Сколько стоит бензин в Киргизии и почему он дорожает
Ещё несколько лет назад в Киргизии бензин был самым дешёвым среди стран СНГ. На 1 февраля 2016 года бензин в Киргизии стоил 33 сома за литр, а в соседнем Узбекистане – 60 сомов. С начала 2018 года он начал стремительно дорожать. В связи с этим участились случаи контрабандного ввоза бензина из Казахстана. Так, в ноябре 2018 года, в процессе досмотра на границе было изъято 1,5 тонны топлива.
Цена топлива напрямую связана с уровнем жизни населения
Сколько топлива ввозится в Кыргызстан?
На протяжении первых четырёх месяцев 2018 года в Кыргызстан было ввезено более 325,8 тыс. тонн нефтепродуктов, из которых более 160 тыс. тонн бензина и 165 тыс. тонн дизеля.
От чего зависят цены на бензин в Кыргызстане?
Есть несколько моментов, влияющих на цены:
- Цены на горюче-смазочные материалы не зависят от автозаправочных станций. Цены, по которым отпускают продукцию российские заводы по переработке нефти, зависят от торгов на бирже в Санкт-Петербурге. Остановка двух крупных предприятий в 2017 году сильно ударила по цене для покупателей в Кыргызстане.
- На цену влияют скачки валютного курса. Покупается бензин за валюту, а продаётся в стране за сомы (1 сом равен 0,95 руб. или 0,01 дол.).
- Цены не зависят от цены на нефть напрямую. В цене бензина стоимость нефти занимает только 6%. Высокий ценник на готовую продукцию, т.е. цена связана только со сложностью технологии его производства.
Факторы, влияющие на цену бензина в Киргизии
Факторы, влияющие на цену топлива в Кыргызстане:
- Отпускные цены заводов в РФ (55%).
- Затраты на транспортировку через границу в Кыргызстан (13%).
- Затраты на перевозку по Кыргызстану (2%).
- Местные налоги (акциз или НДС) (22%).
- Расходы на содержание автозаправочных станций (8%).
Вернуться к оглавлению
Причины повышения цены на бензин в 2022 году
Процессы, происходящие в экономике и политике, влияют на повышение стоимости:
- На российских предприятиях, занимающихся нефтепереработкой, выросла оптово-отпускная стоимость на 10-12%.
- В Казахстане вырос спрос на российское топливо. Правительство этой страны, пытаясь не допустить кризиса, купило у России 250 тыс. тонн дизельного топлива. Проблемы возникли из-за ремонта на заводе в Павлодаре. При этом в начале 2022 года топливо из Казахстана вывозили бензовозами, и, по словам министра энергетики Казахстана, наблюдался резкий отток топлива из страны.
Стоимость бензина в Кыргызстане в сравнении с другими странами
У киргизов проблемы с поставками топлива из России беспошлинно. Россия перестала продавать дизель без пошлин, поэтому стоимость выросла.
- Произошёл сезонный рост спроса при общем снижении топливных запасов.
- Ослабло внимание регуляторов рынка после того, как прошли выборы президента России. Рост цен на внутреннем рынке страны резко усилился.
Вернуться к оглавлению
Как увеличились цены на топливо в Кыргызстане за 2022 год?
За первую половину 2022 года в целом стоимость ГСМ выросла более чем на 4%. Стоимость дизельного топлива увеличилась на 9%.
Цены на дизель выросли на:
- Бишкек — 11%.
- Нарынская область — 10%.
- Ошская область — 5%.
Власти страны пообещали, что в 2022 году перебоев с поставками топлива не будет. Подробнее — в следующем видеосюжете.
Таблица 1. Средние цены на литр бензина с сентября по декабрь 2022 года.
Период | Цена (сом за литр) |
24.09. | 46 |
1.10. | 46,3 |
8.10. | 46,3 |
15.10. | 46,5 |
22.10. | 46,5 |
29.10. | 46,5 |
5.11. | 47 |
12.11. | 47 |
19.11. | 47 |
26.11. | 47 |
03.12. | 47 |
10.12. | 47 |
Как росли цены на топливо в разных городах Киргизии
Сколько стоит бензин в Бишкеке?
Цены в столице Киргизстана представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2. Стоимость бензина в Бишкеке в 2022 году
Марка топлива | Январь | Май | Июнь | Ноябрь | декабрь |
Цена (сом) | |||||
АИ-92 | 38,5 | 41,5 | 43,53 | 44,07 | 43,8 |
Дизель | 35,5 | 42,5 | 44,53 | 46,93 | 46,6 |
СУГ | 21,23 | 21,75 | 23 | 27,07 | 26,6 |
АИ-95 | 40,5 | 43,3 | 45,5 | 46 | 46 |
АИ-98 | 49-50 | 50 |
Таблица 3. Топливные цены на бензин в Бишкеке у разных компаний
Компания | Январь 2018 | Июнь 2018 | Ноябрь 2018 | Декабрь 2018 | ||||
АИ-92 | АИ-95 | АИ-92 | АИ-95 | АИ-92 | АИ-95 | АИ-92 | АИ-95 | |
Газпром нефть | 39-40 | 42 | 44-45 | 47 | 44 | 47 | ||
Роснефть | 39 | 41 | ||||||
Бишкек Петролеум | 39-40 | 41-42 | 43-44 | 46 | 43 | 46 | ||
Ред Петролеум | 38-39 | 40-41 | ||||||
Партнер Нефть | 44-45 | 46 | 44 | 45-46 |
Ожидается ли снижение на бензин в Киргизии? О чём беспокоятся местные жители? Ответы на эти и другие вопросы — в следующем видеоматериале.
Даже несмотря на повышение цены в 2022 году, цены на бензин не самые высокие в мире.
Таблица 4. Цены на бензин в различных странах мира
Страна | Цена (в дол. за 1 литр) |
Туркменистан | 0,28 |
Кувейт | 0,34 |
Нигерия | 0,46 |
Азербайджан | 0,54 |
Кыргызстан | 0,64 |
Беларусь | 0,61 |
Россия | 0,65 |
Армения | 0,78 |
Грузия | 0,81 |
Узбекистан | 1 |
Сколько стоит топливо в разных странах
Кому выгодна реализация бензина в Кыргызстане?
Государство получает около 22% от цены топлива (сборы и налоги). С 2011 по 2016 год акциз на бензин вырос почти в 5 раз.
Маржа (разница между ценой и себестоимостью) для сетей автозаправочных станций в Кыргызстане составляет только 5%, в России – 15%.
Основные сети заправочных станций:
- Петролеум.
- Бишкек Петролеум.
- КыргызМунай.
- Газпром нефть Азия.
- Партнер нефть.
- Роснефть.
Стоимость бензина на заправках в столице Кыргызстана
Что нужно, чтобы получить водительские права в Кыргызстане?
Получение прав напрямую зависит от цены на используемое топливо:
- От 3 до 5 тыс. сомов в зависимости от категории.
- Для иностранца получение прав обойдётся дороже – около 8 тыс. сомов.
- Нужно оплачивать бензин, который используется в процессе обучения. Так, за каждые 20 часов обучения на водителя автобуса (категория D) нужно будет оплатить стоимость 100 литров бензина.
Вернуться к оглавлению
Как влияет использование бензина на экологию страны?
В связи со сложной экологической ситуацией в Бишкеке, планируется запрет общественного транспорта на бензине или дизеле. Предлагается их перевод на газ в течение полугода.
Нехватка бензина и рост цен на него заставляют задуматься об альтернативе. Рекомендуем посмотреть следующее видео.
Пока Бишкек договаривается об импорте бензина, в стране процветает его контрабанда
Начавшееся в Казахстане со второй половины прошлого года превышение объемов производства бензина над его потреблением, связанное с завершением модернизации отечественных НПЗ, заставило власти республики задуматься о снятии эмбарго на его экспорт в страны СНГ. С каждой страной-импортёром необходимо подписать соглашения с прописанными в них объёмами поставок казахстанского бензина.
Руководством «КазМунайГаза» заявлялось, что «с осени 2018 года мы сможем спокойно экспортировать эту продукцию, прежде всего в близлежащие страны – это Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан». Первой страной-получателем должен был стать Кыргызстан. Однако прошла осень, зима, началась весна, но официальных поставок бензина как не было, так и нет. Очередной раунд переговоров с Киргизией намечен на конец марта.
Ежегодная потребность КР в светлых нефтепродуктах – свыше 1 млн. тонн, 60% из которых бензин, 40% – дизельное топливо. В стране пять (три на юге и два на севере) нефтеперерабатывающих заводов, но их мощности («Джунда» – 800 тыс. тонн в год, Токмокского – 450 тыс., Кантского – 300 тыс., «Кыргыз Петролиум» – 300 тыс., Джалал-Абадского – 60 тыс.) раз в 15 превышают фактические объемы производства.
Главная причина этого – недостаток местного сырья. Предприятия работают нестабильно, загруженность имеющихся мощностей зачастую не превышает 25%. В Киргизии добывают нефть, но объемы настолько малы, что обеспечить потребности заводов они неспособны. Пик добычи нефти пришелся на 1958 год. Тогда было добыто 498 тыс. тонн нефти. В настоящее время на эксплуатируемых уже почти 70 лет 17 месторождениях страны (расположенных на юге Джалал-Абадской и на севере Баткенской областей) ежегодно добывается около 130 тыс. тонн нефти. Сегодня их ресурсы выработаны на 70%, а практически все оставшиеся запасы нефти являются трудно извлекаемыми. Их добыча требует применения специальных технологий и, соответственно, дополнительных затрат.
У НПЗ «Джунда» нет своей сырьевой базы, поэтому нефть покупают на казахстанском и российском рынках
Нефть в Кыргызстане добывает ОАО «Кыргызнефтегаз», но компании выгоднее продавать сырье, чем отправлять его на переработку. Так, в 2017 году компания в месяц экспортировала 1,2 тыс. тонн нефти, получив годовую прибыль около 36 млн. сомов. Импорт сырья есть, но это не столько нефть, сколько полуфабрикат. Киргизия закупает в Казахстане мазут и дорабатывает его на своих НПЗ. Такой вариант обеспечения заводов сырьем является более выгодным, чем поставки российской, казахстанской или китайской нефти, которая может идти только по мировым ценам и с соответствующими пошлинами.
Отечественные НПЗ не обеспечивают потребность Кыргызстана в топливе даже на 20%. При этом заводы производят нефтепродукты класса К-2 и К-3, по качеству значительно уступающие импортируемым из России. В частности, на введенном в строй в 2014 году НПЗ «Джунда» работает подаренная Китаем советская установка производства 60-70-х годов прошлого столетия. Проблемы с поставками сырья и качеством нефтепродуктов делают производство нефтепродуктов в стране неконкурентоспособным ни по качеству, ни по цене. По итогам 2018 года в республике было произведено 429,8 тыс. тонн ГСМ: бензина – 219,9 тыс. тонн, дизельного топлива – 77,7 тыс. тонн, мазута – 132,2 тыс. тонн.
Потребности внутреннего рынка республики в нефтепродуктах практически более чем на 80% покрываются за счет привозного (в основном из России) топлива, которое, как правило, поступает по железной дороге транзитом через Казахстан. При этом сегодня нефтетрейдеры платят за этот транзит более 90 долларов за тонну. Для внутренних перевозчиков тариф в 3 раза дешевле. Однако в правительстве не поднимают вопрос ни о снижении этих тарифов, ни о введении прописанного в нормах ЕАЭС унифицированного тарифа на транспортировку. А ведь Киргизия ежемесячно импортирует от 70 до 100 тыс. тонн горюче-смазочных материалов.
В минувшем декабре Россия и Кыргызстан согласовали объемы беспошлинных поставок нефтепродуктов на текущий год на уровне 2018 года: бензин – 460 тыс. тонн, дизтопливо – 485 тыс., авиатопливо – 100 тыс., нефть – 50 тыс. тонн. Понятно, что цены на топливо напрямую зависят не от автозаправочных станций, а от цен заводов-поставщиков нефтепродуктов в России и потому находятся примерно на одном с ней уровне. Кроме того, на стоимость влияет колебание курсов валют, поскольку бензин закупается нефтетрейдерами за доллары, а продается – за сомы. Напомним, что в 2018 году дизельное топливо подорожало на 18,5%, бензин – на 9,5%.
По данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, за январь-февраль в страну было импортировано 164,6 тыс. тонн нефтепродуктов, из них бензина – 88,9 тыс. тонн, дизтоплива – 75,6 тыс. тонн. Несмотря на то, что легально работающие нефтетрейдеры полностью обеспечивают потребности внутреннего рынка республики в ГСМ, в страну завозятся большие объемы контрабандного топлива. Так, только в первой половине 2018 года было выявлено более 40 фактов незаконного ввоза ГСМ из Казахстана в количестве свыше 136 тыс. тонн.
Вместе с тем Ассоциацией нефтетрейдеров общий объем нелегального импорта ГСМ оценивается в 250-300 тыс. тонн ежегодно, что составляет до трети всего объема внутреннего рынка. Кроме того, бензин поставляется в страну под кодами ТНВЭД не облагаемых налогами различных химических веществ (газоконденсата, различных растворителей и присадок).
Именно ввозом контрабандной продукции аналитики объясняют наблюдаемое в республике снижение розничных цен на топливо. Так, по данным Global Petrol Prices, если в декабре 2018 года бензин стоил 46,5 сома, то в конце февраля нынешнего года – 43,9 сома за литр.
Весомые объемы контрабандных поставок идут из Казахстана, где Аи-92 стоит около 28 сомов за литр. Столь низкие по сравнению с Киргизией цены обусловлены рядом факторов, которые не распространяются на экспортные поставки. Среди них – низкий уровень налогообложения (акциз на бензин в 5 раз, а на дизель в 3 раза ниже), собственная сырьевая база для НПЗ, девальвация тенге по отношению к иностранным (в том числе и киргизскому сому) валютам. И пока ведомства обеих стран ведут вялотекущие переговоры о поставках бензина, его излишки из Казахстана без официального контроля, уплаты налогов и особых проблем перетекают в Киргизию. В Ассоциации нефтетрейдеров Кырзызстана отмечают, что нелегальный поток ГСМ охватывает не только граничащие с Казахстаном северные регионы республики, но и достигает ее южных областей.
После подписания соглашения и организации поставок ожидать выравнивания цен на ГСМ с их уровнем в Казахстане не следует. Поскольку разница даже в 2-3 сома за литр привлекательна для любого автовладельца, то клиенты у контрабандистов были, есть и будут. Поэтому говорить о ценовой конкуренции внутри Киргизии и выдавливании России с топливного рынка этой страны не приходится.
Тем более что в марте текущего года на российском рынке нефтепродуктов возобновился рост отпускных цен на НПЗ. Стоимость бензина по оптовым контрактам с поставкой в марте увеличилась на 3%, дизельное топливо подорожало на 6%. С целью снижения контрабандных поставок топлива в КР следует активизировать переговоры и ускорить заключение соглашения о беспошлинных поставках нефти и нефтепродуктов из Казахстана в Киргизию.
Цены на “горючку” ползут вверх. Почему дорожают ГСМ в Кыргызстане
Каждый автовладелец в Кыргызстане заметил, что за последний месяц стоимость бензина в зависимости от марки увеличилась от 50 тыйынов до одного сома за литр. Хуже обстоят дела с дизельным топливом. С сентября цена на него выросла с 29,6 до 36 сомов за литр.
В Ассоциации нефтетрейдеров утверждают, что это связано с повышением закупочной стоимости ГСМ на российском рынке.
Напомним, весь объем горюче-смазочных материалов в республику поступает из России на беспошлинной основе. Что касается бензина, партнер по ЕАЭС установил высокий уровень экспортного паритета, то есть экспортное направление сейчас для российских нефтеперерабатывающих заводов более выгодное. Увеличился спрос не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Цены поползли вверх не только в Кыргызстане, но и в РФ.
“С дизельным топливом сложнее. НПЗ России перешли уже на выпуск зимнего и межсезонного топлива, которое по себестоимости дороже других видов. В странах Центральной Азии из-за теплого климата владельцы автомобилей до сих пор успешно используют летний дизель. Однако объемы его сократились и потребность всех желающих покрыть не в состоянии. При небольшом предложении сохранился высокий спрос и цены соответственно выросли”, – рассказывает исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Улан Кулов.
Стоимость барреля Brent в ходе торгов на Лондонской бирже выросла больше чем на 5%, достигнув отметки в $47
“Запасы горюче-смазочных материалов в республике постоянно поддерживаются на уровне одного месяца. Ситуация на ноябрь понятна, а что ожидает автовладельцев в декабре, пока не знаем. Данные получим в конце этого месяца”, – говорит Кулов.
Кыргызстан закупает в России ГСМ по достаточно высоким расценкам, считает в свою очередь экономический эксперт Джумакадыр Акенеев.
По его словам, средняя стоимость “горючки” в республике на 25-30% выше тех цен, которые должны быть при существующих ценах на нефть. Россия удерживает цены, и это понятно – все-таки доходная часть бюджета.
Ежемесячно в республику завозят 80 тысяч тонн ГСМ. 60% – бензина, 40% – дизельного топлива. Самая популярная марка бензина АИ-92 составляет 80% от объема импортируемого бензина.
“Я не думаю, что будет сильно дорожать. Цены поднимутся еще в пределах 5-8%. Главное для Кыргызстана, запустить два наших нефтеперерабатывающих завода. “Джунда” в Кара-Балте и НПЗ в Токмаке. Они полностью рабочие. Главное, что Россия дала добро на беспошлинную поставку полутора миллиона тонн сырой нефти по мировым ценам для этих заводов”, – считает Акенеев.
Заводы принадлежат Китаю, и по каким-то причинам руководство предприятий согласие на получение российской нефти не дает. Эксперт полагает, что если бы удалось запустить эти промышленные объекты, ГСМ подешевели бы на 30-40% по сравнению с отпускными ценами России. Предпосылки для этого есть: дешевая электроэнергия и рабочая сила, отсутствие акцизных налогов. Но резко снижать стоимость топлива нельзя. Сейчас в Кыргызстан контрабандой попадает дешевый бензин из Казахстана, и в случае существенного падения цен картина изменится зеркально. Наш бензин окажется за границей, тем же самым контрабандным путем.
В то время как в мире нефть дешевеет, почему в Кыргызстане дорожает бензин?
![]() |