Стоимость бензина во Франции

Бензин во Франции

В ноябре 2018 года французы вышли на массовые акции против повышения цен на бензин. Протестные движения не прекратились и в декабре и переросли в политическое движение, требующее отставки действующего правительства и реформирования существующей системы.

Власти страны вынуждены были пойти навстречу протестующим. Повышение цен на бензин, запланированное с 1 января 2020 года отменили. Цены на топливо, электроэнергию и газ заморозили на 6 месяцев. Также было принято решение об отсрочке введения новых правил технического контроля автотранспорта.

В 2018 году Франция занимает 3-е место среди стран Европы и 6-е среди крупнейших мировых экономик.

При этом, согласно статистическим данным, растет и благосостояние французов. После кризисных явлений покупательная способность граждан стабильно увеличивается.

Проблемы в экономике есть, но со стороны ситуация выглядит не так печально, как во многих других странах Евросоюза.

Во Франции даже не самый дорогой бензин по сравнению с другими странами Европы:

Основные проблемы экономики:

  • дефицит госбюджета;
  • высокий государственный долг;
  • дефицит внешнеторгового баланса;
  • высокое развитие банковского сектора;
  • высокий уровень налогообложения;
  • «закостенелый» рынок труда;
  • высокий уровень безработицы (особенно среди молодежи).

Можно сделать вывод, что народ Франции протестует не столько из-за повышения цен на топливо (тем более, что правительство пошло на уступки), сколько из-за социального неравенства и нежелания правительства замечать проблемы обычных людей.

В среднем на транспортные расходы французы тратят около 11,6% ежемесячного бюджета. С 01.01.2020 было запланировано увеличить цену на бензин и дизельное топливо соответственно на 2,9 и 6,5 евроцента за литр. При этом за 2018 год цена уже возросла на дизельное топливо — на 23%, а на бензин – на 15%. Расходы на заправку авто у среднестатистической семьи с одним автомобилем выросли приблизительно на 250-300 евро в год. При средней зарплате около 2000 евро в месяц (после уплаты налогов) это ощутимая статья расходов.

Правительство объясняет необходимость повышения цен потребностью стимуляции разработки экологически чистого топлива и снижения зависимости государства от цен на нефть. Конечной целью ставится переход на более экологический вид транспорта, что не по карману сейчас среднестатистическому французу.

Цены на бензин с 2013 года во Франции росли в большей пропорции, чем в других странах Европы:

Особый рост цена на бензин показала именно в 2018 году:

При этом, согласно статистическим данным, растет и благосостояние французов. После кризисных явлений покупательная способность граждан стабильно увеличивается.

Как видно из графика в конце года стоимость бензина заметно просела, что можно связать с беспорядками по поводу цен на топливо. Хотя даже на октябрь-ноябрь 2018 года цена не была самой высокой за последние годы:

МаркаИсторический минимум

Март 2016Исторический максимум

Апрель 201295 – Е101,2061,561 (08.10.2018)951,2291,68981,2841,72

Во Франции цена на бензин формируется не только в зависимости от стоимости сырья. 66% цены – разнообразные налоги и пошлины. В 2014 году к уже действующим прибавился налог на углероды, который будет расти с каждым годом:

ДатаСтавка за тонну CO2, EUR
201839
201947,5
2030100

Эти траты призваны для сокращения выбросов парниковых газов и также частично ложатся на плечи конечного потребителя. Аналитики отмечают, что даже такая благая цель при полной непрозрачности траты полученных средств вызывает серьезное недовольство населения.

В разных городах цена на бензин заметно отличается. Самая высокая – в столице Франции, Париже. В удаленных регионах стоимость бензина может быть ощутимо меньше. Все зависит от потребности в топливе, посещаемости региона и конкуренции.

Ощутимее всего выросла за последнее время цена на дизельное топливо – 23%. Доля налогов и пошлин в стоимости солярки – 59%.

При этом доля машин, работающих на солярке во Франции довольно высока, поэтому такие изменения серьезно отразились на кармане автолюбителей.

Это связано с тем, что с 1990-х годов солярка преподносилась как более экономичный вид топлива. Одно время правительство даже субсидировало производство и покупку этого вида, что привело к росту числа автотранспорта, работающего именно на дизельном топливе.

В масштабах Европы цена на дизельное топливо довольно высока, она уже сравнялась с ценой на бензин:

Недовольство населения связано еще и с тем, что автомобили, работающие на солярке в скором времени планируют существенно ограничить в передвижении. Так, власти Ниццы планируют ввести запрет на их въезд с 2020 года, в Париже – с 2024 года. Сначала запретят въезд машинам 2001-2005 годов выпуска, дальше – больше. Париж планирует в 2030 году не впускать в город автомобили с двигателем внутреннего сгорания вообще.

Такие меры объясняются благими целями, но как это удастся выполнить в столь короткие сроки… Возможно, Франция покажет пример всему миру.

Для тех, кого не испугали довольно высокие цены на автотопливо Франции и протестные настроения местного населения, путешествие по стране может доставить массу приятных впечатлений. Основная достопримечательность – Эйфелева башня находится в Париже, но и без неё есть, на что посмотреть.

Дороги в стране, как отмечают бывалые автопутешественники – практически без изъянов. Заправляться лучше на сетевых АЗС, расположенных рядом с супермаркетами, цены там намного приятнее.

На заправках встречаются такие обозначения марок топлива:

  • 92 бензин – Essence/Benzine sans plomb 92;
  • 95 – соответственно, Sans plomb 95;
  • 98 – Sans plomb 98;
  • 100 бензин – Sans plomb 100;
  • дизель – Gasoil/Gazole/Diesel.

АЗС работают до 20-00, но и после этого времени есть возможность заправиться автоматически. Если на экране надпись — en servise – заправка работает. Далее все подскажет табло на колонке.

Часто при заправке без персонала на карте блокируется сумма, необходимая при заливке полного бака (около 137,5 евро). Деньги за остаток потом разблокируются, но может пройти до 30 дней, пока это не произойдет. Обойти это можно при оплате наличными или обратиться (по возможности) в ближайший магазин или кафе. Там можно внести нужную сумму наличными и получить чек с QR-кодом (квадратным). Его нужно поднести к считывателю на терминале – и заправка произойдет именно на нужную сумму.

Стоимость бензина в Европе

Сегодня средняя цена за литр бензина в Европе составляет 0,93 евро, в некоторых странах показатели существенно выше. Цены колеблются постоянно из-за многочисленных факторов. В государствах, которые занимаются добычей и переработкой нефти, стоимость топлива существенно ниже.

Закупка и производство топлива в странах ЕС

Практически половина сырья, добытого в Великобритании, отправляется в Соединенные Штаты, Германию и Нидерланды. Эксперты говорят, что в начале следующего столетия страна станет одним из самых крупных производителей и оптовых экспортеров нефти.

Италия также является экспортером нефти и занимает 2 место по добыче в мире. По подсчетам общие объемы составили более 75 млн тонн. На сырье в морских портах сильно выросла нефтеперерабатывающая промышленность, поэтому страна стала крупным экспортером. Главные цели, преследуемые государственной экономикой, – это экономия потребления энергии и сокращение импорта нефти.

Следом идет Норвегия, в которой самым крупным добытчиком и экспортером считается компания Statoil. Они участвуют в большом количестве проектов, а их сырье содержит в себе очень мало серы.

Все эти страны делают дизельное топливо, бензин и мазут. Самыми крупными государствами по добыче и экспорту газа стали Соединенные Штаты Америки (первое место в мире) следом идут Россия, Иран и Катар.

Общий принцип формирования цены на бензин и другие виды топлива в странах Евросоюза

На автозаправках во всех странах Европы цена на бензин измеряется тысячными долями. Например, цифра может быть указана как 1651, а это значит, что 1 литр будет стоить 65,1 цента.

Самое дорогое топливо чаще всего встречается на больших трассовых АЗС на магистральных дорогах. Оно на 10-15 евро дороже того, что находится в черте крупных городов. Дорогой бензин, например, во Франции.

Самое дешевое можно встретить на автоматических заправках около крупных торговых центров, характерных для того или иного государства. Правда, на таких АЗС большие очереди. Сейчас чаще всего они встречаются в Венгрии, Латвии и Польше.

Если рядом находятся сразу несколько заправок от разных компаний, то показатели будут несколько ниже средних из-за высокой конкуренции, но если АЗС на трассе одна, то скорее всего плата будет выше.

Цены на бензин в Европе в рублях и евро

По статистическим данным европейские цены составляют (в евро):

  • На бензин – от 0,72 до 1,80 (от 51,49 до 128,71 руб. соответственно). Усредненные показатели варьируются от 1,05 до 1,11 (от 75 до 80 руб. соответственно).
  • На дизель – от 0,64 до 1,55 (от 45,76 до 110, 84 руб. соответственно). Усредненные показатели равны 1,20, то есть 86 руб.
  • Этанол – от 0,63 до 1,67 (45,05 до 119,42 руб. соответственно). Усредненные показатели равны 0,90, то есть 64,36 руб.

При этом самые используемые – это 98 и 95 бензин.

Что влияет на стоимость бензина в Европе

Стоимость всегда колеблется из стороны в сторону, как и валюта, но при этом изменение связано с несколькими факторами.

При падении цен на нефть компаниям приходится повышать цены на топливо, чтобы компенсировать потерю расходов из-за пониженной стоимости. Также изменения происходят из-за повышения акцизов на топливо с начала 2020 года.

На формирование стоимости влияет и инфляция, и падение курса национальной валюты.

Самые низкие цены на бензин в следующих странах:

Самые высокие:

Цена на бензин в Германии: структура цены

В Германии литр 95 бензина стоит в пределах 1,30 – 1,45 евро. При этом граждане не возмущаются относительно ценника и считают его вполне приемлемым.

Это объясняется высокими зарплатами по стране, которая составляет 2300-2450 евро. В России таким ежемесячным доходом может похвастаться только определенный контингент людей. А для Германии эта сумма воспринимается в качестве нормы.

То есть, стоимость в Германии формируется, опираясь на 4 основных фактора:

  • себестоимость продукта;
  • энергетический сбор;
  • процентная ставка НДС;
  • надбавки от производителей.

Каждый из пунктов увеличивает итоговую цену бензина в Европе, которую граждане видят на АЗС. Себестоимость горючего формируется в зависимости от мировых цен на нефть и объема расходов на транспортировку. Расходы при производстве еще больше увеличивают ее размер, а энергетический сбор и НДС – это окончательные этапы формирования.

При этом владельцы АЗС дополнительно формируют свою стоимость, естественно, прибавляя определенный процент. Но для граждан Германии это по-прежнему не сильно ощутимо.

Стоимость бензина в ЕС и в Чехии: отличие

Как уже было сказано, цена в ЕС зависит от колебаний стоимости барреля нефти. Дополнительными факторами формирования являются платежеспособность населения, процентная ставка по налогам, количество платных дорог и т. д. Но есть и большой плюс от этого – больше свободных дорог, лучше развит общественный транспорт и экология. А поскольку топливо отличного качества, расход меньше на 10%, чем в России.

Главное отличие – в Чехии цена зависит от региона и заправки. Например, в городах на границе с другими государствами показатели выше, чем в других регионах. Если же двигаться на восток страны, то можно встретить самое дешевое топливо.

Самый дешевый бензин в Европе можно найти на заправках:

Самый дорогой:

Разница составляет около 10%. В маленьких городах можно заправиться очень дешево на заправках неизвестных фирм, но качество оставляет желать лучшего.

Цены на дизельное топливо в Европе, литр

По статистическим данным, предоставленным в таблице сайтом GlobalPetrolPrices.com, стоимость на дизельное топливо в Европе на 2020 год составляет (в евро):

  1. Россия – 0,72.
  2. Беларусь – 0,81.
  3. Молдова – 0,96.
  4. Украина – 1,13.
  5. Македония – 1,13.
  6. Турция и Андорра – 1,15.
  7. Литва – 1,21.
  8. Люксембург – 1,23.
  9. Болгария – 1,25.
  10. Румыния – 1,33.

Самый же дорогой дизель продается на территории Исландии (1,80) и Норвегии (1,80).

Цены на газ в Европе

Текущая стоимость газа в Европе, самая низкая (в евро):

  1. Азербайджан – 0,23.
  2. Россия – 0,29.
  3. Армения – 0,34.
  4. Беларусь – 0,39.
  5. Люксембург – 0,44.

Самая высокая:

  1. Швеция – 0,85.
  2. Нидерланды – 0,82.
  3. Греция и Швейцария – 0,80.
  4. Австрия – 0,77.
  5. Словения – 0,73.

Стоимость бензина в странах мира

Топ-10 стран с самым низким ценником за литр (в евро):

  1. Куба – 0,09.
  2. Судан – 0,14.
  3. Иран – 0,29.
  4. Алжир – 0,35.
  5. Кувейт – 0,35.
  6. Нигерия – 0,40.
  7. Туркменистан – 0,43.
  8. Казахстан – 0,45.
  9. Египет – 0,46.
  10. Азербайджан – 0,47.

Топ-10 с самыми высокими показателями:

  1. Гонконг – 2,21.
  2. Норвегия – 1,96.
  3. Монако – 1,95.
  4. Барбадос – 1,94.
  5. Исландия – 1,88.
  6. Нидерланды – 1,84.
  7. Греция – 1,81.
  8. Израиль – 1,81.
  9. Италия – 1,79.
  10. Дания – 1,76.

Стоимость бензина в РФ и в странах ЕС

Российский бензин до сих пор остается одним из самых доступных по сравнению с остальными показателями стран Евросоюза. Например, средняя стоимость в остальных государствах равна 90 руб., а в России не превышает 45. Самые популярные заправки на территории страны – это Газпромнефть и Роснефть. Также, по отзывам, на сегодняшний день именно они являются самыми добросовестными поставщиками топлива.

Опережает РФ только Казахстан, где литр топлива оценивается в 30 руб. А самый дорогой в этом году продается в Исландии и стоит 128 руб. за литр. Сегодня в Польше цена за литр составляет 87 рублей, что является средним показателем среди стран ЕС.

Уровень потребления бензина в Европе

Ежедневное потребление топлива (тыс. баррелей):

  • Россия – 853,00;
  • Германия – 429,00;
  • Великобритания – 300,00;
  • Италия – 205,00;
  • Франция – 162,00;
  • Испания – 107,00.

Сегодня остальные страны ЕС в день покупают менее, чем 100,00 баррелей, самые низкие показатели принадлежат Фарерским островам – 0,20.

Прогнозы цен на бензин в странах ЕС

Сегодня цены на бензин в Европе растут, и это отлично видно по статистическим графикам. Эксперты РИА Рейтинга предполагают, что динамика роста будет положительной. В свою очередь, в России динамика роста будет по большей части диктоваться повышением акцизов с 1 января на 10%, а с июля – на 6%.

Стоимость бензина в Европе

Для сегодняшней Европы характерно постоянное колебание цен на литр бензина. Особой стабильностью они не отличаются под влиянием многочисленных факторов, начиная с общемировых цен на нефть. В последнее время сложилась отчетливая тенденция к постоянному росту стоимости бензина. Поэтому многие государства ЕС ставят перед собой задачи экономии энергоносителей с сокращением импорта нефтепродуктов.

Принципы формирования цены европейского бензина

В целом изменения цен на бензин можно сравнить с колебаниями валютного курса. Если цены на нефть стремятся вниз, нефтеперабатывающие компании, как правило, повышают стоимость произведенного топлива, чтобы компенсировать собственные потери.

Огромное влияние на ценники на автозаправках оказывает внутренняя инфляция с падением курсов нацвалют. Но выделяются 4 основных фактора в формировании стоимости европейского бензина:

  • Себестоимость продукта.
  • Начисление энергетического сбора.
  • Прибавка процентной ставки НДС.
  • Собственные надбавки от производителей.

В себестоимость помимо мировых цен нефти включается ее транспортировка с производственными расходами. Владельцы АЗС также прибавляют собственный процент за продажи конечного продукта. Так, увеличиваясь на каждом этапе, получаются итоговые цены, которые видят владельцы автотранспорта, когда заезжают заправиться.

Влияние на цену внутренних факторов

На практике цены могут отличаться даже на соседних заправках. Тем более — в соседних странах. Влияет все – от платежеспособности населения до количества платных дорог и налоговых ставок. Самым дорогим бензин в Европе бывает на АЗС, расположенных прямо на автомагистралях и трассах международного значения.

Разница может быть даже 10-15 евро, если сравнивать с заправками в крупных городах. Особенно эта тенденция бросается в глаза во Франции. Самый дешевый бензин встречается на автоматизированных АЗС рядом с солидными торговыми центрами. Но и очереди из желающих заполнить бак подешевле там огромные.

Такая особенность более всего характерна для Латвии, Польши и Венгрии. В Чехии цены меняются в зависимости от региона. Самый дешевый бензин продают на востоке страны. Но в приграничных городах и по мере приближения к соседним странам придется заправляться дороже. Если АЗС на трассе всего одна, и нет конкурентов, цена всегда выше.

Политика нефтеперерабатывающих компаний и стран-экспортеров

Крупные перерабатывающие нефть в бензин компании обычно имеют собственную сеть заправок по всей Европе. Самое дорогое топливо на заправках Benzina, Shell, OMV и Agip. Умеренными ценами отличаются АЗС:

Предположение о том, что в имеющих собственную нефть странах должен быть недорогой бензин в реальности не оправдывается. Италия на втором месте после Великобритании среди европейских нефтяных экспортеров. На собственном сырье выросла поблизости от морских портов целая отрасль его переработки.

За Италией следует занимающая третье место Норвегия и знаменитая участием в мировых проектах компания Statoil. Норвежская нефть славится малым содержанием примесей серы. Но в этой стране и в Италии цены на бензин самые высокие в Европе. Почти не отстают в этом Голландия с Финляндией и Греция.

Зависит ли цена от состава бензина и качества

Цена бензина всегда зависит от октанового числа. Считается, что с повышением номера возрастает и качество. Соответственно, самый распространенный в России бензин-92 при любых условиях стоил бы дешевле 95-го. Проблема в том, что в Европе просто нет 92-го на АЗС. Лишь в отдельных странах с большим трудом можно отыскать Normalbenzin с октановым числом 91.

Но при всех трудностях розысков заправляться придется тем, что есть везде. А есть Euro 95, Bleifrei 95, Sans Plomb 95 и Super (это 98-й бензин, который еще дороже). И, хотя дома автомобиль прекрасно двигался на 92-м, взять его в дорогу про запас можно только 10 литров. Столько разрешается провозить через границу.

Некоторые хитрят, берут 20-литровую канистру и заливают туда 15 л. Номер обычно проходит. Но дополнительные 5 литров спасут только на трассе, где до ближайшей АЗС 50-100 км. А там придется заправляться 95-м и утешаться тем, что в нем стабильнее молекулы. Кроме того, европейский бензин действительно отличается качеством. Следовательно, его расход на 10 процентов меньше.

Средние цены в евро за литр 95-го бензина по странам Европы:

  • Польша – 1,15
  • Франция – 1.49
  • Италия – 1,57
  • Латвия – 1,25
  • Норвегия -1,70
  • Болгария – 1,14
  • Германия – 1,36
  • Исландия – 1,43
  • Греция – 1,59
  • Эстония – 1,34
  • Турция – 1,08

Что происходит с ценами на бензин?

Антон Хмельнов • Последние обновления: 19/11/2018

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твит
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твит
  • Ещё Скрыть

Грандиозная общественная акция намечена во Франции на выходные 17-18 ноября: сотни недовольных граждан собираются перекрыть дороги по всей стране. Кабинет французского президента Эммануэля Макрона оказался под давлением общества из-за роста цен на топливо.

Водители планируют заблокировать основные дороги и автомагистрали по всей стране. Вопрос о цене на бензин и дизель для автомобилей стал горячей темой в социальных сетях: публика недовольна растущими издержками на транспорт.

Однако президент Макрон настаивает на том, что государственные акцизы на топливо необходимо повысить для того, чтобы развивать более экологичные формы транспорта, и, похоже, сдаваться он не собирается. В проекте бюджета правительства на 2018 года было предусмотрено увеличение эко-налога на бензин – это часть налогов на топливо, которую выплачивают все потребители.

Во Франции этот налог именуют Contribution Climat-Énergie (CCE), или “Вклад в [борьбу за] климат и [чистые источники] энергии”. Впервые его ввели пять лет назад, но из года в год налог CCE увеличивался, приводя к дополнительному давлению на цену углеводородов.

Среди французов о CCE знают немногие, поскольку налог был разработан без каких-либо публичных дебатов и введён, когда цена на нефть была ещё сравнительно низкой.

В 2020 году цена за тонну выбросов углекислого газа будет обходится во Франции в 55 евро, и это непременно отразится на цене бензина в виде дополнительных 10 центов за литр.

Но основным фактором в увеличении эко-налога во Франции стал всё же общий резкий рост цен на нефть в последние 10-15 лет.

Эко-налоги в других странах ЕС – явление довольно редкое. Пионером в этой области около 20 лет назад стала Швеция, где сегодня стоимость тонны выбросов CO₂ оценивается в 120 евро. В Великобритании был установлен предел цены на углеводородные выбросы в размере 20,41 евро за тонну.

В России “Экологический налог” стал предметом дебатов между властями и другими участниками рынка во второй половине 2018 года. В Минфине, где был разработан налог, утверждают, что он не ляжет дополнительной нагрузкой на плечи потребителя, а фактически придёт на смену ныне действующей плате за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению Минфина, задача в том, чтобы сделать систему взимания экологических платежей более прозрачной и понятной.

Насколько разнятся цены на автомобильное топливо в странах Европы? Мы приводим для сравнения цену на литр бензина Аи-95 и на литр дизельного топлива в рублях по курсу ЦБ. Наряду со странами ЕС мы включили в статистику также Россию и Турцию.

Цены на бензин в Европе

Франция входит в десятку стран с самыми высокими ценами на бензин и на дизель. Согласно данным Европейской комиссии, литр Euro-Super-95 (примерный эквивалент российского Аи-95) обходится автомобилистам во Франции (в среднем) в 1,53 евро.

Однако без учёта налогов цена составляет практически треть от конечной цифры – всего 0,58 евро за литр!

Самая высокая базовая цена на бензин в ЕС – в Швеции, где литр обходится продавцам в 0,67 евро. Что касается цены с учётом налогов, чемпион здесь – Италия, где литр бензина в среднем по стране стоит 1,65 евро.

Польша и Румыния – страны Евросоюза с самой низкой ценой на горючее. Но и они не сравнятся по уровню розничных цен на бензин и дизельное топливо с восточными соседями ЕС – Россией и Турцией.

В середине ноября российский вице-премьер Дмитрий Козак в интервью телеканалу “Россия-24” заверил, что кризиса с бензином в стране “нет и быть не может”. Но и предпосылок для существенного снижения цен на бензин на рынке сейчас нет. “Может быть, если будет существенно перенасыщен внутренний рынок, если будет повышена конкуренция, когда будет борьба за потребителя. Пока в нашей стране сложившийся уровень добычи, уровень переработки, мировые цены на нефть не предполагают существенного снижения цен”.

Между тем, в конце октября правительство РФ договорилось с производителями нефти о стабилизации цен на топливо. По сообщению РБК, достигнутое соглашение предусматривает “солидарную ответственность” для всех российских нефтяных компаний и фиксирует рекомендации, которые правительство давало нефтяникам ранее. Плюсы (для власти и потребителей) и минусы (для производителей) заморозки цен на бензин продолжают обсуждать игроки российского рынка углеводородов.

Теперь вы можете следить за новостями Euronews на нашем канале в Telegram.

«Желтые жилеты»: французы протестуют против роста цен на бензин и налогов на топливо

На 17 ноября во Франции намечена «народная» акция протеста против роста цен на бензин. Возникшее в соцсетях движение разгневанных автомобилистов — «желтые жилеты» — грозит заблокировать автодороги по всей стране, требуя от властей снижения налогов на топливо. Опасаясь стихийного протеста, правительство сочетает твердость с уступками: грозит активистам полицией и объявляет новые льготы и дотации для населения. Почему дорожает бензин во Франции, как протестуют французы и реагирует на их протест правительство — в материале RFI.

«Желтые жилеты» в последнее время во Франции у всех на слуху. Движение автомобилистов, недовольных ростом цен на топливо, родилось в социальных сетях, ширилось и крепло, заставив власти забеспокоиться. Стихийное движение объединил призыв в субботу, 17 ноября, выйти — точнее, выехать на улицы — и заблокировать крупные автомагистрали страны. Узнать друг друга участники протеста должны по желтому аварийному жилету, положенному под лобовое стекло. Поскольку такие светоотражающие жилеты во Франции обязательны для водителей, в акции смогут принять участие все желающие из многомиллионной армии автовладельцев.

Рост цен на бензин во Франции

«Желтые жилеты» недовольны существенным ростом цен на горючее: за год во Франции цены на бензин выросли на 10-15%, а самое популярное в стране дизельное топливо подорожало на 24 %. Сейчас стоимость литра горючего часто превышает 1,6 – 1,7 евро.

Недавно президент Эмманюэль Макрон напомнил соотечественникам, что на 70% стоимость горючего зависит от мировых цен на нефть. А эти цены с весны рвались вверх, превышая 70 $ за баррель.

Автомобилисты, впрочем, не требуют от Макрона невозможного: если мировой рынок нефти не в его власти, то вот французские налоги — вполне подвластны президенту. Движение «желтых жилетов» уверено: снизив налоги на топливо, правительство способно помочь согражданам.

Уступка властей: полмиллиарда евро для населения

Непредсказуемый характер протеста всерьез обеспокоил власти. Глава МВД Кристоф Кастанер заявил, что не допустит «полной блокады» французских дорог. Нарушители правил дорожного движения буду наказаны в соответствии с законом, — пообещал премьер-министр Эдуар Филипп.

При этом в среду утром, 14 ноября, глава правительства объявил меры поддержки автовладельцев, а также малообеспеченных французов на общую сумму полмиллиарда евро.

Премьер сообщил о расширении госпрограммы утилизации старых автомобилей и увеличении льготных премий для тех, кто намерен поменять устаревшее авто на новое. Сейчас по программе утилизации французы получают от государства премию от 500 до 2000 евро в зависимости от уровня доходов (2500 — при покупке электромобиля). За время президентства Макрона льготой воспользовалось 280 тысяч человек.

Премьер-министр объявил, что с 2020 года для наименее обеспеченных премия будет удвоена и вырастет до 4000 евро. «Суперльготой», по словам Филиппа, сможет воспользоваться 20% французов. За пять лет президентства Макрона власти планировали по программе утилизации заменить во Франции полмиллиона автомобилей. Теперь — 1 миллион машин.

Премьер-министр также пообещал существенно расширить налоговую льготу, которая позволяет работодателям платить специальные премии (indemnités kilométriques — выплата за километраж) тем сотрудникам, которые личное авто используют для служебных поездок.

Помимо автовладельцев, помощь получат все малообеспеченные французы, которые страдают от роста цен на энергоносители. Премьер объявил об увеличении льгот на оплату электричества и газа. 3,6 млн французов с низкими доходами получают от государства пособие на оплату квитанций за свет и газ. Число получателей вырастет на 2 млн человек, а размер компенсации вырастет сo 150 до 200 евро в год.

Объявив новые меры бюджетной поддержки, премьер-министр Эдуар Филипп твердо заявил, что снижать налоги на топливо и энергоносители правительство Франции не намерено. Хотя именно налоговая политика и возмущает автовладельцев, готовых облачиться в «желтые жилеты» и блокировать дороги Франции.

Цена бензина: виноваты налоги?

Французские СМИ сейчас не устают напоминать, что в цене горючего налоги составляют 60%. Лишь 40% идет нефтепроизводителям. Francetv.info доходчиво объясняет: из каждого евро, заплаченного за бензин, добывающие компании получают лишь 27 центов. Еще 12 уходит нефтепереработчикам и продавцам. Остальное — 61 цент — государству. В виде НДС бюджет получает 16 центов с каждого евро. Еще 45 центов — как специальный энергетический налог.

Этим «внутренним налогом на потребление энергоносителей» (TICPE) во Франции облагаются все нефтепродукты. В 2018 году он вырос: на 8 центов за литр мазута и на 4 цента за литр бензина. На будущий год в бюджет заложен новый рост: на 6 и 3 цента соответственно.

Увеличение налогов на энергоносители объясняется просто. С 2014 года во Франции они зависят от размера специальной пошлины на выбросы углекислого газа. Этот экологический налог был введен в рамках борьбы с глобальным потеплением. В основе расчета лежит стоимость тонны вредных выбросов, которая устанавливается правительством и повышается из года в год. Первоначально при президенте Франсуа Олланде власти закладывали плавное повышение этой стоимости (а значит, и налога). С исходных 7 евро цена выросла к 2016 году до 22 евро за тонну углекислого газа. Сейчас она составляет 44,60 евро. К 2020 году предполагалось повысить сбор до 56 €, чтобы через 10 лет довести его до ста евро с тонны выбросов. Однако президент Макрон решил, что тонна CO2 будет «дорожать» ускоренными темпами: в 2020 году сбор составит 65 €, в 2022 — 86 €.

Такая система «обрекает» французов на постоянный рост налогов на все энергоносители: нефтепродукты (бензин и мазут), а также газ и уголь.

Спор о налогах и экологии

Налоговые споры вновь оказались в центре внимания во Франции на волне протеста «желтых жилетов». Официально правительство повышает налоги на топливо во имя благой цели — чтобы направить дополнительные средства на развитие экологически чистой энергетики.

Многие в этом сомневаются, полагая, что основная забота властей — залатать дыры в бюджете. Глава Соцпартии Оливье Фор полагает, что «правительство залезает в карман ко всем французам, чтобы компенсировать налоговые подарки, сделанные» бизнесу и инвесторам. Глава фракции правых «Республиканцев» в парламенте Кристиан Жакоб уверен, что забота об экологии — «болтовня»: «Куда идут эти деньги? Разве на возобновляемые виды энергии?»

Реальность подтверждает подозрения оппозиции. Достаточно посмотреть, как расходуются средства, полученные от налога на нефтепродукты. В этом году он принес казне 34 млрд евро, в будущем (после повышения) даст бюджету 38 млрд.

Из них на спецпрограмму «Экологических преобразований» по развитию возобновляемой энергетики предназначено лишь 7 млрд евро. Как в нынешнем, так и в будущем году. Сумма расходов на экологию остается неизменной при увеличении бюджетных поступлений.

Еще 12 млрд идет в местные бюджеты регионов и департаментов, чуть больше миллиарда — на транспортную инфраструктуру.

Половина же собранного налога «растворяется» в общем бюджете государства. В будущем году эта сумма составит 17 млрд евро, которые правительству придутся очень кстати для выполнения бюджетных обещаний: снижения налогов, сокращения госрасходов и удержания дефицита бюджета ниже европейской нормы 3% ВВП.

Экологи критикуют правительство за непрозрачность расходования денег, полученных от налога на нефтепродукты. Раз он растет под предлогом заботы об экологии, то и средств на нее нужно выделять больше, считают «зеленые».

«Политики с народом»

Народный протест «желтых жилетов» против роста цен на бензин активно поддержала радикальная оппозиция. Марин Ле Пен заявила, что ее Национальное объединение (бывший Нацфронт) — всецело на стороне негодующих автомобилистов. Впрочем, сама Ле Пен дороги 17 ноября перекрывать не собирается. Зато в «желтый жилет» уже облачился ее союзник на последних выборах, лидер движения «Вставай, Франция» Николя Дюпонт-Эньян: он уже раздавал на АЗС листовки с призывом в субботу «заблокировать всю Францию». «Успеха» протестующим пожелал лидер крайне левого движения «Непокорная Франция» Жан-Люк Меланшон.

Выйти на митинг протеста 17 ноября собрался глава правой партии «Республиканцы» Лоран Вокье (он, правда, дороги блокировать не призывал). 14 ноября, за три дня до акции «желтых жилетов», он потребовал от президента Макрона прекратить любое повышение налогов. Объявленные правительством меры финансовой помощи французам Вокье назвал «малюсенькими заплатками» на фоне общего усиления налоговой нагрузки. Лидер правых напомнил, что в ближайшие четыре года правительство получит дополнительно 15 млрд евро от роста налога на нефтепродукты. Обещанная же помощь и новые льготы обойдутся властям всего в полмиллиарда.

Опросы

Большинство французов не верит в официальную версию правительства и якобы «зеленое» налогообложение топлива. Согласно опросу института BVA, 76% полагает, что повышение налога на горючее не оправдано заботой об экологии. 65% опрошенных поддерживают движение «желтых жилетов», а 42% намерены принять в нем участие хотя бы символически.

Источники:
http://visaapp.ru/polezno-znat/stoimost-benzina-v-evrope.html
http://pokeda.ru/stoimost-benzina-v-evrope.html
http://ru.euronews.com/2018/11/15/petrol-prices-europe-ru
http://ru.rfi.fr/frantsiya/20181114-zheltye-zhilety-frantsuzy-protestuyut-protiv-rosta-tsen-na-benzin-i-nalogov-na-to
http://polshainfo.com/poezdka/benzin.html

Ссылка на основную публикацию