Система образования в Финляндии

Образование в Финляндии

Финская система образования заслуженно считается одной из лучших и получила признание во всем мире. Об ее эффективности свидетельствуют высокие достижения финских школьников. Как же она построена и на каких принципах базируется?

Система образования в Финляндии и ее особенности

Формирование системы образования в Финляндии, в том виде, как она есть сейчас, началось еще в 60-е годы XX в. Как и во многих странах Европы, она состоит из следующих звеньев:

  • дошкольное образование,
  • школьное образование,
  • высшее образование,
  • среднее специальное образование.

Поскольку в Финляндии 2 государственных языка, шведский и финский, в учебных заведениях используются оба. В Саамских районах, где широко распространен саамский язык, на нем также ведется преподавание в школах и вузах.

Дошкольное образование – детские сады

С 9 месяцев родители могут отдать ребенка в финский детский сад. Там формируются группы, в которые может ходить от 12 до 21 человек. Количество воспитателей зависит от числа детей. В детских садах не проводится никаких обучающих занятий. Основное внимание уделяется воспитанию ребенка.

Детские сады в Финляндии платные. Сколько надо будет заплатить за посещение, зависит от зарплаты родителей. Сумма колеблется 23 до 254 евро. Даже при этом детских садов в стране недостаточно. Чтобы хоть как-то решить проблему, государство выплачивает пособие родителям, если они сидят с ребенком дома.

С 6 лет посещение детских садов, на целый день или на полдня обязательно, так как начинается подготовка к школе. С ребятишками проводятся занятия, где им в игровой форме даются необходимые знания, которые потребуются в школе.

Школьное образование

В отличие от детских садов, посещение школы бесплатное. Более того, ученикам не придется покупать учебники, тетради, канцтовары, планшеты, оплачивать обеды, – все это также предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой их привозят на автобусе.

Школа делится на 2 уровня:

Посещение начальной школы начинается с 7 лет. Школьникам предстоит закончить 6 классов. Первые 4 года ученики изучают 4 основных предмета, которые ведет один учитель:

Причем на уроке может изучаться не одна дисциплина, а сразу несколько. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Их учат играть на различных музыкальных инструментах, они много поют, рисуют, лепят, делают поделки.

Постепенно количество изучаемых дисциплин растет. К концу 6 класса дети должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и 2 иностранных языка.

В первые годы обучения оценки школьникам не выставляются. Чтобы родители имели представление об успехах ребенка, учитель дает им оценочные характеристики: «хорошо поработал на уроке», «надо еще разобраться в теме». Привычные оценки появляются лишь после 3 класса, и то в устной форме.

Закончив начальную школу, ученики переходят в старшую. Обучение в ней длится 3-4 года. В 10 класс по желанию идут те, кто хочет улучшить свои знания.

В старшей школе есть основные предметы, изучение которых обязательно для всех. Также учащиеся могут выбрать по своему усмотрению дополнительные дисциплины.

Оценки в старшей школе выставляются по 10-балльной системе. Родители могут их увидеть в электронном журнале. Сами ученики не знают, какую оценку получил их одноклассник, что снижает напряжение. Если школьник получил низкую итоговую оценку – 4 балла, – в начале учебного года он должен продемонстрировать, что пробелы в знаниях устранены.

На этом этапе обучения разные предметы ведут разные учителя. На уроке им помогает тьютор помощник. Основная работа проводится в школе. Учитель и его помощник контролируют правильность выполнения заданий. Домашней работе уделяется гораздо меньше внимания. Ее выполнение не отнимет много времени. В Финляндии считают, что ребенок гораздо больше пользы получит, проведя время на свежем воздухе, общаясь с друзьями и родителями, а не за уроками.

В 9 классе большое внимание уделяется изучению профессий. Ученики сами могут выбрать место, где бы они хотели работать в дальнейшем. На предприятии им расскажут о выбранной профессии, особенностях работы. После окончания общеобразовательной школы выпускники могут продолжить обучение или устроиться на работу.

Система высшего образования

Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах, где акцент делается на научной и исследовательской деятельности, или в политехнических институтах, уделяющих большое внимание практическим занятиям.

Обучаясь в вузах, студенты могут получить 3 научные степени:

  • Бакалавр. Присваивается через 3-4 года обучения. На некоторых специальностях для ее получения надо пройти углубленный курс или защитить выпускную работу.
  • Магистр. Для получения этой степени надо будет проучиться в вузе еще 2 года. А для студентов политехнических вузов обязательной является работа по специальности в течение 3 лет. Только после этого им присваивается звание магистра.
  • Доктор наук. Для получения этой степени надо закончить докторантуру. На это уйдет дополнительно 4 года. Звание доктора наук присваивается после защиты диссертации. Через 2 года обучения в докторантуре присваивается степень лиценциата, не имеющая аналога в других европейских странах.

Чтобы учиться в финских вузах потребуется знание финского или шведского языка, на которых ведется обучение. Правда, для иностранных студентов есть курсы, где в качестве языка обучения может использоваться английский.

Высшее образование бесплатно. Причем равными правами обладают граждане страны и иностранные студенты, выбравшие финские вузы. С них за обучение также не возьмут денег. Чтобы поступить в вуз, надо сдать вступительные экзамены. Как они будут проходить, какие дисциплины включать, каждый вуз определяет самостоятельно.

Специальное образование

Следующая ступень после общеобразовательной школы – средние специальные учреждения, к которым относятся лицеи и профессиональные колледжи. Чтобы попасть туда, не надо сдавать экзамены. При приеме учитывается средний школьный балл по предметам.

Колледжи считаются менее престижными. В них попадают ученики с более низким средним школьным баллом. В зависимости от выбранной специальности (а выбор богатый) обучение здесь длится от 1 до 4 лет. Основной упор делается на практику. Закончив колледж, выпускники могут устроиться на работу.

В лицее обучение длится 3 года. Прослушав весь курс, учащиеся должны сдать экзамены по 4 основным дисциплинам:

  • родной язык,
  • второй государственный язык,
  • иностранный язык,
  • математические или гуманитарные дисциплины на выбор.

Если экзамен сдан успешно, выпускники становятся абитуриентами. В дальнейшем они имеют возможность получить высшее образование, сдав вступительные экзамены в вуз.

Финские школы: как учатся дети в Финляндии

Образовательный процесс построен совершенно иначе, нежели в России.

Занятия в школах начинаются в середине августа и заканчиваются в конце мая-начале июня. Конкретные даты определяются администрацией конкретной школы. В течение учебного года школьники могут отдохнуть на каникулах 3 раза.

Школы не делятся на обычные и элитные. Все учебные заведения получают одинаковое финансирование. Причем, собирать деньги с родителей строго запрещено. В школе нет деления на классы по уровню успеваемости. Одаренные и отстающие дети учатся вместе.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план обучения. Если необходимо, ученик может остаться после урока, чтобы учитель объяснил ему непонятный материал. Репетиторство в Финляндии не практикуется. С отстающими детьми тьюторы занимаются дополнительно индивидуально или в группах.

В финских школах задают очень мало домашних заданий. Весь материал изучается на уроке. Ученики не отвечают у доски. Правильность выполнения заданий в классе контролирует учитель и его помощник. Также в финской школе нет экзаменов. Задачей обучения является не запоминание формул, правил, законов, а умение добывать нужную информацию, пользуясь справочниками и книгами.

Оценки в начальной школе начинают выставлять после 3 класса, но только в устной форме. В старшей школе действует 10-балльная система оценки знаний, но дневников у учеников нет. Родители могут контролировать успехи в учебе своих детей через электронный журнал. Также раз в месяц куратор класса выдает родителям табель с оценками.

Финские школы для русских

В 1997 году была основана Русская школа Восточной Финляндии, где учится большинство русских детей. Ее филиалы открыты в 3 городах – Йоэнсуу, Лаппеенранте и Иматре.

Чтобы дети русских иммигрантов могли быстрее адаптироваться, часть предметов здесь преподается на русском языке. Кроме того, в классе, когда занятия проходят на финском языке, находится русскоговорящий тьютор. Он помогает ученикам, если они что-то не поняли. Русские ученики посещают дополнительные занятия по финскому языку.

После окончания школы, из ее выпускников формируются группы, которые проходят обучение в лицеях города. Узкоспециальные дисциплины они изучают отдельно с русскоговорящими преподавателями, а основные вместе с остальными лицеистами.

Правда ли, что финское образование лучшее в мире

Финское образование считается одним из лучших в мире. Во многом это действительно так, но, тем не менее, оно имеет и свои недостатки.

Одним из главных недостатков можно считать то, что финская школа ориентирована, в первую очередь, на отстающих детей в ущерб одаренным. Ученику, не до конца усвоившему материал в учебное время, учитель объяснит непонятные моменты еще раз после урока. Если пробел в знаниях слишком большой, с отстающим занимается индивидуально или в небольшой группе тьютор. Одаренным же детям уделяется куда меньше внимания. Даже если материал слишком прост для ученика, усложненная программа для него не предусмотрена. Единственное, что может сделать в такой ситуации учитель, – дать дополнительное задание. Но это не предусмотрено программой и остается личной инициативой учителя.

Еще один существенный недостаток финской системы образования – не всегда продуманная программа изучения предметов. Так, ученики 7 лет изучают 4 основных арифметических действия, а в 8 классе программа по математике резко усложняется. Справиться с этим способен далеко не каждый ученик, из-за чего возникают пробелы в знаниях.

В финской школе не предусмотрен контроль за выполнением домашних заданий, за повторением изученного материала и отработкой навыков. Ученики получают большую самостоятельность, но это подходит далеко не всем.

Однако, нельзя отрицать, что финская система образования имеет и много плюсов. Один из главных – доступность образования для всех детей. Обучение в школе, колледжах, лицеях и вузах бесплатное, причем не только для граждан страны, но и для иностранцев.

Большим плюсом финского образования является то, что оно ориентировано не на заучивание готовых знаний, а на выработку умения искать необходимую информацию, на развитие самостоятельного мышления. Ученикам никогда не дают задания, имеющие однозначное решение. Они должны учиться размышлять, искать правильный ответ.

Все финские школьники помимо двух государственных языков, знают еще один или два иностранных и свободно общаются на них. Это возможно благодаря тесной связи образования с практикой. Такой подход применяется и при изучении других предметов. Вообще, практическим занятиям на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Уже в школе ученики знакомятся с профессиями, бывают на предприятиях, где хотели бы работать в будущем. С выбором дальнейшего пути им помогает определиться «учитель будущего».

Финское образование, хоть и считается одним из лучших, имеет и свои минусы. Но финны и не думают останавливаться на достигнутом, проводя реформы, внедряя новые методики обучения.

Система образования Финляндии

Большинство вузов страны основано в послевоенный период. Исключение составляют: Королевская Академия в Турку (основана в 1640 году, когда Финляндия еще являлась составной частью Шведского королевства, с тех пор она поменяла свое местоположение – в 1828 г, после большого пожара – и теперь располагается в Хельсинки); Технологического университета и Школы экономики и управления (открыты в начале XX века); Академия Або и Академия Турку (1918 год).

Впрочем, образование в Финляндии, как и в любой другой стране, начинается вовсе не с институтов, академий или университетов, а с дошкольного образования. Как известно, среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное, а вот дошкольное − платное. Садики делятся на три вида: муниципальные, частные и семейные, родители сами выбирают, в какой именно садик отдать ребенка. Оплата садика зависит от доходов семьи. Максимальная плата за садик составляет 254 евро, минимальная − 23 евро в месяц. В детские сады Финляндии детей принимают с 9 месяцев до 7-8 лет. А с 6 лет начинают бесплатно готовить к школе. Иногда мест в садиках не хватает, и тогда государство ежемесячно выплачивает дополнительные 500 евро семье, чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. В садиках Финляндии на каждого воспитателя детского сада (по закону) приходится по 4 ребенка, поэтому группы в садиках обычно маленькие.

Надо сказать, что финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках “Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся” (PISA). В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом “конкурсе”, но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров. Чтобы понять причины такого успеха надо копнуть в самую глубь.

Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Вообще, системе дошкольного образования в Финляндии уделяется много внимания. В первую очередь дошкольные образовательные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе.

Терийокская финская школа. 1931 г. Вторая ступень системы образования в Финляндии – основная школа, где ребенок учится с 7 до 16 лет (не сильно отличается от ситуации в России, не находите?). А вот дальше начинаются отличия. Во-первых, в финских школах не сдают экзаменов. Даже выпускных. Во-вторых, дифференциация обучения, выделение одних предметов и их углубленное изучение в ущерб иным – не приветствуется. В-третьих, не существует “элитных” классов. Да и вообще, сектор частных школ в Финляндии незначителен. Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования – это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности. Политика выравнивания вплотную упирается в географическую проблему. Дело в том, что согласно этой образовательной парадигме плотность школ по территории страны должна быть одинакова. Что вызывает определенные трудности в слабозаселенных областях страны – например, на севере – в Лапландии. Вроде и население небольшое, а школ должно быть ничуть не меньше, чем в куда более густонаселенной центральной части страны.

Интересный факт: оказывается, что здания школ в Финляндии проектируются ведущими архитекторами страны, при этом учитывается и мнение самих учеников (старших классов) и их родителей, поэтому финские школы не похожи ни на казармы, ни на больницы. Как и в любой другой европейской школе, подход к занятиям носит индивидуальный характер, т.е. к каждому ребенку необходимо находить свой путь. В одном классе одновременно работают двое учителей – это снимает нагрузку с каждого из них и серьезно упрощает и ускоряет процесс принятия решений. После каждого урока школьники могут рассказать, что они смогли понять, а что нет. Причем, непонимание предмета не считается виной ребенка, а признается недоработкой учителя по проектированию системы подачи знаний.

В Финляндии существует традиция, согласно которой детей отдают в ближайшую школу. Раньше вообще было запрещено родителям самостоятельно выбирать школу для своего ребенка, и только в последние годы этот запрет был снят. Тем не менее, большинство родителей не утруждает себя лишними поисками, предпочитая отправлять детей в ближайшую к месту жительства школу.

И только на третьей ступени образования финны имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся). Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся: им оплачивают питание, учебники и проезд до дома. Собственно гимназии и профессиональные училища – суть старшая школа.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, – общенациональный экзамен. Его значение трудно оценить, ибо для поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе. Причем организация вступительных экзаменов целиком и полностью ложится на вузы. На этом этапе становится понятно различие между гимназиями и профессиональными училищами. Выпускники первых, как правило, поступают в университеты, выпускники вторых – в институты. Это не значит, что выпускники профучилищ не могут поступать в университеты – формальных ограничений тому нет – просто такова статистика. К слову о статистике, лишь не более трети выпускников школ продолжает свое образование в высших учебных заведениях.

Финские студенты на практике Высшее образование в Финляндии имеет свои особенности. Начать с того, что в отличие от России, здесь нет как такового частного сектора. Немногочисленные коммерческие вузы страны находятся под полным контролем министерства образования Финляндии и получают государственные субсидии. Среднее образование в Финляндии отсутствует. Это существенно облегчает Финляндии процесс перехода на Болонскую модель унификации статусов высших учебных заведений. Впрочем, раньше здесь существовали средние специальные учебные заведения, но теперь статус большинства из них (если не всех) приравнен к высшим учебным заведениям.

Вообще, система высшего образования в Финляндии весьма своеобразна. Как мы уже отмечали, в Финляндии функционирует 29 университетов. Помимо них существует Высшая школа обороны, хоть и функционирующая за рамками Министерства образования, но имеющая университетский статус. Политехнические институты Финляндии имеют, как и их собратья из Германии и Франции, практическую наклонность. Образовательный процесс в них включает профессионально-трудовую практику.

Не надо путать университеты и профессиональные вузы. Первые ведут фундаментальные научные исследования, в праве присваивать степень бакалавра, магистра. Здесь же можно защитить докторскую диссертацию, а перед ней и получить звание лиценциата – промежуточное научное звание между магистром и доктором (ни в одной другой стране мира оно неизвестно, в первом приближении его можно считать аналогом российского кандидата в доктора наук). Профессиональные вузы (их часто называют политехниками или политехами) всего этого не предоставляют. За исключением того, что в последнее время политехники стали выдавать и степени магистров, чего раньше не было. Но еще раньше – в 2002 году – им разрешили вести последипломную подготовку специалистов. Единственное, что объединяет и профессиональные вузы Финляндии, и университеты – это их равномерное расположение по территории всей страны.

В настоящее время, наибольшей популярностью среди финских студентов политехников обладают следующие направления образования: технология и транспорт, управление и бизнес, здравоохранение. Высшее образование в сфере туризма, культуры также привлекательно для молодых людей. Образование в политехниках длится 3,5-4 года.

Высшее образование в Финляндии ведется в основном на шведском и финском языках, но уже сейчас существует программа образования на английском языке – преимущественно для иностранных студентов. Понятно, что если Вы планируете получать высшее образование в Финляндии на английском языке, Вам потребуется владеть им в совершенстве – иначе к обучению Вас просто не допустят. Чтобы подтвердить свои навыки владения английским языком требуется сдать один из двух возможных тестов: IELTS (International English Language Testing System) или TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Что примечательно, второй чаще применяется при поступлении иностранного студента в учебные заведения США или Канады, в то время как первый – это стандартный тест для любого студента, чьим родным языком английский не является.

Образование в Финляндии: личный опыт русской студентки Сайменского университета прикладных наук

Финские студенты. Фото: emigrant.guru

Образование в Финляндии, в том числе и высшее – бесплатно (в том числе и для иностранных студентов). В целом участие государства в финансировании системы высшего образования в Финляндии оценивается в 72%. Впрочем, студенту высшего учебного заведения все же требуется некая сумма наличными. Во-первых, на проживание и питание – хватит 600-900 евро в месяц. А, во-вторых, на обязательное членство в студенческих союзах, в размере 45-90 евро. Впрочем, это правило распространяется далеко не на все направления подготовки будущих специалистов, бакалавров и магистров. Например, направление MBA в Хельсинкской школе экономики платное – всего каких-то 18 тысяч евро…

Для того, чтобы поступить в вуз Финляндии иностранцу ему необходимо не только успешно сдать вступительные экзамены, но и подтвердить свое финансовое положение, успешно пройти экзамены на знание одного из допустимых языков – финского или шведского (английского при поступлении на международные программы). Так же от иностранцев требуется законченное среднее образование. Некоторые финские вузы вводят квоты на прием иностранных студентов.

Надо понимать, что высшее образование в Финляндии, проводимое по международным программам, может быть уже, чем аналогичное образование, но проводимое на финском языке. Например, уже упомянутая нами Хельсинкская школа экономики (Helsinki School of Economics) честно признается, что набор предметов по специальности международный бизнес, преподаваемой на английском, меньше, чем предметов в аналогичной программе, но преподаваемой на финском.

В общей сложности, в Финляндии ежегодно обучается порядка 6-7 тысяч международных студентов (против 250-300 тысяч своих). Наибольшей популярностью, как среди иностранных, так и среди местных студентов пользуются университеты – они принимают от 60 до 70% студентов. Соответственно, в политехниках обучаются 30-40% студентов. Причем, иностранные студенты чаще выбирают университеты, чем это делают финны.

Не сложно увидеть, сколь сложна и проработана система образования в Финляндии. Удивительно, что эта северная страна берет на себя опеку над иностранными студентами – ведь и для них высшее образование в Финляндии остается бесплатным.

Cистема образования в Финляндии

Система образования в Финляндии

С недавних пор скандинавские страны стали приоритетными для получения как среднего, так и высшего образования среди детей и их родителей, а так же абитуриентов из СНГ. Одна из таких стран с большим количеством возможностей для обучения — Финляндия. Многих будущих студентов и учеников волнует вопрос — какая система образования в Финляндии и насколько она доступна?

Ступени

Образовательная система Финляндии состоит из трех ступеней:

  • Начальное образование – подразумевает под собою прохождение дошкольного и школьного учреждения;
  • Вторая ступень – училище или колледж;
  • Высшее образование – прохождение институтов и университетов.

Начальное образование

Дошкольное образование в Финляндии начинается только тогда, когда ребенку исполняется 6 лет. Дети в игровой форме обучаются всем необходимым навыкам, которые потребуются им в школе.

Настоящая же учеба начинается с 7 лет, когда дети отправляются в начальную школу, либо лицей. Если говорить о государственном стандарте, то школьное образование в стране бесплатное, причём для иностранных граждан тоже. Питание здесь также бесплатное, учебный год начинается с августа.
С 3-его класса начинается активное изучение английского языка, а затем по желанию можно выбрать факультативные занятия по изучению второго иностранного языка.

Процесс обучения в общеобразовательной школе длится 9 лет. Система оценивая учеников 10-балльная.

Обучение детей в Финляндии длится по времени столько же, сколько у других современных европейских стран. По этой причине многие российские родители стремятся дать своим детям образование за рубежом, что обусловлено его доступностью, престижностью. Невозможно оставлять без внимания и профессиональную работу высококлассных специалистов.

Видео о дошкольном образовании в Финляндии

Вторая ступень обучения

После того как ученик Финляндии получит основное образование в школе, он может действовать согласно своему выбору: пройти получение профессионального образования и далее работать по специальности или учиться в колледже/гимназии. Первый случай подразумевает посещение для обучения специализированных ПТУ или школ, во втором понадобится максимум усилий, так как обучение сложное. Отбор в ПТУ проходит на основе успеваемости школьника. После профессионального училища, обучение в котором длится от года до четырех лет, можно отправляться работать по специальности.

После обучения в гимназии или колледже необходимо сдать государственные экзамены по финскому языку (либо шведскому), второму государственному языку Финляндии, по выбранному иностранному языку, а так же по математике или гуманитарной дисциплине (на выбор).

Видео о школьном образовании в Финляндии

Система профессионального образования

Высшее образование

В Финляндии имеется два варианта получения высшего образования. Это вузы и университеты, и высшие профессиональные школы. Университеты, специальные институты, число подобных заведений насчитывает порядка 20. Университеты больше сориентированы на научные и исследовательские работы, а вот высшие школы больший упор делают на связь хозяйственной и деловой жизнью определенного региона. Высшие школы больше подходят тем, кто желает получить в Финляндии европейский диплом. Преподавание осуществляется на шведском и финском языках, но есть международные программы, что с каждым годом набирают обороты своего развития. В целом система высшего образования в Финляндии является простой доступной каждому, так что отправиться за поисками европейского качества знаний можно легко.

Финское образование для русских

В Финляндии имеется школа при посольстве России, она даст детям отличное образование, поможет реализоваться. Данная школа имеет свою богатую историю, традиции, они помогут воплотить мечты детей в жизнь.
Школа является отличным центром воспитания детей любого возраста, служит отличным вариантом для полноценного развития. Это начальная школа в Финляндии, где детей обучают развитию, основам знаний. Помимо этого, иностранные граждане из России могут получить среднее и высшее образование в Финляндии.

Для детей на каникулах

Помимо всех представленных возможностей здесь имеется достойная система образования для детей на каникулах.
С детьми школьного возраста, не зависимо от того, являются они учениками средней школы Финляндии или же просто приехали на каникулы, будут работать только высококлассные профессионалы.
Вся программа обучения согласовывается с российской программой, многие финские учебные учреждения предлагают дополнительные курсы для детей, на которых можно подтянуть или начать учить с нуля финский язык. Старшие дети могут посетить и колледж в Финляндии, где они узнают много нового и интересного, а младшее поколение посетит специальную школу с интересными дополнительными занятиями, которые им понравятся.

Бесплатное высшее образование

Для поступления придётся сдавать экзамены, иметь при этом достаточно высокий проходной балл из-за конкурса. Помимо того, можно попробовать обучение по программе на английском языке, многие из которых бесплатны. Для того, чтобы обучаться по такой программе, нужно предоставить свой аттестат, и чем выше в нем балл, тем лучше. Так же необходимо подтвердить наличие финансовых средств, чтобы проживать в стране. И, конечно, вы должны владеть английским языком.
Помимо высшего образования можно найти некоторые колледжи в Финляндии для русских, где можно получить все необходимые знания бесплатно — базовые, дополнительные, что позволит каждому студенту найти своё место и радоваться полученным знаниям.

Особенности образовательной системы в Финляндии

Алексей Филиппов, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Финская образовательная система заинтересовала мировое сообщество впервые, когда она стала участвовать в PISA – международном исследовании, которое посвящено качеству школьного образования для 15-летних школьников. Финны стали первыми в мире.

Действительно эта система крайне интересна. Не вдаваясь особо в подробности структуры финской системы образования, хочется выделить то, что непривычно, что выделяется на фоне нашей системы образования, то, чем она непохожа. Многие говорят, что финская система взяла что-то от советской школы – и да, и нет. Действительно было небольшое советское влияние, оно было через ГДР, но в общем и целом это влияние минимальное. Если мы посмотрим именно на структуру образования в Финляндии, начиная с детского сада и заканчивая высшим общим образованием, то мы увидим, что она очень похожа на царскую структуру, дореволюционную, неслучайно финны входили в состав Российской империи и действительно структура образования очень похожа. А вот содержание образования существенным образом отличается от российского, да во многом и от европейского.

У финнов особое отношение к детскому возрасту. С самого рождения ребенок является полноправным членом общества, ему дают паспорт. Когда ребенок поступает в детский сад, или в школу, обязательное обучение у финнов с семи лет, государство полностью берет на себя все обеспечение для ребенка. При этом сами финны отмечают, что расходы на образование у них далеко не самые большие в мире и даже в Европе, они достаточно скромны, тем не менее, финская система образования дает фантастические результаты.

Итак, во-первых, все обеспечение, включая канцтовары, включая все школьные принадлежности, включая проезд к школе, если ребенок живет более чем в пяти километрах от школы, на такси, берет на себя государство. Питание, уборка помещения, в общем все полностью за счет государства. После окончания детского сада, выпускники детского сада могут поступить в так называемую прешколу, она организуется либо на базе детского сада, либо на базе школ. Это курсы подготовки к школе, они тоже бесплатные. Но здесь дело не в том, сколько выделяет государство на образование, а в том, как организована сама система.

Начнем с детских садов. Каждый детский сад берет за основу либо систему Монтессори, либо Штайнеровскую педагогику – то, что во всем мире считается Вальфдорфской педагогикой, ориентированной на развитие ребенка. И в детских садах уровень образования педагогов воспитателей крайне высок. Во-первых, все воспитатели имеют высшее образование, во-вторых, в детские сады идут лучшие из лучших, туда ведется строжайший отбор педагогов. В Финляндии рекордное количество взрослых на одного ребенка. На одного педагога приходится в среднем 4-5 детей. То есть за детьми присматривают очень хорошо. При этом, это не только присмотр и уход, это реальное развитие. В среднем на одного ребенка, если мы берем с детского сада, до окончания школы, государство тратит около 10 000 евро. Из них родители платят 100-150 евро, реже 200, все остальное берет на себя муниципалитет. При этом, если родители не могут забирать ребенка из детского садика и хотят оставить его на круглые сутки, такая услуга тоже есть в детских садах, они должны доказать, что им это действительно необходимо по работе, а не просто воспользоваться этой услугой, и тогда они дополнительно доплачивают 200 евро за пансион.

Школьное образование. Во-первых, в Финляндии нет никакого отбора. Селекция там просто-напросто запрещена. То есть берут в любую школу всех детей, включая детей со сложностями, с отклонениями в развитии, с умственными проблемами, с проблемами физиологическими. То есть, нет специальных коррекционных школ, все дети обучаются в основном массовой школе. Но к этим детям представлены соответствующие педагоги, тьютеры, которые занимаются специально развитием этих детей дополнительно. В классе как правило два педагога, при этом один занимается непосредственно ведением уроков, второй в большей степени напоминает того же самого тьютера, или классного руководителя в школе, в классе. Если ученик не готов воспринимать информацию, отвлекается, может быть устал, может быть болен, может быть у него есть какие-то проблемы в личной жизни, то второй педагог может с ним отойти, поговорить, чем-нибудь его занять. Более того, если сам ребенок по каким-то причинам не хочет работать сегодня на уроке, в каждом классе есть специальная коррекционная зона, куда он может отойти, расслабиться, полистать журнал. То есть главный принцип – это невмешательство в личную сферу ребенка. При этом в Финляндии стараются крайне замотивировать ребенка всеми возможными и невозможными средствами.

Само здание школы, они все построены по уникальным архитектурным проектам. Финны при постройке любой школы устраивают конкурс и по этому конкурсу отбирали проекты и потом соответственно возводили здания. Образовательная среда там таким образом устроена, что ребенок может быть много времени вне класса. Более того, класс – это очень условное понятие, то есть, есть рекреации, зоны, где тоже могут проходить уроки. И в среднем собственно в классе ребенок может проводить не более 30% учебного времени. широко распространены уроки на улице, в различных музеях, технологических группах и так далее. То есть на ребенка нет такого жесткого давления. При этом в учебный день – самый короткий в Европе, да и, пожалуй, один из самых коротких в мире, в школе не больше пяти уроков, в старшей школе не больше шести. И всего в год дети занимаются 190 часов. При этом результаты одни из лучших в мире.

Одним из ключевых успехов сами финны считают огромный уровень доверия к учителю, огромный уровень доверия к директору и огромный уровень доверия к муниципалитету. То есть доверие на всех уровнях. Учителя не составляют вечных отчетов, директор не ходит к ним на уроки, не контролирует, как они себя ведут, в школе нет никаких особых правил по ношению формы, по внешнему виду – ни для учителей, ни для учеников. Но при этом… нет дневников, по экзаменам каждый учитель решает сам для себя, нужны они ему, или нет, для диагностики уровня успеваемости учеников. И самое главное – доверие к учителю, как сказал один из директоров финской школы, зачем мне контролировать учителя, если он дает хороший результат.

Работа учителя в Финляндии тоже очень престижная, при этом она не самая высокооплачиваемая в Финляндии, но вообще уровень зарплаты достаточно хороший, то есть в среднем учитель получает 3500-3800 евро. Директор около 5 000 евро. Понятно, что 20% уходит на налоги, все остальное остается соответственно у учителя. Это не самый высокий уровень зарплат для финнов, но большие летние каникулы, работа с детьми, уровень престижа этой профессии в глазах окружающего социума делают эту профессию значимой. И в педагогические ВУЗы в Финляндии очень большой конкурс. И более того, когда учитель уже даже приходит в школу, проходит кастинг, в конце каждого года учебного все учителя в Финляндии увольняются и следующий год набирается заново по конкурсу. Бывает такое, что в некоторых школах доходит до 12 человек на место. Соответственно и отношение к учителю у детей такое, что это не вторая мама, потому что каждый год может быть новый учитель по предмету – это именно человек, который учит. При этом есть некоторый набор классных руководителей, которые занимаются внеурочной деятельностью, при этом есть специальная социальная служба, в каждой школе есть социальный работник, он не принадлежит к школе, он именно ходит по семьям раз в месяц и смотрит, как дела обстоят в семье – уважают ли ребенка, не обижают ли его. Ну, мы все знаем про ювенальную юстицию, про очень строгую систему финских взаимоотношений с этими структурами. Но тем не менее. Каждую среду в финской школе родительский день, то есть каждый родитель может прийти, проконсультироваться с учителем. Учитель дает родителю анкеты, в которых могут быть такие вопросы: как ваш ребенок относится к школе, что ему нравится, что ему не нравится, какие отношения со сверстниками и так далее. То есть отслеживается ментальный фон, отслеживается эмоциональный фон развития ребенка – это тоже входит в процесс обучения.

Экзамена как такового в финской школе нет. Есть один обязательный экзамен по окончании школы в 19-летнем возрасте – это экзамен может сдаваться ребенком, может не сдаваться, но уровень успешности на этом экзамене, никак не влияет на его поступление в университет, потому что все университеты, их в Финляндии около 30, имеют свои конкурсные системы отбора и выпускные экзамены в школе как правило не учитываются. То есть, они могут учитываться, но как правило не влияют на поступление в институт.

Еще очень важная особенность финских учителей, они все имеют степень мастера наук, или звание профессора по своему предмету. То есть это специалист, скажем, в области химии, или физики, который дополнительно получает педагогическое образование. То есть, логика финской системы – каждый учитель должен быть асом в своем предмете, он должен его знать отлично и потом уже, если он может и хочет, он имеет право его преподавать в школе. В финской школе не принято списывать, твои же приятели по школьной парте тебя заложат – это нонсенс, зачем списывать, если ты показываешь свою собственную динамику, уровень своего собственного развития? Если нет этой паранойи, что, если ты не сдашь, то… У школы в Финляндии есть педагог, который занимается условно говоря, проектированием будущего развития ребенка. То, что мы называем профориентацией, то есть человек, который специально готовит детей к будущей профессии, помогает определиться с выбором. Организация всех экзаменов, и ВУЗовских, и школьных, ложится на плечи самих школ и самих ВУЗов. Повторяю, система доверия в финском образовании крайне высока, то есть, нет никакого особого государственного вмешательства, единой системы тестирования национальной, школьной, или ВУЗовской, нет никаких срезов знаний, обязательных диагностик и так далее. И несмотря на это, финны демонстрируют фантастические результаты.

В последнее время Финляндия вступила в очень серьезный эксперимент, за которым следит весь мир – финны начинают отказываться от предметов, то есть отдельно физика, отдельно химия, они начинают заниматься изучением явлений, развивая метапредметные навыки и умения. В начальной школе, например, отказываются от чистописания, потому что школьники печатают на планшетах, или на компьютерах. А мелкую моторику развивают другими средствами. Еще неизвестно, к чему это все приведет, сами финны очень настороженно воспринимают это все дело, по этому поводу было сломано много копий до введения этой реформы, но сейчас пока финны уступают во всех международных исследованиях азиатам, однако посмотрим, что будет дальше.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»

Слишком расслабленное: как устроено образование в Финляндии

Слишком расслабленное: как устроено образование в Финляндии

В Финляндии сумели провести реформы образования, результатом которых, по мнению многих, стала «школа будущего». Там произвольно комбинируют предметы и пропагандируют «расслабленную концентрацию внимания». Никакого принуждения, только стимулирование тяги к знаниям. Ева Резван рассказывает об одной из самых модных и обсуждаемых систем среднего образования в мире.

Еще тридцать лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Ее изучают, ей следуют. Ее даже почти не критикуют, что случается крайне редко в нашем беспокойном информационном пространстве, ведь вся критика легко разбивается о высочайшие показатели авторитетных рейтингов. Почти десять лет Финляндия занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что ее главное преимущество состоит в том, что она relaxed («расслабленная»). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток ее же в том, что она too relaxed («слишком расслабленная»). Парадоксально, но для того, чтобы добиться ощутимых успехов в реформе образования, Финляндия применила мудрость, заимствованную из культуры своего идейного антипода — Китая. В восточных единоборствах есть понятие «расслабленная концентрация внимания».

Чтобы быть эффективным, человек не должен быть напряжен. Ведь напряжение — это стресс, когда ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание

Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского успеха. Психологическая безопасность, создание возможностей и штучное отношение к индивидуальности открывают в детях поразительный потенциал, который в масштабах нации дает удивительные результаты.

Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы — обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.

мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

«Если вы помните, в советской школе двойки в качестве итоговой оценки были исключением. Но не потому, что учителя были такими добрыми и внимательными, а потому что им не хотелось портить отчетность. Здесь фактор отчетности не так важен, но в систему заложен определенный средний уровень, и если ребенок не успевает, делается все, чтобы ему помочь. Организуют дополнительные занятия, помогают с домашней работой. В общем, всеми силами дотягивают слабенького до среднего уровня».

Однако если ребенок выше среднего уровня, умный, способный и учеба ему дается легко, то здесь и выплывают 25%, которые условно относятся к недостаткам системы. Одарённый ребенок, как правило, получает недостаточную нагрузку. Его потенциал оказывается невостребованным, и дальнейшее развитие уже находится полностью в компетенции родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы.

Среднего школьного уровня не достаточно, чтобы претендовать на высшее образование, и родителям приходится организовывать дополнительные занятия самостоятельно.

Кстати, стоимость таких занятий совсем не маленькая — средняя цена часа с репетитором составляет 40-60 евро. Тут же проявляется еще одно достоинство финской школы (да и государства в целом): проблемы не замалчиваются. Сейчас идет широкая дискуссия о том, как можно улучшить ситуацию. Причем учителя на местах не ждут готовых решений «лучших умов», чтобы потом взять под козырек и приступить к исполнению. Поскольку финский учитель обладает достаточной свободой в выборе методики преподавания, корректировка начинается практически сразу, как выявляется проблема.

Успешная модель не была бы таковой, не имей она своеобразного системного подхода к решению непростых задач. Вместо того чтобы загрузить способных учеников до потери пульса, как сделали бы, например, в Китае или Южной Корее, школа «переформатирует» учебные предметы таким образом, чтобы стимулировать самостоятельную познавательную активность детей.

Прежде всего, учебный день перестают делить на уроки. Жесткая схема, когда 45 минут отводятся на, допустим, математику, следующие — на родной язык и так далее, заменяется единым обучающим пространством.

У учителя есть план того, чему он должен научить детей. Но как именно он это сделает, педагог выбирает сам, произвольно комбинируя предметы. Природоведение легко может объединиться с родным языком или литературой. Тут же могут быть сделаны акценты на математику и искусство. Таким образом, давление на школьника уменьшается. Зато происходит вовлечение в миросозерцание, развитие умственных способностей и умения думать комплексно.

Эта практика уже сегодня широко используется в начальной школе. Параллельно обсуждается идея применять ее и в старших классах. Собственно, таким образом достигается ненасильственная диверсификация учеников согласно их способностям и возможностям. Не принудительным делением на сильные и посредственные группы, а путем создания возможностей, когда пытливый ум сам в состоянии взять столько знаний, сколько ему нужно.

Модель, в которой не нужно применять сверхусилий для достижения результата, не всегда понятна тем, кто вырос в иной системе координат. «Боже, какой ужас!» — вот характерное впечатление от школы русских родителей, живущих в Финляндии. Даже выдающиеся результаты на всемирных школьных Олимпиадах не могут конкурировать со сложившимся мировоззрением.

мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

«В Советском Союзе был такой слоган: „Не можешь — научим, не хочешь — заставим“. В Америке он звучит иначе: „Не можешь — твоя проблема, не хочешь — твоя проблема“. А для Финляндии актуальное третье прочтение: „Не можешь — научим, не хочешь — твоя проблема“. Вот это желание учиться, отданное на откуп самому ребенку, и есть самое сложное для принятия взрослыми. Мне, честно говоря, совершенно непонятно, каким образом у меня дети ухитряются учиться. Домашних заданий не так много. Но ребята отлично ориентируются в школьных предметах, плюс еще находят время на спорт и иностранные языки».

Иностранные языки в финской школе начинают учить с третьего класса. Каждый ученик может выбрать язык на свое усмотрение. Но чтобы обучение началось, должна набраться группа не менее 12 человек. Самыми распространенные, как и везде, английский, немецкий и французский. Если первым языком выбран не английский, то в четвертом классе его нужно будет учить уже принудительно.

Вообще, английский не считается таким уж «иностранным»: Финляндия занимает седьмое место в мире по уровню владения английским языком среди неанглоязычных стран

Многие директора школ настраивают родителей, что английский — это второй родной язык. Или даже третий, потому что в шестом классе начинается обязательное изучение шведского языка. Финляндия считается страной двуязычной, хотя шведский язык — родной лишь для 6% населения.

В восьмом классе можно взять еще один язык. Тут школьники обычно выбирают испанский, русский или китайский. Русский язык в последние годы набирает популярность: если раньше им владело около 3% финнов, то сейчас прослеживается тренд на увеличение числа изучающих его школьников. Родной язык плюс четыре иностранных — вот набор, с которым покидает учебное заведение финский школьник.

Конечно, не все смогут свободно рассуждать о литературе и философии на любом из выученных языков, но на бытовые темы разговор поддержать может каждый.

мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

Для меня мистика, как они это учат. Для меня изучение языка — это бесконечная долбежка, отработка произношения, заучивание и повтор лексики. Здесь же я зубрежки вообще не вижу. И гораздо меньше упора на грамматику. Я даже не вижу, чтобы дети начинали учить язык с алфавита. Начинают с элементарных вещей, близких к твоей жизни. И в процессе как-то наращивается словарный запас. По моим наблюдениям, каждый следующий язык, по крайней мере в индоевропейской группе, дается все легче и легче.

Чтобы добиться таких потрясающих результатов, финская методика использует принцип познания родного языка младенцами. Ведь никому из родителей не приходит в голову учить новорожденного буквам или грамматике. Ребенок просто погружается в разговорную среду и в течение приблизительно двух лет осваивает устную речь. Примерно так же поступают и финские учителя, создавая прикладной контекст, который в ненавязчивой форме дает необходимые навыки. Кроме того, свою лепту в поразительное финское многоязычие вносит телевидение. Все программы и фильмы, как правило, не дублируются, а идут на языках оригинала.

Любая мировая система образования не живет в вакууме. Она, прежде всего, служит целям общества, в котором существует. Финская система на самом деле довольно прагматична и не тратит деньги на то, в чем не нуждается.

Если советская педагогика готовила всех поголовно «для Оксфорда», что до сих пор считается ностальгическим идеалом в нашей стране, то финская задача состоит в том, чтобы подготовить всех для профессиональной жизни.

Вряд ли кто-то вёл подсчеты, но ни одна экономика не нуждается в большом количестве «Эйнштейнов»

Более того, специалистов высокого класса — врачей, ученых, юристов — нужно лишь определенное количество. А кассиры, продавцы, уборщики, сантехники и медсёстры даже в постиндустриальном обществе востребованы гораздо больше. К тому же без этих специальностей цивилизованное общество быстро потеряет человеческий облик.

Для выживания социуму нужно разнообразие. Но для того, чтобы это разнообразие обеспечить, нет необходимости в поголовном высшем образовании. Зато есть необходимость в твердом интеллектуальном среднем уровне и грамотно привитых гуманистических ценностях. А также в возможностях достичь большего при наличии потенциала и желания. И это как раз то, что прекрасно обеспечивает финская модель.

Все об образовании в Финляндии читайте по этому тегу.

Источники:
http://e-finland.ru/travel/general/sistema-obrazovaniya-finlyandii.html
http://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/finlyandija/
http://academy.foma.ru/osobennosti-obrazovatelnoj-sistemy-v-finlyandii.html
http://mel.fm/finskaya-shkola/7638209-finland
http://visasam.ru/emigration/ucheba/obrazovanie-i-obuchenie-v-grecii.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
History of Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: