Сколько стоит бензин в Киргизии и почему он дорожает

Сколько стоит бензин в Киргизии и почему он дорожает

Ещё несколько лет назад в Киргизии бензин был самым дешёвым среди стран СНГ. На 1 февраля 2016 года бензин в Киргизии стоил 33 сома за литр, а в соседнем Узбекистане – 60 сомов. С начала 2018 года он начал стремительно дорожать. В связи с этим участились случаи контрабандного ввоза бензина из Казахстана. Так, в ноябре 2018 года, в процессе досмотра на границе было изъято 1,5 тонны топлива.

Цена топлива напрямую связана с уровнем жизни населения

Сколько топлива ввозится в Кыргызстан?

На протяжении первых четырёх месяцев 2018 года в Кыргызстан было ввезено более 325,8 тыс. тонн нефтепродуктов, из которых более 160 тыс. тонн бензина и 165 тыс. тонн дизеля.

От чего зависят цены на бензин в Кыргызстане?

Есть несколько моментов, влияющих на цены:

  • Цены на горюче-смазочные материалы не зависят от автозаправочных станций. Цены, по которым отпускают продукцию российские заводы по переработке нефти, зависят от торгов на бирже в Санкт-Петербурге. Остановка двух крупных предприятий в 2017 году сильно ударила по цене для покупателей в Кыргызстане.
  • На цену влияют скачки валютного курса. Покупается бензин за валюту, а продаётся в стране за сомы (1 сом равен 0,95 руб. или 0,01 дол.).
  • Цены не зависят от цены на нефть напрямую. В цене бензина стоимость нефти занимает только 6%. Высокий ценник на готовую продукцию, т.е. цена связана только со сложностью технологии его производства.

Факторы, влияющие на цену бензина в Киргизии

Факторы, влияющие на цену топлива в Кыргызстане:

  • Отпускные цены заводов в РФ (55%).
  • Затраты на транспортировку через границу в Кыргызстан (13%).
  • Затраты на перевозку по Кыргызстану (2%).
  • Местные налоги (акциз или НДС) (22%).
  • Расходы на содержание автозаправочных станций (8%).

Вернуться к оглавлению

Причины повышения цены на бензин в 2020 году

Процессы, происходящие в экономике и политике, влияют на повышение стоимости:

  • На российских предприятиях, занимающихся нефтепереработкой, выросла оптово-отпускная стоимость на 10-12%.
  • В Казахстане вырос спрос на российское топливо. Правительство этой страны, пытаясь не допустить кризиса, купило у России 250 тыс. тонн дизельного топлива. Проблемы возникли из-за ремонта на заводе в Павлодаре. При этом в начале 2020 года топливо из Казахстана вывозили бензовозами, и, по словам министра энергетики Казахстана, наблюдался резкий отток топлива из страны.

Стоимость бензина в Кыргызстане в сравнении с другими странами

У киргизов проблемы с поставками топлива из России беспошлинно. Россия перестала продавать дизель без пошлин, поэтому стоимость выросла.

  • Произошёл сезонный рост спроса при общем снижении топливных запасов.
  • Ослабло внимание регуляторов рынка после того, как прошли выборы президента России. Рост цен на внутреннем рынке страны резко усилился.

Вернуться к оглавлению

Как увеличились цены на топливо в Кыргызстане за 2020 год?

За первую половину 2020 года в целом стоимость ГСМ выросла более чем на 4%. Стоимость дизельного топлива увеличилась на 9%.

Цены на дизель выросли на:

  • Бишкек — 11%.
  • Нарынская область — 10%.
  • Ошская область — 5%.

Власти страны пообещали, что в 2020 году перебоев с поставками топлива не будет. Подробнее — в следующем видеосюжете.


Таблица 1. Средние цены на литр бензина с сентября по декабрь 2020 года.

ПериодЦена (сом за литр)
24.09.46
1.10.46,3
8.10.46,3
15.10.46,5
22.10.46,5
29.10.46,5
5.11.47
12.11.47
19.11.47
26.11.47
03.12.47
10.12.47

Как росли цены на топливо в разных городах Киргизии

Сколько стоит бензин в Бишкеке?

Цены в столице Киргизстана представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Стоимость бензина в Бишкеке в 2020 году

Марка топливаЯнварьМайИюньНоябрьдекабрь
Цена (сом)
АИ-9238,541,543,5344,0743,8
Дизель35,542,544,5346,9346,6
СУГ21,2321,752327,0726,6
АИ-9540,543,345,54646
АИ-9849-5050

Таблица 3. Топливные цены на бензин в Бишкеке у разных компаний

КомпанияЯнварь 2018Июнь 2018Ноябрь 2018Декабрь 2018
АИ-92АИ-95АИ-92АИ-95АИ-92АИ-95АИ-92АИ-95
Газпром нефть39-404244-45474447
Роснефть3941
Бишкек Петролеум39-4041-4243-44464346
Ред Петролеум38-3940-41
Партнер Нефть44-45464445-46

Ожидается ли снижение на бензин в Киргизии? О чём беспокоятся местные жители? Ответы на эти и другие вопросы — в следующем видеоматериале.


Даже несмотря на повышение цены в 2020 году, цены на бензин не самые высокие в мире.

Таблица 4. Цены на бензин в различных странах мира

СтранаЦена (в дол. за 1 литр)
Туркменистан0,28
Кувейт0,34
Нигерия0,46
Азербайджан0,54
Кыргызстан0,64
Беларусь0,61
Россия0,65
Армения0,78
Грузия0,81
Узбекистан1

Сколько стоит топливо в разных странах

Кому выгодна реализация бензина в Кыргызстане?

Государство получает около 22% от цены топлива (сборы и налоги). С 2011 по 2016 год акциз на бензин вырос почти в 5 раз.

Маржа (разница между ценой и себестоимостью) для сетей автозаправочных станций в Кыргызстане составляет только 5%, в России – 15%.

Основные сети заправочных станций:

  • Петролеум.
  • Бишкек Петролеум.
  • КыргызМунай.
  • Газпром нефть Азия.
  • Партнер нефть.
  • Роснефть.

Стоимость бензина на заправках в столице Кыргызстана

Что нужно, чтобы получить водительские права в Кыргызстане?

Получение прав напрямую зависит от цены на используемое топливо:

  • От 3 до 5 тыс. сомов в зависимости от категории.
  • Для иностранца получение прав обойдётся дороже – около 8 тыс. сомов.
  • Нужно оплачивать бензин, который используется в процессе обучения. Так, за каждые 20 часов обучения на водителя автобуса (категория D) нужно будет оплатить стоимость 100 литров бензина.

Вернуться к оглавлению

Как влияет использование бензина на экологию страны?

В связи со сложной экологической ситуацией в Бишкеке, планируется запрет общественного транспорта на бензине или дизеле. Предлагается их перевод на газ в течение полугода.

Нехватка бензина и рост цен на него заставляют задуматься об альтернативе. Рекомендуем посмотреть следующее видео.

Пока Бишкек договаривается об импорте бензина, в стране процветает его контрабанда

Начавшееся в Казахстане со второй половины прошлого года превышение объемов производства бензина над его потреблением, связанное с завершением модернизации отечественных НПЗ, заставило власти республики задуматься о снятии эмбарго на его экспорт в страны СНГ. С каждой страной-импортёром необходимо подписать соглашения с прописанными в них объёмами поставок казахстанского бензина.

Руководством «КазМунайГаза» заявлялось, что «с осени 2018 года мы сможем спокойно экспортировать эту продукцию, прежде всего в близлежащие страны – это Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан». Первой страной-получателем должен был стать Кыргызстан. Однако прошла осень, зима, началась весна, но официальных поставок бензина как не было, так и нет. Очередной раунд переговоров с Киргизией намечен на конец марта.

Ежегодная потребность КР в светлых нефтепродуктах – свыше 1 млн. тонн, 60% из которых бензин, 40% – дизельное топливо. В стране пять (три на юге и два на севере) нефтеперерабатывающих заводов, но их мощности («Джунда» – 800 тыс. тонн в год, Токмокского – 450 тыс., Кантского – 300 тыс., «Кыргыз Петролиум» – 300 тыс., Джалал-Абадского – 60 тыс.) раз в 15 превышают фактические объемы производства.

Главная причина этого – недостаток местного сырья. Предприятия работают нестабильно, загруженность имеющихся мощностей зачастую не превышает 25%. В Киргизии добывают нефть, но объемы настолько малы, что обеспечить потребности заводов они неспособны. Пик добычи нефти пришелся на 1958 год. Тогда было добыто 498 тыс. тонн нефти. В настоящее время на эксплуатируемых уже почти 70 лет 17 месторождениях страны (расположенных на юге Джалал-Абадской и на севере Баткенской областей) ежегодно добывается около 130 тыс. тонн нефти. Сегодня их ресурсы выработаны на 70%, а практически все оставшиеся запасы нефти являются трудно извлекаемыми. Их добыча требует применения специальных технологий и, соответственно, дополнительных затрат.

У НПЗ «Джунда» нет своей сырьевой базы, поэтому нефть покупают на казахстанском и российском рынках

Нефть в Кыргызстане добывает ОАО «Кыргызнефтегаз», но компании выгоднее продавать сырье, чем отправлять его на переработку. Так, в 2017 году компания в месяц экспортировала 1,2 тыс. тонн нефти, получив годовую прибыль около 36 млн. сомов. Импорт сырья есть, но это не столько нефть, сколько полуфабрикат. Киргизия закупает в Казахстане мазут и дорабатывает его на своих НПЗ. Такой вариант обеспечения заводов сырьем является более выгодным, чем поставки российской, казахстанской или китайской нефти, которая может идти только по мировым ценам и с соответствующими пошлинами.

Отечественные НПЗ не обеспечивают потребность Кыргызстана в топливе даже на 20%. При этом заводы производят нефтепродукты класса К-2 и К-3, по качеству значительно уступающие импортируемым из России. В частности, на введенном в строй в 2014 году НПЗ «Джунда» работает подаренная Китаем советская установка производства 60-70-х годов прошлого столетия. Проблемы с поставками сырья и качеством нефтепродуктов делают производство нефтепродуктов в стране неконкурентоспособным ни по качеству, ни по цене. По итогам 2018 года в республике было произведено 429,8 тыс. тонн ГСМ: бензина – 219,9 тыс. тонн, дизельного топлива – 77,7 тыс. тонн, мазута – 132,2 тыс. тонн.

Потребности внутреннего рынка республики в нефтепродуктах практически более чем на 80% покрываются за счет привозного (в основном из России) топлива, которое, как правило, поступает по железной дороге транзитом через Казахстан. При этом сегодня нефтетрейдеры платят за этот транзит более 90 долларов за тонну. Для внутренних перевозчиков тариф в 3 раза дешевле. Однако в правительстве не поднимают вопрос ни о снижении этих тарифов, ни о введении прописанного в нормах ЕАЭС унифицированного тарифа на транспортировку. А ведь Киргизия ежемесячно импортирует от 70 до 100 тыс. тонн горюче-смазочных материалов.

В минувшем декабре Россия и Кыргызстан согласовали объемы беспошлинных поставок нефтепродуктов на текущий год на уровне 2018 года: бензин – 460 тыс. тонн, дизтопливо – 485 тыс., авиатопливо – 100 тыс., нефть – 50 тыс. тонн. Понятно, что цены на топливо напрямую зависят не от автозаправочных станций, а от цен заводов-поставщиков нефтепродуктов в России и потому находятся примерно на одном с ней уровне. Кроме того, на стоимость влияет колебание курсов валют, поскольку бензин закупается нефтетрейдерами за доллары, а продается – за сомы. Напомним, что в 2018 году дизельное топливо подорожало на 18,5%, бензин – на 9,5%.

По данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, за январь-февраль в страну было импортировано 164,6 тыс. тонн нефтепродуктов, из них бензина – 88,9 тыс. тонн, дизтоплива – 75,6 тыс. тонн. Несмотря на то, что легально работающие нефтетрейдеры полностью обеспечивают потребности внутреннего рынка республики в ГСМ, в страну завозятся большие объемы контрабандного топлива. Так, только в первой половине 2018 года было выявлено более 40 фактов незаконного ввоза ГСМ из Казахстана в количестве свыше 136 тыс. тонн.

Вместе с тем Ассоциацией нефтетрейдеров общий объем нелегального импорта ГСМ оценивается в 250-300 тыс. тонн ежегодно, что составляет до трети всего объема внутреннего рынка. Кроме того, бензин поставляется в страну под кодами ТНВЭД не облагаемых налогами различных химических веществ (газоконденсата, различных растворителей и присадок).

Именно ввозом контрабандной продукции аналитики объясняют наблюдаемое в республике снижение розничных цен на топливо. Так, по данным Global Petrol Prices, если в декабре 2018 года бензин стоил 46,5 сома, то в конце февраля нынешнего года – 43,9 сома за литр.

Весомые объемы контрабандных поставок идут из Казахстана, где Аи-92 стоит около 28 сомов за литр. Столь низкие по сравнению с Киргизией цены обусловлены рядом факторов, которые не распространяются на экспортные поставки. Среди них – низкий уровень налогообложения (акциз на бензин в 5 раз, а на дизель в 3 раза ниже), собственная сырьевая база для НПЗ, девальвация тенге по отношению к иностранным (в том числе и киргизскому сому) валютам. И пока ведомства обеих стран ведут вялотекущие переговоры о поставках бензина, его излишки из Казахстана без официального контроля, уплаты налогов и особых проблем перетекают в Киргизию. В Ассоциации нефтетрейдеров Кырзызстана отмечают, что нелегальный поток ГСМ охватывает не только граничащие с Казахстаном северные регионы республики, но и достигает ее южных областей.

После подписания соглашения и организации поставок ожидать выравнивания цен на ГСМ с их уровнем в Казахстане не следует. Поскольку разница даже в 2-3 сома за литр привлекательна для любого автовладельца, то клиенты у контрабандистов были, есть и будут. Поэтому говорить о ценовой конкуренции внутри Киргизии и выдавливании России с топливного рынка этой страны не приходится.

Тем более что в марте текущего года на российском рынке нефтепродуктов возобновился рост отпускных цен на НПЗ. Стоимость бензина по оптовым контрактам с поставкой в марте увеличилась на 3%, дизельное топливо подорожало на 6%. С целью снижения контрабандных поставок топлива в КР следует активизировать переговоры и ускорить заключение соглашения о беспошлинных поставках нефти и нефтепродуктов из Казахстана в Киргизию.

Цены на “горючку” ползут вверх. Почему дорожают ГСМ в Кыргызстане

Каждый автовладелец в Кыргызстане заметил, что за последний месяц стоимость бензина в зависимости от марки увеличилась от 50 тыйынов до одного сома за литр. Хуже обстоят дела с дизельным топливом. С сентября цена на него выросла с 29,6 до 36 сомов за литр.

В Ассоциации нефтетрейдеров утверждают, что это связано с повышением закупочной стоимости ГСМ на российском рынке.

Напомним, весь объем горюче-смазочных материалов в республику поступает из России на беспошлинной основе. Что касается бензина, партнер по ЕАЭС установил высокий уровень экспортного паритета, то есть экспортное направление сейчас для российских нефтеперерабатывающих заводов более выгодное. Увеличился спрос не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Цены поползли вверх не только в Кыргызстане, но и в РФ.

“С дизельным топливом сложнее. НПЗ России перешли уже на выпуск зимнего и межсезонного топлива, которое по себестоимости дороже других видов. В странах Центральной Азии из-за теплого климата владельцы автомобилей до сих пор успешно используют летний дизель. Однако объемы его сократились и потребность всех желающих покрыть не в состоянии. При небольшом предложении сохранился высокий спрос и цены соответственно выросли”, – рассказывает исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Улан Кулов.

Стоимость барреля Brent в ходе торгов на Лондонской бирже выросла больше чем на 5%, достигнув отметки в $47

“Запасы горюче-смазочных материалов в республике постоянно поддерживаются на уровне одного месяца. Ситуация на ноябрь понятна, а что ожидает автовладельцев в декабре, пока не знаем. Данные получим в конце этого месяца”, – говорит Кулов.

Кыргызстан закупает в России ГСМ по достаточно высоким расценкам, считает в свою очередь экономический эксперт Джумакадыр Акенеев.

По его словам, средняя стоимость “горючки” в республике на 25-30% выше тех цен, которые должны быть при существующих ценах на нефть. Россия удерживает цены, и это понятно – все-таки доходная часть бюджета.

Ежемесячно в республику завозят 80 тысяч тонн ГСМ. 60% – бензина, 40% – дизельного топлива. Самая популярная марка бензина АИ-92 составляет 80% от объема импортируемого бензина.

“Я не думаю, что будет сильно дорожать. Цены поднимутся еще в пределах 5-8%. Главное для Кыргызстана, запустить два наших нефтеперерабатывающих завода. “Джунда” в Кара-Балте и НПЗ в Токмаке. Они полностью рабочие. Главное, что Россия дала добро на беспошлинную поставку полутора миллиона тонн сырой нефти по мировым ценам для этих заводов”, – считает Акенеев.

Заводы принадлежат Китаю, и по каким-то причинам руководство предприятий согласие на получение российской нефти не дает. Эксперт полагает, что если бы удалось запустить эти промышленные объекты, ГСМ подешевели бы на 30-40% по сравнению с отпускными ценами России. Предпосылки для этого есть: дешевая электроэнергия и рабочая сила, отсутствие акцизных налогов. Но резко снижать стоимость топлива нельзя. Сейчас в Кыргызстан контрабандой попадает дешевый бензин из Казахстана, и в случае существенного падения цен картина изменится зеркально. Наш бензин окажется за границей, тем же самым контрабандным путем.

В то время как в мире нефть дешевеет, почему в Кыргызстане дорожает бензин?

В мире с каждым днем снижается цена на нефть, но в Кыргызстане, наоборот, цена бензина только повышается. 4 месяца назад на мировых рынках стоимость барреля нефти в среднем составляла 115 долларов, а на сегодняшний день упала до 85 долларов. Ну а цена на бензин в Кыргызстане с начала года повысилась на 19%, точнее, на 8 сомов, 1 литр бензина стоит больше 50 сомов. Почему удешевление на мировых рынках не оказывает влияния на Кыргызстан?

Причины подорожания

Кыргызстан нуждается в 1 млн тонн бензина в год. Все 100% мы получаем из России. Повышение цен в настоящий момент зависит также от России. Об этом сообщил руководитель ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Медетбек Керимкулов. «Цены начали повышаться с июля, начиная с завершения первого полугодия. Причиной резкого роста цен стала аварийная остановка завода в Ачинске. Кроме того, в связи с ремонтными работами с начала сентября на нескольких заводах, они сократили объем производства. На сегодня большинство заводов стоят на ремонте. В этой связи образовался дефицит и в самой России. В весенне-летнее время расширяются регионы, куда поставляется ГСМ, поэтому оказывает влияние также сезонный фактор. Не могло не оказать воздействия также повышение курса доллара США. Возьмем только последние 2 месяца, доллар вырос на 2,7 сомов. В соответствии с постановлением правительства от 15 мая, повлияло также подорожание активов», – говорит Керимкулов.

Ну а депутат Жогорку Кенеша Равшан Жээнбеков считает: несмотря на удешевление нефти в мире, у нас повышается цена на бензин, это связано с ведением работы в Кыргызстане только одним монополистом. «В Кыргызстан бензин поставляет только одна компания, только одно государство. Это – монополия. В монополии лишь монополист ставит цену, захочет привезти – привезет, не захочет – не привезет, потому что нет ни одного конкурента. Захочет – использует как политическое оружие. Монополист не глядит на мировые цены, экономические законы. Для него важен только собственный интерес. В итоге цены повышаются с каждым днем, и еще повысятся», – говорит депутат.

Материалы на тему

Метки

Какие меры принимаются?

Ассоциация кыргызских нефтетрейдеров отмечает старания по удержанию розничных цен на бензин, не допуская подорожания. «Во-первых, мы пополняем нефтяные запасы. В Кыргызстане в общей сложности имеем 40 нефтебаз. Во-вторых, мы получаем нефть не с одного лишь завода, а поставляем и с других заводов, диверсифицируем. В то время как на заводах растут цены, мы стараемся не допускать роста розничных цен за счет собранных запасов и убыточных продаж. Здесь и правительство должно помочь. Когда растут цены, с целью пополнения внутреннего рынка необходимо временно запретить вывоз на экспорт бензина. Потому что бензин вывозится с заводов, несмотря на неполное вступление в работу строящегося Китаем завода в Кара-Балте, а также с нефтеперерабатывающего завода в Джалал-Абаде. Эти заводы необходимо обеспечить сырой нефтью. Чтобы бензин не уходил контрабандным путем в соседние страны, необходимо усилить дорожный контроль», – считает руководитель ассоциации нефтетрейдеров Медетбек Керимкулов.

«Надо избавиться от монополиста»

Депутат Равшан Жээнбеков предлагает другие пути выхода из этой ситуации. По его словам, правительство должно жестко контролировать монополиста. «Надо ввести на кыргызский рынок конкурирующие компании. Необходимо создать условия для компаний из Китая, Ирана и Азербайджана, пригласить их. На мировых рынках нефть дешевеет, в конце концов, цена стабилизируется. В таком случае нам необходимо переходить на получение бензина на мировых рынках, перейти на работу по мировым механизмам. Мы должны уйти от монополии одного государства, одной компании», – говорит народный представитель.

Разве нельзя поставлять из других стран?

Россия стала монополистом в обеспечении Кыргызстана бензином, поэтому мы обратились к специалистам с вопросом: «А разве нет путей поставок бензина из других стран?» Много лет руководивший ассоциацией кыргызских нефтетрейдеров, специалист по экономике Жумакадыр Акенеев рассказал, что сейчас пока кроме России нет другой более подходящей страны для поставок бензина в Кыргызстан. «Мы долго исследовали данный вопрос. До этого и из Казахстана получали в меньших объемах ГСМ. Но в последние 5-6 лет Казахстан под предлогом: «Нам самим не хватает», – наложил запрет на экспорт. Они производят в 3 раза больше своих потребностей. Но оставшийся после себя бензин продают дорого в Афганистан. Поэтому в последнее время мы 100% получаем из России. Кроме того, и Азербайджан согласен давать бензин Кыргызстану. Но оттуда нет поезда, автодорог, поэтому бензин выйдет на 30-40% дороже, чем нынче поставляемый из России. Пока для нас это неудобный путь», – говорит Акенеев. Наряду с этим он дополняет, что если Кыргызстан войдет в Таможенный союз, то будут созданы условия для беспрепятственной поставки бензина через Казахстан.

Цена понизится?

Медетбек Керимкулов говорит, что цены зависят от заводов в России. «Мы всегда в конце месяца получаем расценки на бензин на следующий месяц. В конце октября станут известны цены на ноябрь. Если заводы дадут нам по низким ценам, то и на нашем внутреннем рынке упадут цены. Вот мы берем дизельное топливо дешевле, и на внутреннем рынке его цена не поднялась. Мы также не платим таможенных пошлин, в этом отношении Россия предоставила нам льготы. Если бы добавили таможенные пошлины, то цены были бы еще выше. А если мы вступим в Таможенный союз, то цены понизятся», – сказал Керимкулов. Нефтетрейдеры уверяют, что хотя цены повышаются, но дефицита не будет. По их словам, в Кыргызстан ввозятся необходимые объемы.

Какие цены у соседей?

В соседних странах цены на бензин выше, чем у нас. В Узбекистане 1 литр бензина марки 80 стоит 61 сом, марки 92 – 82 сома, а 1 литр дизельного топлива составляет 68 сомов. Ну а в Таджикистане 1 литр бензина марки 80 – 68,6 сомов, марки 92 – 69,4 сомов, дизельное топливо стоит 65,6 сомов. Цены в Казахстане еще выше: бензин марки 80 стоит 89 сомов, бензин марки 92 – 128 сомов, ну а дизельное топливо стоит 115 сомов.

Запрет на экспорт нефти. Куда уходят ГСМ из Кыргызстана

Министерство экономики предлагает ввести полугодовой запрет на вывоз сырой нефти в Таджикистан и Узбекистан. Нефтеперерабатывающие отечественные заводы простаивают, в то время как добытую нефть увозят в соседние республики. Объемы хоть и незначительные, но продаваться не должны.

ИА «24.kg» попыталось разобраться, чем обусловлен запрет и может ли он повлиять на цены на бензин.

Нефть дорожает

ГСМ ввозятся в Кыргызстан только из России. Стоимость выросла из-за повышения отпускных цен на российских нефтеперерабатывающих заводах. В КР добывают нефть, но ее объемы настолько мизерные, что покрыть потребность заводов неспособны.

По данным Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования, потребность в сырой нефти составляет около 1,5 миллиона тонн. Ежегодная добыча — 130 тысяч тонн. Нефтеперерабатывающие заводы фактически загружены на 50–70 процентов. При этом нефть выгоднее отправить на экспорт, чем переработать в стране.

Запасы неразведанных ресурсов нефти и газа составляют около 289 миллионов тонн условного топлива. Работают 15 нефтегазовых месторождений с разведанными промышленными запасами нефти в 11,6 миллиона тонн нефти и 4,9 миллиарда кубометров природного газа. Их ресурсы выработаны на 70 процентов. Оставшиеся запасы нефти являются трудноизвлекаемыми.

Как рассказал ИА «24.kg» заместитель председателя ГКПЭН Алымбек Орозбеков, запрет на экспорт нефти поможет местным заводам увеличить переработку сырья.

«Сырая нефть должна идти на наши заводы, чтобы добавочная стоимость оставалась в стране. Для чего тогда нам НПЗ, если они не работают даже на половину своей мощности? На мировом рынке цены на нефть растут. В России оптовые цены поднимаются, что повлияло и на нас», — отметил он.

Введя запрет, Кыргызстан сможет какую-то часть потребности в ГСМ перекрыть собственным сырьем.

Кыргызстан прорабатывает с Россией вопрос поставки сырой нефти, но для российской экономики это невыгодная сделка. Рентабельнее продавать светлые нефтепродукты.

«Если мы будем ориентироваться только на наши заводы, качественного бензина не будет. Ситуация еще больше усугубится. Из России поступает бензин высокого качества», — сказал Алымбек Орозбеков.

Зато свое

«Скоро у фермеров начнутся уборочные работы. Если нефть будут перерабатывать в Кыргызстане, увеличится количество светлых нефтепродуктов. Остатки от переработки будут использованы для подготовки к осенне-зимнему периоду», — считает Алымбек Орозбеков.

Однако в анализе регулятивного воздействия отмечены и отрицательные стороны. В первую очередь они касаются нефтедобывающих компаний. Введение запрета установит нормативные барьеры для предпринимателей, планирующих вывозить сырую нефть отечественного производства на экспорт, что приведет к коррупционным рискам.

Более того, это может привести к спорам между закупщиками сырой нефти отечественного производства и добывающими организациями.

Полный запрет сделает невозможными внешнеторговые сделки, по которым, возможно, уже оплачены авансы.

Министр экономики КР Олег Панкратов считает, что введение запрета не окажет существенного влияния на цены, но поможет нефтеперерабатывающим заводам.

«Есть конкурентная борьба, производители хотят получать сырье дешевле. Регулирование местной торговли вводится для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Объемы не велики, чтобы повлиять на снижение цен на ГСМ. 20-30 тысяч тонн на цену существенного влияния не окажут. Наша цель — создать конкурентный рынок, чтобы появились альтернативные поставщики. Конкуренция приведет к снижению стоимости топлива», — рассказал он ИА «24.kg».

По его словам, Министерство экономики прорабатывает вопрос поставки ГСМ из Казахстана. Цены в России растут. Одновременно прорабатываем механизмы, чтобы обеспечить сырой нефтью местные заводы. Цены постепенно будут стабилизироваться.

Убытки нефтедобытчиков

«Из Ляйлякского района невыгодно оправлять нефть на переработку в Джалал-Абад. За каждый переработанный литр убыток составляет 3,5 сома. К тому же дорога загружена, транспортировать топливо неудобно», — отметил он.

Продавая сырую нефть, «Кыргызнефтегаз» зарабатывает 3-4 сома за литр. Ежегодная прибыль составляет 36 миллионов сомов.

Контрабандный путь

«Больших поставок нефти нет, если только какая-то контрабанда. Продают именно отечественную нефть», — рассказал Алымбек Орозбеков.

С начала года выявлено 40 фактов незаконного ввоза ГСМ в Кыргызстан из Казахстана в количестве 136 тысяч 335 литров без соответствующих документов. В 2017-м вывезено 214,5 тысячи литров ГСМ.

Топливо из России поступает в Кыргызстан железнодорожными цистернами, а потом уже местные грузоперевозчики поставляют его в Таджикистан.

Бытует мнение, что Кыргызстан продает беспошлинное топливо в соседние страны. Министр экономики далек от этой мысли.

«Беспошлинно нам отправляют в рамках квоты для покрытия собственной потребности. Если будем экспортировать этот объем, к концу года топлива не останется для нужд кыргызстанцев», — пояснил Олег Панкратов.

Он добавил, что раньше существовала большая проблема с контрабандой в Таджикистан, потому что у республики не было договоренности о беспошлинных поставках из России. «Теперь такое соглашение есть. Вывоз топлива из КР сократился, но все же какие-то источники контрабандного вывоза остались. Хотя контрабанда значительно сократилась», — отметил министр экономики.

Ожидается, что запрет на экспорт сырой нефти введут в конце июля. Пока Минэкономики воспользовалось сезонным спросом на ГСМ. Однако чиновники не исключают, что запрет могут продлить на неопределенное время.

Источники:
http://www.ritmeurasia.org/news--2019-03-12--poka-bishkek-dogovarivaetsja-ob-importe-benzina-v-strane-procvetaet-ego-kontrabanda-41526
http://www.vb.kg/doc/350437_ceny_na_goruchky_polzyt_vverh._pochemy_dorojaut_gsm_v_kyrgyzstane.html
http://www.gezitter.org/economics/34352_v_to_vremya_kak_v_mire_neft_desheveet_pochemu_v_kyirgyizstane_dorojaet_benzin/
http://24.kg/ekonomika/89187_zapret_naeksport_nefti_kuda_uhodyat_gsm_izkyirgyizstana/
http://visasam.ru/emigration/pereezdsng/benzin-v-ukraine.html

Ссылка на основную публикацию