Напитки, еда и посуда
Раз уж речь зашла о чаепитии, уточним: платить нужно только за сам чай, а кипяток и посуда (стакан и ложка) предоставляются бесплатно. При этом вовсе не обязательно покупать пакетики у проводника, можно заварить свой напиток или быстрорастворимый супчик: посуду все равно должны выдать даром и без всяких уговоров приобрести взамен шоколадку.
Традиция пить чай в стаканах с подстаканниками зародилась еще в дореволюционных поездах: обеспеченным путникам предлагали нарядную посуду с узорами из бронзы или серебряной проволоки, созданную ювелирами из Костромы. Современные подстаканники проще, но практичнее: защищают руки от кипятка и остаются целыми при падении.
Меню с расценками должно висеть на двери проводника или возле титана, и лучше сверяться с ним перед покупкой, ибо продавцы не всегда называют верную стоимость. На всех товарах, реализуемых в вагоне (даже на чайных пакетиках), должна стоять маркировка ОАО «ФПК» («Федеральная пассажирская компания»). Ее отсутствие означает, что проводник кладет деньги себе в карман — так же, как если рассыпает по стаканам сахар-песок вместо того, чтобы предлагать расфасованный.
Тест: 10 сложных вопросов о поездах. Попробуйте ответить на все:
Складывать и собирать белье — тоже задача проводника, причем делать это нужно после высадки пассажиров и лишь в исключительных случаях — за полчаса до прибытия на их станции. Требовать, чтобы едущие самостоятельно складывали и относили комплекты, незаконно, но и взаимовыручку никто не отменял: если сотрудник РЖД доброжелателен и вежлив, всегда можно помочь ему справиться с работой.
Услуги, оказываемые пассажирам в поездах
Лекция№86.
В поезде пассажирам предоставляется целый комплекс бесплатных и платных услуг. В вагонах со спальными местами выдаются постельные принадлежности и комплект постельного белья в упакованном виде (две простыни, наволочка и полотенце). Плата за пользование им 1 руб., но если в набор включены дополнительные предметы: второе полотенце, туалетное мыло и др., – стоимость услуги повышается. Пассажир имеет право потребовать замены некачественного постельного белья без оплаты. В пути следования пассажир может взять за плату новый комплект постельного белья взамен использованного. Квитанции за пользование постельным бельем не выдаются. Для командированных отчетом за пользование постелью в поезде служит билет на спальное место в вагоне.
Проводники застилают все постели в вагонах СВ, а в купейных и плацкартных – только инвалидам и престарелым. Постельные принадлежности забирают у пассажиров не раньше чем за 30 мин до прибытия на станцию назначения. Пассажиры сами убирают свою постель, а проводник забирает ее из купе от спального места. В вагонах СВ белье убирает проводник.
Фирменные поезда подаются под посадку с застеленными постелями на верхних полках купейных вагонов. В международных поездах стоимость пользования постельными принадлежностями входит в стоимость плацкарты. Если международный поезд .отправляется ночью с 21 часа до 7 часов по местному времени, спальные места должны быть застелены проводником вагона в соответствии с данными картограммы о проданных местах, имеющейся у него до подачи поезда к платформе, где будет производиться посадка. Если международный поезд отправляется днем, щ подготовку спальных мест с застилкой постелей проводник производит по желанию пассажиров.
В туалетах во всех поездах в обязательном порядке должны быть – туалетная бумага и мыло.
Все пассажирские вагоны снабжаются чаем, сахаром в индивидуальной упаковке, кондитерскими изделиями в мелкой расфасовке (печенье, вафли и т. д.). В вагонах пассажирских поездов всех категорий пассажирам не менее трех раз в день с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 часов по местному времени проводники должны предлагать чай, а в фирменных и международных поездах – дополнительно по просьбе пассажиров в любое время суток. Заваривается чай в специальном заварном чайнике кипятком из кипятильника, имеющегося в вагоне. Совместным указанием ОАО «РЖД» и Министерства торговли РФ установлена норма закладки чая на стакан напитка – 1,25 г. Для приготовления заварки используется чай высшего и первого сортов в соотношении 1:1. На литр заварки должно расходоваться 25 г чая, на стакан чая (200 мл) – 50 мл заварки.
Расчет за чай и кондитерские изделия производится с согласия пассажира сразу, за день или полностью по окончании поездки. Брать деньги авансом за эти услуги запрещается.
В пассажирских поездах предусматривается торговля сувенирами, бытовыми и – промышленными товарами, которую должны вести проводники вагонов. Эти дополнительные обязанности определены совместным приказом ОАО «РЖД» и Министерства торговли РФ от 1987 г. Торговые организации, а ими могут быть городские или местные предприятия торговли, управления и отделы рабочего снабжения железных дорог, организуют обучение проводников торговле на основе утвержденных Министерством торговли РФ программ и учебных планов. Затем с проводниками вагонов заключается трудовой договор или их зачисляют на должность продавцов по совместительству в штаты торговых предприятий и выдают удостоверения о допуске к торговле в пассажирских поездах.
Проводники, производящие продажу товаров в поездах, обеспечиваются специальным инвентарем (пломбирами, замками, лотками, тележками), рекламными проспектами, бланками, упаковочными материалами с эмблемой ОАО «РЖД». Приказом ОАО «РЖД» и Минторга РФ утвержден Примерный перечень товаров, подлежащих продаже в пассажирских поездах. За эту дополнительную работу торговое предприятие выплачивает проводнику вознаграждение в размере 5 % от вырученной суммы.
Снабжать проводников товарами должны киоски или магазины, созданные в пунктах нахождения резервов проводников, в вагонных депо, участках или ДОП. На основании заявок проводников работники торгового предприятия отбирают товары в количестве, достаточном для торговли в вагонах в прямом и обратном рейсах. Товары отпускают проводнику по предъявлении удостоверения о допуске к торговле и оформляют расходно-приходной накладной в четырех экземплярах. В расходно-приходной накладной должны быть указаны дата, номер поезда, маршрут, время отправления, фамилия, имя, отчество продавца (проводника), номер его удостоверения, перечень и количество товаров, их розничные цены, стоимость товаров и сумма по накладной, наименование и количество выданного инвентаря. Накладную подписывают кладовщик, выдавший товар, и продавец (проводник), принявший его. Первый и третий экземпляры накладной остаются у кладовщика, второй закладывается в тару с товаром, четвертый передается проводнику. Проводник продает выданные ему товары по государственным розничным ценам с начислением торговой накидки 5%. Продажа товаров, не указанных в расходно-приходной ведомости, запрещена.
Проводники-продавцы обязаны обеспечить сохранность в пути следования принятых ими товаров и денежных ценностей, они несут за них материальную ответственность. В случае порчи или повреждения товаров составляется акт в трех экземплярах за подписью начальника поезда и проводника-продавца с указанием причин порчи или боя товаров, их количества и стоимости. Первый экземпляр акта направляют в отделение дороги, второй прикладывают к товарному отчету, а третий оставляют у продавца.
После окончания рейса проводник обязан сдать в кассу торгового предприятия выручку за проданные товары и не позднее 24 часов после возвращения из рейса доставить непроданные товары кладовщику, оформив возврат на втором и четвертом экземплярах расходно-приходной ведомости, и сдать товарный отчет в бухгалтерию торгового предприятия. Второй экземпляр накладной, являющийся отчетным документом, сдается в бухгалтерию, четвертый – передается кладовщику для оприходования непроданных товаров.
B пути следования пассажиров информируют через поездной радиоузел об имеющихся у проводника товарах и их ценах.
В пассажирских поездах производится продажа газет, журналов и книг. Существует Соглашение о порядке организации продажи периодических изданий на железнодорожном транспорте, заключенное между ОАО «РЖД» и Министерством связи РФ. Газеты, журналы и другие печатные издания проводники продают в пассажирских поездах по договору с предприятиями Роспечати. Им выдаются удостоверения на право продажи периодических и непериодических .изданий и для получения газет в пути следования. Руководит этой работой непосредственно начальник пассажирского поезда. Об имеющихся для продажи у работников поездных бригад печатных материалах он должен периодически объявлять по поездной радиосети.
Проводники вагонов получают газеты и журналы в экспедициях «Роспечати», расположенных в пунктах формирования пассажирских поездов. Газеты и журналы, подготовленные для продажи в поездах, должны быть упакованы в пачки, при выдаче составляется накладная формы СП-22. Первый экземпляр накладной забирает проводник, а копия ее с подписью проводника остается в экспедиции предприятия связи. По возвращении из рейса проводники сдают в предприятия «Роспечати» денежную выручку по приходным ордерам, а непроданные издания – по приходным накладным, составляемым в двух экземплярах. Квитанции приходных ордеров и первые экземпляры накладных выдаются проводникам пассажирских вагонов. На предприятиях Роспечати на каждого проводника открывают лицевые счета формы СП-9, в которых учитываются стоимость отпускаемых изданий, сдаваемая денежная выручка и стоимость возвращаемых изданий.
Свежие газеты проводники приобретают во время рейса у экспедиторов предприятий Роспечати на железнодорожных станциях за счет денег, вырученных ими от продажи печатных материалов или полученных в экспедиции пункта формирования поезда. Работники экспедиций Роспечати, расположенных на вокзалах, доставляют пачки с газетами непосредственно к поездам и передают их проводникам за наличные деньги. В накладной формы СП-22 на выдаваемые газеты указывается сумма, подлежащая уплате за газеты, и сумма комиссионных вознаграждений.
За реализацию печатных изданий в пассажирских поездах проводники вагонов один раз в месяц получают комиссионное вознаграждение в размере 10% от номинальной стоимости изданий. О случаях, когда получение периодических изданий срывается по вине предприятий Роспечати, руководство резерва проводников сообщает для принятия мер этим предприятиям или в союзное или республиканское министерство связи, а в пути следования начальник поезда должен дать об этом телеграмму. Если проводники отказываются от получения газет, доставленных к вагону, предприятия Роспечати ставят об этом в известность руководство вагонного депо, вагонного участка или резерва проводников.
Согласно Правилам перевозок пассажиров во всех вагонах дальних пассажирских поездов должны быть настольные игры (домино, шашки и шахматы), которые выдаются пассажирам бесплатно.
Пассажир, занимающий место на второй полке, имеет право получить ремни безопасности. Если верхние полки вагона не оборудованы для применения таких ремней, проводник должен в вежливой форме объяснить пассажиру невозможность удовлетворения его просьбы.
Пассажирам бесплатно предоставляются медикаменты, имеющиеся в поездной аптечке.
В ряде фирменных поездов организованы на общественных началах бесплатные бытовые уголки, детские комнаты, справочно-информационные купе, поездные библиотеки.
В зависимости от организации работы и местных условий поездная бригада может оказывать пассажирам и целый ряд услуг: организацию компостирования билета для дальнейшей поездки или прием заказов на прямую плацкарту, вызов носильщиков, прием телеграмм, заказов на такси. В фирменных поездах существуют такие услуги пассажирам, как ремонт одежды, парикмахерская и др. В международных и ряде других поездов для общего пользования имеются рекламные издания советских железных дорог, политическая литература на русском языке и языках зарубежных стран. К услугам пассажиров, находящихся в длительной поездке, во многих поездах организованы платные видеосалоны.
После окончания рейса проводник обязан сдать в кассу торгового предприятия выручку за проданные товары и не позднее 24 часов после возвращения из рейса доставить непроданные товары кладовщику, оформив возврат на втором и четвертом экземплярах расходно-приходной ведомости, и сдать товарный отчет в бухгалтерию торгового предприятия. Второй экземпляр накладной, являющийся отчетным документом, сдается в бухгалтерию, четвертый – передается кладовщику для оприходования непроданных товаров.
ПАМЯТКА ПРОВОДНИКУ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ
Работа проводника весьма многогранна. Ему приходится выполнять множество профессиональных ролей:
3. оператора технического оборудования;
Пожалуй из всего перечня отведенных проводнику ролей последняя требует более творческого подхода и знания правил продаж. Реализация платных услуг в пути следования отличается от продажи товара в магазине, так как в первом случае продавцу приходится приложить больше усилий. Однако, развеем наиболее распространенные мифы о продажах в поездах и о пассажирах, как о покупателях.
Мифы и правда о реализации платной продукции
«План нереальный». Анализ работы поездных бригад показывает, что проводники, находящиеся в аналогичных условиях (одно направление, один поезд, один тип вагона), по-разному справляются с планом реализации платных услуг. Всегда есть проводники, которые план выполняют. Рассмотрим отвлеченный пример из жизни. Каждый может припомнить ситуацию, когда по пути домой встречался киоск с мороженым и вы покупали себе «вкусненькое». Хотя это незапланированная покупка. Аналогичная ситуация может быть и в пути следования. Если товар понравился, то пассажир желает его приобрести. Стоимость чайной продукции колеблется в пределах стоимости одного мороженного или одного килограмма яблок. Таким образом, пассажир со средним материальным достатком всегда способен себя «побаловать». Задача лишь в том, чтобы пассажир увидел предлагаемый ассортимент, узнал его стоимость и товар ему понравился. Все это в силах проводника.
«Пассажир все, что ему необходимо, везет с собой». Пассажир не может заранее предусмотреть все свои потребности в дороге. Большое количество пассажиров не имеют возможности досконально подготовиться к поездке. Кто-то возвращается из командировки, кто-то гостил в незнакомом городе, кто-то «до последнего» задержался на работе. Эти люди не имели возможности запастись продуктами и предметами первой необходимости на всю дорогу. Они знают, что в крайнем случае, смогут приобрести необходимый товар на ближайших крупных станциях. Так зачем дожидаться крайнего случая, если все необходимое может предложить проводник?
«Своим чаем я отвлекаю пассажир от его дел». Среди прочих дел у пассажир есть необходимость утолить голод, вкусно и сытно поесть. Вовремя предложенный проводником товар избавляет пассажира от ожидания крупной станции, где можно найти желаемый продукт, и от риска, связанного с приобретением некачественного товара или отставанием от поезда. Задача проводника состоит лишь в том, чтобы выбрать подходящий момент для своего предложения. Например, влажные салфетки будут востребованы, когда пассажиры готовятся к обеду или уже завершают трапезу, съем жирную пищу (кусок курицы, колбасы или сало). Если в вагоне едет веселая компания, которая готовится к совместному застолью, то наверняка, прохладительные напитки придутся им по душе больше, чем чай или кофе.
«Не мужское это занятие: ходить, уговаривать, подносить». Приобретая билет и садясь в поезд, пассажир ожидает определенного сервиса от ОАО «РЖД». «Компания» в пути следования для пассажира – это Вы. В первую очередь, пассажир смотрит на Вас не как на мужчину или женщину, доброго или стеснительного человека, а как на должностное лицо, представителя ОАО «РЖД». И он ожидает предложение ему всего предусмотренного Компанией перечня услуг. Задача проводника – оказать пассажиру этот перечень услуг в полном объеме.
«У меня нет таланта продавца, это не каждому дано». Никто из нас не рождается проводником, инженером, продавцом. Профессиональные навыки мы приобретаем в процессе специального обучения и работы. Работа у Вас уже есть. Специальные знания Вы можете получить на курсах повышения квалификации и технической учебе в рамках изучения психологии общения. Также существует специальная литература по техникам продаж. Надеемся, что данная памятка поможет Вам овладеть приемами, необходимыми для реализации чайной продукции. Удачи Вам в работе!
Поведение проводника, как продавца, должно на 80% регламентироваться предварительно подготовленным типичным сценарием и на 20% определяется импровизацией. Ниже приведены правила и рекомендации для построения сценария успешных продаж в пути следования.
«У меня нет таланта продавца, это не каждому дано». Никто из нас не рождается проводником, инженером, продавцом. Профессиональные навыки мы приобретаем в процессе специального обучения и работы. Работа у Вас уже есть. Специальные знания Вы можете получить на курсах повышения квалификации и технической учебе в рамках изучения психологии общения. Также существует специальная литература по техникам продаж. Надеемся, что данная памятка поможет Вам овладеть приемами, необходимыми для реализации чайной продукции. Удачи Вам в работе!
Услуги РЖД, о которых пассажиры могут не знать
Каждому человеку, который хотя бы раз путешествовал на поезде, известно, что уровень комфорта в поездке зависит прежде всего от типа вагона и его класса. Естественно, в купе путешествовать гораздо удобнее, чем на дешевом плацкарте. Однако даже люди, купившие недорогие билеты, могут рассчитывать на некоторый комфорт в пути. Из этой статьи вы узнаете, какие именно услуги будут вам доступны!
Услуги, которыми может воспользоваться пассажир
- Билеты по доступной цене
Если вы бронируете билеты на поезд заранее, то вам должны быть предоставлены неплохие скидки. Cтоимость проезда зависит не только от сезона, но и от наличия свободных полок, а также от времени заказа. На некоторые направления имеется шанс приобретать билеты на купе по цене плацкартного. Правда, для этого придется делать заказ как минимум за полтора месяца до даты поездки
- Бесплатная уборная на вокзале
Пассажир, имеющий билет на поезд, может посетить вокзальную уборную бесплатно. Если услугу оказать отказываются, можете апеллировать к принятым в РЖД правилам обслуживания клиентов.
- Возможность выбрать самое удобное место
Приобретая билет на вокзале, вы вправе попросить продавца, чтобы он помог выбрать самое комфортабельное место из имеющихся. Чтобы не ошибиться, заблаговременно изучите схему мест. Например, многие путешественники предпочитают избегать боковых мест, а также мест, расположенных около уборных. Выбор полки зависит от ваших личных предпочтений: кому-то нравится спать снизу, кому-то — на верхней полке. Если у вас достаточно высокий рост, то короткие полки, расположенные по краям вагона, будут вам неудобны. Также людям, которые любят дышать свежим воздухом во время путешествия, следует знать, что окна в 3 и 6 купе не открываются: они являются аварийными.
- Возможность ехать в более комфортных условиях
Непосредственно в дороге вы можете поменять класс вагона, например, перебраться из плацкарта в купе. Правда, сделать это можно только если имеются невыкупленные места и с доплатой.
- Перенос времени
У вас есть возможность отправиться в путешествие на составе, которые отправляется раньше. Доплата в этом случае не потребуется: единственным условием является наличие мест.
- Бесплатная поездка для ребенка
Детям, которые не достигли возраста 5 лет, жд билеты приобретать не нужно (естественно, если им не нужно занимать отдельную полку). Детям от пяти до десяти лет положена значительная скидка на проезд.
- Возможность сделать паузу
Пассажир может сделать перерыв в пути. При этом срок действия купленного билета продлевается максимум на десятидневный срок. Чтобы остановиться, следует поставить в известность администрацию. Сделать это нужно за четыре часа, прошедшие после того, как вы прибыли на вокзал. Чтобы продлить свой билет, нужно оплатить цену плацкартного билета, которая равняется цене пользования места в вагоне.
- Перерыв в пути из-за заболевания
Если пассажир заболел, то его билет не пропадает. Нужно только выйти из поезда на любой станции и получить всю необходимую врачебную помощь. Также нужно взять справку, которая станет основанием для получения нового билета.
- Возможность получить деньги за проезд обратно
Если рейс по каким-либо причинам отменен или сильно задерживается, то РЖД обязано вернуть пассажирам полную стоимость приобретенного билета. При этом размеры компенсации не зависят от срока возврата.
- Возможность опоздать на поезд
Если пассажир опоздал на свой поезд, то в течение 12 часов он имеет право совершить поездку на другом. При этом придется доплатить стоимость проезда в плацкартном вагоне. Если опоздание произошло по причине травмы или болезни, то можно уехать с доплатой в течение пяти суток. Альтернативой является получение возмещения за пропавший билет. Правда, из цены билета будет вычитаться стоимость проезда в плацкарте. Ну а если вы не успели на поезд на станции, то ваши сумки и чемоданы будут отправлены на следующую крупную остановку и будет дожидаться вас в ближайшем бюро находок.
- Проезд без белья
Если вам предстоит поездка в дневное время или вы предпочитаете пользоваться собственным бельем либо спальным мешком, то вы можете не платить за комплект, предоставляемый РЖД. Иногда случаются попытки навязать белье, включая его цены в стоимость проезда. Тем не менее, согласно действующим правилам пассажир может не оплачивать белье, если не намерен им воспользоваться. Об этом нужно сообщить кассиру при оплате билета. Правда, нужно помнить о том, что при отказе оплачивать белье вы автоматически потеряете право взять подушку и мягкий матрас: таковы действующие санитарные нормы.
- Скидка при приобретении билетов для группы туристов
Если вы покупаете билеты для 10 и более человек единовременно, то скидка может быть весьма внушительной: до 40%. Размеры скидки зависят от сезона и от количества членов группы.
- Провоз багажа
Бесплатно пассажир может провозить багаж весом до 36 килограммов в купейных и плацкартных вагонах. В вагонах класса СВ вес груза может достигать 50 килограммов. Дополнительно на безвозмездной основе пассажир может везти удочки, лыжи и другие предметы, которые не превышают одного метра в длину. Коляски и велосипеды провозятся только в сложенном состоянии.
- Какие услуги обязан оказывать проводник?
Пассажир имеет полное право попросить проводника застелить ему кровать. Эта услуга входит в стоимость билета и является для проводника прямой обязанностью. Конечно, большинство людей сами справляются с этой задачей. Однако для беременных женщин, людей с ограниченными возможностями и пожилых кровать должна быть застелена в обязательном порядке.
Если вы приобрели место на верхней полке, вы можете просить дать вам специальный ремень, который не даст вам упасть. Если проводник утверждает, что такого ремня нет в наличии, пассажир может напрямую обратиться со своей просьбой к начальнику состава.
Часто посуду для чаепития предлагают «предоставить» в обмен на приобретение печенья, кофе, шоколадок и других мелочей. Это является нарушением правил пассажирских грузоперевозок : чашка и ложка предоставляются пассажиру бесплатно.
Дополнительно в цену поездки входят настольные игры.
Если у вас порвалась одежда, вы можете попросить, чтобы вам дали иголку с ниткой, а также самые простые лекарственные средства. Плата за эти услуги не требуется.
Заряжать мобильные устройства пассажиры имеют право бесплатно. Правда, обычно для того, чтобы зарядить телефон в купе проводника, требуется дать ему символическую сумму: около 50 рублей. В противном случае придется сторожить смартфон или планшет.
Пассажир может попросить разогреть что-то в микроволновой печи. В фирменном поезде просьба должна быть удовлетворена, в других случаях все будет зависеть от доброжелательности сотрудников вагона.
Получить свежие газеты и фирменный набор, в который водят мыло, зубная щетка, зубная паста и влажные салфетки, вы сможете только в том случае, если вы едете на фирменном поезде.
Если пассажир пьян, принял наркотические вещества или каким-то образом мешает отдыху своих соседей, проводник должен принять все меры для того, чтобы он был выдворен из поезда.
Дополнительно
Дополнительно вы можете рассчитывать на следующие услуги:
– покупка билета в рассрочку. Для приобретения билета нужно воспользоваться это услугой в разделе “оплата”;
– заказ обеда в вагоне-ресторане;
– заказ такси к вокзалу. Сам заказ должен осуществляться бесплатно: оплачивается только услуга таксиста;
– на некоторых рейсах можно пользоваться беспроводной интернет-сетью. Правда, эта услуга пока находится на стадии тестирования;
– вагон и автомобиль. Поезда с вагонами для автомобилей каждый день ходят от Петербурга до столицы Финляндии;
– в кассах можно купить билет «паром+поезд»;
– на некоторых поездах (например, в «Аллегро») можно воспользоваться специально оборудованным игровым местом для детей;
– животные в пассажирских поездах перевозятся только с доплатой. Животные небольшого размера могут перевозиться в специальных клетках или корзинках Большие собаки перевозятся в намордниках и в поводках. При этом хозяин собаки должен купить все купе, в котором планирует совершить поездку. Приобретать билет для собаки или доплачивать за перевозку животного в этом случае не потребуется.
Теперь вы знаете о специфике путешествия на поезде немного больше. Пусть эти сведения пригодятся вам для того, чтобы сделать поездку более удобное, приятной и комфортабельной!
Часто посуду для чаепития предлагают «предоставить» в обмен на приобретение печенья, кофе, шоколадок и других мелочей. Это является нарушением правил пассажирских грузоперевозок : чашка и ложка предоставляются пассажиру бесплатно.
Сапсан
Классы обслуживания высокоскоростного поезда “Сапсан” (модернизированный):
Первый класс
Если вы выбрали класс 1Р или 1В, можете рассчитывать на кондиционер, биотуалет, набор питания, гигиенические принадлежности. В некоторых вагонах пассажирам предоставляется плед и свежая пресса.
В сидячих вагонах первого класса просторно — стоят три ряда сидений и всего максимум 48 мест. Однако в 1В пассажиры размещаются отдельно друг от друга. Каждое кресло раскладывается в положение «полулежа», зачастую установлен ЖК-телевизор.
Класс обслуживания | Комфорт | Бесплатные услуги | Перевозка животных |
1Р | биотуалет кондиционер | холодные закуски и напитки набор путешественника плед | нет |
1Р («Стриж») | холодные закуски и напитки набор путешественника | нет | |
1Р (двухэтажные поезда) | холодные закуски и напитки набор путешественника плед пресса | нет | |
1В (с индивидуальным размещением и обязательным выкупом всех мест) | да |
Также есть вагона класса 3П, который создан на базе купе и предусмотрен для групповой перевозки детей. Пассажиры могут рассчитывать на кондиционер и современный биотуалет.
Профессия: проводник
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.
Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Постоянная востребованность профессии
- Достаточно высокая оплата труда на фирменных поездах и определенных направлениях в период массовых перевозок
- Профессия не имеет возрастного ценза, проводниками работают и люди после пенсионного возраста, если позволяет здоровье
- Бесплатный проезд в железнодорожном транспорте и другие льготы.
Минусы
- Разъездной характер работы
- Высокий уровень травматизма на железной дороге
- Переизбыток общения с разными типами людей
- Высокая ответственность за людей+материальная ответственность
- Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику
- Нехватка времени на отдых
- Плохие условия работы на старых поездах устаревшего парка подвижного состава
Тайгинский техникум железнодорожного транспорта
1С, 2С, 3С
Такие типы вагонов встречаются в различных поездах, и везде есть свои нюансы. От конкретного поезда зависит, что включено в набор услуг. Обычно вагоны 1 и 2 классов оборудованы кондиционером, а в 3 кондиционеров нет.
В «Сапсане» 1С — вагон бизнес-класса. У каждого пассажира есть кресло, столик, шкаф для вещей. Розетки установлены рядом с каждым блоком кресел, чтобы можно было подключить ноутбук или зарядить телефон. Пассажиры могут приобрести свежую прессу или выбрать по меню горячее питание.
Вагоны 2С есть в «Сапсане» и «Стриже». Это вагоны второго класса, а значит, билеты туда дешевле. Пассажирам «Сапсана» доступны вешалки для одежды и место для багажа. Места есть рядом со столом и без него.
Обычно так обозначаются места в купе в сидячем вагоне двухэтажного поезда. В стоимость билета чаще всего включено питание, пресса и гигиенический набор.
Это вагон с индивидуальным размещением, то есть при покупке билета вы выкупаете все места. В стоимость билета включено питание, пресса и набор с зубной щёткой, пастой и салфетками.
Так обозначаются места в вагоне повышенной комфортности. В стоимость билета включены холодные закуски.
Если вагон относится к перевозчику ЗАО «ТКС», то в вагоне установлен кондиционер и биотуалеты, а пассажирам предоставляют дорожный набор. В каждом отсеке есть розетки.
Стажировка
Результаты практических занятий заносятся в дневник, по окончании поездки он передается руководителю. Окончательный экзамен подтвердит ваши теоретические знания, минимальный проходной балл равен тройке. Оценки фиксируются в официальном документе — свидетельстве проводника пассажирских вагонов, оформленном Министерством российских путей сообщения.
Полученный документ о квалификации становится основанием для трудоустройства. Выдается направление на прохождение медицинской первичной комиссии. Также работник проходит процедуру оформления санкнижки. Все действия выполняются за 2 недели, по окончании всех мероприятий формируется график поездок.
В свидетельстве указан третий разряд, дальнейшая работа подразумевает продвижение по карьерной лестнице: механик, бригадир поезда. Сроки повышения тарифной ставки определяет руководитель. Каждый новый разряд должен подтверждаться очередным экзаменом. В него обязательно входит билет, включающий вопрос “Основные права, обязанности проводника пассажирского вагона”.
- Проверка документов на посадочной станции. Препровождение людей к бригадиру для оплаты билета, а также если они хотят поменять место.
- Выдача белья при оплате, заполнение квитанций. В вагонах повышенной комфортности (купе, СВ) проводник выполняет роль разносчика пищи, застилает спальное место, продает выданную продукцию.
- Следить за порядком внутри вагона в пути следования. Сюда входит влажная уборка пола, санитарные мероприятия по чистке туалета, вынос мусора на станциях. Проводник обязан разносить чай, если он был куплен у него.
- Самостоятельное решение непредвиденных ситуаций: конфликты, неудобства при поломках, оповещение пассажиров при изменении графика движения. Для сложных вопросов нужно обращаться к бригадиру, механику.
- Оповещать машиниста при помощи изученной сигнализации. Для этого у проводника имеются два флажка: красный и желтый. В темное время суток пользуются фонарями: красным и белым. Красный цвет применяется редко, только в экстренных случаях.
СВ или РИЦ (2-местные купе)
Купе этой категории рассчитаны на два пассажира. Каждому путешественнику выдается постельное белье, везде работает система кондиционирования воздуха.
СВ или «спальный вагон» курсирует по стране, а вот РИЦ — за рубеж, поэтому он более комфортабельный. Каждая полка напоминает мягкий диван с удобной спинкой для сидения. Обычно в СВ и РИЦ есть кнопка вызова проводника, а иногда и телевизор.
Купе класса СВ или РИЦ вмещают по два человека.
Класс обслуживания | Комфорт | Бесплатные услуги | Перевозка животных |
1Б (места в купе выкупает 1 пассажир) | кондиционер биотуалет | питание и напитки набор путешественника пресса улучшенное постельное белье | да |
1Э | да | ||
1У | постельное белье | да | |
1Л | кондиционер может не быть биотуалета | да | |
1Д (турист, только за рубеж) | нет |
«Мягкий» вагон напоминает номер в отеле. В нем от 4 до 6 купе (одно- или двухместные). Если мест два, то нижнее представляет собой мягкий диван, который в раскладном виде имеет ширину 120 см. Верхнее место шириной 90 см. В купе «Люкс» есть столик, кресло, телевизор, мини-бар, отдельный душ. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце.
Вагончик тронется, билет останется. Карусели с проводниками как элемент прогрессивных норм дочки РЖД
Отгремели майские праздники, не за горами пора массовых отпусков, в которые значительная часть наших сограждан отправится поездами формирования АО «ФПК» (акционерное общество «Федеральная пассажирская компания»). Чтобы некоторые новшества не стали для пассажиров сюрпризом, знакомим с ними заранее.
Итак… Представьте, как на станцию Окуловка ворвался скорый поезд №16 «Арктика» Москва – Мурманск. Именно ворвался: стоянка всего одна минута и тянуться вдоль перрона, как на вокзале, тут некогда. Шестьдесят секунд — проводники красных не «выкидывают» — поехали дальше. На дворе середина июля, и москвичи ещё успеют насладиться полярным днём в Мурманске. Жителям Окуловки, желающим совершить вояж за Полярный круг, в этот день повезло меньше: поезд обслуживался по так называемым «прогрессивным нормам»: «2 проводника на 2 вагона / 1 проводник на 2 вагона в пути следования, 1 мойщик-уборщик на 4 вагона».
Переводим с железнодорожного на русский, оставив в покое мойщиков-уборщиков: со станции отправления пассажиров встречают по одному проводнику в каждом вагоне; в пути следования на два вагона остаётся один проводник, остальные посменно отдыхают. Фактически отдыхать у свободного от дежурства проводника получается не всегда: введя прогрессивные нормы, ФПК своим распоряжением объёмы работы уменьшить не сумело. Результат — ранним утром 19 июля 2017 года на станции Окуловка несколько граждан, имеющих на руках билеты, пассажирами так и не стали: проводники не открыли двери, потому что спали, изнурённые такими новшествами. Дойти до открытых дверей других вагонов потенциальные пассажиры не сообразили или не успели. Вагоны с номерами, указанными в билетах, плавно набрав ход, унеслись в Заполярье.
О тех временах, когда один вагон посменно обслуживали два проводника, нынешние работники поездных бригад уже не вспоминают.
Новшество было введено распоряжением от 16 мая 2017 года №434р заместителя генерального директора АО «ФПК» Станислава Зотина, затем его же распоряжением от 11 июля 2017 г. №662р начат второй этап перехода к работе по прогрессивным нормам. Первое распоряжение затрагивало одиннадцать поездов, второе добавило ещё три. Распоряжением от 1 февраля 2018 года №83р к обслуживанию по прогрессивным нормам добавлено ещё пять поездов. О тех временах, когда один вагон посменно обслуживали два проводника, нынешние работники поездных бригад уже не вспоминают.
Переходу на прогрессивные нормы предшествовала подготовительная работа. Дело в том, что помимо заботы о нас, любимых, у проводников есть ещё одна «пустяковая» задача: следить за техническим состоянием вагона. Как быть, если нештатная ситуация (нагрев буксы, пожар, необходимость ограждения поезда на перегоне и т.п.) случилась на вагоне, где проводник отдыхает?
Для этого на штабном вагоне (для непосвящённых: это вагон, в котором едет ЛНП — начальник поезда) установлен блок управления системой контроля безопасности и связи пассажирского поезда (СКБ и СПП). На остальных вагонах есть фиксированная станция, укомплектованная носимым терминалом. На этот терминал и должен поступить сигнал о нештатной ситуации. Кроме этого, он обеспечивает связь с ЛНП. Радиус действия терминала — один вагон: до соседнего сигнал может не дойти. Устаревшее оборудование с отслужившими своё батареями добавляет ситуации остроты… Да и где гарантия, что полусонный проводник увидит или услышит этот сигнал?
Распоряжения предписывают начальнику поезда в случае выявления неисправности СКБ и СПП прекратить применение прогрессивных норм и обеспечить постоянное дежурство проводников на вагонах. Не говорится лишь о том, где бедный ЛНП возьмёт недостающих проводников в пути следования.
В РЖД новшество назвали «Проект Бригада». Если верить обещаниям АО «ФПК» на сайтах по подбору персонала, заработная плата проводника — от двадцати трёх тысяч рублей. Приведённые нами распоряжения утверждают, что заработок проводников, задействованных в проекте, увеличится на тридцать процентов. Официальный сайт РЖД, ссылаясь на газету «Гудок», рапортует: зарплата выросла на 3,5 тыс. рублей.
Десять суток в отрыве от семьи, но радоваться рано: смена может быть, а может и нет. Готовься, проводник, на второй круг.
Другое ноу-хау ФПК – карусель. Хотя, собственно, новшеством она не является и представляет собой один из вариантов графика работы проводников: пришла поездная бригада на состав в Питере, умчалась в Кисловодск. Оборот менее четырёх часов, летим обратно. Одиннадцать часов в Питере, едем в Анапу, там пять часов. После прибытия в Питер из Анапы полтора часа передышки (за это время состав перетащат с Ладожского вокзала на Московский) – и в Москву допиком (дополнительным поездом). Чуть меньше семи часов в столице и наконец домой. Десять суток в отрыве от семьи, но радоваться рано: смена может быть, а может и нет. Готовься, проводник, на второй круг.
Вариантов «каруселей» много, мы привели лишь один, он относится к маю этого года, а в целом применяются такие графики с 2013 года. Прелесть графика для перевозчика в том, что после пары поездов не нужно загонять состав в депо: он экипируется в парке отстоя. Сокращается время обслуживания, значит, на обслуживание обычного количества поездов требуется меньше составов, соответственно — меньше проводников.
Едва попрощавшись с одними пассажирами, проводникам, являющимся лицами компании, нужно быть готовыми встречать следующих. На время отсутствия пассажиров проводники остаются на вагонах. Причина в том, что мойщики-уборщики, о которых сообщает сайт РЖД, являющиеся гостями из стран ближнего зарубежья, справляются со своими обязанностями из рук вон плохо, и проводникам после них приходится приводить вагон в порядок самостоятельно. Финансовую сторону аутсорсинга в рамках этого материала рассматривать не будем.
Раньше такие «карусели» закручивались по традиционным нормам: два проводника на один вагон. Новинка в том, что проект «Бригада» летом 2018 года может быть применён и к «карусельным» графикам. Обновлённая карусель имеет все шансы сделать лицо компании слегка помятым.
Свои поезда заботливые белорусы обслуживают по норме три проводника на два вагона: один проводник является подменным, и приходит на вагон во время отдыха основного.
Буквально на днях автору этих строк довелось путешествовать на поезде формирования Белорусской железной дороги (БЧ — Белорусская чугунка). О проекте «Бригада» проводники знают, но в один голос утверждают, что это нереально. Свои поезда заботливые белорусы обслуживают по норме три проводника на два вагона: один проводник является подменным, и приходит на вагон во время отдыха основного. Его Величество Пассажир без заботы не остаётся ни на секунду.
Да простят нас наши читатели за лёгкое отклонение от темы, но держать такое в столе мы не можем. Упоминавшийся нами заместитель генерального директора АО «ФПК» Станислав Зотин, из-под руки которого вышли приведённые нами выше документы, и о «чудном» поведении которого нас ранее информировали наши читатели, оставил такую резолюцию на одном из внутренних документов.
Ознакомившись с ней, мы ни «бригадам», ни «каруселям» больше не удивляемся.
Еще одно нововведение РЖД (точнее, «дочки» – ФПК) может заинтересовать родителей, желающих отправить своих десятилетних и старше детей из Москвы в Питер и обратно без сопровождения взрослых. Услугу планируется запустить уже в этом году, следить за ребёнком будет проводник вагона. О стоимости опции пока не сообщается, зато проводники, которым объявили о грядущем новшестве, уже знают: никаких доплат за чужих оболтусов им не будет, но в случае каких-либо неприятностей – ответственность вплоть до уголовной.
P. S. А вот история от нашего читателя, который не так давно совершил увлекательное путешествие по железной дороге и, будучи человеком комуникабельным, пообщался с работниками ФПК (РЖД): «Наша адлеровская бригада в такой маршрутной карусели провела почти месяц в дороге, включая Новый год. Они рассказывали – молодежь бежит, не задерживается. Остается тот, у кого выхода нет. Например, женшщина после 40 с высшим экономическим образованием. Ей сложно найти работу, из-за возраста. Но ей смешно слышать сказки про эффективность и т. д.
Ещё из интересного. У нас в 2-х этажном поезде были пенсионеры, которых вытащили на работу. Вот бабушкам не очень просто было бегать на второй этаж. Но при этом нужно отдать должное – стараются быть дружелюбными. Хотя, сложно себе представить как можно оставаться улыбчивым, приветливым после нескольких недель в пути без нормального душа и гигиены. »
Для этого на штабном вагоне (для непосвящённых: это вагон, в котором едет ЛНП — начальник поезда) установлен блок управления системой контроля безопасности и связи пассажирского поезда (СКБ и СПП). На остальных вагонах есть фиксированная станция, укомплектованная носимым терминалом. На этот терминал и должен поступить сигнал о нештатной ситуации. Кроме этого, он обеспечивает связь с ЛНП. Радиус действия терминала — один вагон: до соседнего сигнал может не дойти. Устаревшее оборудование с отслужившими своё батареями добавляет ситуации остроты… Да и где гарантия, что полусонный проводник увидит или услышит этот сигнал?
Выехать раньше срока
Если необходимо срочно уехать, но о свободных местах на отправляющиеся составы нет информации в кассах, приобретают билет на доступный поезд. Затем выясняют, остались ли на отправляющемся составе места, и проставляют в приобретенном проездном талоне отметку об отправлении раньше.
В зависимости от срока рассчитывается размер полученной суммы:
Из чего складывается доход проводника
У каждого проводника, работающего на обслуживании пассажирских поездов, есть фиксированная ставка. Получить её можно, если выполнить месячную норму часов. В 2020 году эта норма составляет 176 часов. Если работать меньше, соответственно будет уменьшен и оклад. Большинство проводников, работающих на российском железнодорожном транспорте, отрабатывают больше часов, чтобы получать больше денег.
Что влияет на уровень доходов проводников
Помимо оклада, проводники получают:
- бонусы;
- премиальные;
- доход от неофициальной пересылки посылок граждан.
Железная дорога предоставляет сотрудникам льготы. К ним относится и возможность бесплатно ездить на поездах РЖД. Кроме того, сотрудникам сферы положены льготы, предусмотренные федеральным и муниципальным законодательством России. Это:
- выплата в виде материальной помощи отправляющимся в отпуск;
- компенсационная выплата при увольнении;
- пенсионеры РЖД могут раз в году путешествовать на поезде компании бесплатно (радиус 150 км);
- пособие на второго ребёнка и последующих детей;
- пятидневный оплачиваемый отпуск молодожёнам и молодым родителям;
- единовременное пособие на рождение малыша;
- ежемесячная доплата к пособию на малышей до 3-х лет.
Часть социального пакета работников РЖД
Это лишь часть преференций, на которые могут рассчитывать проводники.
Чтобы привлечь на работу новых сотрудников, РЖД вынуждена создавать для них максимально приемлемые условия.
Железная дорога предоставляет сотрудникам льготы. К ним относится и возможность бесплатно ездить на поездах РЖД. Кроме того, сотрудникам сферы положены льготы, предусмотренные федеральным и муниципальным законодательством России. Это:
Путешествуйте поездом комфортно: на что вправе рассчитывать пассажир железных дорог?
В современном мире путешествия на самолете и автомобиле – привычное дело, путешествие же поездом воспринимается зачастую как что-то долгое, утомительное и неприятное. Но это не так! А чтобы путешествие было еще более комфортным, предлагаем ознакомиться с некоторыми из удобств, на которые вправе рассчитывать пассажир РЖД.
В современном мире путешествия на самолете и автомобиле – привычное дело, путешествие же поездом воспринимается зачастую как что-то долгое, утомительное и неприятное. Но это не так! А чтобы путешествие было еще более комфортным, предлагаем ознакомиться с некоторыми из удобств, на которые вправе рассчитывать пассажир РЖД.