налог и налог на прибыль (его платят предприятия. – Ред.). Какая-то часть денег отправляется в республиканский бюджет, откуда они уходят на финансирование общереспубликанских нужд: силовых структур (милиция, пограничная служба, Министерство обороны, КГБ и так далее), науки, высшего образования, а также на выплату внешнего долга.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«По объему налогов мы близки к уровню Швеции»

– Многие жалуются на уровень медицины, образования, качество дорог. Может, нам нужно платить еще больше налогов, чтобы все это улучшить?

– Белорусы и так платят очень много налогов, около верхнего порога допустимого, – отмечает Владимир Ковалкин. – Есть такой показатель – количество собранных налогов и пошлин по отношению к ВВП . Нормальным считается показатель от 20 до 40%. Меньше 20% – мало, так как государство не сможет нормально финансироваться, больше 40% – много, потому что люди перестают платить налоги. Белорусы платят порядка 37 – 39% ВВП, а иногда доходило и до 42%. Поэтому платить больше налогов однозначно не нужно. Скорее, нужно более эффективно тратить эти деньги, оптимизировать каждый сектор, проводить реформы.

– Если мы откажемся от государственных субсидий на ту же коммуналку или транспорт, бюджету станет проще?

– Стоимость коммуналки однозначно можно и нужно поднимать, но при этом необходимо вводить механизмы социальной защиты. Человек, потерявший работу и не имеющий дохода, не сможет оплачивать полную коммуналку. Соответственно, нужно увеличивать и пособие по безработице, чтобы на него можно было оплатить коммуналку и купить что-нибудь поесть. С другими дотируемыми отраслями ситуация не такая однозначная. Например, в Таллинне весь общественный транспорт сделали бесплатным, чтобы убрать автомобили из города и улучшить экологию. Нужно понимать, к каким целям мы движемся, и строить политику исходя из этих целей, а не наоборот.

– И все-таки почему в западных странах ставки одного лишь подоходного налога могут доходить до 30 – 40%? Это же очень много!

– Там нет Фонда соцзащиты, либо он есть, но взносы в него значительно ниже. Если взять суммарно походный налог и страховые взносы (а это 48% от зарплаты) и сравнить с аналогичными платежами в других странах, то мы будем близки к уровню Швеции . Кроме того, в западных странах есть огромное количество налоговых вычетов из подоходного налога, связанных с рождением ребенка, созданием семьи, строительством первого жилья. Поэтому, несмотря на очень высокие, как может показаться, налоги, у молодежи и семейных людей есть много способов снизить это бремя. В Беларуси налоговые вычеты тоже есть, но они куда меньше влияют на общий итог.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Как еще белорусы пополняют бюджет?

Для нашей считалки мы взяли только те налоги, которые нужно платить абсолютному большинству жителей страны. Но есть и другие налоги и сборы, которые время от времени приходится перечислять в бюджет. Вот некоторые из них.

Подоходный налог

Иногда его приходится доплатить сверх тех 13%, которые вычитают из зарплаты. Например, если вам подарили крупную сумму, вы продали больше одной машины в течение года, больше двух квартир в течение пяти лет и так далее.

Дорожный налог

Платят его только автомобилисты, а размер этой самый платы зависит от типа и веса авто. В прошлом году белорусы заплатили 295 млн. 40 тыс. дорожного налога.

Госпошлины

Поменять паспорт, заключить брак или развестись, сдать на права или поменять их, зарегистрировать машину – за все это нужно платить пошлину. В основном они привязаны к базовой величине. Например, замена паспорта – одна базовая (сейчас это 24 руб. 50 коп.), получение новых номеров для автомобиля – две (49 рублей).

Налог на посылки

Если в месяц вы получили по почте товаров больше чем на 22 евро – нужно заплатить сбор и таможенную пошлину.

Если в месяц вы получили по почте товаров больше чем на 22 евро – нужно заплатить сбор (30% с суммы превышения) плюс еще таможенную пошлину (5 евро). За прошлый год налог на посылки принес бюджету страны 3,7 миллиона рублей.

Налог на тунеядство

Такого налога (официально – сбора на финансирование госрасходов) больше нет, но неработающих все равно будут наказывать рублем. Со следующего года они начнут полностью оплачивать горячую воду, отопление и газ, если в квартире установлена колонка. Правда, делать это будут только те, кто является плательщиком коммунальных услуг (например, собственником квартиры).

Вы удивитесь. Считаем, сколько налогов платит каждый белорус

Налоги платят все, а собранные за счет налогов деньги формируют бюджет государства. А вы когда-нибудь считали, сколько ваших денег уходит на налоги? Предлагаем попробовать.

Каждый порядочный и законопослушный гражданин обязан платить налоги. Зачем? Чтобы пользоваться благами страны, в которой он живет, чтобы государство функционировало исправно. Сколько мы платим? Это зависит от каждого конкретного человека. Но обо всём по порядку. На что идут налоги:

1. Система образования. За обучение в государственной школе дети и их родители не платят, а зарплата учителям и работникам системы образования выплачивается за счет налогов

2. Вооруженные силы и система правопорядка. Забота о безопасности – дело военных и работников системы правопорядка. В любых ситуациях, где был нарушен закон страны, можно и нужно бесплатно обратиться в местные органы защиты (к милиционеру, участковому, в ГАИ, государственному адвокату, прокурору и т.д.). Деньги на содержание всех вооруженных сил тоже выделяются из бюджета государства, следовательно, из наших налогов.

3. Законодательная система. Чтобы государство функционировало без вреда для его жителей, необходимо соблюдать законы. Их предлагают, излагают, принимают и следят за исполнением люди, которые работают в законодательной системе.

4. Благоустройство. Дороги сами себя не построят и не отремонтируют. Деревья в городах тоже сами себя не посадят. Все это делает местная администрация – райисполкомы и облисполкомы, сельские советы, ЖКХ, ЖРЭО и прочие ведомственные структуры. Они следят за порядком и комфортом нашей жизни. А деньги на это дают налогоплательщики.

5. Пенсионная система. Пока человек работает, из его зарплаты высчитывается пенсионный налог. Он уходит на пенсионные выплаты действующим пенсионерам. Каждый из нас в свое время тоже станет пенсионером, и тогда налогоплательщики будут «выплачивать» пенсию нам.

Какие налоги мы платим?

Каждый человек платит налоги за себя. Например, если у вас есть автомобиль, то нужно платить дорожный налог (т.е. налог за использование дорог). Если вы купили какой-либо товар – заплатили за него налог в казну государства. Мы перечислим лишь основные налоги, которые платит среднестатистический белорус, и попробуем посчитать, какую сумму мы вносим в бюджет страны.

В первую очередь это подоходный налог. На данный момент в Беларуси существуют следующие ставки этого налога:
• на доходы от дивидендов – 13%;
• на доходы от предпринимательской, адвокатской, нотариальной деятельности – 16%;
• на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с парком высоких технологий – 9%;
• на доходы от сдачи недвижимости, для физических лиц (в случае, если доходы не превышают 5 555 рублей в год) – устанавливаются фиксированные суммы налога, их размер определяется областным и Минским городским Советами депутатов.
• для физических лиц на все иные доходы – 13%

Кроме того, каждый сотрудник в своем расчетном листе может заметить отчисление на обязательный страховой взнос по пенсионному страхованию – 1% в ФСЗН. Это еще 9,27 рубля от той самой средней номинальной зарплаты. То есть на жизнь белорусу в среднем остается 797,03 рубля.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из косвенных налогов или налогов на потребление. Данный налог уже заложен в цену любого товара или услуги при продаже. При покупке потребители платят его продавцу, а те переводят в бюджет государства. В «чистом» виде НДС платят только юридические лица и индивидуальные предприниматели, обычные же потребители видят только конечную стоимость и крайне редко знают сумму налога, заложенную в цену товара.

На данный момент в Беларуси налог на добавленную стоимость доходит до 20%. В среднем это 16,7% от стоимости любых товаров и услуг. В зависимости от расходов сумма меняется. На потребительские расходы у белорусов уходит около 76% от всех трат. Если за месяц вы тратите всю зарплату, то на долю НДС приходится примерно 133,1 рубля от «чистой» зарплаты в 797,03 рубля.

Акцизы. Есть список товаров, которые подлежат маркировке товарными контрольными (идентификационными) знаками – акцизами. Сюда входят сигареты, алкогольные напитки, обувь, часы и даже моторное масло – вот полный список. На каждую категорию товаров наклеивается своя маркировка, а стоимость каждого акциза фиксируется отдельно. Делается это для того, чтобы отличить контрафакт от оригинала и обеспечить безопасный импорт товаров в страну. Сколько каждый тратит на акцизные товары – вопрос субъективный.

Услуги ЖКХ. Здесь указать среднее значение сложно. В оплату услуг ЖКХ входит весь перечень, представленный в ежемесячной жировке. Все зависит от квадратных метров, условий жизни и даже погоды на улице. Сколько воды, газа и электричества вы используете ежемесячно, мы рассчитать не можем.

По словам заместителя гендиректора «Белэнерго» Сергея Шебеко, на данный момент белорусы возмещают около 80% затрат на потребляемую электроэнергию, 20% – на тепловую. В этом году был подписан указ № 473 «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2018 год». Планируется, что новые тарифы позволят в 2018 году обеспечить уровень возмещения населением затрат по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг в размере более 70%. Остальное субсидируется государством. Субсидии предоставляются гражданам при условии, что ежемесячная сумма коммунальных платежей превышает 20% их среднемесячного совокупного дохода в городе и 15% – в сельской местности. То есть для минчанина коммуналка обойдется в 185,36 рубля при номинальной зарплате в 926,8 рубля. А от зарплаты, полученной на руки (797,03 рубля) после ЖКХ останется 611,67 рубля.

Транспортный налог или налог на авто. Так в народе называют обязанность собственников автотранспортных средств оплачивать госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Половина суммы от этого налога уходит в республиканский бюджет, а вторая половина – в местный. Ставки налога разнятся для юридических и физических лиц, для автомобилей с разным весом и разных категорий. Размер налога напрямую зависит от базовой величины (24,5 рубля на данный момент). Льготы на дорожный налог в размере 50% от основной ставки имеют пенсионеры по возрасту и инвалиды. Также льготами пользуется государственный общественный транспорт, транспорт медицинской помощи, вооруженных сил и предназначенный для передвижения людей с инвалидностью.

Если у вас автомобиль весом от 1 до 2 тонн, то придется заплатить 147 рублей за год использования транспортного средства. То есть 12,25 за месяц. Напомним, что после оплаты ЖКХ от средней зарплаты осталось 611,67 рубля, а после транспортного налога – уже 599,42 рубля.

Итого на повседневные расходы среднестатистическому белорусу остается на месяц 599,42 рубля (почти 300$).

Земельный налог. Платят его все, однако сумма рассчитывается для каждого индивидуально. Для этого необходимо знать актуализированную кадастровую стоимость в белорусских рублях (рыночная стоимость объекта недвижимости, построенного на определенном земельном участке). Есть несколько способов рассчитать стоимость земельного налога. Подробнее об этом можно узнать здесь. Владельцы земельных участков платят налог раз в год.

Ставки земельного налога для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год для жилой многоквартирной зоны:
• при кадастровой стоимости земельных участков менее 41 440 белорусских рублей за гектар – устанавливается в размере 10,36 белорусского рубля за гектар.
• при кадастровой стоимости земельных участков 41 440 белорусских рублей за гектар и выше – устанавливается в размере 0,025 % (от кадастровой стоимости земель).
для жилой усадебной зоны:
• при кадастровой стоимости земельных участков менее 20 720 белорусских рублей за гектар – устанавливается в размере 20,72 белорусского рубля за гектар.
• при кадастровой стоимости земельных участков 20 720 белорусских рублей за гектар и выше – устанавливается в размере 0,1 % (от кадастровой стоимости земель).

В ежемесячной жировке можно увидеть сумму земельного налога, который платят жители квартир. То есть сумма земельного налога делится между всеми владельцами жилой площади на данном участке. Обычно это не более 1 рубля в месяц.

Налог на недвижимость. Его платят все, у кого есть недвижимость. Объектами налогообложения считаются здания и сооружения, а также машиноместа. Налог на недвижимость рассчитывается по годовой ставке: 1% для организаций, 0,1% для физических лиц от стоимости объекта недвижимости. При расчете суммы налога требуется правильно определить стоимость имущества. Оплата происходит раз в год.

Освобождаются от налогообложения объекты недвижимости:
• помещения в многоквартирных домах, находящиеся в собственности физических лиц, но не более одного жилого помещения;
• автодороги общего пользования с обслуживающими, инженерными и защитными сооружениями;
• здания и сооружения в сельской местности, находящиеся в собственности работников (в т.ч. вышедших на пенсию) сельхозпредприятий.
По сути, налог на недвижимость платят только те физические лица, которые являются владельцами частных домов, гаражей или парковочных мест.

Мы не учли налоги индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, налоги, которые платит работодатель за своих сотрудников (еще 34% от номинальной заработной платы) и налоги, например, на собирательство (грибы, ягоды). Однако приведем некоторые цифры, которые помогут представить масштабы налогообложения в Беларуси:

• За 2017 год в бюджет страны составил 44 112,80 рублей, из которых 26 340, 50 было выплачено населением в виде налогов.
• Фонд социальной защиты населения принес еще 12 461,50 рубль.
• Каждый работающий человек отдал 6 054 рубля на налоги.

Как видим, сумма, которую каждый белорус платит в бюджет, оказывается очень даже ощутимой, но отличается в каждом конкретном случае. Просчитать сумму, которую тратите на налоги именно вы, можно здесь.

Источники:
http://lifxil.ru/nalogi-v-belorussii/
http://www.kp.by/daily/26840.7/3882080/
http://mtblog.mtbank.by/skolko-nalogov-platit-kazhdyj-belorus/
http://visasam.ru/emigration/pereezdsng/nalogi-v-gruzii.html

Ссылка на основную публикацию