Законы штатов и конгресса в США

Законы США

Соединённые Штаты Америки (United States of America) представляют собой очень сложную систему. Вся страна поделена на определённые территории, которые могут иметь свои права, законы, определённый суверенитет, не противоречащие основным законам страны и Конституции Штатов. В каждом Штате имеется свой свод законов, налоговых ставок. Некоторые штаты, типа Канзаса, могут при желании отделиться от США. Однако ни один штат не имеет права издать закон или законопроект, который бы нарушал конституцию или постановления конгресса.

Основной законодательный орган

Основными законодательными органами является конгресс и Верховный суд США. Именно в стенах конгресса обдумываются и принимаются законы в каждый штат. Все новые законы, которые решили учредить в каком-либо штате, проходят жёсткую проверку на соответствие Конституции США. Например, рабство в Штатах отменили в 1865 году и его отмену закрепили в конституции, однако, если в Техасе решат установить рабовладельческий строй или крепостничество, то данный закон не вступит в свою силу в связи с противоречиями в конституции.

Также конгресс и Верховный суд США устанавливают налоговую ставку для жителей всех штатов. Но всё же каждый штат имеет право установить различные денежные сборы на развитие инфраструктуры, некоторые из таких сборов могут носить добровольный характер, другие носят принудительный. Однако для всех предприятий и частных лиц в стране не изменяется закон о банкротстве. Если вам не посчастливилось обанкротиться, то закон о банкротстве призван защитить ваши права. Ещё для каждого штата остаётся неизменным закон о свободе слова, свободе передвижения, свободе торговли и т. д.

Если хорошо присмотреться, то среди законов и законопроектов Штатов, можно заметить сходство с законами России и стран СНГ. Яркими примерами могут служить законы о неприкосновенности частной собственности, праве на жизнь, на работу, на образование и другие похожие законы.

Однако в США исполнение всех этих законов исполняется куда лучше, чем в любой стране СНГ.

Но в Америке, как и в любой стране мира, существуют свои странные и нелепые законы. Система законодательства иногда даёт определённые сбои в связи с некоторыми факторами.

Американские законы

На сегодня принят огромный свод различных законов для отдельных штатов и для страны в частности, которые поражают своей нелепостью.

Смешные законы США

У каждой нации имеются свои культурные особенности и странности. Так как Штаты образовались благодаря эмигрантам, беженцам, колонизаторам, преступником, значит, они вобрали в себя различные особенности всех наций, которые участвовали в построении государства.

Приведём рейтинг нелепейшие из них.

  1. В штате Айова в небольшом городке Форт-Медисон существует закон, который запрещает пожарным выезжать на вызов, если они не провели подготовительную тренировку, на которую отводится 15–20 минут.
  2. Новый Орлеан. Запрещено привязывать крокодилов и аллигаторов к пожарным гидрантам, что очень печально.
  3. Сент-Луис. Если у вас дома пожар, а вы голая, в ночной рубашке/халате, то вы должны успеть переодеться в любой другой наряд, иначе вы сгорите вместе с домом.
  4. Калифорния. Всем животным (людям, в частности), запрещено спариваться и устраивать прелюдии в непосредственной (не менее 500 метров) близости с общественными местами.
  5. Индиана. Всем автомобилям без водителей – ваша максимальная скорость на дорогах этого штата должна быть не более 75 км/ч.
  6. Калифорния, город Чико. Если вы задумали взорвать ядерное устройство в черте этого города, то вам придётся выплатить штраф в 500 долларов, что очень сильно ударит по вашему кошельку. Зато можно бомбу взорвать.
  7. Индиана. Запрещено принимать ванны с марта по октябрь. И где теперь мыться эти 6 месяцев?
  8. Алабама. Если вы задумали посыпать рельсы солью в этом штате, то вас ожидает электрический стул. Это не шутка!
  9. Аризона. Здесь так хорошо заботятся об экологии, что за попытку срубить кактус вас посадят на 25 и более лет в тюрьму.
  10. Одним из лидеров по тупости является закон в штате Арканзас, запрещающий в воскресенье во время посещения туалета смотреть вверх.

Это далеко не все странные и нелепые законы Штатов. Если вы надумали поехать в США, то обязательно изучите все законы того Штата, где собираетесь жить. Особое внимание обратите на такие «незначительные» законы, так как за их нарушение и вправду можно сесть в тюрьму или получить штраф или даже смертную казнь!

Сухой закон в США

Сегодня во всех странах идёт активная борьба с вредными привычками населения. Однако в некоторых странах она ведётся более эффективно, чем в других. У нас на родине возраст, по достижении которого вам продадут сигареты или алкогольный напиток, составляет 18 и более лет. В Штатах же этот показатель равен 21 году (в некоторых штатах может равняться 18–25 годам).

Система сухого закона в США более эффективна. Если лицо, не достигшее 21 года, попросит взрослого человека купить ему алкогольный напиток или сигареты, то взрослый, вероятнее всего, сдаст ребёнка полиции, после чего с ним проведут профилактическую беседу. В случае если взрослый согласится купить ребёнку запрещённый продукт, то, скорее всего, этого человека оштрафуют или даже заключат под арест. Поэтому в стране практически нет детского алкоголизма. Наказание за проступок практически всегда неотвратимо, так как с местной полицией очень сложно договориться.

Также лицо, не достигшее 21 года, не может ходить даже с родителями в различные заведения с вывеской licensed, означающей, что в заведении продаётся алкоголь.

Помимо запрета продажи алкоголя несовершеннолетним, образовательные учреждения и родители должны иногда проводить с детьми беседы о вреде алкоголя, наркотиков, курения. В школах всегда проверяется специальным комитетом то, как этот закон исполняется.

Теперь пару слов о местах, где можно купить алкоголь. Алкогольная продукция продаётся в барах, пабах, клубах с вывеской licensed, винных магазинах, различных ресторанах и забегаловках. Однако пиво продаётся во всех магазинах и местах, где торгуют пищевыми продуктами. Во все места, торгующие алкогольной продукцией, доступ несовершеннолетнему гражданину закрыт (пиво почему-то не является алкогольным продуктом в США).

Если вам уже больше 21 года, то вы можете спокойно и безо всяких проблем распивать спиртные напитки в общественных местах. Но здесь есть и свои нюансы – на бутылке или банке должно быть написано название продукта, переносить алкогольную продукцию следует либо в прозрачном пакете, либо без него. Если вы напьётесь и будете вести себя неадекватно в общественном месте, то вас заключат под арест и ещё оштрафуют. За езду в состоянии алкогольного опьянения может грозить большой штраф или лишение свободы сроком на несколько месяцев (зависит от штата).

Законы, касающиеся экономики и финансов

США являются страной с самой мощной экономикой в мире и самым большим госдолгом в мире. Чтобы поддерживать всю свою экономику в стабильном состоянии, приходится принимать новые законопроекты. Вот самые распространённые акты и законопроекты в США:

  • Акт Шермана. Предложен Джоном Шерманом и утверждён в 1890 году сенатом. Акт Шермана призван бороться с монополизаций одной компанией или корпорации всего своего сегмента производств. Шерман утверждал, что договор, объединение в форме треста, или в иной форме, ограничивает свободу торговли. Акт Шермана направлялся против таких акул мирового бизнеса того времени, как Рокфеллер. Сегодня закон Шермана могут применить против предприятий, которые слишком агрессивно подчиняют себе рынок и скупают компании конкурентов. Однако данный акт не всегда действует.
  • Гомстендах. По этому закону каждый гражданин, чья семья не воевала на стороне Юга во время Гражданской войны, мог получить бесплатно надел земли на свободных территориях. Увы, но данный закон отменён в 1976 году во всех штатах, кроме Аляски. Однако спустя 10 лет его отменили и там.
  • Свод законов о свободной торговле. Свободе посвящена практически вся культура Штатов. Большую роль в истории этой страны сыграла торговля. В свод данных законов входит акт Шермана, а также другие законы, которые разрешают беспрепятственно торговать на территории США любым разрешённым и легально завезённым товаром.
  • Законы кредитования. Опять это очень щепетильная тема для многих американцев, так как больше половины населения страны живёт в долг. Национальный Банк США выдаёт огромное количество кредитов как американцам, так иностранным предприятиям. Любое лицо (физическое или юридическое) может в любой момент подать заявление на банкротство. На правах банкрота можно не выплачивать часть или весь кредит, однако, закон о банкротстве имеет некоторые свои особенности. Вам нужно доказать, что вы неспособны расплатиться с кредитом. Также вы можете брать взаймы у иностранных банков или вкладываться в них, однако в таком случае вы идёте на определённые риски, так как если что-то произойдёт с этим банком, то произойдёт последующая заморозка счетов.
  • Ввоз-вывоз. Вы можете ввозить и вывозить из страны любые продукты и предметы, которые разрешены законодательством (запрещены: конфеты с ликёром, наркотики, взрывные устройства, оружие, лотерейные билеты). Также из страны можно переводить деньги в неограниченном количестве. Если осуществляется перевозка товаров за пределы страны, то вам необходимо заплатить налог, равный 10% от стоимости товара.

Конгресс США

Конгресс США состоит из двух палат – сената и палаты представителей. Заседания проходят в здании Капитолия, расположенного на холме в центре Вашингтона.

Палата представителей. Число ее членов зафиксировано в 1912 году законом и с тех пор не изменялось – 435. В настоящее время каждый член палаты представляет около 500 тыс. избирателей. В соответствии с результатами переписи населения, проводимой каждые 10 лет, места в палате представителей перераспределяются между штатами. Право определять границы избирательных округов по выборам в палату представителей принадлежит законодательному собранию каждого штата. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в палате хотя бы одним членом.

Члены палаты представителей избираются на срок 2 года, исчисление начинается с января следующего после выборов года. Значит каждые два года состав палаты представителей обновляется, таков же интервал срока полномочий всего конгресса, каждого созыва (в 1977-87 гг. работал конгресс сотого созыва). Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти весь год. По конституции президент имеет право созвать конгресс на чрезвычайную сессию.

Сенат.Каждый штат представлен в сенате двумя членами, т.е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. (В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию только треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность в ее деятельности. По традиции сенат занимает более привилегированное положение, чем палата представителей.

Состав и полномочия конгресса. В Конгрессе США представлены лишь буржуазные слои населения; в его составе нет не только ни одного промышленного рабочего, но и политических фракций, которые провозглашали бы своей целью борьбу за их интересы. Самые многочисленные группы в обеих палатах образуют юристы в палате представителей – 184, в сенате – 62.

Конституционные полномочия конгресса весьма широки. Самое важное место среди них занимают прерогативы в финансовой области – то, что в США принято называть “властью кошелька”, конгресс устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, утверждает федеральный бюджет и выделяет ассигнования на все без исключения государственные акции, занимает деньги в кредит и уплачивает долги от имени США, регулирует внешнюю торговлю между штатами и т.д.

“Власть кошелька” дает конгрессу мощные рычаги влияния на экономику и внутреннюю политику страны и является потенциально важным средством воздействия на внешнюю и военную политику. Конгресс может отказать президенту в выделении ассигнований для той или иной цели, сократить или увеличить их, либо оговорить их использование выполнением определенных условий.

Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учреждений и ведомств. Такой контроль осуществляется путем проведения расследований по различным вопросам, проверки расходования бюджетных ассигнований, надзора за организацией и действиями правительственных учреждений. Большая роль в осуществлении этой функции принадлежит специализированным учреждениям конгресса, таким как Главное контрольно-финансовое управление, Управление по оценке технологии.

Бюджетное управление при Конгрессе. Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил.

Эти полномочия дают конгрессу возможность оказывать влияние на формирование военного бюджета страны и организацию ее вооруженных сил.

Действенность права конгресса объявлять войну значительно ограничена тем, что президенту как главнокомандующему армией и флотом принадлежит право вести войну или отражать внезапное нападение, поэтому использование вооруженных сил фактически превратилось в прерогативу президентской власти.

За всю свою историю США около 200 раз использовали вооруженные силы в различных конфликтах, но до настоящего времени конгресс лишь 5 раз воспользовался правом объявления войны: в 1912, 1846, 1898 гг. и в двух мировых войнах. При этом в четырех случаях конгресс лишь признавал фактическое состояние войны, в которую страна уже вступила. Наряду с полномочиями, осуществляемыми совместно обеими палатами, существуют также такие, которые может осуществлять только одна из палат. По конституции все законопроекты о государственных доходах должны исходить от палаты представителей: сенат может предлагать к ним поправки и участвовать в их обсуждении. Это право предоставляет палате представителей определенные преимущества при рассмотрении финансовых вопросов. Палате принадлежит также право избрания Президента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосов выборщиков (за всю историю США палата представителей воспользовалась этим правом только 2 раза – в 1801 и 1825 гг.)

Важнейшими полномочиями сената являются его участие в принятии США международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата. Президент имеет право ратифицировать заключенный им международный договор, только получив принятую двумя третями присутствующих сенаторов резолюцию одобрения договора, содержащую формулу “совета и согласия” сената. Сенат может одобрить или отвергнуть договор полностью или обусловить его принятие поправками, оговорками и т.д.

Исполнительной власти удается обходить конституционное требование о том, что заключение международных договоров возможно только с одобрения сената, для этого используется форма международной договоренности, именуемая исполнительным соглашением. Оно заключается президентом или другими органами исполнительной власти с представителями иностранных правительств и не подлежит одобрению сенатом. Исполнительные соглашения или представляются конгрессу в порядке информации или подлежат одобрению обеими палатами простым большинством после их заключения.

В ХХ в. исполнительное соглашение как форма международной договоренности широко используется, и в настоящее время количество исполнительных соглашений в несколько раз превышает количество договоров, заключенных США. Исполнительные соглашения имеют такую же юридическую силу, как договоры.

Согласно закону от 1961 г. никакие обязательства от имени США, касающиеся разоружения, сокращения или ограничения вооруженных сил и вооружений не могут быть приняты иначе, как или в виде соглашения, одобренного простым большинством обеих палат, или в виде договора, утвержденного двумя третями голосов в сенате.

Прерогативой сената является контроль за назначениями должностных лиц правительства. Сенат утверждает назначение руководителей правительственных ведомств, дипломатических представителей, членов Верховного суда, федеральных судей, а также продвижения и передвижения высших чинов вооруженных сил и заграничной службы. Но сенат редко оспаривает назначения президента на высшие правительственные должности; отклонение кандидатур в члены Верховного суда случается чаще. Не подлежат утверждению сенатом назначения на посты в аппарате Белого дома.

Если ни один из кандидатов в вице-президенты не получит больше половины голосов выборщиков, сенат осуществляет выборы вице-президента.

Конституция предоставляет конгрессу право отстранять от должности при осуждении в порядке импичмента гражданских должностных лиц, включая президента и вице-президента, если они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях или проступках. При этом полномочия палат также разделены: только палата представителей имеет право возбуждать преследование в порядке импичмента, и только сенат осуществляет в этом случае суд (для осуждения необходимо согласие 2/3 присутствующих сенаторов). В случае признания привлеченного к ответственности лица виновным сенат может применить в его отношении только одну меру наказания – отстранить от занимаемой должности, после чего лицо, признанное виновным, может подлежать уголовной ответственности на общих основаниях.

5 раз процедура импичмента возбуждалась против президента: три предложения об импичменте президентов были отклонены палатой, в 1858 г. президент Э. Джонсон ушел в отставку, после того как юридический комитет палаты представителей выдвинул против него обвинения в порядке импичмента. В 1972 г. ушел в отставку под угрозой импичмента Президент США Р. Никсон.

Конгресс вправе принимать законы о предоставлении американского гражданства, о банкротстве, а также в сфере патентного и авторского права; учреждать федеральные суды и почтовые службы. Имеет право эмиссии денег и установление наказания за их подделку и ряд других полномочий.

Комитеты Конгресса. Важную роль в деятельности конгресса играют постоянные и специальные комитеты. Они создаются в обеих палатах, каждый комитет специализируется в конкретной области государственного управления. В сенате 16 постоянных и 4 специальных комитета:

а) Постоянные комитеты:

· по сельскому хозяйству,

· по делам вооруженных сил,

· по банковскому делу,

· жилищному строительству и проблемам городов,

Федеральное законодательство США

Федеративная форма устройства сложилась в Соединенных Штатах благодаря направленной деятельности отцов-основателей, они стремились предотвратить узурпацию власти и установление авторитарного режима. Кроме того, данному становлению способствовало движение рабочего класса в Америке, разрозненное из-за религиозных убеждений и разного происхождения. И вот сегодня это конституционная республика, состоящая из пятидесяти штатов и федерального округа Колумбия. Также в подчинении государства находится ряд неинкорпорированных территорий (не входящих в состав США, но являющихся их владением). Неудивительно, что в стране регулярно возникают вопросы, касающиеся компетенции разноуровневых органов управления.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Американское законодательство строится на федеральной Конституции. Она вступила в силу 17 сентября 1787 года и успешно работает по сей день (включая 27 поправок и Биль о правах). Этот документ в сочетании с федеральными законами является «верховным правом страны».
Как и в других республиках, американская Конституция делит власть на три главных ветви: законодательная (Конгресс), исполнительная (Президент; он же глава правительства и главнокомандующий), судебная (Верховный и федеральные суды). При этом система сдержек и противовесов не позволяет какой-либо из них иметь большие полномочия.
Немаловажно, что каждый штат «живет» по своей собственной конституции. Но если возникает конфликт между законом штата и федеральным, преимущество всегда имеет второй.

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
Конгресс включает в себя Сенат и Палату представителей. Первый состоит из ста человек (по два от штата), а вторая насчитывает 435 членов (один депутат от 500 000). В целом данный орган складывается из специалистов с юридическим образованием, предпринимателей, работников СМИ, бывших госслужащих. В числе его основных функций можно выделить:

  • установление налоговых сборов, пошлин;
  • утверждение федерального бюджета;
  • регулирование торговых отношений;
  • финансирование государственных акций;
  • выдача кредитов;
  • формирование вооруженных сил;
  • объявление войны.

Каждая из палат действует строго в рамках своей компетенции. Например, законодательные акты о госдоходах могут подавать только члены Палаты представителей. Также они могут избрать Президента, если ни один из кандидатов не получил больше 50% голосов.
Стоит отметить, что важная роль в деятельности Конгресса отведена комитетам. Они делятся на:

  1. Постоянные. Следят за работой органов федерального правительства в своей области и составляют тексты законов.
  2. Специальные. Формируются на определенный срок для выполнения отдельной задачи.
  3. Объединенные. Координируют позиции обеих палат.

ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ
Любой законопроект обязан пройти несколько этапов:

  1. Одобрение Конгресса.
  2. Подпись Президента.
  3. Передача Архивариусу США.

Последний каждый год опубликовывает тома принятых законов в виде Большого свода (в хронологическом порядке). Чтобы его упростить, был составлен Кодекс, в котором все нормы сгруппированы по тематике.
Президент имеет право отклонить поданный проект. Тем не менее он может получить юридическую силу, если две трети членов каждой палаты Конгресса проголосуют за отклонение вето.
Примечательно, что международные договоры, утвержденные Сенатом, считаются иерархическим эквивалентом законодательных актов.

ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА
Неинкорпорированные территории США провоцируют немало вопросов и спорных моментов. В целом их можно разделить на:

  1. Организованные. Области, где действует созданное Конгрессом местное правительство (Северные Марсианские Острова, Пуэрто-Рико, Гуам и другие).
  2. Неорганизованные. Регионы, которые напрямую подчиняются американским органам власти (Остров Джарвис, Атолл Мидуэй, Риф Кингмен и прочие).

Жители этих земель не принимают участия в выборах. Однако некоторые территории отправляют по одному человеку в нижнюю палату Конгресса (без права решающего голоса).
В данную группу также входят зоны, арендованные Соединенными Штатами у других стран (под военные базы и другие комплексы). Их правовой статус определяется в индивидуальном порядке (согласно составленному договору).

Интересный факт
Из-за трехуровневой структуры управления (федеральные органы, законы штата, местное самоуправление) и действия Common Law (единая система прецедентов) в законодательных документах США присутствуют несколько архаичные и даже смешные нормы. Например, в Северной Каролине нельзя играть в бинго более пяти часов, в городе Квитман, (Джорджия) цыплята не должны пересекать дорогу, в Вайоминге запрещается фотографировать кроликов с января по апрель без официального разрешения, а в Полдинге (Огайо) полицейскому позволяется укусить собаку, если он думает, что это ее успокоит.

Законы США

Американская система законодательства является одной из самых сложных в мире. Практически все более-менее важные законы, которые когда-либо применялись на федеральном уровне (есть некоторые исключения, который применялись только на уровне штата или города) попадают в специальный Законодательный Кодекс США – второй по важности документ после Конституции. Всё законодательство страны построено на основе сводов из Конституции (как в прочем и в РФ). Данный документ гарантирует гражданам равные права и возможность их отстаивать.

Также Америка знаменита своими нелепейшими законодательными проектами, которые функционируют несколько лет или даже столетий, хотя серьёзное наказание за их нарушение вряд ли когда-либо последует.

Общий вид законодательной системы Штатов

Главным законодательным документом является Конституция Соединённых Штатов. На её основе составляются и редактируются все действующие законы страны, отдельных штатов и городов. Каждый штат США и даже город вправе принимать собственные законопроекты, однако для их окончательного принятия необходимо согласование с Конгрессом. При этом все предлагаемые отдельные законопроекты штатов и городов не могут противоречить Конституции, действующим законам на федеральном уровне, основным правам человека и действующим законам самого штата.

В основном, данным правом штаты и города пользуются для того, чтобы ввести/отменить дополнительные налоги, пошлины, штрафы, разрешить/запретить продажу некоторых видов товаров. Благодаря этому экономика страны процветает, т.к. доходы с налогов аккумулируются в отдельных штатах, и лишь небольшой процент со всей страны идёт в столицу, где при необходимости может быть распределён между регионами или использоваться в других целях. Также подобная система делает более выгодным ведение торговли как внутри страны, так и на международном рынке.

Однако существенным минусом данной системы считается разлад между регионами. Например, одно время Техас хотел выйти из состава страны. Плюс ко всему юристам приходится “адаптироваться” к правилам каждого отдельного региона, как и гражданам страны. Если в одном штате за нарушение грозит небольшой штраф, то в другом за такое же нарушение будет грозить тюремное заключение.

Иммиграционное законодательство

Официально в Америку можно мигрировать на постоянное место жительство такими путями – по работе, по программе воссоединения семей, по визе талантов, в результате выигрыша в лотерее Грин-карт или при подаче на политическое убежище в США. Всем, кто смог перебраться и получить вид на жительство при помощи данных способов, государство предлагает определённую помощь в адаптации. Однако если вы пребываете в стране по американской визе туриста, студента или другой визе, с которой нельзя получить вид на жительство, то вы не сможете легально устроиться на работу, получать социальное обеспечение, брать крупные кредиты. Исключение составляет студенческая виза, по которой можно работать, но не более 20 часов в неделю, а также получать некоторую социальную помощь от государства и частных организаций.

Уже давно в США приняли закон, который запрещает мигрантам без вида на жительство (Грин-карты), специальной визы или гражданства легально работать в США. Однако это не мешает многим мигрантам в некоторых штатах и городах работать нелегально и при этом сохранять неплохой уровень жизни. Особенно это заметно в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, некоторых южных регионах, т.к. там собирается больше всего мигрантов, плюс ко всему за выполнением данного акта следят довольно плохо.

Однако в случае обнаружения у работодателя нелегальной рабочей силы ему присвоят крупный штраф или потребуют закрыть предприятие. Самим нелегальным работникам ничего серьёзного не грозит, т.е. если человек пребывает в стране легально, то о суде и речи быть не может.

Если у вас закончилась виза, и продлить её невозможно, то вы должны покинуть страну как можно скорее, иначе можно оказаться в числе нелегалов. Помимо того, что вы не сможете устроиться на легальную работу, вам не рекомендуется пользоваться услугами полиции, медицинских и других учреждений, где могут попросить предоставить документы. В случае, если выяснится, что вы в стране нелегально, то вас могут депортировать или отправить в миграционную тюрьму для выяснения дальнейших обстоятельств.

При депортации вам будет запрещён въезд в США на 10 лет.

Те, кто находятся в стране по туристической, учебной, гостевой визе не могут претендовать на получение Грин-карты, т.е. стать полноценным гражданином Америки будет в разы сложнее. Обладатели же рабочей, бизнес, инвестиционной виз могут рассчитывать на получение вида на жительство и в дальнейшем паспорта.

Закон о свободе позволяет легализоваться первой группе людей при помощи права подать заявление на политическое убежище. Если их визы ещё не истекли, то миграционная тюрьма им не грозит, а на время проведения процесс по поводу их заявления они могут остаться в стране на легальной основе (сам процесс может занимать несколько лет). Спустя 6 месяцев после начала процесса, если решение по вопросу не было принято или одна из сторон пытается его оспорить, то подавшему заявление предоставляется официальное разрешение на работу, а также различные социальный страховки в программе помощи беженцам.

Однако в случае отказа вам не обязательно покидать страну, вы можете подать повторный иск, но это уже будет стоить определённых денег, т.к. потребуется нанять адвоката. Подавать иски можно практически бесконечно, затянув тем самым процесс на годы, при этом у вас будут все права американского гражданина. Но каждая попытка обжаловать решение миграционного суда будет стоить крупной суммы, поэтому этот способ остаться в стране легально слишком затратен. Если вам удалось получить политическое убежище, то вам выдаётся Грин-карта и некоторые социальные пособия как беженцу, после определённого срока вы можете стать полноценным гражданином США.

В последнее время, миграционное законодательство Штатов всё сильнее ужесточается. В первую очередь, это связано с наплывом низкоквалифицированной рабочей силы из Мексики, Китая, стран Африки, которые работают нелегально и не платят налоги, что идёт государству в убыток. Также есть риск отмены лотереи Грин-карт, по которым в США ежегодно приезжают на ПМЖ десятки тысяч человек. Причины носят экономический характер, т.к. приехавшие по Грин-карте могут рассчитывать на полное социальное обеспечение от государства, которым они активно пользуются и, как следствие, наносят определённый ущерб экономике.

На данный момент Штаты наиболее заинтересованы в притоке высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, которым проще мигрировать по рабочей, учебной или визе талантов (выдаётся тем, кто обладает каким-либо уникальным талантом или выдающимися достижениями).

Однако даже имея на руках Грин-карту, при серьёзном нарушении закона вы можете быть депортированы из страны без права возврата.

Финансовое и налоговое законодательство

Экономика Штатов является самой сильной и развитой экономикой мира. Главным её костяком является малый и средний бизнес, а также сложная система налогообложения населения и предприятий. Отчасти своё экономическое превосходство Штаты получили ещё и от того, что каждый регион частично независим в своих решениях от центральной власти.

Несмотря на то, что половина экономики страны строится на создании и развитии частных предприятий и компаний, открыть своё дело в этой стране не так-то просто. Всё дело в запутанной системе сертификаций, налогообложения, а также в различных законах относительно рабочей силы, техники безопасности и правил её содержания.

Налоговый кодекс США обязывает каждого гражданина и резидента в обязательном порядке платить подоходный налог. Средняя ставка по стране около 20-25%, однако, следует помнить, что каждый штат в праве установить свой подоходный налог, поэтому где-то это может быть 20%, а где-то 40% (выше 40% поднимать налог правительство штата не имеет права). Также подоходным налогом облагаются и частные предприятия.

Помимо основного подоходного налога есть налог на недвижимость. Опять же в разных регионах он может существенно отличаться. Например, самый низкий налог на недвижимость в штатах Огайо, Техас, Канзас, а самый высокий — в Калифорнии, Нью-Йорке. Также есть дополнительные обязательные налоги Штатов, которые обязаны платить все жители того или иного штата.

К необязательным налогам можно отнести налоги на владение оружием, налоги на некоторые виды товаров/услуг, пользование общественной инфраструктурой. За выплатой всех налогов пристально следят, и в случае неуплаты или просрочки по уплате вам могут предъявить серьёзный штраф (например, если речь идёт о подоходном налоге, то штраф может составить 100% вашего дохода за один год).

В определённых случаях неуплата может грозить тюремным заключением и/или закрытием/приостановкой работы предприятия. Поэтому перед открытием своего дела в Америке рекомендуется тщательно изучить налоговое законодательство страны и штата, где планируете открываться. Также отличным решением будет воспользоваться услугами знающего юриста.

Отдельного рассмотрения требует закон США о налогообложении иностранных счетов. Его основы обязательно знать тем, кто планирует отправиться в Америку по рабочей визе, вести торговлю с компаниями, которые официально зарегистрированы в этой стране, открывать дочернее предприятие уже существующей фирмы в вашей стране, принимать участие в лотерейных розыгрышах и играть в казино.

Согласно данному закону налогом облагается вся прибыль, которая хранится на иностранных счетах. Также есть риск переплатить данный налог, т.к. помимо оплаты сборов американской стороне, законодательство другой страны может потребовать с вас уплату налогов по своему налоговому протоколу. Однако при заключении определённого контракта, платить налоги вы будете только одной стороне.

Находясь в Америке, ни в коем случае старайтесь не нарушать её налоговое законодательство. Специальные службы, которые проверяют налоговые поступления, работают настолько качественно, что могут привлечь вас к ответственности в буквальном смысле за несколько невыплаченных центов. Отчасти это объясняет тот факт, почему собственники предприятий стараются всё реже нанимать на работу нелегалов, а сами американцы боятся иметь проблемы с налоговой.

Если вы являетесь резидентом США, то за невыплату налогов вас также могут лишить вида на жительство.

Также законодательство страны оказывает серьёзное влияние на бизнес-сферу общества. Т.к. частные предприятия являются костяком экономики Штатов, то были выпущены антимонопольный и антитрестовский законы, которые не дают определённым компаниям занять долю на рынке выше определённого процента, облагая их дополнительными налогами, ограничениями и штрафами. Данные законы в большей мере относятся к крупным концернам, малый и средний бизнес в стране открыть и развивать не просто, но государство в основном помогает начинающим.

Недействительные и нелепые законы

Не так давно был окончательно отменён закон о гомстедах, который позволял переселенцам на Дикий Запад и Аляску претендовать на выдачу бесплатных земельных наделов и начального капитала для их развития практически любому желающему. Для этого было необходимо является гражданином страны, не совершать серьёзных нарушений её действующего законодательства и поддерживать действующую власть. Пакт вступил в силу в 1863 году, а был отменён только в 1976 (во всех США, за исключением Аляски) и 1986 годах (на Аляске).

Также американское законодательство славится своими нелепыми законопроектами, которые действительно функционируют. Однако некоторые из них нарушить практически невозможно, а в другом случае невозможно отследить сам факт нарушения. Несколько самых интересных и нелепых законов:

  • В штате Нью-Йорк и Алабама запрещается гулять по воскресеньям с рожком мороженного в заднем кармане брюк.
  • В том же Нью-Йорке за прыжок с небоскрёба действует смертная казнь.
  • В Южной Каролине запрещено содержать лошадь в ванне.
  • В Миссури каждый неженатый мужчина в возрасте от 21 до 50 лет платит дополнительный налог в 1 доллар.
  • В Нью-Джерси убийцам, которые готовят покушение, нельзя одевать бронежилет.
  • На Аляске запрещается рассматривать лосей с самолёта, который находится в воздухе.
  • В Арканзасе всем собакам запрещено лаять после 6 вечера, правда, не указано какое за это будет наказание собаке и/или её владельцу.
  • Во Флориде нельзя принимать душ голышом, но этого закона никто не придерживается.
  • В Северной Дакоте нельзя спать в обуви.
  • В той же Аляске нельзя скидывать с самолёта лося.
  • В Аризоне нельзя спать с ослом/ослами в ванной комнате.
  • В Западной Виргинии мужчинам разрешено вступать в половой акт с животными, вес которых не превышает 18 кг.

Законы штатов и конгресса в США

Конгресс США рассмотрит проект закона о принятии в состав государства на правах 51-го штата острова Пуэрто-Рико. Соответствующий законопроект внесли в парламент полномочный представитель Пуэрто-Рико в нижней палате конгресса Дженнифер Гонсалес-Колон (имеет только совещательный голос) и 37 конгрессменов, представляющих Республиканскую (22) и Демократическую (15) партии.

«Сегодня исторический день. Я горда быть одной из тех, кто открывает путь к деколонизации Пуэрто-Рико», — заявила Гонсалес-Колон, поблагодарив поддержавших ее членов конгресса.

По словам представителя Пуэрто-Рико, остров, 525 лет назад колонизированный испанцами и 120 лет назад перешедший к США, остается старейшей в мире колонией. «Нет никаких причин ждать дольше, чтобы положить конец неравноправию американцев, проживающих в Пуэрто-Рико», — уверена Гонсалес-Колон.

В случае принятия закона палата представителей и сенат должны будут создать специальную комиссию, которая займется решением проблем, связанных с вхождением Пуэрто-Рико в состав США. После этого конгресс должен будет отменить ранее принятые в отношении острова законы, и не позднее 1 января 2021 года Пуэрто-Рико вместе с прилегающими к нему мелкими островами может быть провозглашен 51-м штатом США.

В настоящее время остров, перешедший под контроль США после Испано-американской войны 1898 года, считается свободно ассоциированным с США государством в статусе неинкорпорированной организованной территории. В соответствии с действующим законодательством более 3 млн жителей Пуэрто-Рико имеют гражданство США, однако не участвуют в выборах президента (только в праймериз: в 2016 году на острове их выиграли Хиллари Клинтон от демократов, и Марко Рубио от республиканцев) и не имеют полноценного представительства в конгрессе.

В 2012 году на Пуэрто-Рико был проведен референдум, в результате которого 54% голосов было отдано за изменение статуса острова. При выборе вариантов нового статуса большинство проголосовало за вхождение в США на правах штата. В прошлом году на острове прошел очередной референдум: по его итогам, за обретение прав штата было отдано более 97% голосов.

Конгресс в США

Конгресс США – высший орган законодательной власти США, образующий вместе с исполнительной (Президент США) и судебной (Верховный суд США) ветвями власти Федеральное правительство США.

История Конгресса США начинается с Континентального конгресса, собравшегося в 1774 году. Тогда в Филадельфии собрался первый Континентальный конгресс в ходе борьбы за независимость. Он еще не решился на разрыв с Англией, но осудил ее политику. На конгрессе была принята Декларация (заявление), в которой провозглашались естественные права колонистов на «жизнь, свободу и собственность». Конгресс призвал также к бойкоту английских товаров.

Уже 4 июля 1776 года заседавший в Филадельфии Конгресс принял Декларацию об отделении от Англии. Декларация провозглашала создание независимого государства – Соединенных Штатов Америки (США). Ее автором был Томас Джефферсон, вирджинский плантатор и адвокат, один из виднейших деятелей американской революции.

Конституция 1787 года закрепила республиканский строй. Во главе исполнительной власти был поставлен Президент, а высшим законодательным органом стал Конгресс США. Он состоял из двух палат – верхней (Сената) и нижней (Палаты представителей). В сенат выбирали по 2 представителя от каждого штата, в палату представителей депутаты выбирались пропорционально численности населения штата. Первый двухпалатный конгресс современного типа был собран в 1789 году. В 1800 году он переехал в здание Капитолия в Вашингтоне.

Полномочия Конгресса оговорены первой статьей Конституции США (а также поправками к Конституции). В частности Конгресс имеет право:

– устанавливать финансовую и бюджетную политику Соединенных Штатов;

– устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы;

– объявлять войну, обеспечивать оборону и общее благосостояние страны;

– принимать в состав США новые штаты;

– регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами;

– учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;

– выпускать национальную валюту;

– устанавливать единую систему мер;

– создавать вооруженные силы;

– организовывать почтовую службу и многие другие.

Конгресс США также имеет право «принимать законы, которые необходимы и уместны для приведения в исполнение перечисленных в Конституции США полномочий, а также других полномочий, определенных этой Конституцией для Правительства Соединенных Штатов Америки».

Кроме того, в компетенцию Конгресса США входит управление округом Колумбия, в котором расположена столица США – Вашингтон. Конгресс имеет право проводить специальную процедуру (импичмент), в результате которой могут быть отстранены от должности Президент США или судья Верховного суда.

В то же время власть Конгресса, как и других ветвей власти США, небезгранична. Конгресс не может, согласно Конституции, вводить законы с обратным действием, отменять (за исключением случаев угрозы общественной безопасности) «Хабеас корпус» (презумпцию невиновности), выдавать дворянские титулы. Существуют также и другие ограничения.

Закон, принятый Конгрессом, вступает в силу лишь после подписания Президентом США. Если же Президент использует право вето, то для его преодоления Конгресс должен собрать не менее двух третей голосов в обеих палатах.

Как и первоначально, современный Конгресс состоит из двух палат. Это определено первой статьей Конституции США определяет также и то, что Конгресс США. Это две палаты: Сенат и Палата представителей. Обе палаты избираются путем прямых выборов. Сенат обеспечивает равное представительство в высшем законодательном органе страны всех штатов США. Палата представителей обеспечивает представительство пропорционально численности населения того или иного штата.

Палата представителей насчитывает 435 участвующих в голосовании членов, каждый из которых представляет свой избирательный округ и переизбирается раз в два года. Места в палате представителей распределяются среди штатов на основе численности населения.

Конгрессмены избираются на два года, выборы проводятся каждый четный год. Для того чтобы стать кандидатом в члены Палаты представителей, необходимо быть не моложе двадцати пяти лет, не менее семи лет быть гражданином США и проживать в том штате, откуда кандидат избирается в Конгресс.

Главная задача Палаты представителей – принятие федеральных законопроектов, которые после одобрения Сенатом и подписания Президентом становятся законами США.

Для руководства работой Палаты представителей конгрессмены выбирают спикера (председателя). Традиционно им становится лидер той партии, которая имеет большинство мест в Палате. Спикер Палаты представителей является третьим лицом в «очереди наследования» президентского поста, то есть именно он становится Президентом США, если действующие Президент и вице-президент не могут исполнять свои обязанности.

Сенат состоит из 100 членов, работающих шестилетний срок. Каждый штат имеет двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года примерно одна треть Сената переизбирается. Выборы в Сенат проходят одновременно с выборами конгрессменов. Для того чтобы стать членом Сената, кандидат должен быть гражданином США не менее девяти лет, быть не моложе тридцати лет и проживать в том штате, от которого он избирается.

Сенат рассматривает законопроекты, уже прошедшие через Палату представителей, и одобряет либо отклоняет их. Кроме того, Сенат дает согласие на ратификацию международных договоров, утверждает назначение судей Верховного суда и высших чиновников федерального правительства.

Именно Сенат принимает решение об импичменте (отстранении от должности) Президента и судей Верховного суда. Председателем Сената США является вице-президент Соединенных Штатов Америки. Он не участвует в голосованиях Сената, за исключением случаев, когда голоса сенаторов делятся пополам.

Для обеспечения плодотворной работы Конгресса создаются комитеты, сосредоточенные на каких-либо направлениях деятельности (комитет по сельскому хозяйству; комитет по иностранным делам и так далее). Комитеты могут быть постоянными или специальными. Специальные комитеты обычно создаются для решения какого-либо вопроса, не вписывающегося в компетенцию постоянных комитетов, либо для проведения расследования. Комитеты могут создавать еще более специализированные подкомитеты.

В состав Конгресса входит также ряд вспомогательных служб. Самая, наверное, известная среди них, – это Библиотека Конгресса США, которая считается самой большой библиотекой в мире. Созданная в 1800 году, она имеет универсальные фонды. Исследовательская служба анализирует законопроекты, проводит консультации, общественные слушания и различные изыскания для членов Конгресса. Бюджетное управление Конгресса следит за выполнением бюджета государства.

Для того чтобы быть избранным в Конгресс, кандидат должен удовлетворять нескольким обязательным условиям, оговоренным Конституцией США. С 1904 года и до середины 1950 годов каждому новому члену Конгресса вручалась Библия Джефферсона. Эта традиция была возобновлена в 1997 году частной организацией Libertarian Press.

Резиденцией Конгресса США является Капитолий в Вашингтоне, округ Колумбия. Проводить заседания Конгресса в каком-либо другом месте запрещено Конституцией США.

Законы штатов и конгресса в США

Выше были изложены полномочия Конгресса, в общих чертах описана его структура, однако не стоит забывать, что в федеративном государстве немаловажная роль отводится не только главному законодательному органу страны, но и законодательным органам штатов.

Законодательная власть во всех штатах США принадлежит законодательным собраниям (легислатурам). Легислатура – это видовое название законодательного органа, принятое примерно в половине штатов. Остальные штаты называют свой законодательный орган Генеральной ассамблеей, Законодательной ассамблеей или Генеральным судом. Конституция каждого штата устанавливает структуру законодательного органа штата, порядок его избрания, срок полномочий его членов, полномочия законодательного органа и процедуру их осуществления.

Что касается структуры законодательных собраний, то здесь они во многом повторяют структуру Конгресса: традиционная модель двухпалатного парламента. Как правило, названия палат аналогичны названиям соответствующих палат Конгресса. В науке существует спор о том, какую же структуру легислатур штатов считать предпочтительней. Сторонники двухпалатной системы – традиционалисты утверждают, что двухпалатность служит гарантией от принятия поспешных безответственных законов, что верхняя палата сдерживает “импульсивные действия” нижней; что эта система способствует лучшему балансу властей и предупреждает узурпацию; также двухпалатность позволяет справляться с большим объемом работы, поскольку законопроекты могут вноситься в обе палаты. Как отмечает в своей работе В.А. Савельев, “одна палата могла бы проводить всю подготовительную и черновую работу по одной группе законопроектов, а другая – по другой, значительно экономя тем самым общие усилия” 11 Савельев В. А.. Капитолий США прошлое и настоящее. М.: Мысль, 1989 г.С. 168. Самый же сильный аргумент состоит в том, что эта система традиционно американская и нет нужды ее менять.

Приверженцы однопалатного устройства – реформаторы считают, что двухпалатный законодательный орган создает массу возможностей для различного рода махинаций групп давления, для закулисных сделок; затягивает и усложняет законодательный процесс, порождает волокиту и тем самым мешает осуществлению насущных законодательных программ. Главными же преимуществами однопалатной легислатуры, считают они, является более высокая эффективность и низкая стоимость. Возможно также, что при таком устройстве качество законов заметно бы возросло. В.А. Савельев, ссылаясь на исследователей конгресса, пишет, что Палата представителей склонна “пропускать слабопродуманные и неразумные законопроекты, причем сами конгрессмены прекрасно понимают, что такие законопроекты не должны стать законами, и рассчитывают на то, что Сенат их не пропустит” 22 Там же. с. 169. А в однопалатном конгрессе такая легкомысленность была бы недопустима. Кроме того, с учетом небольших территорий самих штатов и соответствующей численности населения в них не имеет смысла избирать две палаты. Однако, все американские штаты, за исключением Небраски, имеют двухпалатные легислатуры. Это можно объяснить влиянием традиции, а также боязнью законодателей американских штатов потерять свои места в законодательном органе. Поэтому Небраска даже по прошествии более 70 лет со дня введения в нем однопалатной легислатуры до сих пор остается единственным штатом с однопалатным устройством законодательного органа. Наличие в стране легислатур штатов, как с двухпалатной, так и с однопалатной системой свидетельствует о жизнеспособности обеих структур и об их способности работать одинаково хорошо.

При рассмотрении прерогатив легислатур, прежде всего, необходимо остановиться на их полномочии по принятию законов. Законодательные органы штатов вправе разрабатывать поправки к собственным конституциям, утверждать законодательство об охране окружающей среды, а также уголовное, трудовое и иное законодательство, предоставлять льготы малому бизнесу, повышать налоги на торговлю определенными видами товаров и т.п. Однако не стоит забывать о верховенстве федерального права: принимаемая в штате норма не должна противоречить федеральному закону. В случае такого противоречия “верховным правом страны” считается последний.

Конституции ряда штатов наряду с определением полномочий легислатур устанавливают и ограничения их прав в области принятия законов: в трети штатов предусмотрено право народа непосредственно законодательствовать в форме “народной инициативы” или изменять законы – право на референдум. В первом случае определенный процент избирателей с помощью петиции предлагает закон или поправку к конституции, которые ставятся на голосование в легислатуре. При референдуме на суд избирателей чаще представляют конституционные поправки, иногда законы, регулирующие производство и продажу спиртных напитков, или азартные игры и лотереи. Таким образом легислатуры, по замечаниям М.Д. Скидмора М.К. Трипа в демократическом обществе помогают демократическому процессу.

Одной из наиболее важных функций легислатур является принятие бюджета и финансовых программ. Также легислатуры активно участвуют в отборе назначаемых должностных лиц в исполнительной и в судебных спорах. На уровне федерации в целом эта роль принадлежит Сенату. На уровне штатов их сенаты также обычно утверждают должностных лиц на посты, имеющие политическое значение, за исключением членов кабинета, которые обычно избираются отдельно.

Осуществление квазисудебных полномочий при импичменте также принадлежит легислатурам штатов. На федеральном уровне Палата представителей вправе выдвинуть обвинение против должностного лица, после чего Сенат проводит слушания по этому делу и в случае признания лица виновным освобождает его от занимаемой должности. Аналогичная процедура в отношении Губернатора, судей и ряда других должностных лиц существует и в большинстве штатов.

Из выше сказанного следует вывод о том, что деятельность легислатур в штатах имеет немаловажное значение. Ошибочным является мнение о второстепенной роли легислатур в жизни страны.В.А. Савельев по этому поводу отмечает, что “легислатуры даже сравнивают со “второй лигой” в спорте, которую обозреватели не балуют вниманием”. Это не удивительно, “поскольку гораздо меньше ученых анализируют проблемы легислатур” 11 Савельев В. А.. Указ. соч.С. 225. Однако эти органы имеют отнюдь не второстепенное и символическое значение, они рельно действуют. За легислатурами закреплен довольно широкий круг вопросов, по которым они могут законодательствовать. Издавая законы, затрагивающие различные вопросы, они участвуют во всех сферах общественной и политической жизни штата. Кроме того, легислатуры наделены полномочиями по осуществлению импичмента в отношении должностных лиц штатов, а также участвуют в применении импичмента к судьям. Если бы конституции штатов отражали реальное положение дел, законодательная власть являлась бы самой главной ветвью власти. Однако в силу недоверия избирателей и поведения самих законодателей легислатуры все еще не достигли отведенного им места в системе органов власти штатов. Но, несмотря на такое положение дел, деятельность законодательных собраний штатов все же оказывает большое влияние на государство в целом. “Именно на уровне легислатур штатов ведется первоначальная наладка государственной машины, зачастую методом “проб и ошибок”, с целью учета тех важных перемен, которые происходят в американском обществе” 22 Там же. С. 226. Не стоит забывать и о преемственности, общности и взаимной обусловленности между штатами и федерацией. Так, например, по замечанию В.А. Савельева, “Легислатуры штатов служат плодородной почвой, на которой вырастают отличные республиканские кандидаты на посты губернаторов, в палату представителей и сенат США” 11 Савельев В.А. Указ. соч. с. 227. Кроме того, легислатуры штатов “постоянно и активно приспосабливают государственный механизм к требованиям дня” 22 там же. С. 226, – в этом и состоит смысл их существования.

Рассмотрим, как же строятся взаимоотношения легислатур и законодательной власти федерации.

Как упоминалось выше (см. предыдущий параграф), текст Конституции США позволяет определить полномочия Конгресса. Что касается полномочий штатов, здесь определяющую роль играет X поправка, относящая к их компетенции все то, что Конституция не закрепляет за Союзом. Так, в законе “Акт Федерализма 1999” подчеркивается, что “Конституция создала сильную федеральную систему, резервируя за штатами все те полномочия, которые не были делегированы Федеральному правительству в явном виде” 33 Эдвард Ожиганов. Указ. соч. .

Существует сфера частично “совпадающих” прав федерации и штатов. Ее возникновение У. Бернам объясняет действиями Суда, который “позволил, чтобы федеральная власть расширилась до такой степени, что федеральное правительство, согласно нормам Конституции о своим полномочиях в сфере регулирования торговли, может осуществлять регулирование практически в любой точке страны по любому предмету, который можно представить как имеющий хоть какое-нибудь воздействие на экономику” 44 Бернам У. Указ. соч.С. 91. Наряду с расширившимися полномочиями федерального правительства сохранилась традиционная власть штатов “создавать законы, касающиеся лиц и деловых операций в рамках их границ” 55 Там же. . Таким образом и возникли “параллельные полномочия” двух уровней власти. Не стоит забывать о так называемом Положении о верховенстве (Supremacy Clause) в случае явного противоречия между законодательным органом федерации и отдельных штатов по конкретным вопросам экономической и социальной политики. Это Положение содержится в Статье VI Конституции США: “Конституция и Законы Соединенных Штатов. являются высшими законами страны”. Эдвард Ожиганов в своей работе ссылается на решение Верховного Суда США, в соответствии с которым “статут штата является ничтожным в той степени, в которой он фактически находится в противоречии с имеющим силу федеральным статутом” и что конфликт будет классифицирован, если согласие между федеральным и штатным правом невозможно или если право штатов представляется как препятствие полному выполнению целей Конгресса (Edgar vs. Mite Corp., 457 USA 624, 631, 1982).1

В федеративном государстве противоречия между федеральными и региональными полномочиями не является редкостью. Коллизии федеральных полномочий и полномочий штатов, по мнению У. Бернама, “могут иметь место в двух случаях: когда федеральные законы стремятся регулировать деятельность самих штатов, и когда эти законы направлены на регулирование частной деятельности в штатах” 22 Бернам У. Указ. соч.С. 550.

Изучение различных случаев вторжения федеральных властей в компетенцию штатов позволяет говорить о существовании 14 методов такого вмешательства: “от полного запрещения им регулировать те или иные сферы до разрешения регулировать частично определенные области. Конгресс нередко прямо требует от штатов принятия того или иного закона или выполнения соответствующих требований” 33 Проблемы федерализма: российский и мировой опыт. Ответственный редактор Г.Ю. Семшин. М.: ИСП РАН, 2003 г. с. 170.

Исторически сложилось так, что штаты дорожат своей “независимостью” от федерального центра. Бывает, любое вмешательство в их деятельность может оказаться болезненным. Однако стоит заметить, что вмешательство Конгресса в деятельность легислатур часто имеет положительное значение, так как проблемы “традиционно местного значения” нередко становятся проблемами “общегосударственного звучания”.У. Бернам приводит следующий пример такого вмешательства: когда низкий уровень уплаты алиментов на содержание детей ответственными за это родителями стал позорным явлением для всей страны, Конгресс своим актом установил минимальные ставки алиментов.1 В результате законодательного вмешательства федерации федеральный закон не подменяет собой закон штата, происходит лишь наложение “пласта федеральных законодательных норм на существующий пласт правовых установлений штата” 22 там же с. 93.

Подводя итог по этому параграфу, стоит отметить особое положение федерального законодательного органа власти и законодательных собраний штатов. Конституция США разграничивает их полномочия, определяя права Конгресса, и закрепляя в Поправке X “остаточную компетенцию” органов штатов. Перечень разграниченных прав дополнен принципом “подразумеваемых полномочий”, в соответствии с которым Конгресс имеет право принимать все необходимые законы с целью реализации своих полномочий. Также необходимо сказать о совместном осуществлении Конгрессом и штатами ряда вопросов, таких как: промышленное и социальное законодательство, управление земельной собственностью федерации и отдельных штатов, законодательство о транспорте и т.д. В области совпадающих прав нередко происходят конфликты: штаты попросту игнорируют законы, которые им “не по душе”. Известно, что при возникновении коллизии федерального закона и закона штата, действует федеральная норма (в соответствии с Supremacy Clause). Но это положение не должно давать оснований считать штаты чем-то второстепенным. Сохраняется тенденция известной самостоятельности органов штатов. Конгресс переадресовывает долю вопросов на уровень легислатур штатов, снимая тем самым “часть общенациональных конфликтов среди правящих кругов” 33 Савельев В. А.. Указ. соч.С. 228.

Формально в вопросы ведения штатов Конгресс вмешиваться не вправе. Федеральные органы и органы штатов независимы, каждый из уровней власти в пределах предоставленных Конституцией прав суверенен. Таким мыслился федерализм “Отцам-основателям”. Но реальный механизм федерации далек от его первоосновы. Жизнь переплетает федерацию и штаты тысячами нитей, интегрируя их в единое целое. Уже давно изучены случаи вторжения Конгресса в компетенцию легислатур штатов, и это обстоятельство позволяет говорить о существовании более 10 способов такого вмешательства. Но это вмешательство не должно выходить из разумных пределов “сотрудничества” двух уровней власти.

Источники:
http://studopedia.ru/8_42367_kongress-ssha.html
http://meet-usa.com/ru/documents/svod_federalnyh_normativnyh_aktov/
http://visasam.ru/emigration/canadausa/zakony-v-usa.html
http://www.rbc.ru/politics/28/06/2018/5b34b8869a7947595366c8d0
http://public.wikireading.ru/35792
http://studbooks.net/876762/pravo/organizatsiya_zakonodatelnoy_vlasti_shtatov_vzaimootnosheniya_kongressom
http://www.uadream.com/tourism/America/USA/element.php?ID=94475

Ссылка на основную публикацию
×
×